Основные полномочия Государственной Думы и Совета Федерации в кадровой, законотворческой, контрольно-политической сферах. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные полномочия Государственной Думы и Совета Федерации в кадровой, законотворческой, контрольно-политической сферах.



Так, к полномочиям Госдумы относится:

• ежегодное утверждение федерального бюджета на текущий год и двухлетнюю перспективу;

• утверждение ежегодного отчета Правительства об исполнении бюджета;

• утверждение федеральных налогов и сборов;

• заслушивание докладов и отчетов Председателя Счетной палаты РФ по итогам предварительных, текущих и ревизионных финансовых проверок;

• принятие законов о корректировке отдельных статей государственного бюджета на текущий финансовый год в отдельных ситуациях;

• объявление амнистии, т.е. полное или частичное освобождение от наказания лиц, совершивших уголовное преступление, изменение наказания на более мягкое либо снятие судимости с лиц, отбывших наказание;

• принятие обращений и заявлений по вопросам международного характера;

• рассмотрение вопросов внешней политики РФ в связи с тематическими обращениями Президента, актами Правительства, а также по собственной инициативе парламентариев и их групп.

Совет Федерации осуществляет следующие внутри- и внешнеполитические полномочия:

•утверждение изменения границ между субъектами РФ.

• утверждение указов Президента о введении военного или чрезвычайного положения не позднее 72 часов с момента уведомления палаты о соответствующем решении Президента;

•решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами государства.

•ратификация и денонсация международных договоров.

• дача согласия на назначение дипломатических представителей России в иностранные государства и межправительственные организации

•назначение выборов Президента

45. Систему судов общей юрисдикции в Российской Федерации составляют федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

2. К федеральным судам общей юрисдикции относятся:

1) Верховный Суд Российской Федерации;

2) верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов;

3) районные суды, городские суды, межрайонные суды (далее - районные суды);

4) военные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом;

5) специализированные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом.

3. К судам общей юрисдикции субъектов Российской Федерации относятся мировые судьи.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о судах общей юрисдикции

1. Полномочия, порядок образования и деятельности федеральных судов общей юрисдикции устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (далее - Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации"), Федеральным конституционным законом от 23 июня 1999 года N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации" и настоящим Федеральным конституционным законом.

2. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" и федеральными законами, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации.

Статья 5. Принципы деятельности судов общей юрисдикции

1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

2. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде общей юрисдикции и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено настоящим Федеральным конституционным законом и федеральными законами.

3. Все равны перед судом. Суды не отдают предпочтение каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признаку их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим не предусмотренным федеральным законом основаниям.

4. Суды общей юрисдикции осуществляют судебную власть независимо от законодательных и исполнительных органов государственной власти. В Российской Федерации не могут издаваться законодательные и иные нормативные правовые акты и осуществляться действия (бездействие), отменяющие или умаляющие независимость судов и судей.

5. Разбирательство дел в судах общей юрисдикции открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

6. Рассмотрение дел в судах общей юрисдикции очное. Заочное производство допускается только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

7. Рассмотрение дел в судах общей юрисдикции осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

8. Вступившие в силу судебные акты судов общей юрисдикции, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и иные обращения являются обязательными для всех федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных служащих, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

46. Конституционно-правовой статус российских судей сформулирован в cт. 119 Конституции РФ и конкретизирован Законом РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации».

Судьями являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

Претендовать на судейскую должность могут только

· дееспособные граждане Российской Федерации,

· которые имеют высшее юридическое образование,

· достигли соответствующего для данной должности возраста и стажа работы,

· не имеют судимости (либо реабилитированные)

· соответствуют требованиям по состоянию здоровья.

На должность судьи назначаются лица, которые не совершали порочащих поступков, сдали квалификационный экзамен и получили рекомендацию квалификационной коллегии судей.

Судейская коллегия — это орган судейского сообщества, рассматривающий вопросы отбора кандидатов на должности судей, приостановления или прекращения полномочий судей и присвоения им государственных наград и званий.

Все судьи обладают единым статусом.

Положение судей военных судов и судей Конституционного Суда РФ в силу специфики этих судебных инстанций раскрывается в федеральном законодательстве.

Помимо изложенных, к судьям РФ предъявляются и дополнительные требования, такие как:

· долг неукоснительно соблюдать действующее законодательство РФ и ее субъектов (для судей субъектов РФ);

· обязанность избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.

Среди множества законодательно определенных ограничений для российских судей можно выделить следующие запреты:

· замещать должности в органах государственной власти и местного самоуправления,

· быть третейским судьей, арбитром;

· принадлежать к политическим партиям,

· материально поддерживать указанные партии и принимать участие в их политических акциях и иной политической деятельности;

· публично выражать свое отношение к политике;

· заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

· заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой.

Особо оговариваются законом случаи конфликта интересов, когда личная заинтересованность судьи влияет или может повлиять на исполнение им должностных обязанностей, т.е. когда судья, руководствуясь личной заинтересованностью, может ущемить права и законные интересы физических или юридических лиц, нанести вред государству либо муниципальному образованию.

В этом случае судья, участвующий в производстве по делу, обязан заявить самоотвод или поставить в известность участников процесса о сложившейся ситуации.

Указанные выше ограничения, требования и запреты компенсируются принципами независимости, несменяемости и неприкосновенности судей РФ.

Независимость судей РФ обеспечивается:

• запретом под угрозой ответственности чьего-либо вмешательства в деятельность судьи по осуществлению правосудия;

• установленным только федеральным законом порядком приостановления и прекращения полномочий судьи;

• правом судьи на отставку по собственной воле;

• предоставлением судье материального и социального обеспечения за счет государства в соответствии с его высоким конституционно-правовым статусом;

• системой органов судейского сообщества, создаваемой для выражения интересов судей как носителей судебной власти (всероссийский и региональные съезды судей, советы судей различного уровня и специализации, которые обсуждают вопросы совершенствования законодательства и судебной практики, рассматривают важные проблемы работы судов и т.д.).

Неприкосновенность судьи является основной гарантией их независимого конституционного статуса и означает:

• невозможность привлечения судьи к административной, дисциплинарной и уголовной ответственности иначе, как в установленном федеральным законом порядке;

• неприкосновенность жилища и служебных помещений судьи, используемого им транспорта и средств связи, его корреспонденции, имущества и документов;

• невозможность задержать судью и принудительно доставить его в тот или иной госорган.

Привлечь судью к уголовной ответственности можно, лишь в порядке, определяемом федеральным законом.

Уголовное дело в отношении судьи может возбуждать ТОЛЬКО Генпрокурор, если на то предварительно получено согласие соответствующей квалификационной коллегии судей.

При этом в случае требования судьи уголовное дело в его отношении может быть рассмотрено только в Верховном Суде РФ.

Столь обширные гарантии неприкосновенности судьи дают ему возможность объективно выполнять свои обязанности, быть защищенным от возможных угроз, шантажа и даже посягательств на жизнь со стороны преступников, служат барьером от неправомерных и необъективных действий бюрократии и вышестоящих судов.

Именно судьям, как показывает отечественная и зарубежная практика, чаще всего пригождаются данные гарантии в повседневной трудовой практике.

 

Несменяемость судей заключается в том, что избранный на определенный срок судья не может быть произвольно смещен с должности до истечения данного срока.

Он не может быть переведен на другую должность (в том числе и на вышестоящую) без его согласия.

В мировой судебной практике несменяемость судей заключается в том, что судья избирается (назначается) пожизненно либо до определенного возраста.

Судейские полномочия могут быть приостановлены либо прекращены только в случаях, установленных Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации».

В то же время принцип несменяемости судей не исключает их смещения (в порядке особой процедуры), если судьи признаны виновными в совершении преступления или проступка либо если они занимаются деятельностью, не совместимой с занимаемой должностью.

В этом случае полномочия судьи прекращаются или приостанавливаются по решению соответствующей квалификационной коллегии судей (например, если судья начал заниматься предпринимательством или политикой, совершил поступок, порочащий честь и достоинство судьи, и пр.)

Помимо судей, в заседаниях судов общей юрисдикции и арбитража могут участвовать присяжные и арбитражные заседатели.

Присяжные заседатели участвуют в рассмотрении уголовных дел. Однако их компетенция в уголовном процессе ограничена лишь принятием вердикта о виновности или невиновности обвиняемого. Мера наказания устанавливается судом.

Арбитражные заседатели — это лица, достигшие 25 лет, имеющие высшее профессиональное экономическое, юридическое или финансовое образование и стаж работы по специальности или в сфере предпринимательства не менее пяти лет.

Они участвуют в некоторых арбитражных процессах, пользуясь правами и неся обязанности арбитражного судьи.

Списки арбитражных заседателей формируются соответствующими судами субъектов РФ по предложениям региональных торгово-промышленных палат, объединений предпринимателей сроком на два года.

47. Специфика и проблемы институционализации арбитражного судопроизводства в России.

В большинстве стран арбитраж, арбитражный суд — наименование третейского суда. Это не случайно, поскольку третейские суды, степень их распространенности и эффективности — один из ключевых экономических показателей существования развитого гражданского общества.

Третейские суды осуществляют правоприменительную деятельность (разрешение гражданско-правовых споров) на основе взаимного волеизъявления сторон (третейского соглашения).

Любопытно, что нынешний Арбитражный суд Бельгии прежде назывался Конституционным судом Бельгии.

В Российской Федерации постоянно действующие третейские суды образуются торговыми палатами, организаторами торговли, осуществляющими свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 325-ФЗ «Об организованных торгах», общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями — юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством РФ, и их объединениями (ассоциациями, союзами) и действуют при этих организациях — юридических лицах.

48. Статус Прокуратуры РФ. Структура и функции Прокуратуры РФ.

Традиционным для нашей государственности органом правоохранительной системы является Прокуратура РФ.

Это особая федеральная, централизованная и вертикально интегрированная система подразделений и должностных лиц, целью которой является надзор от имени Российской Федерации за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.

Задачами прокурорского надзора являются:

· обеспечение верховенства Конституции РФ и закона,

· обеспечение единства законности и ее укрепления, защита прав человека и гражданина, а также интересов общества и государства, охраняемых законом.

Российская прокуратура была учреждена 12 января 1722 г. Петром I.

Задачей, поставленной Императором перед данным органом, было «уничтожение или ослабление зла, проистекающего из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония».

В соответствии с Указом Петра I должности прокуроров учреждались при каждой коллегии.

Прокураторы подчинялись Обер-прокурору и Генерал-прокурору: последний был подотчетен царю.

Представляя сенаторам Генерал-прокурора П.И. Ягужинского, Петр I сказал: «Вот око мое, коим я буду все видеть».

С 1802 г. институт прокуратуры стал составной частью вновь образованного Министерства юстиции, а Министр юстиции по должности стал Генерал-прокурором.

Судебная реформа 1864 г. установила «Основные начала судебных преобразований», которые в части, касающейся судоустройства, определяли, что «при судебных местах необходимы особые прокуроры, которые по множеству и трудности возлагаемых на них занятий должны иметь товарищей», а также констатировали, что «власть обвинительная отделяется от судебной».

В Конституции РФ прокуратуре отведена последняя статья в группе норм, посвященных судебной власти.

В развитие данной конституционной нормы в 1997 г. принят Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О Прокуратуре Российской Федерации», однако и он не указывает, к какой ветви власти отнесена система прокурорских органов.

Однозначного ответа на данный вопрос не дают и теоретики государствоведения.

· Одни исследователи полагают, что прокуратура находится вне законодательной, исполнительной или судебной власти;

· иные отводят ей место в системе особой, контрольной власти, развивающейся сегодня как отдельная ветвь власти государственной;

· третьи убеждены, что прокуратура является частью власти исполнительной.

Не исключено, что российская государственность даст свой обоснованный ответ на данный вопрос, поскольку одной из целей Концепции реформирования правоохранительных органов РФ является законодательное закрепление статуса прокуратуры РФ в качестве федерального органа исполнительной власти, подотчетного Президенту РФ.

Систему прокуратуры возглавляет Генпрокурор, который назначается на должность и отстраняется от нее верхней палатой российского парламента на пять лет по представлению Президента РФ.

Президент не может лично уволить Генпрокурора, однако в 1999 г. временно приостанавливал его полномочия.

У Генпрокурора есть заместители по сферам деятельности данного госоргана, которые назначаются на должность и освобождаются от нее в том же режиме, что и глава прокуратуры.

Структура Генеральной прокуратуры РФ включает главные управления, управления и отделы, руководители которых назначаются на должность и освобождаются от нее Генпрокурором.

Прокуроры субъектов РФ назначаются на должность и освобождаются от нее Генпрокурором сроком на пять лет по согласованию с соответствующими субъектами РФ.

Низшим звеном прокурорской иерархии являются прокуратуры районов и городов, специализированные прокуратуры (транспортные, военные и т.д.).

Соответствующие прокуроры также назначаются Генпрокурором на пять лет и освобождаются им от должности.

Ветвью российской прокуратуры является Военная прокуратура, органы которой возглавляет Военный прокурор, также подчиненный Генпрокурору.

Несмотря на то, что Прокуратура РФ является иерархической структурой, в составе генеральной прокуратуры имеется коллегия — совещательный орган.

Решения прокурорской коллегии утверждаются приказом Генпрокурора (в случае его согласия с ними).

По своему статусу прокуроры — граждане Российской Федерации, имеющие соответствующее юридическое образование и стаж работы, замещающие должности государственной федеральной правоохранительной службы.

Прокуроры, а также их близкие родственники, находятся под особой защитой государства.

Не допускаются задержание, привод, личный досмотр прокурора, досмотр их вещей и используемого ими транспорта, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом в целях обеспечения безопасности иных лиц либо задержания при совершении преступления.

Установлено также льготное материальное и социальное обеспечение прокурорских работников.

Главным механизмом обеспечения законности в государстве является

прокурорский надзор — контрольная деятельность прокуратуры, имеющая целью обеспечение точного и единообразного исполнения Конституции и законов РФ, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, соблюдения законных обязанностей органами государства, должностными лицами, общественными объединениями, гражданами и негражданами, находящимися в Российской Федерации как стране пребывания.

49. Виды актов издаваемых прокурором по результатам проверки

Направлениями прокурорского надзора являются:

• надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов федеральными министерствами, агентствами, службами, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, а также надзор за соответствием закону издаваемых указанными субъектами нормативных правовых актов. При этом высшие органы государственной власти, в том числе и Правительство РФ, неподотчетны прокуратуре;

• надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина указанными выше должностными лицами, органами государственной власти и местного самоуправления, а также руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

• надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

• надзор за исполнением законов учреждениями пенитенциарной системы (учреждениями исполнения наказания, назначенного судом), а также надзор в отношении администрации мест содержания лиц, задержанных или заключенных под стражу.

Указанные виды прокурорской проверки проводятся на основании информации о нарушениях законов, которая поступает в органы прокуратуры.

В ходе проверки прокурор вправе беспрепятственно входить на территорию и в помещения проверяемых структур, требовать от проверяемых лиц предоставления необходимых материалов и документов, вызывать должностных лиц и граждан по поводу нарушения законов.

В результате проверки прокурор может требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к юридической ответственности.

Существуют следующие виды актов прокурорского реагирования на несоблюдение либо нарушение законности:

• протест — реакция прокурора на противоречащий закону правовой акт в орган либо должностному лицу, издавшему этот акт. В случае если прокурор считает незаконным либо необоснованным решение суда, протест также приносится им в суд. Протест подлежит обязательному рассмотрению соответствующего органа или должностного лица, результаты чего в письменной форме сообщаются прокурору не позднее чем в десятидневный срок после внесения протеста;

• представление — обращение прокурора об устранении нарушений закона к органу либо должностному лицу, которое правомочно устранить данное нарушение. Прокурорское представление подлежит незамедлительному обязательному рассмотрению. Конкретные меры по ликвидации допущенных нарушений должны быть приняты в течение месяца, результаты сообщаются прокурору в письменной форме. В случае нарушения законности органами государственной власти Генпрокурор информирует об этом Президента РФ;

• постановление — акт о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении в отношении должностного лица, нарушившего закон. Прокурор самостоятельно принимает решение о возбуждении дела исходя из конкретных обстоятельств правонарушения;

• предостережение — акт прокурора, вносимый должностным лицам, о недопустимости нарушения закона при наличии у прокурора сведений о возможных противоправных деяниях. Если требования, изложенные в данном предостережении, не будут выполнены, соответствующее должностное лицо может быть привлечено к ответственности.

В сфере надзора за местами лишения свободы прокурор вправе и обязан немедленно освободить любого человека, задерживаемого без законных основании.

Также надзор прокурора осуществляется за соблюдением порядка и условий содержания заключенных.

Также прокурор выступает в качестве одной из сторон гражданского процесса, если того требует защита гражданских прав и свобод, интересов общества и государства.

В случае заключения прокурора о незаконности либо необоснованности судебного акта он приносит протест в порядке надзора или обращается с представлением к вышестоящему прокурору.

Последний, в свою очередь, вправе принести протест в порядке надзора.

Прокурор может предъявлять и поддерживать гражданский иск в интересах пострадавших в суде общей юрисдикции или арбитражном суде в случаях, если установлено нарушение прав и свобод человека, а истец по уважительным причинам не может лично защищать себя в суде, или когда эти нарушения приобрели общественное значение, или касаются значительного числа граждан.

Начиная с 2007 г. российская прокуратура подверглась реформированию, которое ряд исследователей и практиков называют радикальным.

В это время были приняты федеральные законы о внесении изменений в УПК РФ и в Федеральный закон «О Прокуратуре Российской Федерации».

Полномочия прокурора по процессуальному руководству следствием (возбуждению и прекращению уголовных дел) были исключены из его компетенции и переданы Следственному комитету РФ.

50. Функции Следственного комитета РФ.

Таким образом, уголовное преследование отделилось от прокурорского надзора и стало исключительной прерогативой следователей Следственного комитета РФ, МВД России, ФСБ России, а также дознавателей ФТС России и ФСКН России.

В то же время фактическая неподотчетность главы Следственного комитета Генпрокурору превратила данную структуру в самостоятельный госорган правоохранительной системы РФ.

Такое положение дел было закреплено в Федеральном законе от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», в соответствии с которым данное ведомство вышло из подчинения Прокуратуры РФ и преобразовалось в Следственный комитет РФ, подотчетный непосредственно Президенту.

В настоящее время Следственный комитет РФ осуществляет множество функций в сфере уголовного судопроизводства:

· оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с установленной уголовно-процессуальным законодательством РФ подследственностью;

· обеспечение законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования;

· защита прав и свобод человека и гражданина;

· осуществление процессуального контроля деятельности следственных органов Следственного комитета и их должностных лиц;

· организация и осуществление в пределах своих полномочий сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства;

· разработка мер по реализации государственной политики в сфере исполнения законодательства РФ об уголовном судопроизводстве;

· совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;

· определение порядка формирования и представления статистических отчетов и отчетности о следственной работе, процессуальном контроле.

Впервые в России идея создания следственного ведомства, организационно и функционально независимого от иных органов государственной власти, была реализована Петром I в ходе судебной реформы, одним из направлений которой стало разделение уголовного процесса на стадии предварительного расследования и судебного разбирательства.

В 1713 г. были учреждены первые специализированные следственные органы России — «майорские» следственные канцелярии, которые в соответствии с Наказом «майорским» следственным канцеляриям от 09.12.1717 были подчинены непосредственно Петру I.

К подследственности этих органов были отнесены дела о наиболее опасных деяниях, посягающих на основы государственности, в первую очередь о преступлениях коррупционной направленности, совершаемых высокопоставленными должностными лицами органов государственной власти (взяточничество, казнокрадство, служебные подлоги, мошенничество).

Указом Александра I от 29.08.1808 в Санкт-Петербурге была учреждена должность следственных приставов.

Эти приставы состояли в штате городской полиции, входившей в систему Министерства внутренних дел (в 1810—1819 гг. — Министерства полиции).

Представляется, что значимость Следственного комитета РФ в правоохранительной системе РФ будет возрастать в связи с объявленной главой государства широкомасштабной борьбой с коррупцией.

В целом же функциональное разделение следствия и надзора, по мнению российских исследователей и многолетнему опыту международной правоохранительной практики, является оправданным и эффективным при условии сохранения у прокуроров права на проверку законности следственных решений.

Происходящие в современной России процессы трансформации правоохранительной системы свидетельствуют о набирающем силу процессе совершенствования российской правовой государственности.

Последнее неосуществимо без освобождения правоохранительных органов от избыточных функций, повышения уровня их открытости и доступности для внешнего государственного и общественного контроля, концентрации усилий государства на обеспечении защиты личности и общества от преступных посягательств.

Содержание регионализации как процесса структурирования современного политического, экономического, социокультурного пространства

В унитарных государствах, где действует единая система государственной власти, единая система законодательства, единый бюджет, части страны обладают обычно административно-территориальной автономией.

Данный вид автономии образуется в связи с делегированием (передачей) ряда управленческих полномочий от центра государства к его частям.

Административная автономия не предполагает права учреждения на уровне части государства законодательных представительных органов власти, а также права издания местных законов.

Государственное управление централизовано, и поэтому на региональном уровне оно осуществляется назначенными «сверху» должностными лицами, а также делегатурами министерств и ведомств (территориальными органами исполнительной власти, управлениями и отделами).

Вместе с тем в странах с традиционно развитым представительным началом в управлении (Великобритания, Швеция) на региональном уровне действуют выборные советы и коллегиальные постоянные комиссии советов.

И все же в унитарном государстве административно-территориальное деление иерархично, поскольку нижестоящим единицы подчиняются вышестоящие (например, районы подчиняются областям), а указания вышестоящих органов обязательны для исполнения на местах.

В федерациях части государства обычно обладают политической автономией, которая характеризуется следующими правами субъекта:

· избрание на своем уровне законодательной представительной власти;

· нормотворчество, в том числе принятие территориального бюджета;

· организационные полномочия (например, учреждать в рамках своей компетенции специализированные органы управления).

 

Компетенция политической автономии формируется, как правило, путем разграничения предметов ведения между федеральным центром и его субъектами.

 

Современная практика федеративного строительства демонстрирует большое разнообразие определения предметов ведения политически автономных частей государства.

В большинстве стран перечень предметов ведения политических автономий часто ограничен полномочиями в сфере

· сельского хозяйства,

· начального образования,

· санитарии и гигиены,

· охоты и рыболовства и т.д.,

т.е. теми предметами ведения, которые определяют профиль региона.

 

Нередко политические автономии получают гораздо более широкие права, такие как:

· участие в международных переговорах, если они касаются данного региона;

· разработка и реализация экономических и научных программ и проектов совместно с зарубежными регионами.

 

Так, политическая автономия Португалии — Азорские острова — имеет право участвовать во всех государственных международных переговорах, если они касаются островов.

 

Глава политической автономии (губернатор, глава администрации и т.д.) назначается главой государства, располагает небольшим аппаратом чиновников, осуществляет контроль за законностью деятельности территориального законодательного представительного органа.

 

Последний чаще всего имеет гораздо более обширные полномочия, чем глава административно-территориальной единицы.

Так, в большинстве политических автономий именно легислатуры создают органы управления территорией.

Вместе с тем центральная власть вправе вмешиваться в управление политико-территориальной единицы, применяя так называемое право федерального принуждения (например, при массовой коррупции в органах власти региона, массовых беспорядках в регионе).

Это означает, что политическая автономия представляет собой не абсолютную, а относительную самостоятельность территориальной единицы.

 

Особый вид автономии — национально-культурная - может быть дополнением административно-территориальной или политической самостоятельности территориальных единиц государства.

Национально-культурная автономия обычно создается в этнически неоднородных государствах в связи с культурными, бытовыми, этническими и иными особенностями жизнедеятельности населения, компактно проживающего на определенной территории.

Национальные автономии имеют территориальные единицы как унитарных (Шотландия в Великобритании, Корсика во Франции, Страна Басков в Испании и т.д.), так и федеративных (штат Индии Ассам) государств.

52.Содержание процессов международной регионализации на примере ЕС.

Международная регионализация сегодня активно протекает во всем мире, однако нагляднее всего ее можно наблюдать в Европе. Самым известным примером мировой регионализации стало создание Европейского Союза.

Европейская интеграция была обусловлена целым рядом факторов, действовавших на континенте начиная со второй половины прошлого века.

Самыми важными среди них были:

• необходимость на основе сотрудничества экономически возродить опустошенные Второй мировой войной страны и создать более широкий рынок, чтобы исключить возвращение к протекционизму и экономическому национализму;

• стремление установить мир в Европе и навсегда покончить с германо-французским соперничеством, обернувшимся войнами в 1914 и 1939 гг.;

• осознание необходимости разрешения «германского вопроса» (Германия — объективно наиболее сильная и амбициозная держава Европы) путем интеграции данного государства в более широкую сеть европейских отношений;

• стремление защитить Европу от угрозы советского экспансионизма и обеспечить за ней независимую роль в складывавшемся биполярном мире. Суверенное национальное государство, возможно, уже не обеспечивает мир и экономическое развитие и потому подлежит достройке в виде наднациональных структур.

Этапами европейской интеграции стали:

· создание Совета Европы (1948),

· Европейского экономического сообщества (1957),

· Европейского сообщества (1973).

 

С новой силой интеграционный процесс возобновился в связи коллапсом СССР, когда обострилась проблематика нового геополитического передела мира. Именно тогда страны Европы решили интегрироваться в единое сообщество, чтобы обеспечить себе геополитическую и экономическую независимость.

 

ЕС возник в 1993 г., когда вступил в силу соответствующий Договор о Европейском Союзе (Маастрихтский договор) и произошло объединение европейских государств, участвующих в процессе европейской интеграции.

Сегодня ЕС включает 28 стран: Бельгию, Италию, Люксембург, Нидерланды, ФРГ, Францию, Данию, Ирландию, Великобританию, Грецию, Испанию, Португалию, Австрию, Финляндию, Швецию, Польшу, Чехию, Венгрию, Словакию, Литву, Латвию, Эстонию, Словению, Кипр (кроме северной части острова), Мальту, Болгарию, Румынию.

 

Целями ЕС являются:

· введение европейского гражданства;

· обеспечение свободы, безопасности и законности;

· содействие экономическому и социальному прогрессу;

· укрепление роли Европы в мире.

 

На рубеже XXI в. ЕС вступил в новый этап преобразований, цель которых — сделать эту организацию б



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 370; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.202.214 (0.137 с.)