Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Модели экономического роста Лукаса и РомераСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Модель Р. Лукаса представляет два аспекта объяснения человеческого капитала. С одной стороны, рассматривается общий уровень умений (профессионализма) (general skill level), воплощаемый в производительности лиц, занятых в производстве. Этот уровень (h) колеблется в интервале 0 < h < 1. Производственный ресурс (N) – это не просто число людей, занятых в производстве, а люди с учетом присущего им уровня умений: N = N(h). С другой стороны, речь идет о запасе человеческого капитала. Модель учитывает то, что в каждом обществе формируется определенный средний запас человеческого капитала (hа), на его накопление направлена часть времени кроме того, которое посвящено собственно производственной деятельности. Накопление человеческого капитала рассматривается как проявление социальной активности. С первым аспектом трактовки человеческого капитала – уровнем профессионализма занятых – связывается его внутренний эффект. Он воплощается в большей производительности и большем доходе собственника этого ресурса. Со вторым аспектом – формированием определенного, среднего для общества, запаса человеческого капитала связывается внешний эффект – выгода для всех субъектов экономики. Предусматривается, что факт существования общей выгоды от запаса человеческого капитала не принимается во внимание отдельными субъектами при распределении времени на занятость собственно производительной деятельностью (u) и накопление человеческого капитала (1 – u). Указанные положения о человеческом капитале воплощаются в динамической производственной функции вида
Y(t) = N(t)∙c(t) + K(t) = A∙K(t)β∙[u(t)∙h(t)∙N(t)]1-β∙ha(t)y, (2.48)
где N(t)∙c(t) – сумма расходов на потребление домохозяйств; K(t) – сумма расходов на прирост капитала; А – постоянная величина, отражающая уровень технологий; K(t) – запас физического капитала; [u(t)∙h(t)∙N(t)] – показатель эффективной рабочей силы; ha(t)r – внешний эффект от запаса человеческого капитала для общества; t – период времени.
Производственная функция (2.48) отражает оба аспекта человеческого капитала. То, что он есть проявление определенного уровня умений (профессионализма), представлено корректировкой количества занятых N(t) на уровень умений h(t) и на долю времени, уделенного собственно производственной деятельности u(t). То, что запас человеческого капитала имеет позитивный внешний эффект, который увеличивает общий выпуск, отражено множителем hα(t)y. Производственная функция (2.48) предусматривает возрастающую отдачу ресурсов, поскольку β + (1 – β) + γ > 1. Факт роста отдачи связан именно с появлением позитивных внешних эффектов от запаса человеческого капитала. Модель П. Ромера основана на разграничении структурных элементов человеческого капитала. Это структурирование дает возможность избавиться от двузначности. Основной смысл структурирования – отражение различного влияния составляющих человеческого капитала на продукт (выпуск). Такими составляющими являются: L – физические способности лиц, занятых в производстве; Е – образование по результатам обучения в начальной и средней школе; Z – совокупный опыт, приобретенный в процессе работы; S – научные знания (опыт), полученные после средней школы. Есть принципиальное отличие между L, Е, Z, с одной стороны, и S – с другой. Здесь допускается, что научные знания S вносят непосредственный вклад в создание предметов потребления. Поэтому производственная функция в части создания предметов потребления имеет следующий вид:
C = C(LC,EC,ZC,XC), (2.49)
где С – производство предметов потребления; XС – промежуточный продукт, используемый в производстве конечной продукции.
Хотя в уравнении (2.49) отсутствуют переменные, отражающие научные знания (S), а также физический капитал (К), они присутствуют там опосредованно – через переменную X. Объяснение механизма этого опосредованного влияния побуждает к дальнейшей детализации понятия «научные знания»: в модели различаются прикладная и фундаментальная наука. Именно прикладная наука обеспечивает развитие сектора исследований и разработок (R&D) и материализуется в продуктах. В частности, под влиянием прикладной науки происходит увеличение перечня товаров промежуточного производства (X). С учетом именно такого влияния прикладных знаний и происходит модификация производственной функции. В привычном (как функция Кобба – Дугласа) виде она такова:
G(L,E,Z,X) = Lα∙Eβ∙Zγ∙ . (2.50)
Причем предусматривается тождество производственных функций для потребительских (С) и капитальных (промежуточного потребления Xj) товаров. Следовательно, выполняется условие: G(L,E,Z,X) = Xj(L, E,Z,X) = C(L, E, Z, X). Последнее иллюстрирует влиятельность прикладных научных знаний для всей экономики. В этой модели речь идет о неизменной отдаче ресурсов, то есть о возможности устойчивого экономического роста, поскольку α + β + γ + μ = 1. Особого внимания заслуживает такое уточнение П. Ромера о роли образования: экономический прогресс обеспечивается не приростом показателя образования (Е), а его достигнутым уровнем. Этот вывод сделан на основе регрессионного анализа. Выяснено, что существует тесная связь между показателем уровня грамотности населения и инвестициями. А уже инвестиции (и накопление физического капитала) существенно воздействуют на темп экономического роста. Эту логическую цепочку можно представить следующим образом: Е → I → К → у.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 456; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.77.191 (0.009 с.) |