Вспомогательные средства обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вспомогательные средства обучения



Лабораторное оборудование необходимо для выполнения опытов на уроках природоведения. В начальной школе следует иметь набор пробирок, штатив для них, стаканы тонкого стекла, гвоздик или стеклянную пластинку для определения твердости минералов, подставку для демонстрации горения, проволочную асбестированную сетку, лабораторный штатив, воронки, наборы фильтров, колбы, колбы с пробкой, в которую вставлена стеклянная трубка, демонстрационный столик.

 

Оборудование учитель готовит заранее: до урока он ставит необходимое оборудование на свой рабочий стол. Если опыты проводят учащиеся, то оборудование необходимо раздать на каждое рабочее место.

 

Для проведения экскурсий необходимо иметь экскурсионное оборудование. В него входят: коробки для образцов почв и полезных ископаемых данной местности, совок для выкапывания растений, небольшая (саперная) лопатка с короткой ручкой, сачки воздушные и водные, ведерко, коробки для насекомых, рейка для измерения снежного покрова (для зимней экскурсии).

 

В классе учащиеся обрабатывают принесенные материалы. Для этого нужны пресс, расправилки для бабочек, энтомологические булавки и коробки с дном из торфяных пластинок.

 

В начальной школе экскурсионное оборудование несложно и при необходимости может быть изготовлено своими силами или с помощью учащихся старших классов.

 

Технические средства обучения — это телевизоры, видеомагнитофоны, диаи графопроекторы, киноаппараты и т. д.

§ 31. Комплексное использование средств обучения

 

При том разнообразии средств обучения, которые созданы для изучения природоведения и естествознания, перед учителем стоит сложная задача — отобрать к уроку наиболее эффективные из них для данного учебного материала. При этом необходимо иметь в виду, что «...ни одно из средств обучения, взятое в отдельности, не может обеспечить успех обучения, и только их правильное сочетание, отвечающее особенностям изучаемого вопроса, познавательной задаче и особенностям познавательной деятельности учащихся дает возможность достигнуть оптимальных результатов»1.

 

Необходимость комплексного использования средств обучения объясняется и тем, что полнота представлений зависит от того, сколько органов чувств участвует или участвовало в восприятии объектов, представление о которых формируется на уроке. Образные представления возникают и формируются прежде всего на основе той информации, которую ученик получает из иллюстративных средств обучения.

 

Поэтому при отборе средств обучения к уроку необходимо исходить из темы и целей обучения, а также учитывать подготовленность школьников к изучению данного материала. В первую очередь необходимо провести тщательный анализ учебного материала, выделить понятия, которые следует формировать, затем определить средства обучения, учитывая их возможности, которые помогут формированию понятий, место этих средств на уроке, методы и приемы работы с ними.

 

Например, тема урока «Формы поверхности — овраг, холм». Цель урока — формирование понятий «овраг», «холм». Для реализации этой цели можно использовать следующие средства — учебник, тетрадь на печатной основе, план местности, таблицы «Овраг», «Холм», «Холмистая равнина», «Борьба с оврагами», серию транспарантов «Образование оврага», серию диапозитивов «Поверхность суши», диафильм «Формы поверхности», модели оврага и холма. Эти средства различны по содержанию, свойствам и дидактическим возможностям.

 

Как видим, средств обучения по теме урока разработано немало. Какие же из них следует отобрать? В первую очередь следует учитывать, что избыток средств наглядности снижает уровень восприятия материала. Следовательно, нужно тщательно определить дидактические возможности каждого средства и соотнести их с целями урока. Вторым важным фактором в отборе средств обучения является наличие или отсутствие у школьников представлений об овраге и холме. Рассмотрим различные подходы к отбору средств обучения в зависимости от имеющихся у детей представлений.

Первый вариант. Учащиеся наблюдали овраг и холм в природе, то есть у них имеется представление об этих формах рельефа. Поэтому на уроке эти представления расширяются, углубляются и на этой основе формируется понятие оврага и холма. В решении этой задачи помогут модели, серия транспарантов, таблица «Борьба с оврагами», учебник и тетрадь на печатной основе. Начинается работа с беседы о том, какой овраг дети видели в природе: какие у него склоны, дно, где находится верховье, глубокий овраг или нет, старый он или молодой. После этого школьники рассматривают модель оврага по тому же плану, находят общие и отличительные признаки. Затем эти же части оврага дети находят на схеме в тетради на печатной основе и подписывают их.

 

Понятие «овраг» будет неполным, если не познакомить детей с процессом его образования и развития. В этом плане незаменимым пособием является серия транспарантов «Образование оврага». Она позволяет увидеть развитие процесса — от промоины до зрелого, разветвленного оврага.

 

При знакомстве со способами борьбы с оврагами целесообразно использовать таблицу «Борьба с оврагами» и соответствующий текст в учебнике. Содержание таблицы позволяет выделить и обобщить существенные признаки понятия «овраг». Аналогично проводится работа с понятием — «холм».

 

Второй вариант используется, если дети не наблюдали холм и овраг в природе. В этом случае формирование понятия целесообразно начать с демонстрации кадров диафильма «Формы поверхности», на котором изображены: молодой, растущий овраг, его части, водный поток в овраге, старый овраг.

 

Кадры диафильма способствуют формированию представления об овраге, его частях, особенностях старого и молодого оврага. При демонстрации субтитры читаются полностью. Следующие этапы работы будут аналогичны первому варианту — работа с транспарантами и таблицей.

 

Затем проводится работа с кадрами «холм» и «холмистая равнина», с помощью которых создается образ холма. Практическая работа с моделью «Холм» позволяет уточнить представление о холме. На схеме в тетради на печатной основе школьники еще раз покажут части холма, затем найдут холмы на плане местности. В заключении можно предложить детям вылепить из пластилина (или другого материала) модель оврага и холма.

Сочетание учебника, экранно-звуковых и печатных средств дает необходимый результат, т. к. помогает показать изучаемый объект или явление с разных сторон.

Вопросы и задания к главе VII для самопроверки теоретического материала

 

1. Раскройте содержание понятия «средства обучения».

 

2. Каково значение средств обучения в курсе естествознания?

 

3. Почему учебник является важнейшим средством обучения?

 

4. В чем дидактическая ценность натуральных средств обучения?

 

5. Расскажите о работе с коллекциями. Как вы считаете: в чем смысл составления коллекций на краеведческой основе?

 

6. Назовите виды таблиц по естествознанию. Расскажите о методике работы с ними.

 

7. Какова роль карты в изучении естествознания?

 

8. Почему в работе с экранными средствами обучения наблюдение изображения и его анализ являются основными методическими приемами?

 

9. Каковы особенности диафильма как средства обучения?

 

10. Какова методика работы с кинофильмами?

 

11. В чем сущность понятия «Комплексное использование средств обучения»?

 

12. Что входит в состав учебно-методического комплекта для учащихся начальной школы? Какова в нем роль учебника?

ПРАКТИКУМ

 

1. Объясните необходимость разнообразия средств обучения для курса начального естествознания.

 

2. Выявите две основные функции средств обучения и их взаимосвязь с методами обучения.

 

Думайте и рассуждайте. Ответить на эти вопросы вам помогут предложенные здесь практические задания.

 

3. Используя классификацию средств обучения, разделите их на две группы — для учителя и для учащихся. Запишите их названия в таблицу:

 

Объясните состав каждой группы, установите взаимосвязи между ними и покажите их связь в таблице стрелками.

 

4. Как вы считаете, какие методы и приемы целесообразно использовать при работе:

 

а) с коллекцией почв;

 

б) с таблицей «Раннецветущие растения»;

 

в) с моделью Земли — глобусом;

 

г) с кинофрагментом «Почему бывают времена года».

 

Свою точку зрения аргументируйте.

 

5. Как вы объясните связь между утверждениями:

 

а) все средства обучения взаимосвязаны, но не взаимозаменяемы;

 

б) на уроке необходимо комплексное использование средств обучения.

 

Рассуждайте и доказывайте с примерами.

 

6. К уроку «Водоемы нашего края» учительница подобрала следующие средства обучения: физические карты области и России, серию диапозитивов «Вода в природе», таблицы «Река в горах» и «Равнинная река», кинофрагмент «Источник. Река», учебник природоведения, естествознания.

 

Определите место каждого средства в уроке, дидактическую задачу, на решение которой направлена работа с ним. Установите, насколько соответствует выбор учителя тем требованиям, которые предъявляет методика к составлению поурочного комплекса. В случае затруднения вернитесь к тексту главы. Оцените деятельность учителя.

 

7. Определите исходные положения подбора средств обучения к уроку по теме «Растения зимой». Составьте этот комплекс, аргументируйте свой выбор.

 

8. Дайте оценку комплексу средств обучения к урокам «Разнообразие растений» (II—III кл.) и «Природа степей» (III—IV кл.) по программе «Природоведение» А. А. Плешакова. Эти комплексы предложены автором в рекомендациях для учителя. При оценке комплекса используйте свои знания о требованиях к его составлению.

Ответ обоснуйте.

 

9. Главным средством обучения при изучении полезных ископаемых является коллекция. Какие средства в сочетании с ней следует еще использовать? Почему?

 

Докажите свою точку зрения.

 

10. К уроку «Растения летом и осенью» предлагается таблица «Осень» и репродукция картины И. Левитана «Золотая осень». Какой вариант использования пособий вы выберите:

 

а) только таблица;

 

б) только репродукция картины;

 

в) и таблица, и репродукция картины. Объясните свою позицию.

 

11. Подумайте, на каком этапе урока по теме «Свойства воды», с какой целью можно использовать серию транспарантов «Круговорот воды в природе».

 

Ответ обоснуйте.

 

12. Выберите любой диафильм и проанализируйте его по плану:

 

а) содержание;

 

б) качество информации;

 

в) качество изображения объектов и явлений.

 

13. Содержание изученной вами главы позволяет выделить следующие требования к использованию средств обучения:

 

1) они должны выступать в качестве источника знаний, а учащиеся в роли исследователей;

 

2) средства обучения необходимо изучать всесторонне;

 

3) средства обучения следует использовать для развития творческого мышления детей.

 

Как вы считаете, указаны все требования или следует что-либо добавить? Если, по вашему мнению, необходимы дополнения, то назовите их. Продумайте обоснование для каждого требования. Докажите свою точку зрения.

 

14. Прочитайте следующее утверждение: средства обучения способствуют развитию мыслительной деятельности учащихся, формированию у них умения проводить анализ, синтез, применять логические приемы, сравнение, обобщение, классификацию и другие операции; формулировать выводы.

 

Насколько правомерно это утверждение? Свой ответ обоснуйте.

 

15. Просмотрите составленную вами методическую картотеку по проблеме использования средств обучения. Выделите тот материал, в котором раскрываются новые, эффективные приемы работы. Расскажите о них.

Список рекомендуемой литературы

 

1. Аквилева Г. Н. и др. Наблюдения и опыты на уроках природоведения. — М.: Просвещение, 1988.

 

2. Баранский Н. Н. Исторический обзор учебников географии. — М.: Гео-графгиз, 1954.

 

3. Барышева Ю. А. и др. Я и мир вокруг. 1 класс. Методические рекомендации для учителя. — М.: Баласс, 1999.

 

4. Вахрушев А. А. и др. Мир и человек. Мир глазами человека. Книга для учителя. 1 класс. — М.: Дрофа, 2000.

 

5. Вахрушев А. А. и др. Мир и человек. Земля. Части света. Книга для учителя. 2 класс. — М.: Дрофа, 1998.

 

6. Вахрушев А. А. и др. Наша планета Земля. 2 класс. Методические рекомендации для учителя. — М.: Баласс, 1998.

 

7. Вахрушев А. А. и др. Обитатели Земли. 3 класс. Методические рекомендации для учителя. 3 класс. — М.: Баласс, 1999.

 

8. Верзилин Н. М. и др. Общая методика преподавания биологии. — М.: Просвещение, 1983.

 

9. Виноградова Н. Ф. Окружающий мир. Методические беседы. 1—2 классы. — М.: Вентана-Граф, 1997.

 

10. Виноградова Н. Ф. и др. Окружающий мир. Книга для учителя. 3—4 классы. — М.: Вентана-Граф, 1999.

 

11. Виноградова Н. Ф. Окружающий мир в начальной школе. Беседы с будущим учителем. — М.: Академия, 1999.

 

12. Герд А. Я. Избранные педагогические труды. — М.: Изд. АПН РСФСР, 1953.

 

13. Зуев В. Ф. Педагогические труды. — М.: Изд. АПН РСФСР, 1956.

 

14. Клепинина 3. А. Природа и люди. 1—4 классы. Книга для учителя начальных классов. — Смоленск: Ассоциация XXI век, 1999.

 

15. Петросова Р. Л. и др. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе. — М.: Академия, 1999.

 

16. Плешаков А. А. Зеленый дом. Методическое пособие для учителей начальных классов. — М.: Просвещение, 1997.

 

17. Райков Б. Е. Пути и методы натуралистического просвещения. — М.: Изд. АПН РСФСР, 1960.

 

18. Скаткин М. Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе. — М.: Учпедгиз. 1952

19. Товпинец И. П. Я и окружающий мир. Материалы к урокам. 1 класс. — М., 1998.

 

20. Филоненко-Алексеева А. Л. Практикум по методике преподавания природоведения. Вып. 1—4. — М.: Просвещение, 1980—1983.

 

21. Филоненко-Алексеева А. Л. и др. Полевая практика по природоведению. Экскурсии в природу. — М.: Владос, 2000.

 

22. Ягодовский К. П. Вопросы общей методики естествознания. — М.: Учпедгиз, 1954.

 

23. Ягодовский К. П. Практические занятия по естествознанию в начальной школе. — М.: Учпедгиз, 1936

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 1428; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.142.146 (0.059 с.)