Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Конфликты, связанные с организационным поведениемСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Понятие конфликта
Организационная среда по своей природе конфликтогенна. Конфликт (от лат. сопfliсtus — столкновение) — столкновение противоположно направленных целей, интересов, мнений и позиций субъектов взаимодействия. Конфликты представляют собой неотъемлемый компонент человеческой деятельности и существования, они определяются природой человека, спецификой организационной деятельности. Конфликты возникают в процессе взаимодействия, общения индивидов между собой, поэтому существуют столько, сколько существует человек. Вся история человеческих отношений представляет собой бесконечную повесть о конфликтах и борьбе. Неизбежность и естественность конфликтов воплощена в высказывании Ч. Динсона: «Если в вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у вас пульс». По данным исследований, конфликтные ситуации занимают до 20% рабочего времени менеджеров, выступающих их непосредственными участниками или посредниками. Потери рабочего времени от неконструктивных конфликтов и последующих переживаний составляют около 15—20%, а производительность труда снижаетсяна20—40%. Понимание природы конфликтов и обладание навыками их успешного разрешения — неотъемлемая составляющая управленческого искусства и профессионализма. Динамика представлений о конфликте позволяет выделить три подхода к их оценке: 1) негативистский подход, который получил распространение в 30—40-е годы XX в. и характеризует конфликт как негативное, разрушительное для организации явление. Его следует избегать любой ценой; 2) позитивистский подход, который преобладал в 40—70-е годы и согласно которому конфликт трактуется как естественная форма существования и источник развития любой организации. Вне этой организации она не может эффективно функционировать; 3) современный подход (конец XX — начало XXI в.), который постулирует, что конфликты в организации неизбежны, но не обязательны. Конфликты несут в себе позитивные импульсы, инспирирующие обновление, совершенствование и развитие как отдельных индивидов, групп, так и организации в целом. Полное отсутствие конфликта в организации — явление не только невозможное, но и нежелательное. Современная организация не может оставаться статичной и удовлетворенной существующим положением. Постоянная гармония, отсутствие изменений тормозят поступательное развитие организации и приводят к застою и консерватизму. Функциональную роль конфликтов точно выразил М. Вебер: «Конфликт очищает». Поэтому менеджеры должны поддерживать конфликт на уровне, необходимом для создания продуктивного инновационного климата, и уметь управлять конфликтом исходя из интересов и целей организации. Двойственная природа конфликтов иллюстрируется тем, что, например, в китайском языке понятие «конфликт» обозначается двумя иероглифами, один из которых — «опасность», другой — «благоприятная возможность». Соответственно, конфликты могут выполнять позитивные и негативные функции. Структура конфликта может быть представлена формулой
Конфликт = Конфликтная ситуация + Инцидент. (4.4)
Конфликтная ситуация — возникновение противоречий или обострение отношений, которое при определенных обстоятельствах может перерасти в конфликт. Конфликтная ситуация включает в себя следующие элементы: Конфликты, связанные с организационным поведением 1) субъекты конфликта — оппоненты (участники) конфликта; 2) объект конфликта — предмет, явление (внешняя причина), приведшие к конфликту; 3) мотив конфликта — источник (внутренняя причина) конфликта. Таким образом, конфликтная ситуация предполагает: · противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу; · противоположные цели и средства их достижения; несовпадение интересов, желаний, мнений оппонентов. Инцидент — повод, действия участников конфликтной ситуации, направленные на создание конфликта. Конфликт возникает при наличии всех этих компонентов. В конфликте важны не слова, а намерения, от которых зависит протекание конфликта, поведение участников и способы их действий. В конфликте, как правило, каждая сторона делает все, чтобы была принята ее точка зрения, и мешает другой стороне делать то же самое.
Классификация конфликтов
В управленческой практике существует значительное количество разнообразных конфликтов, которые в целях систематизации можно классифицировать следующим образом: 1) по степени воздействия на эффективность работы — конструктивные (продуктивные, функциональные) и неконструктивные (деструктивные, дисфункциональные); 2)по числу участников — внутриличностный, межличностный, личностно-групповой, межгрупповой, межорганизационный; 3)по природе возникновения — деловые и личные; 4) по содержанию — экономические, социальные, технологические, национальные и др.; 5) по степени выраженности — открытые, скрытые, потенциальные; 6)по направленности воздействия — вертикальные, диагональные и горизонтальные; 7)по способу разрешения — антагонистические и компромиссные; 8) по скорости протекания — быстротечные и затяжные. Каждый вид конфликта имеет определенные особенности проявления. Например, конструктивные конфликты оказывают позитивное влияние на эффективность системы управления, они направлены на достижение организационных, а не личных целей. Деструктивные конфликты ведут к негативным последствиям, в их основе лежат цели, которые противоречат интересам организации. Внутриличностный конфликт проявляется в ролевой (необходимость выполнения взаимоисключающих ролей) либо функциональной формах (несовпадение интересов личности и организации). Межличностный конфликт выражается в противоречиях между интересами двух личностей в форме борьбы за ресурсы, вознаграждение, личной неприязни. Личностно-групповой конфликт возникает, когда ожидания отдельной личности противоречат ожиданиям группы. Межгрупповой конфликт — противоречия между интересами отдельных групп, которые могут выступать в четырех основных формах: а) линейно-штабной форме — противоречия между целями и б) как межгрупповая дискриминация — противоречия на основе установления привилегированного положения одной группы за в) организационной форме — столкновение позиций и мнений вне зависимости от целей групп, которые могут и совпадать (например, по поводу средств достижения цели); г) трансформационной форме — столкновения, возникающие в результате изменений поведения группы (например, иллюзия «ведущего звена», непогрешимости, эффект «группового эгоизма», внутренний конформизм, внешняя агрессивность). Межорганизационный конфликт возникает между организациями, как правило, в силу конкуренции и соперничества на рынке. В приведенной классификации разные виды конфликтов не являются взаимоисключающими и проявляются в организационном поведении взаимосвязанно. Эта взаимосвязь выражается: • в статической форме — конфликт одновременно имеет характеристики (признаки) нескольких видов (например, открытое горизонтальное неконструктивное межличностное антагонистическое противостояние); • в динамической форме — конфликт в процессе развития разрастается и переходит из одного вида в другой (из служебной сферы переносится на почву личных отношений и т.д.).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 394; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.91.170 (0.006 с.) |