Государственный суверенитет. Его признаки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственный суверенитет. Его признаки.



Суверенитет — это неотчуждаемое юридическое качество независимого государства, символизирующее его политико-правовую самостоятельность, высшую ответственность и ценность как первичного субъекта международного права.

 

Право суверенитета также предусматривает исключительное верховенство государственной власти внутри страны.

 

Территориальные единицы государства, даже располагая обширными политическими правами, все же не являются полностью самостоятельными, не имеют верховенства в правотворчестве, не могут в одностороннем порядке выйти из состава данного государства (право сецессии).

Признаками государственного суверенитета являются следующие:

• Неделимость. Государственный суверенитет — неизменный атрибут государства и только государства. Территориальная единица страны, сколь обширными политическими правами она бы не обладала, не может располагать суверенитетом.

• Верховенство государства на всей территории и его независимость в международных отношениях. Народ, избирая свою власть, признает за ней верховенство, делегируя ей права на законотворчество, управление, правосудие. Тем самым граждане передают власти свое совокупное суверенное право. В межгосударственных отношениях все страны руководствуются принципами суверенного равенства, закрепленными важнейшим международным договором современности Уставом ООН 1970 г.

• Неотчуждаемость. Нельзя лишить государства его суверенитета без того, чтобы уничтожить данную государственность. В случае ограничения даже какой-либо части суверенных прав государство перестает существовать как самостоятельный актор на международной арене, а также как совокупный институт власти и управления общественными явлениями, процессами и отношениями внутри страны.

• Обязанность государства гарантировать и защищать народный суверенитет на всей территории страны. Данное обязательство означает ответственность государственной власти за выполнение своей базовой функции — обеспечение территориальной целостности и безопасности граждан.

 

В целом регионализация представляет собой масштабный политико-административный процесс, происходящий как на международном, так и на внутригосударственном уровне.

 

Данный процесс в каждом случае обусловлен специфическими обстоятельствами, развивается на определенной почве и потому является для каждого государства уникальным.

В связи с этим однозначно оценить результаты и последствия регионализации непросто.

Вот почему внимание современных исследователей, пытающихся дать научные прогнозы развитию региональных тенденций, сконцентрировано на выявлении и определении масштаба рисков, сопряженных с региональными изменениями

55. Основные риски регионализации и их содержание

регионализация - процесс структурирования политического (мирового, государственного, муниципального) пространства, который предполагает перераспределение власти, передачу функций от общегосударственного на региональный уровень, появление и развитие институтов, отвечающих новой роли регионов в процессе принятия решений на государственном и международном уровнях.

К основным рискам регионализации относят:

· обострение противоречий между центральной и региональной властью;

· эрозию национального суверенитета;

· ослабление сложившейся на данной территории национальной идентичности;

· обострение национал-сепаратистских движений в государствах — участниках регионализации;

· манипулирование населением интегрирующихся регионов со стороны политических элит и корпораций, в интересах которых осуществляется регионализация;

· дальнейший рост экономических и политических диспропорций между странами или административными единицами, участвующими в регионализации.

 

Международная практика свидетельствует, что в отсутствии эффективной системы регулирования региональных процессов, установления правил и норм регионального развития, а также контроля за данным процессом указанные риски могут реализоваться, что существенно снизит ожидаемую пользу регионализации.

Все это актуализирует необходимость поиска в каждом конкретном случае баланса между управлением и саморегулированием региональных процессов.

В новейшей российской государственно-политической практике поиск этого баланса осуществляется активно и неоднозначно.

56. Специфика российского федерализма. Основные этапы российского федерализма и их содержание.

В современной политической теории различают три способа формирования федеративного государства в зависимости от характера самоопределения его территориальных единиц:

1. Административно-территориальный. Административно-территориальным путем образуются федерации, территориальные единицы которых этнически однородны. В этом случае регионализация осуществляется по экономическому основанию.

2. Национальный. Национальный способ образования федерации характерен для тех стран, где исторически сосуществуют различные этносы, малочисленные народности.

3. Смешанный. На территориях, где одни регионы этнически однородны, а другие, напротив, обладают выраженными социокультурными, этническими различиями, образуются федерации смешанного типа.

 

С указанных теоретических позиций современная Россия является, по меткому выражению государствоведов «федерацией из федераций».

 

Россия — крупнейшая федеративная республика в мире (включает 85 субъектов), и в разнообразии статуса ее территориальных единиц (республики, края, области, автономные округа, города федерального значения), а также в специфике взаимоотношений между центром и регионами.

 

Исходя из характера взаимодействия центральной и региональной власти, можно выделить следующие три этапа становления российского федерализма.

Первый этап — 1990—1993 гг. — трансформационный, в рамках которого осуществляется противоречивый переход от советской к федеративной российской государственности, обостряются «суверенные амбиции» региональной политической элиты.

Он начинается с принятием 12 июня 1990 г. Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации.

Этот документ провозгласил, в частности, необходимость существенного расширения прав автономных республик, областей, округов, краев РСФСР.

 

Второй этап - 1993-2000 гг. — конституционно-договорной, в ходе которого предпринимаются попытки обозначить организационно-правовые рамки взаимодействия центральной и региональной государственной власти.

Он начинается с принятия 12 декабря 1993 г. Конституции РФ, статьи которой закрепили соответственно

· предметы ведения Российской Федерации,

· предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов

· и, наконец, предметы ведения, относящиеся к исключительной компетенции субъектов РФ.

При этом компетенция российских федеративных единиц была сформулирована по остаточному принципу, в соответствии с которым к ведению органов власти субъектов РФ относятся все то, что находится вне юрисдикции Федерации и совместного ведения.

 

В этот период обострилась политическая ситуация, определяемая как федеративно-конфедеративный дуализм, т.е. усилилось противостояние между сторонниками пути дальнейшего развития единой российской федеративной государственности и приверженцами договорной тактики, углубления процесса суверенизации, усиления конфедеративной составляющей в политическом процессе.

Ярким проявлением данных тенденций стало активное законотворчество субъектов РФ (прежде всего республик) в сфере политического самоопределения, нередко идущее вразрез с федеральным законодательством.

Особенно отличились в этом плане республики, авторы конституций которых пытались закрепить на правовом уровне возможно большую часть политической, национальной, культурной автономии, руководствуясь установкой Президента РФ Б. Н. Ельцина «Берите суверенитета столько, сколько сможете».

Стратегической целью этого республиканского нормотворчества было укрепление позиций национальных государственно-политических элит, недопущение проникновения «иноземных» аутсайдеров в региональные органы власти.

Итак, формирование законодательной базы и развитие конституционных федеративных принципов в условиях нарастания суверенных амбиций республик - субъектов РФ является главной особенностью конституционно-договорного этапа, который был в основном реализован к 1999 г.

Третий этап развития российского федерализма (с 2000 г. - по настоящее время) — этап реформации российского федерализма «сверху», когда федеральная государственная власть, укрепляясь, пресекает центробежные настроения и сепаратистские амбиции регионов.

 

Он начался с избранием на пост президента страны В.В. Путина и носит в специальной литературе название «новый российский федерализм». По мнению В.В. Путина, к 2000 г. Россия приобрела ряд признаков, присущих «не федеральному, а децентразизованному государству».

С целью конструктивизации процесса строительства российского федерализма вновь избранный глава государства обратился в Конституционный Суд РФ с предложениями проверить ряд положений конституций республик РФ на соответствие Основному закону, а именнно:

• о государственном суверенитете республик как субъектов РФ;

• верховенстве конституций и законов республик на территории данных субъектов РФ;

• возможности органов государственной власти республик приостанавливать действие актов органов государственной власти Российской Федерации;

• договорном характере вхождения республик в состав России;

• о статусе республик как субъектов международного права.


 

Содержание и структура Федеративного договора. Сущность концепции республиканского суверенитета и основные аспекты ее критики.

12 июня 1990 г. Была принята Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации.

Этот документ провозгласил, в частности, необходимость существенного расширения прав автономных республик, областей, округов, краев РСФСР.

Юридически Советский Союз был государством-сателлитом, поскольку Конституция СССР закрепляла за республиками, входящими в его состав, право сецессии.

Однако воспользоваться данным правом советские республики смогли лишь в эпоху коллапса государства, когда политическая власть союзной элиты существенно ослабла.

Данное положение Декларации уже на нормативно-правовом уровне закрепил Федеративный договор от 31.03.1992.

Данный акт, установив отношения на основе принципа разделения предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами, послужил основой для содержания будущей конституции России в сфере государственного устройства и федеративных отношений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 848; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.22.250 (0.013 с.)