Проблема бытия в древнегреческой философии (Парменид, Зенон) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема бытия в древнегреческой философии (Парменид, Зенон)



 

Зенон Элейский (490-430)

Прославился своими апориями (затруднения, неразрешимое противоречие): Ахиллес и черепаха, Дихотомия (деление пополам), Стрела, Стадион.

 

В апории «Ахиллес и черепаха» Ахиллес в принципе не может догнать черепаху, т.к. нельзя за конечное время преодолеть бесконечное количество отрезков, на которые делится расстояние между ними.

Этим он доказал невозможность мыслить движение без противоречия (конечная бесконечность). А то, что нельзя мыслить - не существует. Поэтому мир не такой, каким мы его воспринимаем. Его сущность не совпадает с нашим ощущением о нем.

Показал диалектическое противоречие и разницу между сущностью и явлением, между чувственным и рациональным познанием..

Аристотель назвал его «отцом диалектики» за его приемы косвенного доказательства выводов Парменида о бытии.

 

Заслуга древнегреческих диалектиков в том, что они сформулировали:

1. Принцип противоречивости всего существующего, перехода в свою противоположность.

2. Диалектическую идею развития путем перехода количественных изменений в качественные.

3. Принцип всеобщей взаимосвязи всех процессов и явлений, а также соответствующих им понятиям.

 

 

Аристотель назвал его «отцом диалектики» за его приемы косвенного доказательства выводов Парменида о бытии Диалектика Платона: см. его учение о двойственности мира (параграф (№4);

 

Диалектика Аристотеля: см. его учение о материи и форме мира (параграф (№5);.

Афинская школа (Сократ, Платон, Аристотель)

С

Философия Сократа

Сократ (469-399)

– объективный идеалист, скульптор.

 

Сам ничего не писал. Излагал свои идеи устно в форме диалога или спора. Создал в Афинах философскую школу. Осужден за критику богов и афинской демократии (бобы – жребий при выборе должностных лиц государства (рулевой, плотник, флейтист) – глупо!). Присужден к изгнанию. Казнен (цикута, «Гамлет»).

 

Гносеология:

Скептически относился к возможности и необходимости эмпирического познания природы, к способностям органов чувств. Это противно Богу, который руководит природой. Т.е. Сократ был агностиком в познании материального мира.

Природу познать невозможно и не нужно, т.к. ею руководит Бог (агностицизм Сократа). Во власти человека не природа, а его душа. В ней сущность человека. Поэтому главная задача человека – самопознание для нахождения обще человеческих нравственных норм, чтобы человек стал лучше.

Главные нравственные ценности: бескорыстие, служение добру, следование своему долгу и принципам.

«Познай самого себя!» – (Nosce te ipsum).

 

Знание есть обнаружение общего для ряда вещей (т.е. создание понятий).

 

Этика: Был сторонник рационалистической этики (этического идеализма).

Дурные поступки людей - из-за незнания или заблуждения. Добродетель невозможна без наличия знаний, следовательно, она зависит от познания. Т.е. человек может стать лучше, нравственнее, только если будет углублять знания. Знание есть источник (основа) нравственного развития общества.

Т.о. СократПлатон – рационалист и об. идеалист, т.к. гл. движущая сила развития общества – знание (идеальное начало).

 

Гносеология:

Логика Сократа

Развил искусство спора для исследования и углублениясовершенствования понятий с помощью диалектики (путем последовательного и качественного уточнения и углубления понятий).

Это т.н. «субъективная диалектика», т.е. диалектика понятий, мышления, в отличие от объективной диалектики природы (вещей).

 

Противоречия есть движущаяся сила развития. Познание истины может быть только в научном споре путем столкновения мнений и разрешения возникающих противоречий. Противоречия есть движущаяся сила развития.

Создал т.н. «метод иронии» - последовательное приведение соперника в споре к противоречию с его первоначальным утверждением, после чего начинался совместный поиск истины и уточнение понятия.

Например: сформулируйте самостоятельно понятие «ручка». Затем попытайтесь уточнить его.

 

Д Например:

диалог Сократа с Евтидемом о понятии «несправедливость»:

1 уровень исследования понятия:

Понятие «справедливость» – есть то, что хорошо.

Евтидем: «Несправедливость -, т.е. несправедливые поступки (ложь, обман, грабеж) – то есть то, что плохо».

Сократ: «А хитрость (обман) врага в бою? А военные трофеи?». Нахождение противоречия в утверждении у оппонента.

2 уровень:

Евтидем: Уточняю понятиеим: «Неправедливость – это обман друзей. (Друзьям нужноадо говорить только правду!). А по отношению к врагам обман допустим.

Сократ: А поддержка тяжело заболевшего друга добрым словом «Ты обязательно выздоровеешь!». (или святая ложь врача, матери – инсульт «Совсем неплохо!» во спасение больного).

3 уровень:

Совместный поиск истины и Совместный, окончательноеый вывод и:

уточнениное понятие «несправедливости»:

«Несправедливость есть: а) плохие поступки б) по отношению к друзьям,,в) которые им вредят».

Т.о. уточнение и углубление понятия идет через разрешение диалектических противоречий в споре, т.е. через качественное развитие.

Сравни:

Первоначальное понятие «Человек» как биологический вид: «Это животное на двух ногах без перьев и без шерсти».

Но есть и ощипанный петух тоже без крыльев и без шерсти!

Уточненное понятие: Человек есть животное на двух ногах без перьев шерсти и без клюва».

Философия Платона

Платон

(наст. имя Аристокол - широкие плечи, ок.427-347 до н.э.)

 

Объективный идеалист, ученик Сократа.

Бежал из Афин после гибели учителя. Создатель системы объективного идеализма. Создал философскую школу – Академию (сад на окраине Афин), ученики – академики (900 лет!).

 

Онтология Платона.

Платон перешел от анализа предметов к анализу понятий, как основы вещей.

Учение о двойственности мира:

Мир двойственен. В основе всего лежит мир идей (эйдос), которые создаются и движутся с помощью Бога (мастера). Идеиистинны, вечны, неизменны, например, идея «дерево», «человек».

Например, отдельные деревья появляются и исчезают, а идея дерева неизменна и вечна.

 

Есть также мир предметов (вещей), он вторичен и производен от мира идей (эйдос), т.к. вещи которые временны, возникают и погибают, движутся и изменяются. В них нет ничего прочного и, следовательно, истинного. Предметы это как мерцающие тени на стене пещеры.

Мир вещей вторичен и производен от мира идей (эйдос). Ониистинны, вечны, неизменны), например, идея «дерево», «человек».

Например, отдельные деревья появляются и исчезают, а идея дерева неизменна и вечна.

Таким образом, в основе мира лежат идеи, которыми мир создается и движется с помощью Бога (мастера).

 

Диалектика мира - в единстве и взаимосвязи мира идей и мира вещей.

Таким образом, Платон подчеркивает значимость идей (понятий) в мире, например, в науке и их диалектическую связь с вещами!

 

 

Гносеология Платона

В познании главная роль отводится душе. Предметом познания является мир идей, которые постоянны, устойчивы.

Так как идеи первичны, то чЧувства обманывают человека. Для познания мира нужно «закрыть глаза и заткнуть уши». И дать размышлять душе, которая будет «вспоминать» (анализировать) врожденные идеи, которые ей даны свыше до рождения человека. Именно первичное знание идеи вещи позволяет познатьузнать и саму вещь.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.91.8.23 (0.01 с.)