Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Изображения предметов и явлений природыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Плоскостные средства обучения традиционно широко используются при изучении природы в начальной школе. Это объясняется тем, что плоскостные пособия способствуют формированию четких и правильных, а также пространственных представлений о тех предметах и явлениях природы, которые недоступны для непосредственного восприятия.
Таблицы. По курсу природоведения созданы две серии таблиц: «Таблицы по природоведению для II—III классов» и «Таблицы поприродоведению для III—IV классов». Каждая из серий сопровождается методическим руководством с описанием содержания и примерными рекомендациями для их использования на уроках.
По способу передачи информации природоведческие таблицы относятся к картинным, а по содержанию они разделяются на следующие виды: предметные («Береза», «Белки», «Овраг»), сезонные («Осень», «Лето»), ландшафтные («Тундра», «Степь») и т. д. В каждом из них реализуются определенные теоретические положения: в предметных — целостность природных организмов и объектов; в сезонных — годовая ритмичность в жизни природы, взаимосвязи, существующие между природой и трудовой деятельностью человека; в ландшафтных — зональность, многообразие природных форм и явлений, взаимосвязи всех компонентов природы.
Для всех природоведческих таблиц характерно изображение предметов и явлений в обобщенном виде. Это позволяет получить о них достоверную информацию, а также отделить существенное от второстепенного. В отдельных случаях обобщенность изображения позволяет заменить непосредственные наблюдения. Например, при рассматривании на таблице равнин и гор у ученика формируется обобщенный образ этих форм рельефа. В природе он может наблюдать лишь небольшую часть равнины или горного массива, поэтому и представления его будут неполными (по Голову В. П.).
Таблицами пользуются на всех этапах урока естествознания. Задача учителя состоит в том, чтобы, исходя из темы и цели урока, отобрать нужные таблицы, определить их место на уроке, дидактическую нагрузку и методику работы с ними. Если таблица необходима при знакомстве с новым материалом, учитель выясняет, какую функцию она должна выполнять: как иллюстрация к рассказу или как источник знаний. В первом случае задача учителя — сформировать представление учащихся о природных объектах, подкрепляя свой рассказ их показом на таблице. Во втором случае учитель проводит тщательный анализ содержания таблицы, разрабатывая вопросы для беседы, последовательность их предъявления с учетом того, что сначала рассматривается изображение в целом, затем его части, но при этом производится сопоставление отдельных сторон предметов и явлений природы, а затем сравнение их с тем, что дети наблюдали в природе. В заключение делаются выводы и обобщения. Например, при знакомстве с признаками весны в неживой природе целесообразно использовать таблицы «Зима» и «Весна». Их вывешивают на доске и с помощью вопросов проводят сравнение: какие изменения в неживой природе произошли весной по сравнению с зимой, как изменился цвет неба, что происходит со снегом, с рекой, каковы особенности погоды? Все это учащиеся устанавливают по
таблицам и сравнивают со своими наблюдениями. Следует иметь в виду, что установить общие признаки детям сложнее, чем отличительные.
Таблицы широко используются при повторении и закреплении материала. Приемы работы с ними могут быть различны: с опорой на изображение учащиеся рассказывают пройденный материал, составляют план ответа на вопрос, проводят сравнение изображенного на таблице со своими наблюдениями и т. д.
Картины. При изучении естествознания используются репродукции произведений живописи («Золотая осень» И. Левитана, «Рожь» И. Шишкина и др.). Главная ценность картин как средства обучения состоит в том, что наряду с изображением типичных природных объектов и их характерных особенностей, они передают и эмоциональный настрой, отношение художника к природе. Поэтому картины целесообразно использовать для создания образа предмета или явления, формирования отношения к природе, ее красоте, целесообразности. Опыт педагогической практики показывает, что наиболее эффективно применение картин на обобщающих уроках для создания общих представлений о предметах и явлениях природы.
Карты. Географические карты относятся к знаковым средствам обучения, так как вся информация на них передается с помощью условных знаков и расцветок, то есть в абстрагированном логически завершенном виде. Это позволяет увидеть все имеющиеся на Земле объекты, оценить их взаиморасположение и положение в пространстве.
В начальном естествознания применяются следующие виды карт — физические карты своей местности, России, полушарий и карта природных зон России, планы местности, а также атлас «Мир и человек».. В современной методике карта рассматривается как «...триединое средство обучения: она служит объектом изучения, средством наглядности и источником знаний об изучаемых географических явлениях. Все три компонента географических знаний взаимосвязаны и взаимодействует друг с другом, ибо, не зная карты, невозможно использовать ее как средство наглядности и источник знаний»1. Таким образом, перед учителем начальных классов стоит сложная задача — научить детей понимать карту, читать ее, использовать для получения новых знаний. Эта задача реализуется последовательно — такой процесс показан в таблице на стр. 222 (по Л. Ф. Мельчакову):
Деятельность учащихся Изображение местности Вид местности Практические работы на местности Рисунок Ориентирование Необходимость плана Работа в классе Понятие «план» Масштаб, условные знаки Сравнение плана с рисунком
Из таблицы видно, что работа начинается с практических занятий на местности. Учащиеся устанавливают местоположение отдельных предметов по сторонам горизонта, определяют расстояния между ними.
В классе дается понятие плана, проводится знакомство с масштабом, условными знаками, составляется план местности. Понимание карты будет более полным, если при формировании представления о ней используется методический прием сравнения плана и карты. При этом сопоставляются величина территории, масштабы, условные обозначения, способы определения сторон горизонта. Целесообразно результаты сравнения записать в таблицу: Признаки План Карта Величина изображаемой территории Небольшая Большая Масштаб Крупный Мелкий Предметы изображаются Условными знаками Условными знаками и цветом Направления сторон горизонта показаны Стрелкой Линиями: параллелями и меридианами
Эта работа создает необходимые условия для решения первой задачи — понимания карты.
Использование приема сравнения плана местности и карты по таким признакам, как величина изображаемой территории, масштаб, способы определения сторон горизонта и условные обозначения, помогут школьникам выявить специфику карты, а следовательно, понять ее сущность.
Следующим этапом является формирование умения читать карту. По мнению профессора В. П. Буданова, читать карту - значит уметь видеть в сочетаниях символов местность такой, какой она есть на самом деле, оживлять карту, мысленно населяя ее живыми существами, и наполнять движением, свойственной изображенной на карте местности. Для формирования этого умения используются многочисленные и разнообразные методические приемы, например сопоставление условного знака и его изображения, привлечение впечатлений детей от наблюдений за соответствующими объектами природы, показ различных объектов на карте по заданию учителя и одноклассников, рассказ о них. Например, при знакомстве с условными цветами, обозначающими горы, учитель показывает таблицу «Горы» и их обозначение на шкале высот, после чего дети находят горы на карте. С помощью таблиц «Кавказские горы» и «Урал» устанавливаются различия внешнего облика высоких и низких гор и различия в условных обозначениях: темно-коричневые (высокие горы) и светло-коричневые (низкие горы). Соответственно школьники находят на карте Кавказские и Уральские горы. Чтение отрывков из детских книг о природе, в которых дается описание горных объектов, дополняет образ, делает его более полным. Сочетание показа объекта по карте со зрительным образом (таблица, картина) и его описание помогает ребенку за условными знаками увидеть живой предмет. Использование карты в качестве источника информации предполагает, что дети уже владеют определенными знаниями о карте. Поэтому она используется в основном при знакомстве с новыми видами карт и природой на разных широтах нашей Родины. Каждая карта дает сведения, соответствующие ее содержанию, а их обобщение позволяет получить общую картину. Например, характеризуя природу тундры, школьники по карте природных зон определяют ее местонахождение - на севере нашей страны, затем находят тундру на физической карте (границы зоны заранее отмечены учителем), определяют формы тундровой поверхности, а затем «переносят» их на карту природных зон. Прием «переноса» используется при знакомстве с другими природными компонентами тундры.
Другой пример. При знакомстве с картой полушарий учитель предлагает сравнить масштаб физической карты России (в 1 см — 50 км) и масштаб карты полушарий (в 1 см - 220 км). Школьники устанавливают, что второй масштаб мельче, поэтому на карте полушарий показан весь земной шар, а на физической карте России — только наша страна. Сравнение условных знаков и содержания карт позволяет детям сделать вывод о том, что условные знаки одинаковые, но территория изображена разная. На физической карте России передается поверхность нашей страны, а на карте полушарий — поверхность мира.
Понимание содержания карты, овладение умением ее читать будут более эффективными, если использовать приемы «переноса» и «заселения» карты, а также проводить работу над географическими названиями.
Объемные средства обучения. К ним относятся модели, муляжи, макеты. Они более полно передают свойства реальных природных объектов, чем плоскостные пособия. Поэтому их использование при изучении естествознания помогает формированию четких и полных представлений.
Модель — это объемное изображение предмета в уменьшенном виде. В начальном естествознании используются различные модели. Они бывают статичные, динамичные, разборные. На динамичных моделях можно показать принцип работы, движение. Например, движение Земли вокруг Солнца можно продемонстрировать с помощью теллурия, а модель шахты поможет познакомить детей с работой по добыче полезных ископаемых. Разборная модель дает возможность «увидеть» внутреннее содержание объекта, показать процесс его образования. В этом она несколько сходна с натуральными средствами. Например, модель «Образование оврага» поможет познакомить учащихся с процессом формирования этой формы рельефа. Путем наложения одной части модели на другую ученики моделируют процесс и при этом являются как бы его свидетелями. При изучении естествознания модели используются для иллюстрации рассказа учителя и для организации практической работы при закреплении знаний. Например, при знакомстве с глобусом учитель демонстрирует большой глобус (диаметром 45 см). На нем он показывает вращение Земли, полюсы, формы поверхности, материки и океаны, а маленькие глобусы (диаметром 15 см) используются для организации самостоятельной работы. Дети могут и сами выполнять модели из песка, глины, пластилина и других материалов. Это особенно ценно в тех случаях, когда невозможно показать объект в натуральном виде. Такая работа может быть организована на любом этапе урока.
Муляжи — это трехмерные пособия, точно передающие форму, цвет, величину предметов природы. Для курса природоведения выпускают муляжи овощей и фруктов. Их используют при знакомстве с культурными растениями в качестве иллюстрации к рассказу учителя или как источник информации. При проверке знаний муляжи овощей и фруктов демонстрируют как помощь в составлении рассказов, в классификации плодов сада и огорода, в проведении дидактических игр типа «Чудесный мешочек».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 318; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.43.98 (0.009 с.) |