Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гендерные аспекты организационных отношенийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В современной структуре организационных отношений отмечается столь значительное укрепление позиций женщин в системе управления, что американские экономисты Р. Петерсон и К. Вермейер назвали этот феномен «тихая революция в мировом масштабе, прошедшая по всем странам и континентам». Это обусловливает актуальность тендерного анализа — одного из наиболее молодых направлений организационной науки. Гендер (от англ. gender — род) является амбивалентным термином и обозначает «социальный пол» в отличие от биологического пола (sех). Тендерные основы в экономике с середины 60-х годов XX в. разрабатывал Г. Беккер в рамках неоклассической теории. Первые исследования данного направления в менеджменте были проведены в США Дж. Уайтом и Г. Харвелом. Активно эта область стала развиваться в 70-е годы под влиянием феминистской психологии. С 80-х годов началось углубленное изучение разных аспектов тендерных отношений зарубежными и отечественными специалистами. В настоящее время тендерная проблематика представляет собой одно из наиболее актуальных и перспективных направлений современного менеджмента. Тендер должен рассматриваться как одно из базовых измерений устройства современной организации наряду с другими характеристиками, формирующими социально-экономическую систему. Тендерный анализ организационных отношений необходим для выявления различий в положении мужчин и женщин в организации («полового диморфизма») и причин их возникновения. В постиндустриальном обществе изменился характер отношений между полами, в результате чего на смену иерархии патриархата постепенно пришло выравнивание прав и возможностей мужчин и женщин как в производственной, так и в частной сфере. Актуальность исследования тендерных аспектов в организационном поведении обусловлена динамичным проникновением женщин в деловую среду. Например, в США женщинам принадлежит более 50% денег, обращающихся в стране, на них выписаны 65% счетов, в их руках сосредоточены 57% ценных бумаг, 74% домов, на них приходится 88% общей покупательной способности. В странах Центральной и Восточной Европы женщины владеют более чем 30% бизнеса, нанимают 25% рабочей силы, составляют 55% обучающихся. В России женщины также достаточно активно проявляют себя во всех сферах общественной жизни, в том числе в предпринимательстве. Женщины возглавляют примерно 30% малых и средних фирм, их доля в структурах, обеспечивающих функционирование рынка (имиджирование, реклама, маркетинг и др.), составляет 40-50%, а в ряде отраслей (ресторанно-гостиничное хозяйство, туризм, оптовая и розничная торговля, бытовое обслуживание) достигает 80%. Специалисты прогнозируют дальнейший рост этих показателей при одновременном увеличении стоимости бизнеса. Однако в современной теории и практике изменения в гендерной структуре организационных отношений не учитываются в полной мере. В подавляющей части учебных и научных изданий подразумевается, что руководитель, менеджер, коллега, специалист или подчиненный — это обязательно мужчина. Женщины представлены, скорее, как группа со специфическими интересами, не как большая часть организации. Принцип равных прав и возможностей обоих полов формально декларируется, но практически не реализуется в системе менеджмента. Исторически сложившаяся, ориентированная преимущественно на мужчин управленская иерархия не отражает реально сложившийся баланс социальных сил, новые роли мужчин и женщин, их возросшее влияние на процессы управления. Эффективное управление современной организацией требует учета гендерных аспектов организационных отношений. В первую очередь, они отражают особенности межличностных отношений с учетом мужской и женской психики, специфических черт характера, интеллекта, а также подходы к руководству персоналом и др. Многочисленные исследования по сопоставлению деловых, зальных и психологических качеств женщин и мужчин показали, что по ряду анализируемых параметров существуют определенные различия. Вместе с тем в ходе серьезных научных экспериментов не нашли подтверждения некоторые мнения о различиях в умственных возможностях, способностях к обучению, качествах характера и темперамента у представителей обоих полов. В результате были обоснованы выводы о том, что женщины обладают качествами, которые определяют их весьма благоприятные возможности, в некоторых случаях — преимущества для успешной производственной деятельности: речь идет о гибкости, наблюдательности, меньшей амбициозности, большей предсказуемости, эмоциональности, открытости, способности к адаптации, интуиции, внимании к деталям и др. В обобщенном виде гендерные различия представлены в табл. 4.4. Таблица 4.4.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 362; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.239.63 (0.009 с.) |