Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общественное значение Ф и их объективная необходимость.Стр 1 из 11Следующая ⇒
Предмет и задачи науки о Ф. Слово «Ф» (c лат.- ден платеж), появилось в 13 в. в Сев Италии. В наст время терм «Ф» употребл-ся для хар-ки ден отношений, отражающих мобилизац, формирование и исп-ие фин рес-в на основе распределения и перер-ия ВВП и НД. Уч предмет «Ф» читается всем студентам эк специальностей Цеоь курса – формир-е у студентов комплексных эк знаний о сущности Ф-х отношений и т.д. Задачи курса: 1) Изучение сущности и ф-ций Ф 2) Рассм роль Ф в расшир воспр-ве 3) Изучен осн фин категорий, фин инструм 4) Рассм особенности Ф в Укр Предмет курсу Ф – совокуп фин отношений, кот выражают распред-е и перер-е ВВП и НД на микроуровне Стр-ра курса: – Сущность, роль и ф-ции Ф – Фмн сист и ее особен в Укр – Фин политика и фин мех-м – Гос Ф – Налоги и нал сист – Бюджетн сист – Местн Ф – М/унар Ф
2. Понятие и ф-ции Ф Ф – это деят-ть субъектов хоз-ния, кот связана с формир-м и исп-им фондов ден ср-в. Признаки Ф: 1. Ф-ден отношения. Ден явл мат-ной основой Ф. Фин рес – это совокуп ден фондов, кот учавствуют в обеспечении деят-ти субъектов хоз-ния и осущ оборот в ден форме. Ден отнош – понятие шире, чем фин отношения. В то же вр не имея денег, а имея имущ права можно осущ-ть фин отношения (напр, инвестир-е) 2. Фин отнош явл перераспределительными, т.е. отсутствует эквивалентность м/у субъектами Ф 3.В фин отношен гос-во обладает особыми властными полномочиями, что предполагает придание платежам гос-но-принудит хар-р. Ф-ции Ф: 1 Мобилизирующая – сост в том, что посредством Ф субъекты хоз-ния получ необх-е для их деят-ти фин рес-сы 2 Распределительная – с пом Ф распред-ся и перер-ся ВВП и НД. При первичн распред формир-ся факторные дох (з/п, приб, рента, %). В процессе перераспред фомир-ся вторичн дох, путем создания централиз гос, ведомственных и кооперат фондов. 3 Организационная – посредством Ф осущ-ся О-ция эф-го исп-ия фин рес 4. Контрольная – распределение и перер-ия ВВП и НД и их расходование осущ-ся по целевому принципу, поэтому на стадии движения этих ср-в осущ-ся фин контроль, задачей кот явл обязат соблюдение зак-ва по фин вопросам, полнота и своеврем-ть вып-ния фин обязательств. Виды фин контроля: 1) гос-ный (ГНАУ, Нал милиция, МинФин, Госказнач, Контрольно-ревиз сл…); 2) Ведомствен (мин-ва и ведомства); 3) Внутр (само П-е); 4) Независ (АФ); 5) Обществен (общест О-ции и об-во).
5. Стимулирующая – посредством Ф гос-во с пом бюджета, тарифов, ставок, нормативов, цен, налогов, пошлины может оказывать воздействие на развитие П-ий. 3. Общественное значение Ф и их объективная необходимость. Ф явл одной из наиболее важных и сложных экон категорий. Они им как видимую, так и скрытую форму проявления. Видимая сторона Ф проявляется в ден потоках, кот движутся м/у субъектами фин отношений. Скрытая сторона Ф связана с тем, что они отображают движение стоимости созданного в об-ве ВВП, т.е. обменные и распределительные отношения. От отлаженности этих отношений зависит эф-ть эк-кой системы и развитие об-ва. Распределение ВВП явл необходимым условием обеспечения беспрерывности пр-ва. Ф вып роль соединительного звена м/у несколькими пр-ными циклами, без них невозможно воспр-во – ни простое, ни расширенное. Поэтому, с одной стороны, распределение ВВП явл объективной необходимостью. С др стороны, именно ВВП, как объект фин отношений, хар-т нормальную фин ситуацию: об-во распределяет и соответственно потребляет или накапливает то, что оно создало. Ф позволяют приспособить потребности пр-ва к потребностям потребления. Без Ф невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот пр-ных фондов, на расширенной основе регулировать отраслевую и террит стр-ру эк-ки, стимулировать повышения эф-ти пр-ва удовлетворить другие потребности об-ва. Ф явл жизненно необходимой сист в эк-ке и об-ве в целом. Отлаженные Ф-е отношения выступают гарантией нормальной жизнедеятельности.
16. Фин сист и ее стр-ра. Фин сист (по внутр строению) – срвокупность относительно обособленных взаимосязанных фин отношений, кот отображают специфические формы и методы распределения и перер-ния ВВП (НД). Фин сист (по О-ционному построению) – совокупн фин органов и институтов, кот управляют ден потоками. Внутр стр-ра фин сист отображает объективную совокупность фин отношений. Она сост из сфер и звеньев. Сферы фин отношений: 1. Ур микроэк-ки (Ф субъектов хоз-ния и дом хоз)
2.Ур макроэк-ки (гос Ф) 3.Ур мирового хоз-ва (м/унар Ф) 4.Сфера обеспечения (фин рынок) Звенья фин сист: 1 Сфера Ф субъектов хоз-ния отражает движение ден потоков П-ий 2. Сфера гос Ф хар-т фин деят-ть гос-ва, дел на: – гос бюджет – гос кредит – фонды целевого назначения – Ф гос сектора 3. Сфера м/унар Ф отражает перераспределительно-обменные отношения и централизацию рес-в на мировом уровне. Составляющие: – м/унар фин отношения – непосредственно м/унар Ф 4. Сфера фин рынка охватывает кругооборот фин ресурсов как специфич товара. Дел на рынок денег и рынок капиталов. Обособленным звеном фин сист явл страхование, кот не принадлежит к конкретной сфере. Организация фин сист Укр. Фин сист Укр включает: 1. Органы управления: – МинФин (сост и вып гос бюджет, выпускает займы, исп привлеченные ср-ва, осущ взаимоотнош с правит др стран и м/унар фин инстит, регулир фин деят П-ий) – ГНАУ (осущ учет плательщиков налогов и обязат платежей, контроль за соблюдением налог зак-ва) – Контр-ревиз служба (осущ ревизию сост-я и вып-я бюджетов, контроль за исп-м бюджетных ассигнований, контроль за фин деят гос П-ий) – Казначейство (осущ выполнение Гос бюджета) – Счетная палата (контроль за сост-м и вып-м бюджета, за привлечением, исп-м и погашением гос займов, контроль в сфере ден-кред политики) – Аудиторская палата (выдача лицензий А-рам и АФ-м, контроль за А-кой деят-тью) – Комитет по надзору за страх деят (выдача лицензий на страх деят, контроль за деят СК) – Гос ком по ЦБ и фонд рынку(регистрация выпуска ЦБ-г, лицензирование деят фин посредников, регулир операций с ЦБ, надзор за деят субъектов фонд рынка) – Пенсион фонд (аккумуляция ср-в фонда, начисление и выплата пенсий и помощи) – Фонд соц страхования – Гос инновационный фонд 2. Фин институты: – НБУ (регистрация банков, выдача лицензий на отдел банковские операции, банковский надзор, агентские услуги правительству по размещению гос ЦБ-г, организация кассового выполнения гос бюджета, проведение м/унар расчетов гос-ва. – коммерч банки (осущ-е банковских операций) – страх компании (осуществление страховых операций) – небанковские кредитн учреждения (ломбард, кредитн союз и т.д.) – межбанковская валютная биржа (купли-продажа валюты и установление валютных курсов) – фондовые биржи (обеспечение первичного и вторичного рынка цен бумаг) – фин посредники на рынке ЦБ-г (выполнение поручений эмитентов по выпуску ЦБ-г и инвесторов по вопросам их приобретения). 4. 10. Типы фин политики. 1. В завис-ти от уровня зак-ного или админ. регулир-я: 1) Жесткая регламентация – когда большая часть фин отношений регул-ся гос-вом. 2) Умеренная регламентация - охватывает ограниченную часть фин отношений: отнош с гос-вом, отдел Эл-ты отношений на кредит, фондовом, валютн и страх рынках. Равновесие интересов гос-ва и об-ва. 3) Пол мин ограничений – регул-ся только отношения с гос-вом, кот сводятся к мин-му. Фин отнош регламентирся на договорной основе м/у субъектами хоз-ния. 2. В завис от задач, на решение кот напр-на фин пол: 1) Пол стабилизации – поддержание макроэк-го равновесия на основе стабил. объемов пр-ва при стабильности цен. 2) Пол эк роста – достижение необходимого для страны ур-ня ежегодного увеличения объемов ВВП с учетом ее потенциала (рост гос расх, уменьшен налогов, политика «дешевых» денег, %).
3) Пол сдерживания деловой активности – для предупреждения кризиса перепр-ва или недопущения перегрева эк-ки вследствие чрезмерных темпов экон роста (наоборот) 3. По хар-ру реализации: 1) Дискреционная - предусматривает исп-ие «встроенных стабилизаторов» (налоги,субсидии…), кот автоматич регулируют ситуацию в эк-ке. 2) Недискреционная – осущ-е гос-вом опред мероприятий, направл на реализацию фин стратегии и тактики. 11. 12. Формы фин обеспечения. 1. Самофинансирование представл собой обеспечение потребностей простого и расшир воспр-ва за счет собственных средств юр и физ лиц. Это исходная форма фин обеспечения. Без наличия опред-х собственных ср-в начать какую-либо деят невозмржно. 2. Кредитование – сост во временном исп-ии заемных ср-в. Оно, особенно в услов рыночной эк-ки, явл главной, ведущей формой. Кред-ние осущ-ся на принципах возвратности, срочности, платности и мат обеспечения кредитов. 3. Акционерный капитал -выступает формой коллективного фин обеспечения. Это чрезвычайно мобильная и рациональная фрма концентрации и перераспред-ия фин рес-в. Она обеспечивает общественный контроль за эф-тью исп-ния средств через вторичный рынок ЦБ-г. Котировка акций на фондовой бирже явл индикатором состояния того или иного акционерного об-ва. Чем лучше показатели деят-ти П-я, тем выше ур котировки их акций, что расширяет возможности привлечения фин рес-в. 4. Бюджетное фин-ние. В услов рыночной эк-ки эта форма менее важна, чем самофин-ние и кредитование. Но, следует отметить, что всегда были и будут такие сферы, кот необходимо гос фин-ние. Особую важность данная форма приобретает в услов эк кризиса. 13. 17. 14. 14.Сущность, принципы, методы и цели фин планир-ия. Фин пл-ние – деят-ть по составлению прланов формир-ния, распред-ния и исп-ния фин рес-в на ур отдел субъектов хоз-ния, их объединений, отраслевых структур, террит-админ единиц, страны в целом. Цель – определение объемов фин рес-в, кот будут созданы в гос-ве в целом, объемов рес-в, кот будут сосредоточены и распределены через бюджетн сист и др фин институты, а также тех, кот будут нах-ся в распоряжении хоз стуктур и населения. Осн принципы: целостности, объективности, научности, гласности, самостоятельности органов местн власти, равности интересов органов мест власти и субъектов хоз-ния, принцип соблюдения общегос интересов.
Методы: 1.Нормативный – сост в том, что при проведении расчетов фин показателей за основу берутся фин нормативы (нормы амортиз, ставки з/п, нормы расходов средств в бюджетн О-циях и др.) 2.Расчетно–аналитический – основан на фактич показателях фин деят-ти в предыдущие отчетные периоды. На основе базовых показателей, а также коэф-тов, кот хар-ют изменения условий деят-ти, рассчит-ся фин показатели на плановый период. 3.Балансовый – предусм соответсвие расходов источникам их покрытия, увязку всех разделов фин плана, фин и пр-ных показателей, в следствие чего достигается сбалансированность плана. 4.М экономико-мат моделир-ния – основан на разр-ке мат-кой модели деят-ти П-ия или гос-ва в плановом периоде. 15. 15.Виды фин планов. 1.Баланс дох и расх П-ия -индивид текущ фин план, рассч-ся на год с разбивкой по кварталам. Разделы: I. Дох и поступления ср-в (1.прибыль, 2.амортиз, 3.внутр фин рес от осн деят-ти, 4.ср-ва от продажи ЦБ-г, 5.Паевые и иные взносы членов труд коллектива, 6.Фин поступл от вышестоящих О-ций, 7. Фин помощь, 8.Др поступлен ср-в). II. Расх и отчисления ср-в (1.Кап вложения, 2.Кап ремонт осн фондов, 3.Пополнение ОбС, 4.Отчислен в др фонды, кот формир из прибыли, 5.Выплаченные дивид, 6.Аренд плата, 7.Отчисл на благотвор цели, 8.Др расх). III. Взаимоотнош с бюдж и внебюдж фондами (1.Налоги, сборы и др платежи в бюдж и внебюдж фонды, 2.Ассигнования из бюджета). IV. Взаимоотн с кредит сист (1.Кредиты банков, 2.Погашение кредитов, 3.Уплата % за кредиты). 2.Платежный календарь -оперативный фин план, целью сост-ния кот явл прогнозирование состояния П-я на опред дату. При его сост-нии расчит-ся: сроки выплаты з/п, премий; внесения налогов и др платежей, расчеты с контрагентами; состояние дебит и кред заолженности. 3.Бизнес-план – план реализации опред-го проекта или соглашения (1.Описание проекта, опред его целей и необх-ти, 2.Хар-ка Т и У или др рез-та, кот будет достигнут после реализации дан плана, 3.План маркетинга, 4.Хар-ка сырьевой базы, обеспечение кадрами, 5.Фин план – расчит приб и рентаб, окупаемость затрат, сроки и источники затр ср-в) 4.Смета дох и расх. Сост бюджетные О-ции непр-ной сферы. Быв индивидуальными (фин планы отдел учреждений), общими (сост для однотипных бюджетн учреждений, обслуж кот осущ-ся централизованно или для однотипных малых учреждений), сметы на проведение централизованных мероприятий (соревнования, конкурсы, олимпиады), сводные сметы (сведенные индивид сметы однотипных учреждений).
18. Ф субъектов хоз-ния. Ф субъектов хоз-ния предназначены для обеспечения деятельности П-ий. Они выступают базовой основой всей фин сист, т.к. именно тут создается ВВП, кот выступает объектом фин отношений. Обменно-распред отношения, кот хар-т Ф П-ий, делятся на 2 группы – внутр и внешн. Внутр хар-ют ден потоки на П-ии и отображают процессы формир-ия, распред и перер-ния его доходов. Они могут носить фондовый (сначала происх концентрация фин рес в фондах ден ср-в, а затем их исп-ние согласно назначению фонда) или канальный (исп-ние ср-в осущ-ся по опред направлениям с одного счета согласно потребностям П-ия) характер. Внешие хар-т связи с др. сферами и свеньями фин сист. Они дел-ся на входящие и выходящие ден потоки.
Деят-ть субъектов хоз-ния зависит от обеспеченности фин рес-ми. Это, в свою очередь, опр-ся суммой полученных дох и ур их изъятия и поступления через сист внешних фин отношений. Цель хоз деят – пр-во Т, осущ Р, оказание У. Цель фин деят – получение прибыли. Фин деят субъектов хоз-ния регул-ся законодательно – в области взаимоотношений с гос-вом, на основании соглашений и уставными док-ми – с др субъектами. 19. Ф акционерных об-в. ФАО относ-ся к сфере Ф субъектов хоз-ния. ФСХ выступает базовой основой всей фин сист, т.к. именно здесь создается ВВП, кот выступает объектом фин отношений. В то же время ФАО имеют свои особенности. Это связано с тем, что кроме традиционных форм фин обеспечения (самофин-е, кредитование, бюджетное фин-е), АО имеют еще и 4-тую – акционерный капитал, кот выступ формой коллективного фин обеспечения. Это чрезвычайно мобильная и рационал форма концентрации и перераспр-ия фин рес-в. Эта форма обеспеч-т общественный контроль за эф-тью исп-ния средств через вторичный рынок ЦБ-г. Котировка акций на фондовой бирже явл индикатором состояния того или иного акционерного об-ва. Чем лучше показатели деят-ти П-я, тем выше ур котировки их акций, что расширяет возможности привлечения фин рес-в. Т.о. лишь в услов. высокой эф-ти пр-ва возможно ф-ние АО.
24. Фонды ден ср-в П-ий. Ден ср-ва появл на П-ии при образовании уставн фонда,а в дальнейшем – с доходов от операционной и фин деят-ти. Полученные ср-ва инвестир-ся для обеспечения пр-ной деят, расширения и развития пр-ва. Ден ср-ва П размещ-ся на расчетном, валютном м др счетах и в кассе П. Ден фонды П – часть ден ср-в П, имеющая целевое назначение. Это – уставн кап, ФОТ, аморт фонд, резервный ф и др. Уставн капитал исп-ся П-ем для инвестир-ия ср-в в оборотные и осн ср-ва. ФОТ – для выплаты осн и доп з/п работникам. Амортиз фонд – для фин-ия воспр-ва осн и необорот активов. Резервный фонд – для покрытия убытков, преодаления временных фин трудностей. Ср-ва П-ий исп-ся не только в фондовой форме. Так, исп-ние П-ем ср-в для вып-ния фин обязательств перед бюджетом и внебюджетн фондами, банками, страх О-циями осущ-ся в нефондовой форме. В нефондовой форме П-ия также получают дотации и субсидии, спонсорские взносы, банк кредиты.
22. Фин деят П-ия. О-ция фин П-ий – совокупн форм и методов создания и исп-ния фин рес-в, а также за их движением для достижения поставлен целей. О-ция ФП строится на коммерческом расчете – методе рыночного хоз-ния, основанном на соизмерении затрат и рез-в деят-ти П-ия. Цель КР – макс-ция прибыли и мин-ция затрат. То, как организованы ФП в немалой степени зависит от организ-правовой формы П-ия. На О-цию ФП влияют отраслевые особенности, ур и тип применяемой техники и технологии и др. Фин деят П – сист форм и методов, кот исп-ся для фин обеспечения его ф-ния. В процессе фин деят П реш-ся задачи: – фин обеспечение текущ хоз деят П. – поиск резервов повышения доходности, рентаб и плетежесп-ти – вын-ние обязательств перед бюджетом, контрагентами и фин инстит. – мобилизация фин рес-в с целью обеспечения развития П-ия. – контроль за целевым исп-м фин рес Направления фин работы П.: 1. Фин прогнозир-е и планир-е - позволяет опр-ть потребность в фин рес-х, возможность их получения, направления исп-ния. 2. Операт фин работа – П ведет работу с поставщиками и покупат, с банками, кредиторами и деб-ми, бюджетом. 3. Анализ и контроль за пр-но-хоз деят – заклбч-ся в том, чтобы на основании данных о фин деят П-ия опр-ть все ли хорошо, резервы улучшения состояния П-ия и т.д. 23. Ден расчеты в деят П-ия. П на рынке и продавец, и покупатель. Отнош купли-подажи базир-ся на ден расчетах. Совокупн ден расчетов П представл собой его ден оборот. Формы ден оборота: 1.Расч, связ-е с процессом пр-ва; 2.Расч по рез-там деят.; 3.Внутрихоз-е ден расчеты. Все ден рсчеты осущ в 2-х формах: наличной и безналичной. Нал расчеты исп-ся при обслуж-нии физ лиц, и редко – с П-ми и бюджетом. Осн форма – б/н расчеты. Преимущ-ва б/н расч сост в большей скорости оборота ден ср-в, в экономии ср-в на хранение и транспортировку, их легче контролировать. Б/н расчеты – форма ден обращения, в кот движение нал денег замен-ся банковскими операц, кот сост в перечислен денег с оюного счета на др. Они не всегда банковские (вексель). Принципы б/н р – ср-ва П подлежат обязат-му хранению в банках, за исключ остатков наличности в кассе и норм расх из выручки – б/н расч м/у П-ми провод-ся путем перечисления ср-в со счета плательщика в банке на счет получателя ср-в – ср-ва со счета П-я спис-ся по распоряж владельца. – П самостоят-но выбирает формы расчетов и оговаривает эти формы в своих договорах без участия банка. – П самостоят выбирает банк для открытия счетов. Банк на основании догов с клиентом осущ-т расчетно-кас обслуживание и перечисляет ср-ва со счета по распоряж клиента. – момент платежа должен быть макс-но приближен к моменту отгрузки товара, вып-ния работ или предост У. 20. Ден ср-ва и фин рес П-ий. Ден ср-ва появл на П-ии при образовании уставн фонда и в дальнейшем исп-ся для осущ-ния деят-ти П. Ден ср-ва П размещ-ся на расчетном, валютном м др счетах и в кассе П. В дальнейшем источником ден ср-в П стан-ся выручка от реализации Т и У. Др источ – дох от инвест деят, от ЦБ-г, страховок, банк депоз, аренды, реализац излишнего имущ-ва. П им право распоряжаться не всеми ден ср-вами, кот оно получило от выручки. В состав выручки могут входить косвенные налоги. Та часть ден ср-в, кот остается на П распред-ся на: – возмещ-е потребл-х ср-в пр-ва (А) – вып-ние фин обязат-в перед бюджетом и др П-ми. Ден фонды П – часть ден ср-в П, имеющая целевое назначение (уставн фонд, ФОТ, аморт фонд, резервн ф, ф развития пр-ва, ф соц потребления, ф матер поощрения...) Фин рес-сы П – ден ср-ва, кот им-ся в распоряжении П-ия как в фондовой, так и внефондовой форме. Источником фин рес могут быть: а) собственные ср-ва (уставн кап, аморт отчисления, валовой доход и прибыль) б) привлеченные (полученные субсидии, кредиты. паевые и др взносы. ср-ва, мобилизир-е на фин рынке). Фин рес П направл-ся на формирование осн фондоф и обор ср-в. За счет фин рес осущ-ся расх П-ия на пр-во и реализацию Т,Р,У, а также др расх, связанные с деят-тью П-ия. 25. Формы б/н расчетов. 1.Расч платежными поручениями. ПП – расчетный док-т, кот содержит поручение собственника банк-го счета перевести какую-либо сумму на счет получателя ср-в. Это одна из наиболее распространен в Укр форм. Отличается универсальностью, простым и быстрым документооборотом. 2.Расч платежн требованиями. ПТ – расч док-т, кот сод требование лица, взимающего ср-ва у П, к банку, кот обслуж-т плательщика, провести без соглашения с плательщиком перечисление опред суммы ср-в со счета плательщика на счет получателя. 3.Расч платежн. требованиями-поручениями. ПТП – комбинир-ный док-т, кот сод как платежн требование, так и поручение покупателя обслуживающему его банку перевести ср-ва с его счета на счет поставщика. 4.Расч чеком. Р-ныйЧ – расчет док-т, содержащий письменное поручение собственника счета (чекодателя) банку-эмитенту в кот открыт счет об оплате чекодержателю обозначенной в чеке суммы. 5.Расч по аккредитивам. А – расч док-т с распоряжением одного кредитн учреждения др-му осуществить за счет спец-но задепонир-х ср-в оплату товарно-трансп док-тов за отгружен товар. 6.Расч при пом векселя. В - письменное обязательство, долговая расписка стандартной формы, дающая право ее собственнику требовать оплаты опред-ной в В суммы от лица, выдавшего В в опред месте и опред срок. Виды: простой и переводной (тратта); именной и на предъявителя; казначейский, частный и налоговый...
26. Понятие и состав гос Ф. Гос Ф – совокупность распределит-х отношений, кот возникают в процессе формир-ния и исп-ния фин рес гос-ва, предназначенных для выполнения гос-вом своих ф-ций. В завис от уровня гос Ф дел-ся на: Общегос-ные Ф – предназначены для обеспечения тех потребностей об-ва, кот им общегос хар-р и отображают интересы гос-ва в целом. Они, с одной стороны, формируют фин базу высших органов гос власти и управления, с др стороны - выступают в их руках инструментом влияния на соц-экон развитие страны. Через общегос Ф осущ-ся террит перераспред ВВП с целью сбалансир-го развития отдел регионов. Местные Ф – выступ фин базой местных органов власти и управления. Они обеспеч региональные потребности в фин рес-х, их внутритеррит-ное перераспр-е. Основн назначение местн Ф – обеспечение относительной фин независимости и автономности регионал-х админ формирований (областей, рай-нов) и поселков Осн проблема структурной перестройки сист гос Ф – установление оптимального соотношения м/у этими уровнями. Звенья гос Ф: – бюджет гос-ва (гос бюджет; местные бюджеты) – фонды целевого назначения (общегос фонды; регионал фонды) – гос кредит (гос займы; местные займы) – Ф гос сектора (Ф гос П-ий; Ф муниципального хоз-ва). 27. 29(32). Система гос расходов. Гос расх – ср-ва, кот гос-во затрачивает в процессе своей фин деят-ти. В завис от ур размещения: 1.Централиз-ные – расх из бюджетов и фондов целевого назначения. 2.Децент-е – расх П-й гос сектора. От роли в общест пр-ве: Текущие Расх на развитие. От целевого назначения: 1.Кап вложения 2.Расх на кап ремонт 3.Расх на оплату труда и т.д. По форме финансирования: 1.Бюджетные кредиты – это фин поддержка гос и др П-ий, у кот более 50% имущества явл гос собственностью. Предоставляет МинФинУ, носят возвратный хар-р, под проект. 2.Гос дотации – форма бюджетного фин-ния убыточных П-ий, О,У, кот производят Т и У, затраты на пр-во кот превышают цену продажи. Носят безвозвратный хар-р. 3.Субсидии и выплаты. Субсидии (в узк см) – трансферты П-ям со стороны гос-ва на фин-ние текущих затрат; (в шир см) – все формы гос вмешательства в эк-ку, в следствии кот измен-ся цена на тов или рес. Выдел также скрытые субсидии гос П-м (льготные кредиты, наличие задолженности по уплате налогов и списание ее, привилегии в получении гос заказов и т.д.). 4.Сметное фин-ние – обеспечение гос-ми средствами учреждений и О-ций соц-культ сферы, обороны, органов гос управления, органов правопорядка и безопасности, орг судеб власти и прокуратуры, на основании смет. 5.Гос фин-ние инвестиций – гос инвестиции в осн объекты соц-эк хар-ра. Социально-экономическую сущность государственных расходов определяют природа и ф-ции гос-ва. Состав и направления расходования средств государством определяются характером выполняемых им функций. Система государственных расходов призвана обеспечить рациональное размещение и эффективное использование государственных средств. Она характеризует государственную политику финансового обеспечения и социально-экономическое развитие страны. Необходимо особо отметить огромное значение государственных расходов на экономику для регулирования рыночных отношений. Механизм функционирования расходов способствует развитию внутреннего и расширению внешних рынков сбыта. Велика роль государства в условиях привлечения иностранного капитала. При этом нельзя недооценивать значение государственных гарантий возврата заемного капитала. Государственные расходы стали одним из главных инструментов концентрации и централизации капитала. Основное назначение системы государственных доходов создание надёжной финансовой базы для обеспечения финансовой деятельности государства. 28. 30. Формы фин-ния гос расходов. 1.Бюджетные кредиты – это фин поддержка гос и др П-ий, у кот более 50% имущества явл гос собственностью. Предоставляет МинФинУ, носят возвратный и, как правило, платный хар-р, под проект. 2.Гос дотации – форма бюджетного фин-ния убыточных П-ий, О,У, кот производят Т и У, затраты на пр-во кот превышают цену продажи. Носят безвозвратный хар-р. 3.Субсидии и выплаты. Субсидии (в узк см) – трансферты П-ям со стороны гос-ва на фин-ние текущих затрат; (в шир см) – все формы гос вмешательства в эк-ку, в следствии кот измен-ся цена на тов или рес. Выдел также скрытые субсидии гос П-м (льготные кредиты, наличие задолженности по уплате налогов и списание ее, привилегии в получении гос заказов, исп-ние гос земель и гос сооружений без арендной платы и т.д.). Кроме этого, к субсидиям в широком значении принадлежат трансферты, кот имеют характер субсидий (платежи дом хоз-вам и частным П-м), кот существенно влияют на стр-ру эк-ки. 4.Сметное фин-ние – обеспечение гос-ми средствами учреждений и О-ций соц-культ сферы, обороны, органов гос управления, органов правопорядка и безопасности, орг судеб власти и прокуратуры, на основании смет. 5.Гос фин-ние инвестиций – гос инвестиции в осн объекты соц-эк хар-ра. 33. Сущность и ф-ции налогов. Эк сущность налогов проявл-ся в ден отношениях м/у гос-вом и юр и физ лицами по поводу принудительного изъятия части созданной ст-ти и формирования фонда фин рес-в гос-ва. Процесс изъятия этих ср-в явл принудительным и односторонним, т.е отсутствует эквивалентность. Матер основа Н-в – реальная сумма ден ср-в, кот мобилизир-ся гос-вом. Конкретными формами проявления категории налога явл виды налогов платежей, кот устан-ся закондат органами власти. С организационно-правовой т.з. налог – это обязательный платеж в бюджет, кот осущ физ и юр лица в установленном зак-вом порядке и размерах. Ф-ции налогов: 1.Фискальная – сост в том, что с пом налогов происх формир-е бюджета и созд-ся услов для работы гос органов. 2.Регулирующая – заключ-ся во влиянии налогов на различные стороны деят-ти их плательщиков. 3.Стимулирующая – с пом налогов гос-во может влиять на процесс воспр-ва, накопления капитала, потребит спрос. Дан ф-ция предполаг исп-ние в НО налог-х льгот, приференций, дифференциации налог ставок. В зак-ве Укр предусм след виды нал льгот: – необлагаемый минимум – исключение из НО опред-х эл-тов объекта – освобождение от уплаты налога опред-х лиц или категорий плательщ. – снижение налог. ставок – целевые нал. льготы (нал кредиты).
34. 35. Элементы сист НО. 1. Объект налога (нал база) – то, что подлежит НО-ю (доход, земля, трансп ср-во…). Объект НО должен быть стабильным, поддаваться учету и им отношение к плательщику. 2. Субъект (плательщик) налога – физ или юр лицо, кот непосредственно платит налог. Плат-к налога перечисл-т в бюджет часть получен доходов. Реал плательщиком явл конечн потребитель. 3. Единица НО – предст собой единицу физ или ден измерения объекта НО. 4. Источник НО – представл собой доход плательщика, из кот он уплач-т налоги. Он может быть непосредств-но связан с объектом НО (доход) или не звязан (налог с недвиж-ти). 5. Ставка налога – зак-но установленная величина налога на ед НО. Сущ 2 вида устан-ния налог. ставок: универсал и диф-е ставки. Диф-ция ставок может осущ-ся в 2-х направлен: 1) в разрезе плательщиков, когда большинству плетельщиков выдел-ся осн ставка, а также сниженные и повышенные ставки для отдел плательщиков; 2) в разрезе различн хар-тик и оценок объекта НО. По спос устан ставки: 1) твердые (фиксированные, относительные); 2) процентные (прогрессивные, пропорциональные, регрессивные). 6. Налоговая квота – часть налога в доходе плательщика. Она хар-т ур НО-я.
42. Косвенные налоги в Укр. 1.НДС. Плательщ: субъекты преприн деят, в т.ч П-я с иностран инвест, др юр лица, кот не явл субъ предпр деят, физ лица, кот осущ предприн деят или ввозят тов на таможен террит Укр. С 31 марта 2005г НДС взимается если объем НО-х операций за какой либо период с послед 12 мес превышает 300тыс грн. Объект НО: операции, связан с продажей Т,Р,У внутри гос-ва, их импортом или экспортом. База НО: опр-ся исходя из договорной ст-ти Т,Р,У. В базу включ акциз, ввозную пошлину и др общегос нал и сборы, и не включ местн нал и сборы. Ставки: 20% и 0%. 2.Акциз. Плательщ: резид и нерез, кот произв подакцизн тов на террит Укр, юр лица, кот импортируют подакц тов на тер Укр, физ л-рез и нерез, кот ввозят подакц тов в Укр. Объект НО: оборот з реализации пр-денных в Укр подакц тов, ст-ть тов-в, ввезен в Укр. Подакц тов: бензин, ДТ, некот трансп ср-ва, табачн и ювел издел, спирт этил и алк напитки, пиво солодовое. Ставки: твердые и процентные. 3. Таможен пошлина. Плательщ: физ и юр лица, кот перемещ тов, трансп ср-ва и др предм через границу. Объект НО: таможенная ст-ть тов, кот перемещ-ся через таможен границу. Ставки: в % к таможен ст-ти тов или в ден размере на ед тов. 37. Классификация налогов. 1. По форме НО: 1) прямые – устан-ся непосредств относительно плательщиков, их размер зависит от величины объекта НО. 2) непрямые (косвенные) – устан-ся в ценах на Т и У, их размер для отдел плательщика прямо не зависит от его доходов. 2.По эк-му содержанию объекта НО-я: Налоги на доходы Нал на имущество 3) нал на потребление (косвенные налоги) 3.В завис от ур гос структур, кот устан налоги: 1) общегос-ные (устан-ся высшими органами гос власти, явл обязательными на всей террит страны) 2) местные (устан-ся местными органами власти и управления) 3.По способу взыскания: 1) раскладные – сначала устан-ся в общей сумме в соответствии с потребностями гос-ва в доходах, затем эту сумму распред по территориям, а на низшем ур – по плательщикам. 2) окладные – предусм установление сначала ставок, и следовательно и размера налога для каждого плательщика отдельно. Общая величина налога формир-ся как сумма платежей отдельных плательщиков. 4. В завис от порядка начисления: 1) регулируемые – такие налоги, кот гос-во распред м/у разными бюджетами. 2) закрепленные – налоги, полностью поступающие в опред бюджет.
38. 39. 40. Налоговая сист Укр. Нал сист Укр установлена ЗУ «О сист НО Укр» от 18.02.1997. Структура нал сист Укр: I. Общегос налоги и обязат платежи: а) прямые налоги: – нал на приб П-ий – нал на дох физ лиц – нал с собственников трансп ср-в и иных самоходн машин и механ-в. – нал на недвиж имущ-во – плата (нал) за землю – нал на промысел. б) непрямые налоги: – НДС – акцизный сбор – пошлина. в) платежи за ресурсы и др обязат платежи: – сбор за спец-ное исп-е прир рес-в – сбор за геологоразведочн работы, выполненные за счет бюджета – отчислен и сборы на строит-во, ремонт и содержание автом дорог – гос пошлина – плата за торгов патент на некот виды виды предприн деят-ти г) взносы в целевые фонды: – сбор в Фонд для осущ мероприятий по ликвидации последствий Черноб катастрофы и соц защиты населения – сбор на обязат соц страх – сбор на обязат гос пенсион страх – сбор на страх на случ безработ – сбор в Гос инновац фонд – сбор за загряз-е окруж прир среды II. Местные налоги и сборы: – налог с рекламы – коммун налог – гостиничный сбор – рыночн сбор – курортн сбор – сбор с владельцев собак – сбор за парковку автотранспорта – сбор за выдачу ордера на квартиру – сбор за право проведения кино- и телесъемок – сбор за право исп-ния местной символики и др. 41. Прямые налоги в Укр. 1. Налог на прибыль предприятий. Плательщики: из числа резидентов – субъекты хоз деят, бюджетные, обществен и др П,У,О, кот осущ деят, направлен на получение прибыли, на террит Укр и за ее пределами; из числа нерез – физ и юр лица, кот получ доходы, источником происхожден кот явл Укр. Объект НО: НО-я прибыль = вал дох – вал расх – амортизац. Ставка: 25%(для страх комп – 3 и 6% от вал дох) 2. Нал с дох физ лиц. Плательщ: резиденты, получающие как дох с источн происхождения с террит Укр, так и иностран дох; нерез, получ дох с источн с территУкр. Объект НО: 1) общий месячный НО-ый доход 2) чистый годовой НО-ый дох (общ годов НО-ый дох – сумма налог кредита) 3) доходы с источником их происхождения из Укр, подлежащие окончат НО при их выплате, 4) иностранные дох. Ставка: 13% (5 и 26%) 3. Налог с влад трансп ср-в и иных самоходн маш и механ. Плательщ: собственники зарегистр трансп ср-в. Объект: объем двигателя автотр-та и длина корпуса ср-в водного трансп-та. Ставки: со 100см3 объема движка, с 1КВт мощности движка, со 100см длины надводного трансп.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.236.62 (0.188 с.) |