Принципы деятельности государственной власти субъектов РФ. Обязательные элементы системы органов государственной власти субъектов РФ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы деятельности государственной власти субъектов РФ. Обязательные элементы системы органов государственной власти субъектов РФ.



Как и в большинстве современных федеративных государств, в России вопросы образования и деятельности органов государственной власти субъектов, их полномочий и ответственности, взаимодействия между собой и с федеральными государственными органами не являются исключительной компетенцией «центральной» власти.

Так, Конституция РФ к совместному ведению России и ее субъектов относит:

• установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления является вопросом, отнесенным к совместному ведению России и ее субъектов (п. «н» ч. 1 ст. 72);

• координацию международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров РФ (п. «о» ч. 1 ст. 72).

 

Все остальные аспекты государственно-регионального строительства находятся в исключительном ведении субъектов РФ.

 

Как известно, субъекты РФ вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов.

В случае если по вопросам совместного ведения России и ее субъектов «профильный» федеральный закон не принят, субъект РФ имеет право издавать собственные законы по данному вопросу.

После вступления в силу соответствующего федерального закона принятые субъектом нормативные акты подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.

 

Государственно-региональное строительство в России до 1999 г. не регулировалось никаким федеральным законодательством, и потому субъекты РФ активно реализовывали практически ничем не ограниченное право нормотворчества в данной сфере.

Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ заложил правовые основы ииституциализации государственной власти в Российской Федерации, установив общие принципы деятельности государственной власти на уровне субъекта РФ, такие как:

• государственная и территориальная целостность Росийской Федерации;

• распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию;

• верховенство Конституции и федеральных законов на всей территории РФ;

• единство системы государственной власти;

• разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица;

• разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ;

• независимая реализация органами государственной власти субъектов РФ принадлежащих им полномочий;

• самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления.

 

В конце 1990-х гг., когда суверенные амбиции российских регионов были довольно сильны, закрепление таких принципов на федеральном законодательном уровне явилось необходимым и своевременным шагом на пути укрепления основ нового российского федерализма.

 

Систему органов государственной власти субъекта РФ составляют:

• законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ;

• высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ;

• иные органы государственной власти субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.

 

Также конституцией (уставом) субъекта РФ может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ.

Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ устанавливает основы правового статуса, полномочия органов государственной власти субъекта РФ, базовые требования к организации законодательного процесса, случаи и порядок прекращения полномочий органов государственной власти субъекта РФ, а также основы механизма взаимоотношений главы субъекта РФ и парламента.

В остальном система законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта РФ.

Это касается вопросов наименования органов государственной власти субъектов РФ, их структуры, правового, информационного, материально- технического и финансового обеспечения деятельности.

Однако в процессе укрепления единой вертикали власти России в данный Закон неоднократно вносились изменении и дополнения, корректировавшие государственное строительство на уровне субъектов РФ.

Так, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ является в соответствии с законом постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта РФ.

Законодательство не содержит требований к структуре парламента субъекта РФ.

На практике большинство региональных парламентов — однопалатные, хотя встречаются и двухпалатные представительные органы местного самоуправления.

По состоянию на 1 января 2013 г. двухпалатные парламенты сохранились лишь в двух субъектах:

· Республике Тыва

· Свердловской области.

 

Остальные субъекты, ранее учредившие двухпалатные законодательные представительные органы местного самоуправления, например Республика Саха (Якутия), впоследствии отказались от них, направив соответствующие бюджетные расходы на иные нужды региона.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.113.125 (0.006 с.)