Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Базовая Модель макроэкономической политики тинбергена и ее анализСодержание книги
Поиск на нашем сайте
По мере того как общество постепенно осознавало роль принимаемых правительствами решений в области экономической политики, возник вопрос о том, как следует действовать политикам. Поисками ответа на него занимается специальная область экономической теории – нормативная теория экономической политики. Она пытается найти ответы на вопрос, насколько активно правительства должны вмешиваться в экономическую жизнь, не лучше ли экономику в максимальной степени предоставить самой себе? Если вмешательство в экономическую жизнь необходимо, то какие методы регулирования экономики наиболее эффективны? Другое направление экономической теории занимается анализом практики экономической политики и называется позитивная теория экономической политики. Специалисты в этой области пытаются найти ответы на вопрос, почему, под давлением каких обстоятельств политики принимают определенные решения, проводят сравнительный анализ практики экономической политики в различных странах. В данном разделе в основном будет рассматриваться нормативная теория экономической политики, которая была впервые комплексно проанализирована в начале 50-х годов ХХ века голландским экономистом Яном Тинбергеном, ставшим в 1969 году первым лауреатом Нобелевской премии по экономике. Тинберген впервые предложил комплексный анализ теории экономической политики, выявив основные этапы выработки наилучшей (оптимальной) экономической политики. Прежде всего, правительство должно определить конечные цели экономической политики. Под конечными целями понимается максимизация общественного благосостояния, интерпретируемого в том или ином виде. Далее правительство должно определить целевые показатели. Часто под целевыми показателями понимаются естественный уровень безработицы и нулевая инфляция. В качестве конечного целевого показателя может быть принята определенная величина производства ВВП или валового национального дохода на душу населения. Цели экономической политики могут согласовываться между собой или оказываться несовместимыми. Совместимость целей означает, что достижение одной есть условие реализации другой. В частности, непрерывный экономический рост есть необходимое условие снижения безработицы, роста расходов на программы по социальной защите населения, охрану окружающей среды, гуманизацию рабочих мест, развитие системы здравоохранения. Несовместимость (несходимость) целей означает, что достижение одной связано с отдалением от других целей. Борьба с инфляцией путем сокращения денежной массы сдерживает совокупный спрос, следовательно, затрудняет экономический рост и достижение полной занятости. С другой стороны, односторонняя политика на достижение полной занятости с помощью «дешевых денег» и высокой государственной задолженности с целью стимулировать совокупный спрос провоцирует рост инфляции. Одновременно нарушается внешнеторговый баланс. Инструментами, которыми располагает правительстводля достижения той или иной цели, являются известные меры воздействия фискального и кредитно-денежного характера. Это так называемые количественные инструменты воздействия на экономику. Но большое значение имеют и качественные инструменты, применение которых оказывает большое воздействие на формирование деловой среды в стране и в конечном итоге на достижение целевых показателей. Примером такого рода инструментов могут быть различные законодательные акты, регулирующие внешнюю торговлю и движение капитала в страну и из нее. Другой пример – правила, регулирующие процесс создания самостоятельного бизнеса населением: они могут быть простыми и, тем самым, способствовать развитию экономической активности населения и, как следствие, росту производства и занятости или забюрократизированными, что будет препятствовать развитию бизнеса и росту ВВП. В дальнейшем в анализе речь будет идти о количественных инструментах. Конечные цели и инструменты экономической политики должны быть согласованы, увязаны между собой. Такого рода согласование проводится с использованием различных моделей экономической политики. После того как с использованием моделей экономической политики определены набор и параметры инструментов, на практике правительству необходимо организовать процесс достижения необходимых целей. Для анализа экономической политики Тинберген использовал простую линейную модель. Экономическая логика этой модели строилась по следующей схеме: в качестве исходной точки в формировании экономической политики берется минимально возможное количество взаимозависимых целевых показателей. В модели экономической политики Тинбергена рассматривается два целевых показателя и два инструмента макроэкономической политики. Пусть T1 и T2 – два целевых показателя, I1 и I2 – два инструмента экономической политики. Желаемый уровень целевых показателей обозначим как T1* и T2*. Если экономика находится в состоянии, когда достигнуты оба целевых показателя, то принято говорить, что она находится в точке оптимума (т.н. «точка блаженства» по Тинбергену). Связь между целевыми показатели и инструментами описывается с помощью простой линейной модели. T1 = a1∙I1 + a2∙I2, (1.1) T2 = b1∙I1 + b2∙I2. (1.2) Экономическая политика может достигнуть обеих целей только тогда, когда влияние инструментов на цель линейно независимо друг от друга. Математически это условие достигается, если имеет место следующее неравенство: a1/b1 ≠ a2/b2. Если же имеет место равенство a1/b1 = a2/b2, то возможно достижение лишь одной из поставленных целей, что доказывается следующим образом. Пусть имеет место равенство a1/b1 = a2/b2. Тогда после простых преобразований можно получить следующее равенство: b2/b1 = a2/a1. Если разделить правую и левую часть соотношения (1.1) на a1 и правую и левую часть соотношения (1.2) на b1, они могут переписаны в следующем виде: T1/a1 = I1 + a2/a1∙I2, (1.3) T2/b1= I1 + b2/b1∙I2. (1.4) С учетом равенства b2/b1 = a2/a1 уравнение (1.4) может записано следующим образом: T2/b1 = I1 + b2/b1∙I2 = I1 + a2/a1∙I2 = T1/a1. (1.5) Аналогичную подстановку можно сделать и в уравнение (1.3). Из уравнения (1.5) следует, что, если описанная им комбинация инструментов экономической политики будет использована a1 раз, то будет достигнута цель T1. Если эта же комбинация будет использована b1 раз, то будет достигнута цель T2. Однако невозможно достичь обеих целей одновременно. Запишем теперь математическое выражение, позволяющее определить значение инструментов при достижении точки оптимума: T1* = a1∙I1 + a2∙I2, (1.6) T2* = b1∙I1 + b2∙I2. (1.7) После преобразований получим следующие значения для инструментов экономической политики. I1 = (b2∙T1* – a2∙T2*)/(a1∙b2 – b1∙a2), (1.8) I2 = (a1∙T2* – b1∙T1*)/(a1∙b2 – b1∙a2). (1.9) Таким образом, при линейной независимости инструментов экономика достигнет точки оптимума в случае, если они будут иметь значения, определяемые уравнениями (1.8) и (1.9). Обобщение полученного вывода состоит в следующем. В экономике, которая может быть описана системой линейных уравнений с n целевыми показателями, данные показатели могут быть достигнуты при наличии n линейно независимых инструментов экономической политики. Рассмотрим конкретный пример для системы уравнений (1.1)-(1.2). Пусть целевыми показателями являются ВВП при безработице, находящейся на естественном уровне (Y = Y*), и нулевая инфляция (π = π*). В качестве инструментов рассмотрим изменение денежной массы M и государственных затрат G. Тогда связь между целевыми показателями и инструментами экономической политики описывается следующими уравнениями. Y = a1∙G + a2∙M, (1.10) π = b1 ∙G + b2∙M. (1.11) В этом случае коэффициенты a и b характеризуют следующие параметры: - a1 и b1 –количественные эффекты влияния фискальной политики на выпуск и инфляцию; - a2 и b2 – количественные эффекты влияния денежной политики на выпуск и инфляцию. Эти числовые значения получают из различных макроэкономической моделей, в частности, модели IS-LM. Данные соотношения показывают: - b1/a1 – насколько повышается инфляция, если в результате фискальной политики выпуск возрастает на единицу; - a1/b1 – насколько возрастет выпуск, если в результате фискальной политики инфляция возрастает на единицу; - b2/а2 – насколько увеличивается инфляция, если количество денег увеличивается таким образом, что выпуск возрастает на единицу; - a2/b2 – насколько возрастает выпуск, если в результате денежной политики инфляция возрастает на единицу. Из экономической теории известно, что денежная масса и фискальные рычаги как инструменты экономической политики оказывают влияние на каждую цель. Отсюда Тинберген сделал фундаментальный вывод, что экономическая политика может достичь обеих целей тогда, когда она имеет в своем распоряжении оба инструмента, и влияния инструментов на цель линейно независимы друг от друга. Пусть экономика находится в состоянии, когда инфляция π = 4% в год, а ВВП равен его значению при естественном уровне безработицы (Y = Y*). Цели правительства состоят в удержании ВВП на достигнутом уровне при снижении инфляции до нуля. Таким образом, цели политики состоят в том, чтобы Δπ = -4%, ΔY = 0. Перепишем систему уравнений (1.10)-(1.11) в терминах приростов с учетом требуемых численных значений изменения целевых показателей. 0 = a1∙G + a2∙M, (1.12) -4 = b1 ∙G + b2∙M. (1.13) После проведения простых преобразований получим следующие значения целевых показателей. ΔG = 4∙a2/(a1∙b2 – b1∙a2), (1.14) ΔM = -4∙a1/(a1∙b2 – b1∙a2). (1.15) Необходимо помнить, что рассматриваемая модель Тинбергена является очень сильным упрощением действительности. На практике, при определенном сочетании численных значений коэффициентов a1, a2, b1, b2 расчетная величина изменения инструментов может быть такой, что, например, требуемая вариация ΔG может привести к недопустимому дефициту государственного бюджета или существенное изменение ΔM через определенное время породит большую инфляцию. Такого рода проблемы возникают в случае, когда a1/ b1 и a2/ b2 не равны, но имеют весьма близкие значения. В этом случае знаменатель в уравнениях (1.8) и (1.9) весьма близок к нулю и ΔI1, ΔI2 могут иметь очень значительные, недопустимые для практического применения значения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 631; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.106.165 (0.006 с.) |