Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Методы исследования причинной связи явлений
Содержание книги
- С. Н. Виноградов и А. Ф. Кузьмин
- Предмет и задачи науки логики
- О материалистическом понимании мышления
- Мышление — опосредствованное и обобщённое познание действительности
- Сравнение — это такой логический приём, с помощью которого устанавливается сходство и различие предметов, явлений объективного мира.
- Анализ — это такой логический приём, с помощью которого мы мысленно расчленяем предметы, явления, выделяя отдельные их части, свойства.
- Понятие — это мысль, которая отображает общие и существенные признаки предметов.
- Ограничить понятие — это значит перейти от более общего понятия к менее общему понятию.
- Определение и деление понятия
- Определение должно быть ясным, четким, не допускающим двусмысленных или метафорических выражений.
- Приёмы, заменяющие определение
- Суждением называется мысль, которая утверждает или отрицает что-либо относительно предметов и их признаков.
- Утвердительные и отрицательные суждения
- Суждения возможности, действительности и необходимости
- Объём подлежащего и сказуемого в суждении
- В общеотрицательных суждениях и подлежащее, и сказуемое распределены.
- Уточнение логического смысла суждений
- Обращение есть такой логический приём, посредством которого подлежащее суждения превращается в сказуемое, а сказуемое в подлежащее.
- В данном рассуждении, споре, дискуссии каждое понятие должно употребляться в одном и том же смысле.
- Два противоположных высказывания не могут быть оба истинными в одно и то же время, в одном и том же отношении.
- Из двух противоречащих суждений всегда одно истинное, другое ложное, А третьего быть не может.
- Всякая истинная мысль должна быть обоснованной.
- Терминами называются понятия, которые входят в состав посылок и заключения.
- Понятие о фигурах силлогизма
- Сокращённая форма силлогизма, в которой какая-либо часть его не высказывается, А только подразумевается, называется энтимемой.
- Неполная индукция — это такой вид индуктивного умозаключения, посредством которого общий вывод получается из посылок, не охватывающих всех случаев изучаемого явления.
- Методы исследования причинной связи явлений
- Аналогия — это такая форма умозаключения, в которой от сходства двух предметов в одних каких-либо признаках мы заключаем о сходстве этих предметов в других признаках.
- Определение логического доказательства
- Доказательство — это логическое действие, в процессе которого истинность одного какого-либо суждения обосновывается с помощью других суждений, истинность которых проверена на практике.
- Доказательство, в котором истинность тезиса обосновывается посредством опровержения истинности других положений, называется косвенным доказательством.
- Доводы должны являться достаточным основанием для тезиса.
Похожие статьи вашей тематики
В науке и технике, в политической и общественной жизни всегда бывает важно найти причину интересующего нас явления. Найти причину — это значит во многих случаях подчинить себе явление, получить возможность управлять им. Например, техник, обнаружив причину остановки машины, устраняет эту причину, и машина снова начинает работать.
Исследование причины обычно начинается с наблюдения. В процессе наблюдения нередко применяется (в естественных, технических и некоторых других науках) эксперимент, т. е. искусственно созданный опыт. Наблюдая и экспериментируя, одновременно пользуются методами исследования причинной связи явлений. Таких методов известно четыре: метод сходства, метод различия, метод остатков и метод сопутствующих изменений.
Обычно один метод применяют в сочетании с другим, и тогда получаются комбинации разных методов. Наиболее распространённой комбинацией является соединённый метод сходства и различия.
С помощью этих методов выясняется причинная связь явлений.
Метод сходства
Рассмотрим этот метод на следующем примере. При прохождении солнечного луча через призму появляются цвета радуги. Это же явление наблюдается при прохождении белого света сквозь некоторые другие прозрачные тела: сквозь капли воды, шестигранные кристаллы и пр.
Таким образом, в разных условиях наблюдается одно и то же явление.
Очевидно, во всех этих случаях должна быть одна и та же причина появления радужного цвета. Этой причиной не может быть состав вещества прозрачных тел, так как в одном случае мы имеем дело с кристаллами, в другом — с водой и т. д. Причиной не может также быть размер прозрачных тел — в разных случаях он разный.
Перебирая различные возможности, мы останавливаемся на том, что действительно является общим для всех исследуемых случаев. Таким общим будет особая форма прозрачных тел: она или призматическая, или сферическая, т. е. такая форма, в которой белый луч разлагается на составляющие его цвета.
Таким образом, мы нашли причину явления, пользуясь методом сходства.
Формулировка метода сходства следующая:
Если наблюдаемые случаи какого-либо явления имеют общим лишь одно обстоятельство, то оно и есть причина данного явления.
Метод сходства, как и все индуктивные методы, представляет собой выведение общего из отдельных частных случаев. Чем шире круг этих частных случаев, тем выше достоверность нашего вывода.
Однако, как мы знаем, достоверность вывода в научной индукции зависит не только от количества наблюдаемых случаев, но главным образом от того, насколько мы глубоко и тщательно исследовали изучаемое явление.
Применяя метод сходства, мы должны точно установить, что для всех изучаемых явлений действительно имеется лишь одно общее обстоятельство. Но так как установить это нередко бывает трудно, то метод сходства дополняется другими методами индукции.
Метод различия
Поясним этот метод на таком примере: под воздушным колоколом производится звук; если под колоколом есть воздух, то звук слышен, если воздуха нет, то звук не слышен.
Отсюда можно сделать следующий вывод: для распространения звука необходим (в данных условиях) воздух.
Возьмём другой пример. В саду растут кусты малины. Часть кустов — на солнечной стороне, а часть — в тени. Все другие условия их роста и развития (почва, влага, удобрение и пр.) одинаковы. Сорт их тоже одинаков. На кустах под солнцем — ягоды сладкие, на кустах в тени — ягоды безвкусные, несладкие.
Отсюда делается такой вывод: причина сладости этих ягод — действие солнечных лучей.
Оба эти вывода сделаны по методу различия.
Суть этого метода заключается в следующем: мы сравниваем два случая интересующего нас явления. Находим, что эти два случая сходны во всех обстоятельствах, кроме одного. Отсюда делаем вывод, что это единственное обстоятельство и представляет собой причину изучаемого явления.
Формулировка метода различия следующая:
|