Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государство как субъект принятия решений

Поиск

Примененение принципов менеджериального подхода в системе ГУ и МУ

Общий менеджмент изучает принципы и законности управления соц-эк. процессами, функции управления, управленческий цикл, стратегическое управление, мотивацию, лидерство.

Специальный менеджмент рассматривает управление специфическими объектами (менеджмент в сфере услуг, муниципальный менеджмент, финансовый менеджмент).

Объекты общего менеджмента - люди в организациях, и совокупность отношений м/у ними.

Объекты спец. менеджмента - особые отношения между людьми в организациях, отражающие специфику этих организаций.

Цель менеджмента – способность субъекта управления формализовать реальные процессы и представить их в виде показателей, операций, процедур, а также создать инновационную среду для воспроизводства и обеспечить рациональность и эффективность управления.

Менеджмент в гос.службе:

1. Это спец. менеджмент, кот. изучает особые черты, специфики, тенденции, отличающие менеджмент гос.структуры от коммерческого

2. Это процесс управления в рамках учреждений гос.службы; наука об этом управлении, искусство управления

Специфич.особенности гос. менеджмента:

1) Планирование и прогноз в гос. учреждениях исходит из целей, устанавливаемых вышестоящими органами, а в конечном итоге – народом на основе всеобщего выбора

2) Организация гос.службы имеет более иерархическую структуру и соответствующие ей управленч.процедуры

3) Мотивация в гос.службе в меньшей мере основывается на денежном.вознаграждении, и в большей степени на стимулах неденежного характера (престиж)

4) Контроль и оценка результатов осуществляется вышестоящими структурными единицами и одновременно людьми. Контроль имеет более широкий публичный характер, чем в коммерч. организациях

5) Наличие администрирования и бюрократии понимаемое как предрасположенность менеджмента в гос.службе к автократической модели управления, в которой ключевыми характеристиками явл-ся: следование инструкциям, разделение на тех кто выдаёт инструкции и тех кто получает, ограничение свободы, адм.контроль.

Традиционный менеджмент Новый менеджмент
монополия конкуренция
Человек-помеха Человек-клиент
Механизмы бюрократии Механизм -рынок
Существуют определенные правила и процедуры Формирование команды
Борьба с проблемой Предотвращение проблемы
Измерение затрат Измерение рез-та
Бюрократический контроль Общественный контроль

 

 

Современные тенденции развития упр.процессов и технологий

Позит возмож гос опред-ся не столько его силой, сколько способн создавать и поддерж сетевые стр-ры, в рамках кот учит-ся частные груп интересы и выраб-ся эфф-ная, соглас-ная, целенапр сист упр,т.е:

1. Гос. мен-т изучает реально действующие процедуры упр с исп совр средств анализа управх решений и практ их реализ через конк прогр

2. Гос. мен-т изучает коммуникации, связи и взаимодействие между менеджерами гос, частных и общ орг

3. Гуманизация, клиентоориентированный подход

4. Рын.оценка деят-ти гос.стр-р, когда они отв-т за дост-ние рез-тов, а не за выполн правил

5. Наличие стратегического планирования

6. Видоизм проц контр: на месмто тотальн бюрокр контр прих контр со сторон нас. Контр приближ к исполн-ям и начин осущ ими самими

7. Соц.стандарты по обслуж нас как в коммерч, так и в гос. орган.

Анализ проблемы

На этапе формирования проблемы могут быть неадекватные оценки, которые связаны:

- общие причины: недостаточная компетентность ЛПР, реальная сложность проблемы;

- чрезмерное упрощение проблемы, в т.ч. стремление к локализации;

- поспешные определения, а также трудности выявления фундаментальной проблемы;

- чрезмерное усложнение, в т.ч. наличие большого числа ограничений и процедур, чрезмерная бюрократизация организационной структуры;

Понимание проблемы включает:

- определение существующего положения вещей и определение существующей ситуации;

- способность видеть более широкую картинку, чем очевидное и непосредственно воспринимаемое;

- готовность изучать будущее и предупреждать возможные проблемы;

Методы (способы) анализа проблемы:

1) Анализ вход-выход: дается краткий обзор контекста проблемы, строится цепочка вход – процесс – выход. Элементы входа: это информация необходимая для процесса, а также ресурсы материальные и людские; выход – это информация, а также изменения, возможные в ходе реализации выводов;

2) Диаграмма процесса, как более детальный способ анализа проблемы: цель построения диаграммы – это учет всех стадий протекающего процесса и определение узких мест каждой стадии;

3) Диаграмма причина – следствие: необходимо найти ответы на вопросы что происходило, когда, где, как, почему и еще как прежде. К полученным ответам прибавляется вторичная информация.

При применении диаграмм используются следующие приемы:

- строятся отдельные графики для каждой проблемы, к-е должны быть доступны каждому участнику рабочей группы по разработке решения;

- не следует перегружать диаграммы излишними элементами;

- нельзя использовать неопределенные утверждения типа возможный недостаток.

4) Анализ почему – почему. Метод предполагает поиск ответов на вопросы почему эта проблема возникла, следовательно устанавливаются главные причины проблемы, затем рассматривается каждая из главных и снова задается вопрос почему. Процедура продолжается до тех пор пока причина окажется частной (локальной), т.е. больше не может быть задан вопрос почему так произошло.

Ощущение проблемы и ее формулировка – это творческий процесс, что требует от ЛПР образного и исследовательского мышления, выдвижения новых идей и гипотез, а также умение организовать это другими лицами.

Важно обеспечить процесс отклонения тупиковых, неплодотворных идей. При решении долгосрочных и стратегических проблем желательно участие и специалиста по управленческим решениям

 

 

Решения СовМина РБ

Документы, закрепл-ие УР:

1. Постановление СовМина;

2. Распоряжение Пр-Министра;

3. Поручения и указ. Пр-Министра и его зам.

Требования к инф., предоставленной СовМину:

-логичность построения;

-чёткость определения поставленных задач, путей их достижения, желаемый результат (объём не более 3-х страниц, установленного форм., по особо важным вопросам, с согласия СовМина не более 7 страниц).

Последовательность или этапы подготовки Постановления СовМина и Распоряжения Пр-Министра:

1. Подготовка проекта Постановления (по каждому вопросу, вносимого на рассмотрение СовМина):

А. документ сопровождающего проекта: - сопроводительное письмо и обоснование необходимости издания распоряжения, в т.ч. фин-эк. обоснование; - документы с информацией о согласовании проекта, в т.ч. о замечаниях и предложениях, неучтённых в проекте; - экспертное заключение (при наличии); - список разработчиков, в т.ч. представители юр. службы, принимавшие участие в разработке проекта;

В. согласование проекта (кроме проектов Постановлений об отмене актов Мин-в и др. респ. органов ГУ);

C. принятые решения при неустранённых соглас. Решения по проекту принимает зам. Пр-Министра в ведении которого находится вопрос (при необходимости, докладывая Пр-Министру). Обязательно к проекту прилагается Протокол согласительного совещания, Перечень разногласий с замечаниями.

D. оформление проекта. На соответствующих бланках визир-ся на лицевой стороне последнего листа руководителем органа ГУ, который внёс этот проект.

2. направление проектов в Управление делопроизводством Аппарата СовМина;

3. передача проекта в структурные подразделения Аппарата Совмина, в ведении которых находится данный вопрос;

4. передача документов ответственному работнику;

5. подготовка проекта ответственным работником (в регламентированные сроки);

6. передача документа в юр. Управление, а затем редакционный сектор;

7. при необходимости – доработка;

8. печать документа на соответствующих бланках, ктр визируются работником или исполнителем и руководителем структурного подразделения Аппарата Совмина, работниками редакционного сектора, зам-ем руководителя Аппарата Совмина, курирующего структурное подразделение. Невнесённые в проект Постановления предложения оформляются справкой. К проектам может прилагаться сравнительный анализ, действовавшей и вновь предлагаемой редакцией объекта;

9. представление проекта Зам-лю Премьера-Министра;

10. представление проекта на подпись Пр-Мин;

11. подписание, опубликование и рассылка. Проекты Постановлений, рассмотренные на заседании Пр.-Мин-ра в случае необходимости дорабатываются; решения о том, что информация не подлежит опубликованию принимается руководителем Аппарата Совмина; Распоряжение вступает в силу с момента опубликования в официальных изданиях.

12. контроль; вопросы исполнения решений Совмина рассм-ся ежеквартально на заседаниях Президиума Совмина.

Заседания Совмина

Плановый день – вторник, доклад 10-15 минут, выступление – 5 минут, справка – 3 минуты. Перечень вопросов определяется планом работы Совмина на очередной период. Вопросы вне плана вносятся Пр-Мин-ром.

Решения Облисполкома

План работы облисп-а сост-ся на полугодие и утв-ся решением. Предложения поступают от Комитетов, Управлений, Отделов, подчинённых Облисп-у, организаций в Гл. Управление орг-кадров. раб.в сроки до 25 апреля, до 25 окт.

Проект плана подгот-ся Гл. Упр-ем орг-кадр. раб, контроль за исполн-м плана осущ. зам-ли Председателя, Управляющего делами Облисполкома.

На основе плана сост-ся ежемесячн. и еженедельн. перечень основн. орг-массов. мероприят., направляем. Председ-ю, зам председ., начальнику отд. и т.д.

Управленч. Решения (документ.Закрепление):

- Реш-я Облисп;

- Распоряжения Председателя;

- Протоколы Совещаний у Председателя;

- Указания;

- Поручения.

Реш-я подписыв-ся Председ-ем и Управляющим делами. Распоряжения даются Председателем в порядке оперативн. руководства по вопросам, нетребующ. коллективного рассмотрения. Распоряжения не мог.отменять или заменять решений. Протоколы совещаний явл-ся обязат. для исполнения указанными в них должностных лиц. Указания и поручения должн. лиц не должны носить нормативный характер. Решения по вопросам оказания единовременной ден. помощи оформл-ся протокольной записью; решения подлежащие опубликованию, размещаются а «Гомправде». Независимо от оприходывания, рассылается протокол их принятия. Вступают в силу с момента подписания.

Решения по правам, своб., обязан.граждан вступают в силу после опубликования в «Гомправде». Решения, носящ. нормативн. характер, представл-ся вМин Юстиции для прохождения юр. экспертизы, вкл-ся в Нац. Реестр правов. актов и вступ. в силу в законодательноустановленном порядке.

Порядок внесения вопросов на рассмотрение:

1. Постановка проблемы – вопросы вынос-ся заместителями предс-ля, упр. делами, членами Облисполкома, руковод-ми органов управления;

2. Рабочая группа для подготовки проекта. По распоряжению Председ-ля мож. создаваться раб.группа, возглавляемая зам-ем или упр. делами или членами исполкома или руков-лями комитетов, отделов;

3. Составление проекта реш-я или распоряж-ия к проекту прилагается: - справка обоснование с кратким изложением сущ-ва вопроса и обоснованием необх-сти принятия решения; - сведения о ранее принятых решениях по данному вопросу; - план, расчёты, ведомости и др. документы; - список рассылки; - список должностных лиц, приглаш-ых на заседание;

4. Согласование проекта путём визиров-ия сроки: руков-ли орг-в управления, кроме городск,райисполк. соглас. в 3дн. срок для решений (2дн. срок для распоряжений). Предс-ли гор., райисп. – решения в 5дн., распоряжен. – в 3дн. срок. Отказ от согласования не допускается.

5. Юр. экспертиза проходит в отделе по раб.с обращением граждан и правовому обеспечению Облисп. Документы по вопросам использования фин. средств направляются в фин. управление Облисп., все проекты реш-й – к 1 зам. Председ-ля, замес-лям и всем заинтересованным;

6. Разногласия по проекту. При неустранённых разногласиях окончательн. решения приним. Председ-ль или его зам. По кажд. из разноглас. излагается мотивирован.мнение;

7. Оформление проекта реш-й. Они направл-ся к упр. делами или в протокольн. сектор. Перенесение вопроса: ответственный за подготовку вопрос.за месяц до начала заседания ходат-т перед Председ-м о перенесении или снятии вопроса. Объём проектов реш-й 3-4 стр., справки, обоснования – 5 стр;

8. Подготовка засед-й Облисп-а: докум. предст-ся Управляющему делами не позднее 10 раб.дн. Все материалы готов-ся протокольным сектором. Повестка дня сост-ся упр-им делами, подписывается Предс-ем не позднее чем за 5дн. до заседания, участникам повестка направляется за 3 дня;

9. Заседания Облисп-а не реже 1 р. в месяц – в 4-ый четверг в 10.00. Правомочны, если не < 2/3 членов от состава. Ведёт Предс-ль, Прокурор обл., Предс-ль Гом Обл Суда, Предс-ль Хоз. Суда Гом Обл., Предс-ль КГК Гом обл., нач-к ИМНС Гом обл., нач-к обл. Управления стат., Предс-ли комитетов и отделов, Предс. Гом обл Сов Депутатов – с правом совещательного голоса. Все должностн. лица согласов-ся с Предс-лем. Регламент выступлений: доклад до 10 мин, содоклад до 5 минут, справки, выступления до 3 минут. Решения принимаются большинством голосов от состава. Для срочных решений допуск-ся принятие без рассмотрения на заседаниях опрос не < 2/3 членов.

 

Планирование работы облисполкома

План работы облисполкома составляется на полугодие и утверждается решением.

План работы облисполкома разрабатывается, исходя из решений вышестоящих государственных органов, задач экономического и социально-культурного развития области. Проекты плана работы облисполкома и решения о его утверждении подготавливаются главным управлением организационно-кадровой работы облисполкома.

Облисполком в пределах своих полномочий принимает решения. Решения подписываются председателем облисполкома и управляющим делами облисполкома. Председатель облисполкома издает в пределах своей компетенции распоряжения.

Представление на подпись председателю облисполкома проектов решений и распоряжений производится управляющим делами облисполкома. Решения, которые ввиду важности и срочности предусмотренных в них мероприятий подлежат широкому и немедленному обнародованию, публикуются в газете "Гомельская праўда", а в необходимых случаях доводятся до сведения через областное телевидение и радио.

Решения и распоряжения вступают в силу с момента их подписания, если в них не указан иной срок введения в действие. Решения, носящие нормативный характер, подлежат представлению в Минюст РБ.

Распоряжения не могут отменять или изменять решения. Распоряжения подписываются председателем облисполкома, приложения к распоряжениям - управляющим делами облисполкома.

Формы общественного участия

Общественное участие - это непрерывный двунаправленный процесс взаимодействия между гражданами и органом власти (учреждением, ведомством), отвечающим за принятие решения и включающий: меры, способствующие полному пониманию общественностью процессов и механизмов подготовки и принятия решений ответственным ведомством; полное информирование общественности о статусе и продвижении разработки и внедрении проектов, планов, программ, о выработке приоритетов политики или проведения оценки; активный сбор мнений всех заинтересованных граждан, сведений о восприятии ими целей и задач, а также об их предпочтениях в отношении использования ресурсов и альтернативных стратегий развития или управления и любой другой информации, касающейся принимаемого решения.

Формы общественного участия:

1-я группа форм общественного участия - “публичные формы” - участие в публичных дискуссиях, встречах и кампаниях в СМИ, иные формы рекламы и агитации: организация отдельных общественных слушаний по проблемам; создание системы регулярных общественных обсуждений проблем, в т.ч. в форме общественные палат; участие в открытых депутатских (исполнительной власти) слушаниях;делегирование представителей в принимающие решения (или проводящие конкурсы, или рекомендательные) комиссии и советы органов власти (экспертные, консультативные, “общественные” и т.п., в “рабочие группы”, в “общественные помощники”, в “советники” и т.п.) и их участие в рассмотрении и решении проблем; публичное обращение к депутатам и представителям исполнительной власти по проблемам на собраниях и сходах, встречах и приемах;

2-я группа форм общественного участия - “экспертные формы ” - общественная экспертиза, предложение властям профессиональных рекомендаций, проектов решений, социальных и иных программ, образовательных программ для представителей властей: независимый анализ по отдельной проблеме (в т.ч. в форме “общественной экспертизы”), предложенный общественности и непосредственно властям; регулярный комплексный независимый анализ проблемных процессов; предложение властям проектов нормативно-правовых актов, программ и т.п. (в т.ч. в рамках “народной нормотворческой инициативы”); адаптация (краткое общедоступное изложение) проблем и всех обсуждаемых путей их разрешения (в т.ч. альтернативных); независимый мониторинг реализации актуальных решений властей, выявление фактов нарушений этих решений (в т.ч. неисполнения их) представителями власти, предложенный общественности и непосредственно властям; инициирование и использование результатов социологических исследований, выявляющих общественное мнение и интересы избирателей, для влияния на решение проблем властью; содействие повышению квалификации депутатов и представителей исполнительной власти (в т.ч. в рамках программ “гражданского образования”).

3-я группа форм общественного участия - “непубличные формы ” - обращения к представителям властей, обращения в суд и т.п.: письма депутатам и представителям исполнительной власти с обращениями; сбор подписей под обращениями к депутатам и представителям исполнительной власти по проблемам; использование приемных органов и представителей власти, “общественных” приемных, “горячих телефонов” и т.п; законный комплекс непубличных контактов с представителями органов власти (предоставление документов и актуальной информации, ее адаптация, встречи с экспертами и лидерами общественного мнения и т.п. “лоббистская кампания”); обращения к представителям вышестоящих властей (“через голову” властей, непосредственно отвечающих за решение проблемы); обращение в контрольные и правоохранительные органы; судебная и законная внесудебная “защита общественных интересов” и законных частных интересов. Инициирование и участие в судебных процессах (в т.ч. в качестве общественных представителей).

4-я группа форм общественного участия - “формы прямого участие ” - прямое участие в реализации социального заказа, грантов и т.п. программ власти: участие НКО в конкурсах по размещению финансируемого из бюджета заказа (социального заказа, социального гранта); участие НКО в реализации финансируемого из бюджета заказа (социального заказа, социального гранта); координация программ и сложение ресурсов НКО и органов власти, в т.ч. вклад части программ социального добровольчества и “гражданского образования” в непосредственную реализацию решений власти.

5-я группа форм общественного участия - “косвенные формы” - косвенные действия: разовые коалиционные действия (контакты, обмен информацией, взаимное содействие повышению квалификации и координация действий) различных групп общественности при воздействии на власть по отдельной проблеме; создание и работа (до достижения результата) устойчивых коалиций для воздействия на власть по проблемам; формирование устойчивых местных общественных центров, обеспечивающих межсекторное социальное партнерство и “экспертные формы” общественного участия (“Think tank”, или “Мозговые тресты”, или “Фабрики мысли”, или Центры публичной политики и т.п.); система подготовки и продвижения во власть лиц ориентированных на межсекторное социальное партнерство и способных сохранить во власти эту ориентацию, а также система использования на благо общественности экспертных возможностей лиц достойно покинувших властные органы; использование кампаний по выборам и референдумам для косвенного влияния на решение проблем и характер отношений с властью.

 

 

Государство как субъект принятия решений

Государство — это особая форма организации общества, действующая на ограниченной территории. Государство обладает определёнными средствами и методами применения власти внутри общества, устанавливает определённый порядок взаимоотношений между членами общества, и вовлекает в свою деятельность всё население на установленной и экспансируемой территориях. Порядок взаимоотношений между членами общества и применения власти определяется: конституцией, законами и другими правовыми документами государства, которые являются частью формального устройства государства; а также обычаями, сформировавшимися внутри общества независимо от государства, которые являются основаниями для понимания законов государства и определяют неформализованный порядок применения и трактовки законов. По источнику и суверенному (т.е. самостоятельному, независимому и верховному) носителю властной силы государства подразделяются на: а) монархию, способную извращаться в тиранию; б) аристократию, способную извращаться в олигархию; в) демократию, способную извращаться в охлократию.

По форме правления, то есть организации общегосударственной (или, как принято иногда говорить, высшей государственной) власти, различают парламентские и президентские республики. Имеются и смешанные формы: полупрезидентская республика и парламентарная монархия. Главное здесь — признание принципа разделения власти и специфика механизмов его практической реализации.

По форме государственного устройства, то есть по способу разделения государства на определенные части с соответствующим разделением власти по управлению ими, существуют в основном два вида государств — унитарные и федеративные. Иногда говорят и о конфедеративном государстве.

Основная функция государства — обеспечение комфортного проживания своих граждан. Основной классификацией является деление функций государства на внутренние и внешние. К внутренним функциям государства относятся: прав-я функция — обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина. Полит-я функция — обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества. Организатор-я функция — упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы. Экон-я функция — организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций. Соц-я функция — обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоёв общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта. Экол-я функция — гарантирование человеку здоровой среды обитания, установление режима природопользования. Культ-я функция — создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства, формирование государственной культурной политики. Образ-я функция — деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования.

К внешним функциям государства относятся: ф-ция обесп-я нац. без-ти — поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности, суверенитета государства. Ф-ция поддерж-я мирового порядка — участие в развитии системы международных отношений, деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем человечества. Ф-ция взаимовыг-го сотрудн-ва в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.134.165 (0.016 с.)