Общественное значение Ф и их объективная необходимость. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общественное значение Ф и их объективная необходимость.



Предмет и задачи науки о Ф.

Слово «Ф» (c лат.- ден платеж), появилось в 13 в. в Сев Италии. В наст время терм «Ф» употребл-ся для хар-ки ден отношений, отражающих мобилизац, формирование и исп-ие фин рес-в на основе распределения и перер-ия ВВП и НД.

Уч предмет «Ф» читается всем студентам эк специальностей

Цеоь курса – формир-е у студентов комплексных эк знаний о сущности Ф-х отношений и т.д.

Задачи курса:

1) Изучение сущности и ф-ций Ф

2) Рассм роль Ф в расшир воспр-ве

3) Изучен осн фин категорий, фин инструм

4) Рассм особенности Ф в Укр

Предмет курсу Ф – совокуп фин отношений, кот выражают распред-е и перер-е ВВП и НД на микроуровне

Стр-ра курса:

– Сущность, роль и ф-ции Ф

– Фмн сист и ее особен в Укр

– Фин политика и фин мех-м

– Гос Ф

– Налоги и нал сист

– Бюджетн сист

– Местн Ф

– М/унар Ф

 

2.

Понятие и ф-ции Ф

Ф – это деят-ть субъектов хоз-ния, кот связана с формир-м и исп-им фондов ден ср-в. Признаки Ф:

1. Ф-ден отношения. Ден явл мат-ной основой Ф. Фин рес – это совокуп ден фондов, кот учавствуют в обеспечении деят-ти субъектов хоз-ния и осущ оборот в ден форме. Ден отнош – понятие шире, чем фин отношения. В то же вр не имея денег, а имея имущ права можно осущ-ть фин отношения (напр, инвестир-е)

2. Фин отнош явл перераспределительными, т.е. отсутствует эквивалентность м/у субъектами Ф

3.В фин отношен гос-во обладает особыми властными полномочиями, что предполагает придание платежам гос-но-принудит хар-р.

Ф-ции Ф:

1 Мобилизирующая – сост в том, что посредством Ф субъекты хоз-ния получ необх-е для их деят-ти фин рес-сы

2 Распределительная – с пом Ф распред-ся и перер-ся ВВП и НД. При первичн распред формир-ся факторные дох (з/п, приб, рента, %). В процессе перераспред фомир-ся вторичн дох, путем создания централиз гос, ведомственных и кооперат фондов.

3 Организационная – посредством Ф осущ-ся О-ция эф-го исп-ия фин рес

4. Контрольная – распределение и перер-ия ВВП и НД и их расходование осущ-ся по целевому принципу, поэтому на стадии движения этих ср-в осущ-ся фин контроль, задачей кот явл обязат соблюдение зак-ва по фин вопросам, полнота и своеврем-ть вып-ния фин обязательств. Виды фин контроля: 1) гос-ный (ГНАУ, Нал милиция, МинФин, Госказнач, Контрольно-ревиз сл…); 2) Ведомствен (мин-ва и ведомства); 3) Внутр (само П-е); 4) Независ (АФ); 5) Обществен (общест О-ции и об-во).

5. Стимулирующая – посредством Ф гос-во с пом бюджета, тарифов, ставок, нормативов, цен, налогов, пошлины может оказывать воздействие на развитие П-ий.


3.

Общественное значение Ф и их объективная необходимость.

Ф явл одной из наиболее важных и сложных экон категорий. Они им как видимую, так и скрытую форму проявления. Видимая сторона Ф проявляется в ден потоках, кот движутся м/у субъектами фин отношений. Скрытая сторона Ф связана с тем, что они отображают движение стоимости созданного в об-ве ВВП, т.е. обменные и распределительные отношения. От отлаженности этих отношений зависит эф-ть эк-кой системы и развитие об-ва.

Распределение ВВП явл необходимым условием обеспечения беспрерывности пр-ва. Ф вып роль соединительного звена м/у несколькими пр-ными циклами, без них невозможно воспр-во – ни простое, ни расширенное. Поэтому, с одной стороны, распределение ВВП явл объективной необходимостью. С др стороны, именно ВВП, как объект фин отношений, хар-т нормальную фин ситуацию: об-во распределяет и соответственно потребляет или накапливает то, что оно создало.

Ф позволяют приспособить потребности пр-ва к потребностям потребления. Без Ф невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот пр-ных фондов, на расширенной основе регулировать отраслевую и террит стр-ру эк-ки, стимулировать повышения эф-ти пр-ва удовлетворить другие потребности об-ва.

Ф явл жизненно необходимой сист в эк-ке и об-ве в целом. Отлаженные Ф-е отношения выступают гарантией нормальной жизнедеятельности.

 

16.

Фин сист и ее стр-ра.

Фин сист (по внутр строению) – срвокупность относительно обособленных взаимосязанных фин отношений, кот отображают специфические формы и методы распределения и перер-ния ВВП (НД). Фин сист (по О-ционному построению) – совокупн фин органов и институтов, кот управляют ден потоками.

Внутр стр-ра фин сист отображает объективную совокупность фин отношений. Она сост из сфер и звеньев.

Сферы фин отношений:

1. Ур микроэк-ки (Ф субъектов хоз-ния и дом хоз)

2.Ур макроэк-ки (гос Ф)

3.Ур мирового хоз-ва (м/унар Ф)

4.Сфера обеспечения (фин рынок)

Звенья фин сист:

1 Сфера Ф субъектов хоз-ния отражает движение ден потоков П-ий

2. Сфера гос Ф хар-т фин деят-ть гос-ва, дел на:

– гос бюджет

– гос кредит

– фонды целевого назначения

– Ф гос сектора

3. Сфера м/унар Ф отражает перераспределительно-обменные отношения и централизацию рес-в на мировом уровне. Составляющие:

– м/унар фин отношения

– непосредственно м/унар Ф

4. Сфера фин рынка охватывает кругооборот фин ресурсов как специфич товара. Дел на рынок денег и рынок капиталов.

Обособленным звеном фин сист явл страхование, кот не принадлежит к конкретной сфере.

Организация фин сист Укр.

Фин сист Укр включает:

1. Органы управления:

– МинФин (сост и вып гос бюджет, выпускает займы, исп привлеченные ср-ва, осущ взаимоотнош с правит др стран и м/унар фин инстит, регулир фин деят П-ий)

– ГНАУ (осущ учет плательщиков налогов и обязат платежей, контроль за соблюдением налог зак-ва)

– Контр-ревиз служба (осущ ревизию сост-я и вып-я бюджетов, контроль за исп-м бюджетных ассигнований, контроль за фин деят гос П-ий)

– Казначейство (осущ выполнение Гос бюджета)

– Счетная палата (контроль за сост-м и вып-м бюджета, за привлечением, исп-м и погашением гос займов, контроль в сфере ден-кред политики)

– Аудиторская палата (выдача лицензий А-рам и АФ-м, контроль за А-кой деят-тью)

– Комитет по надзору за страх деят (выдача лицензий на страх деят, контроль за деят СК)

– Гос ком по ЦБ и фонд рынку(регистрация выпуска ЦБ-г, лицензирование деят фин посредников, регулир операций с ЦБ, надзор за деят субъектов фонд рынка)

– Пенсион фонд (аккумуляция ср-в фонда, начисление и выплата пенсий и помощи)

– Фонд соц страхования

– Гос инновационный фонд

2. Фин институты:

– НБУ (регистрация банков, выдача лицензий на отдел банковские операции, банковский надзор, агентские услуги правительству по размещению гос ЦБ-г, организация кассового выполнения гос бюджета, проведение м/унар расчетов гос-ва.

– коммерч банки (осущ-е банковских операций)

– страх компании (осуществление страховых операций)

– небанковские кредитн учреждения (ломбард, кредитн союз и т.д.)

– межбанковская валютная биржа (купли-продажа валюты и установление валютных курсов)

– фондовые биржи (обеспечение первичного и вторичного рынка цен бумаг)

– фин посредники на рынке ЦБ-г (выполнение поручений эмитентов по выпуску ЦБ-г и инвесторов по вопросам их приобретения).

4.

10.

Типы фин политики.

1. В завис-ти от уровня зак-ного или админ. регулир-я:

1) Жесткая регламентация – когда большая часть фин отношений регул-ся гос-вом.

2) Умеренная регламентация - охватывает ограниченную часть фин отношений: отнош с гос-вом, отдел Эл-ты отношений на кредит, фондовом, валютн и страх рынках. Равновесие интересов гос-ва и об-ва.

3) Пол мин ограничений – регул-ся только отношения с гос-вом, кот сводятся к мин-му. Фин отнош регламентирся на договорной основе м/у субъектами хоз-ния.

2. В завис от задач, на решение кот напр-на фин пол:

1) Пол стабилизации – поддержание макроэк-го равновесия на основе стабил. объемов пр-ва при стабильности цен.

2) Пол эк роста – достижение необходимого для страны ур-ня ежегодного увеличения объемов ВВП с учетом ее потенциала (рост гос расх, уменьшен налогов, политика «дешевых» денег, %).

3) Пол сдерживания деловой активности – для предупреждения кризиса перепр-ва или недопущения перегрева эк-ки вследствие чрезмерных темпов экон роста (наоборот)

3. По хар-ру реализации:

1) Дискреционная - предусматривает исп-ие «встроенных стабилизаторов» (налоги,субсидии…), кот автоматич регулируют ситуацию в эк-ке.

2) Недискреционная – осущ-е гос-вом опред мероприятий, направл на реализацию фин стратегии и тактики.


11.

12.

Формы фин обеспечения.

1. Самофинансирование представл собой обеспечение потребностей простого и расшир воспр-ва за счет собственных средств юр и физ лиц. Это исходная форма фин обеспечения. Без наличия опред-х собственных ср-в начать какую-либо деят невозмржно.

2. Кредитование – сост во временном исп-ии заемных ср-в. Оно, особенно в услов рыночной эк-ки, явл главной, ведущей формой. Кред-ние осущ-ся на принципах возвратности, срочности, платности и мат обеспечения кредитов.

3. Акционерный капитал -выступает формой коллективного фин обеспечения. Это чрезвычайно мобильная и рациональная фрма концентрации и перераспред-ия фин рес-в. Она обеспечивает общественный контроль за эф-тью исп-ния средств через вторичный рынок ЦБ-г. Котировка акций на фондовой бирже явл индикатором состояния того или иного акционерного об-ва. Чем лучше показатели деят-ти П-я, тем выше ур котировки их акций, что расширяет возможности привлечения фин рес-в.

4. Бюджетное фин-ние. В услов рыночной эк-ки эта форма менее важна, чем самофин-ние и кредитование. Но, следует отметить, что всегда были и будут такие сферы, кот необходимо гос фин-ние. Особую важность данная форма приобретает в услов эк кризиса.


13.

17.

14.

14.Сущность, принципы, методы и цели фин планир-ия.

Фин пл-ние – деят-ть по составлению прланов формир-ния, распред-ния и исп-ния фин рес-в на ур отдел субъектов хоз-ния, их объединений, отраслевых структур, террит-админ единиц, страны в целом. Цель – определение объемов фин рес-в, кот будут созданы в гос-ве в целом, объемов рес-в, кот будут сосредоточены и распределены через бюджетн сист и др фин институты, а также тех, кот будут нах-ся в распоряжении хоз стуктур и населения.

Осн принципы: целостности, объективности, научности, гласности, самостоятельности органов местн власти, равности интересов органов мест власти и субъектов хоз-ния, принцип соблюдения общегос интересов.

Методы: 1.Нормативный – сост в том, что при проведении расчетов фин показателей за основу берутся фин нормативы (нормы амортиз, ставки з/п, нормы расходов средств в бюджетн О-циях и др.)

2.Расчетно–аналитический – основан на фактич показателях фин деят-ти в предыдущие отчетные периоды. На основе базовых показателей, а также коэф-тов, кот хар-ют изменения условий деят-ти, рассчит-ся фин показатели на плановый период.

3.Балансовый – предусм соответсвие расходов источникам их покрытия, увязку всех разделов фин плана, фин и пр-ных показателей, в следствие чего достигается сбалансированность плана.

4.М экономико-мат моделир-ния – основан на разр-ке мат-кой модели деят-ти П-ия или гос-ва в плановом периоде.


15.

15.Виды фин планов.

1.Баланс дох и расх П-ия -индивид текущ фин план, рассч-ся на год с разбивкой по кварталам. Разделы: I. Дох и поступления ср-в (1.прибыль, 2.амортиз, 3.внутр фин рес от осн деят-ти, 4.ср-ва от продажи ЦБ-г, 5.Паевые и иные взносы членов труд коллектива, 6.Фин поступл от вышестоящих О-ций, 7. Фин помощь, 8.Др поступлен ср-в). II. Расх и отчисления ср-в (1.Кап вложения, 2.Кап ремонт осн фондов, 3.Пополнение ОбС, 4.Отчислен в др фонды, кот формир из прибыли, 5.Выплаченные дивид, 6.Аренд плата, 7.Отчисл на благотвор цели, 8.Др расх). III. Взаимоотнош с бюдж и внебюдж фондами (1.Налоги, сборы и др платежи в бюдж и внебюдж фонды, 2.Ассигнования из бюджета). IV. Взаимоотн с кредит сист (1.Кредиты банков, 2.Погашение кредитов, 3.Уплата % за кредиты).

2.Платежный календарь -оперативный фин план, целью сост-ния кот явл прогнозирование состояния П-я на опред дату. При его сост-нии расчит-ся: сроки выплаты з/п, премий; внесения налогов и др платежей, расчеты с контрагентами; состояние дебит и кред заолженности.

3.Бизнес-план – план реализации опред-го проекта или соглашения (1.Описание проекта, опред его целей и необх-ти, 2.Хар-ка Т и У или др рез-та, кот будет достигнут после реализации дан плана, 3.План маркетинга, 4.Хар-ка сырьевой базы, обеспечение кадрами, 5.Фин план – расчит приб и рентаб, окупаемость затрат, сроки и источники затр ср-в)

4.Смета дох и расх. Сост бюджетные О-ции непр-ной сферы. Быв индивидуальными (фин планы отдел учреждений), общими (сост для однотипных бюджетн учреждений, обслуж кот осущ-ся централизованно или для однотипных малых учреждений), сметы на проведение централизованных мероприятий (соревнования, конкурсы, олимпиады), сводные сметы (сведенные индивид сметы однотипных учреждений).

 

18.

Ф субъектов хоз-ния.

Ф субъектов хоз-ния предназначены для обеспечения деятельности П-ий. Они выступают базовой основой всей фин сист, т.к. именно тут создается ВВП, кот выступает объектом фин отношений. Обменно-распред отношения, кот хар-т Ф П-ий, делятся на 2 группы – внутр и внешн. Внутр хар-ют ден потоки на П-ии и отображают процессы формир-ия, распред и перер-ния его доходов. Они могут носить фондовый (сначала происх концентрация фин рес в фондах ден ср-в, а затем их исп-ние согласно назначению фонда) или канальный (исп-ние ср-в осущ-ся по опред направлениям с одного счета согласно потребностям П-ия) характер. Внешие хар-т связи с др. сферами и свеньями фин сист. Они дел-ся на входящие и выходящие ден потоки.

Деят-ть субъектов хоз-ния зависит от обеспеченности фин рес-ми. Это, в свою очередь, опр-ся суммой полученных дох и ур их изъятия и поступления через сист внешних фин отношений. Цель хоз деят – пр-во Т, осущ Р, оказание У. Цель фин деят – получение прибыли.

Фин деят субъектов хоз-ния регул-ся законодательно – в области взаимоотношений с гос-вом, на основании соглашений и уставными док-ми – с др субъектами.


19.

Ф акционерных об-в.

ФАО относ-ся к сфере Ф субъектов хоз-ния. ФСХ выступает базовой основой всей фин сист, т.к. именно здесь создается ВВП, кот выступает объектом фин отношений.

В то же время ФАО имеют свои особенности. Это связано с тем, что кроме традиционных форм фин обеспечения (самофин-е, кредитование, бюджетное фин-е), АО имеют еще и 4-тую – акционерный капитал, кот выступ формой коллективного фин обеспечения. Это чрезвычайно мобильная и рационал форма концентрации и перераспр-ия фин рес-в. Эта форма обеспеч-т общественный контроль за эф-тью исп-ния средств через вторичный рынок ЦБ-г. Котировка акций на фондовой бирже явл индикатором состояния того или иного акционерного об-ва. Чем лучше показатели деят-ти П-я, тем выше ур котировки их акций, что расширяет возможности привлечения фин рес-в. Т.о. лишь в услов. высокой эф-ти пр-ва возможно ф-ние АО.

 

24.

Фонды ден ср-в П-ий.

Ден ср-ва появл на П-ии при образовании уставн фонда,а в дальнейшем – с доходов от операционной и фин деят-ти. Полученные ср-ва инвестир-ся для обеспечения пр-ной деят, расширения и развития пр-ва. Ден ср-ва П размещ-ся на расчетном, валютном м др счетах и в кассе П.

Ден фонды П – часть ден ср-в П, имеющая целевое назначение. Это – уставн кап, ФОТ, аморт фонд, резервный ф и др.

Уставн капитал исп-ся П-ем для инвестир-ия ср-в в оборотные и осн ср-ва. ФОТ – для выплаты осн и доп з/п работникам. Амортиз фонд – для фин-ия воспр-ва осн и необорот активов. Резервный фонд – для покрытия убытков, преодаления временных фин трудностей.

Ср-ва П-ий исп-ся не только в фондовой форме. Так, исп-ние П-ем ср-в для вып-ния фин обязательств перед бюджетом и внебюджетн фондами, банками, страх О-циями осущ-ся в нефондовой форме. В нефондовой форме П-ия также получают дотации и субсидии, спонсорские взносы, банк кредиты.

 

22.

Фин деят П-ия.

О-ция фин П-ий – совокупн форм и методов создания и исп-ния фин рес-в, а также за их движением для достижения поставлен целей. О-ция ФП строится на коммерческом расчете – методе рыночного хоз-ния, основанном на соизмерении затрат и рез-в деят-ти П-ия. Цель КР – макс-ция прибыли и мин-ция затрат. То, как организованы ФП в немалой степени зависит от организ-правовой формы П-ия. На О-цию ФП влияют отраслевые особенности, ур и тип применяемой техники и технологии и др.

Фин деят П – сист форм и методов, кот исп-ся для фин обеспечения его ф-ния. В процессе фин деят П реш-ся задачи:

– фин обеспечение текущ хоз деят П.

– поиск резервов повышения доходности, рентаб и плетежесп-ти

– вын-ние обязательств перед бюджетом, контрагентами и фин инстит.

– мобилизация фин рес-в с целью обеспечения развития П-ия.

– контроль за целевым исп-м фин рес

Направления фин работы П.:

1. Фин прогнозир-е и планир-е - позволяет опр-ть потребность в фин рес-х, возможность их получения, направления исп-ния.

2. Операт фин работа – П ведет работу с поставщиками и покупат, с банками, кредиторами и деб-ми, бюджетом.

3. Анализ и контроль за пр-но-хоз деят – заклбч-ся в том, чтобы на основании данных о фин деят П-ия опр-ть все ли хорошо, резервы улучшения состояния П-ия и т.д.


23.

Ден расчеты в деят П-ия.

П на рынке и продавец, и покупатель. Отнош купли-подажи базир-ся на ден расчетах. Совокупн ден расчетов П представл собой его ден оборот. Формы ден оборота: 1.Расч, связ-е с процессом пр-ва; 2.Расч по рез-там деят.; 3.Внутрихоз-е ден расчеты.

Все ден рсчеты осущ в 2-х формах: наличной и безналичной. Нал расчеты исп-ся при обслуж-нии физ лиц, и редко – с П-ми и бюджетом. Осн форма – б/н расчеты. Преимущ-ва б/н расч сост в большей скорости оборота ден ср-в, в экономии ср-в на хранение и транспортировку, их легче контролировать. Б/н расчеты – форма ден обращения, в кот движение нал денег замен-ся банковскими операц, кот сост в перечислен денег с оюного счета на др. Они не всегда банковские (вексель). Принципы б/н р

– ср-ва П подлежат обязат-му хранению в банках, за исключ остатков наличности в кассе и норм расх из выручки

– б/н расч м/у П-ми провод-ся путем перечисления ср-в со счета плательщика в банке на счет получателя ср-в

– ср-ва со счета П-я спис-ся по распоряж владельца.

– П самостоят-но выбирает формы расчетов и оговаривает эти формы в своих договорах без участия банка.

– П самостоят выбирает банк для открытия счетов. Банк на основании догов с клиентом осущ-т расчетно-кас обслуживание и перечисляет ср-ва со счета по распоряж клиента.

– момент платежа должен быть макс-но приближен к моменту отгрузки товара, вып-ния работ или предост У.

20.

Ден ср-ва и фин рес П-ий.

Ден ср-ва появл на П-ии при образовании уставн фонда и в дальнейшем исп-ся для осущ-ния деят-ти П. Ден ср-ва П размещ-ся на расчетном, валютном м др счетах и в кассе П. В дальнейшем источником ден ср-в П стан-ся выручка от реализации Т и У. Др источ – дох от инвест деят, от ЦБ-г, страховок, банк депоз, аренды, реализац излишнего имущ-ва.

П им право распоряжаться не всеми ден ср-вами, кот оно получило от выручки. В состав выручки могут входить косвенные налоги. Та часть ден ср-в, кот остается на П распред-ся на:

– возмещ-е потребл-х ср-в пр-ва (А)

– вып-ние фин обязат-в перед бюджетом и др П-ми.

Ден фонды П – часть ден ср-в П, имеющая целевое назначение (уставн фонд, ФОТ, аморт фонд, резервн ф, ф развития пр-ва, ф соц потребления, ф матер поощрения...)

Фин рес-сы П – ден ср-ва, кот им-ся в распоряжении П-ия как в фондовой, так и внефондовой форме. Источником фин рес могут быть:

а) собственные ср-ва (уставн кап, аморт отчисления, валовой доход и прибыль)

б) привлеченные (полученные субсидии, кредиты. паевые и др взносы. ср-ва, мобилизир-е на фин рынке).

Фин рес П направл-ся на формирование осн фондоф и обор ср-в. За счет фин рес осущ-ся расх П-ия на пр-во и реализацию Т,Р,У, а также др расх, связанные с деят-тью П-ия.


25.

Формы б/н расчетов.

1.Расч платежными поручениями. ПП – расчетный док-т, кот содержит поручение собственника банк-го счета перевести какую-либо сумму на счет получателя ср-в. Это одна из наиболее распространен в Укр форм. Отличается универсальностью, простым и быстрым документооборотом.

2.Расч платежн требованиями. ПТ – расч док-т, кот сод требование лица, взимающего ср-ва у П, к банку, кот обслуж-т плательщика, провести без соглашения с плательщиком перечисление опред суммы ср-в со счета плательщика на счет получателя.

3.Расч платежн. требованиями-поручениями. ПТП – комбинир-ный док-т, кот сод как платежн требование, так и поручение покупателя обслуживающему его банку перевести ср-ва с его счета на счет поставщика.

4.Расч чеком. Р-ныйЧ – расчет док-т, содержащий письменное поручение собственника счета (чекодателя) банку-эмитенту в кот открыт счет об оплате чекодержателю обозначенной в чеке суммы.

5.Расч по аккредитивам. А – расч док-т с распоряжением одного кредитн учреждения др-му осуществить за счет спец-но задепонир-х ср-в оплату товарно-трансп док-тов за отгружен товар.

6.Расч при пом векселя. В - письменное обязательство, долговая расписка стандартной формы, дающая право ее собственнику требовать оплаты опред-ной в В суммы от лица, выдавшего В в опред месте и опред срок. Виды: простой и переводной (тратта); именной и на предъявителя; казначейский, частный и налоговый...

 

26.

Понятие и состав гос Ф.

Гос Ф – совокупность распределит-х отношений, кот возникают в процессе формир-ния и исп-ния фин рес гос-ва, предназначенных для выполнения гос-вом своих ф-ций.

В завис от уровня гос Ф дел-ся на:

Общегос-ные Ф – предназначены для обеспечения тех потребностей об-ва, кот им общегос хар-р и отображают интересы гос-ва в целом. Они, с одной стороны, формируют фин базу высших органов гос власти и управления, с др стороны - выступают в их руках инструментом влияния на соц-экон развитие страны. Через общегос Ф осущ-ся террит перераспред ВВП с целью сбалансир-го развития отдел регионов.

Местные Ф – выступ фин базой местных органов власти и управления. Они обеспеч региональные потребности в фин рес-х, их внутритеррит-ное перераспр-е. Основн назначение местн Ф – обеспечение относительной фин независимости и автономности регионал-х админ формирований (областей, рай-нов) и поселков

Осн проблема структурной перестройки сист гос Ф – установление оптимального соотношения м/у этими уровнями.

Звенья гос Ф:

– бюджет гос-ва (гос бюджет; местные бюджеты)

– фонды целевого назначения (общегос фонды; регионал фонды)

– гос кредит (гос займы; местные займы)

– Ф гос сектора (Ф гос П-ий; Ф муниципального хоз-ва).


27.

29(32).

Система гос расходов.

Гос расх – ср-ва, кот гос-во затрачивает в процессе своей фин деят-ти.

В завис от ур размещения:

1.Централиз-ные – расх из бюджетов и фондов целевого назначения.

2.Децент-е – расх П-й гос сектора.

От роли в общест пр-ве:

Текущие

Расх на развитие.

От целевого назначения:

1.Кап вложения

2.Расх на кап ремонт

3.Расх на оплату труда и т.д.

По форме финансирования:

1.Бюджетные кредиты – это фин поддержка гос и др П-ий, у кот более 50% имущества явл гос собственностью. Предоставляет МинФинУ, носят возвратный хар-р, под проект.

2.Гос дотации – форма бюджетного фин-ния убыточных П-ий, О,У, кот производят Т и У, затраты на пр-во кот превышают цену продажи. Носят безвозвратный хар-р.

3.Субсидии и выплаты. Субсидии (в узк см) – трансферты П-ям со стороны гос-ва на фин-ние текущих затрат; (в шир см) – все формы гос вмешательства в эк-ку, в следствии кот измен-ся цена на тов или рес. Выдел также скрытые субсидии гос П-м (льготные кредиты, наличие задолженности по уплате налогов и списание ее, привилегии в получении гос заказов и т.д.).

4.Сметное фин-ние – обеспечение гос-ми средствами учреждений и О-ций соц-культ сферы, обороны, органов гос управления, органов правопорядка и безопасности, орг судеб власти и прокуратуры, на основании смет.

5.Гос фин-ние инвестиций – гос инвестиции в осн объекты соц-эк хар-ра.

Социально-экономическую сущ­ность государственных расходов определяют природа и ф-ции гос-ва. Состав и направления расходо­вания средств государством определяются характером выполняемых им функций. Система государственных расходов призвана обеспечить рациональное размещение и эффективное использование государственных средств. Она характеризует государственную политику финансового обеспечения и социально-экономическое развитие страны. Необходимо особо отметить огромное значение государственных расходов на экономику для регулирования рыночных отношений. Механизм функционирования расходов способствует развитию внутреннего и расширению вне­шних рынков сбыта. Велика роль государства в усло­виях привлечения иностранного капитала. При этом нельзя недооценивать значение государственных гаран­тий возврата заемного капитала. Государственные рас­ходы стали одним из главных инструментов концентрации и централизации капитала.

Основное назначение системы государственных доходов создание надёжной финансовой базы для обеспечения финансовой деятельности государства.


28.

30.

Формы фин-ния гос расходов.

1.Бюджетные кредиты – это фин поддержка гос и др П-ий, у кот более 50% имущества явл гос собственностью. Предоставляет МинФинУ, носят возвратный и, как правило, платный хар-р, под проект.

2.Гос дотации – форма бюджетного фин-ния убыточных П-ий, О,У, кот производят Т и У, затраты на пр-во кот превышают цену продажи. Носят безвозвратный хар-р.

3.Субсидии и выплаты. Субсидии (в узк см) – трансферты П-ям со стороны гос-ва на фин-ние текущих затрат; (в шир см) – все формы гос вмешательства в эк-ку, в следствии кот измен-ся цена на тов или рес. Выдел также скрытые субсидии гос П-м (льготные кредиты, наличие задолженности по уплате налогов и списание ее, привилегии в получении гос заказов, исп-ние гос земель и гос сооружений без арендной платы и т.д.). Кроме этого, к субсидиям в широком значении принадлежат трансферты, кот имеют характер субсидий (платежи дом хоз-вам и частным П-м), кот существенно влияют на стр-ру эк-ки.

4.Сметное фин-ние – обеспечение гос-ми средствами учреждений и О-ций соц-культ сферы, обороны, органов гос управления, органов правопорядка и безопасности, орг судеб власти и прокуратуры, на основании смет.

5.Гос фин-ние инвестиций – гос инвестиции в осн объекты соц-эк хар-ра.


33.

Сущность и ф-ции налогов.

Эк сущность налогов проявл-ся в ден отношениях м/у гос-вом и юр и физ лицами по поводу принудительного изъятия части созданной ст-ти и формирования фонда фин рес-в гос-ва. Процесс изъятия этих ср-в явл принудительным и односторонним, т.е отсутствует эквивалентность. Матер основа Н-в – реальная сумма ден ср-в, кот мобилизир-ся гос-вом. Конкретными формами проявления категории налога явл виды налогов платежей, кот устан-ся закондат органами власти. С организационно-правовой т.з. налог – это обязательный платеж в бюджет, кот осущ физ и юр лица в установленном зак-вом порядке и размерах.

Ф-ции налогов:

1.Фискальная – сост в том, что с пом налогов происх формир-е бюджета и созд-ся услов для работы гос органов.

2.Регулирующая – заключ-ся во влиянии налогов на различные стороны деят-ти их плательщиков.

3.Стимулирующая – с пом налогов гос-во может влиять на процесс воспр-ва, накопления капитала, потребит спрос. Дан ф-ция предполаг исп-ние в НО налог-х льгот, приференций, дифференциации налог ставок. В зак-ве Укр предусм след виды нал льгот:

– необлагаемый минимум

– исключение из НО опред-х эл-тов объекта

– освобождение от уплаты налога опред-х лиц или категорий плательщ.

– снижение налог. ставок

– целевые нал. льготы (нал кредиты).

 

34.

35.

Элементы сист НО.

1. Объект налога (нал база) – то, что подлежит НО-ю (доход, земля, трансп ср-во…). Объект НО должен быть стабильным, поддаваться учету и им отношение к плательщику.

2. Субъект (плательщик) налога – физ или юр лицо, кот непосредственно платит налог. Плат-к налога перечисл-т в бюджет часть получен доходов. Реал плательщиком явл конечн потребитель.

3. Единица НО – предст собой единицу физ или ден измерения объекта НО.

4. Источник НО – представл собой доход плательщика, из кот он уплач-т налоги. Он может быть непосредств-но связан с объектом НО (доход) или не звязан (налог с недвиж-ти).

5. Ставка налога – зак-но установленная величина налога на ед НО. Сущ 2 вида устан-ния налог. ставок: универсал и диф-е ставки. Диф-ция ставок может осущ-ся в 2-х направлен: 1) в разрезе плательщиков, когда большинству плетельщиков выдел-ся осн ставка, а также сниженные и повышенные ставки для отдел плательщиков; 2) в разрезе различн хар-тик и оценок объекта НО.

По спос устан ставки: 1) твердые (фиксированные, относительные); 2) процентные (прогрессивные, пропорциональные, регрессивные).

6. Налоговая квота – часть налога в доходе плательщика. Она хар-т ур НО-я.

 

42.

Косвенные налоги в Укр.

1.НДС. Плательщ: субъекты преприн деят, в т.ч П-я с иностран инвест, др юр лица, кот не явл субъ предпр деят, физ лица, кот осущ предприн деят или ввозят тов на таможен террит Укр. С 31 марта 2005г НДС взимается если объем НО-х операций за какой либо период с послед 12 мес превышает 300тыс грн. Объект НО: операции, связан с продажей Т,Р,У внутри гос-ва, их импортом или экспортом. База НО: опр-ся исходя из договорной ст-ти Т,Р,У. В базу включ акциз, ввозную пошлину и др общегос нал и сборы, и не включ местн нал и сборы. Ставки: 20% и 0%.

2.Акциз. Плательщ: резид и нерез, кот произв подакцизн тов на террит Укр, юр лица, кот импортируют подакц тов на тер Укр, физ л-рез и нерез, кот ввозят подакц тов в Укр. Объект НО: оборот з реализации пр-денных в Укр подакц тов, ст-ть тов-в, ввезен в Укр. Подакц тов: бензин, ДТ, некот трансп ср-ва, табачн и ювел издел, спирт этил и алк напитки, пиво солодовое. Ставки: твердые и процентные.

3. Таможен пошлина. Плательщ: физ и юр лица, кот перемещ тов, трансп ср-ва и др предм через границу. Объект НО: таможенная ст-ть тов, кот перемещ-ся через таможен границу. Ставки: в % к таможен ст-ти тов или в ден размере на ед тов.


37.

Классификация налогов.

1. По форме НО:

1) прямые – устан-ся непосредств относительно плательщиков, их размер зависит от величины объекта НО.

2) непрямые (косвенные) – устан-ся в ценах на Т и У, их размер для отдел плательщика прямо не зависит от его доходов.

2.По эк-му содержанию объекта НО-я:

Налоги на доходы

Нал на имущество

3) нал на потребление (косвенные налоги)

3.В завис от ур гос структур, кот устан налоги:

1) общегос-ные (устан-ся высшими органами гос власти, явл обязательными на всей террит страны)

2) местные (устан-ся местными органами власти и управления)

3.По способу взыскания:

1) раскладные – сначала устан-ся в общей сумме в соответствии с потребностями гос-ва в доходах, затем эту сумму распред по территориям, а на низшем ур – по плательщикам.

2) окладные – предусм установление сначала ставок, и следовательно и размера налога для каждого плательщика отдельно. Общая величина налога формир-ся как сумма платежей отдельных плательщиков.

4. В завис от порядка начисления:

1) регулируемые – такие налоги, кот гос-во распред м/у разными бюджетами.

2) закрепленные – налоги, полностью поступающие в опред бюджет.

 

38.

39.

40.

Налоговая сист Укр.

Нал сист Укр установлена ЗУ «О сист НО Укр» от 18.02.1997. Структура нал сист Укр:

I. Общегос налоги и обязат платежи:

а) прямые налоги:

– нал на приб П-ий

– нал на дох физ лиц

– нал с собственников трансп ср-в и иных самоходн машин и механ-в.

– нал на недвиж имущ-во

– плата (нал) за землю

– нал на промысел.

б) непрямые налоги:

– НДС

– акцизный сбор

– пошлина.

в) платежи за ресурсы и др обязат платежи:

– сбор за спец-ное исп-е прир рес-в

– сбор за геологоразведочн работы, выполненные за счет бюджета

– отчислен и сборы на строит-во, ремонт и содержание автом дорог

– гос пошлина

– плата за торгов патент на некот виды виды предприн деят-ти

г) взносы в целевые фонды:

– сбор в Фонд для осущ мероприятий по ликвидации последствий Черноб катастрофы и соц защиты населения

– сбор на обязат соц страх

– сбор на обязат гос пенсион страх

– сбор на страх на случ безработ

– сбор в Гос инновац фонд

– сбор за загряз-е окруж прир среды

II. Местные налоги и сборы:

– налог с рекламы

– коммун налог

– гостиничный сбор

– рыночн сбор

– курортн сбор

– сбор с владельцев собак

– сбор за парковку автотранспорта

– сбор за выдачу ордера на квартиру

– сбор за право проведения кино- и телесъемок

– сбор за право исп-ния местной символики и др.


41.

Прямые налоги в Укр.

1. Налог на прибыль предприятий. Плательщики: из числа резидентов – субъекты хоз деят, бюджетные, обществен и др П,У,О, кот осущ деят, направлен на получение прибыли, на террит Укр и за ее пределами; из числа нерез – физ и юр лица, кот получ доходы, источником происхожден кот явл Укр. Объект НО: НО-я прибыль = вал дох – вал расх – амортизац. Ставка: 25%(для страх комп – 3 и 6% от вал дох)

2. Нал с дох физ лиц. Плательщ: резиденты, получающие как дох с источн происхождения с террит Укр, так и иностран дох; нерез, получ дох с источн с территУкр. Объект НО: 1) общий месячный НО-ый доход 2) чистый годовой НО-ый дох (общ годов НО-ый дох – сумма налог кредита) 3) доходы с источником их происхождения из Укр, подлежащие окончат НО при их выплате, 4) иностранные дох. Ставка: 13% (5 и 26%)

3. Налог с влад трансп ср-в и иных самоходн маш и механ. Плательщ: собственники зарегистр трансп ср-в. Объект: объем двигателя автотр-та и длина корпуса ср-в водного трансп-та. Ставки: со 100см3 объема движка, с 1КВт мощности движка, со 100см длины надводного трансп.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.236.62 (0.188 с.)