Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Барклай де толли михаил богданович.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Маркс, Энгельс: Барклай: лучший полководец. Ярославцев: Барклай – способный генерал. Окунь: поддерживает Барклая. Гарнич: сплошные ошибки Барклая. Замечание Сталина о том, что Кутузов на дву головы выше де Толли закреп. в совет. ист-графии его негат. образ. Барклай де Толли Михаил Богданович родился в 1761г. Выдающ. способ-ти молодого офицера были замечены нач-ком Лифляндской дивизии, генералом Паткулем, кот. взял его к себе в адъютанты. Барклай де Толли принимал участие в штурме Очакова, в пораж-и турок под Каушанами. В кампании 1808г. Барклай де Толли особ. отличился в сраж. под Пултуском, за кот. награжден орденом св.Георгия 3-й степени. В швед. кампанию 1808г. он командовал сначала отдельным отрядом; он, по разногласию с ген. Буксгевденом, оставил Финляндию. Однако потом он был снова отправлен туда, совершил свой знамен. переход ч/з Кваркен и завладел на швед. берегу гордом Умео. Последствие этого было заключение мира со Швецией. Произведенный в генералы от инфантерии, Барклай де Толли назначен генерал-губерн. Финляндии и главкомом финлянд. армией. В 1810г. Барклай де Толли занял пост воен. министра, и при нем составлено известное «Учреждение для упр-ния большой действующей армией». Кроме того, введены значит. улучшения в разных отраслях воен. адм-ции, что оказалось особ. современным и полезным ввиду готовящ. гигант. борьбы с Нап-ном. При начале Отеч. войны 1812г. Барклай де Толли был назначен главкомом 1-й За. армией. Сообразно с обстоят-вами он отступал перед несоразмерно превосх. силами противника, не давая последнему нигде возможности решит. успеха; соединившись под Смоленском с армией Багратиона, он продолжал отступать до Царева-Займища, где намеревался дать сражение. Это отступление, однако, возбудило неудов-вие в войсках, жаждавших сразиться с неприятелем, и восстановило п/в Барклая де Толли обществ. мнение, вследствие чего он был заменен Кутузовым и поступил под его начальство. В Бород. сражении он командовал правым флангом. На знамен. воен. совете в Филях он доказал невыгодность позиций п/д Москвой и предложил отступить без боя. С 1813г. он участ-вал в загран. походе. В Лейпцигской битве командовал центром и был одним из гл. виновников одерж. победы. За эти новые заслуги Барклай де Толли возведен в графское достоинство. В 1814г. он начальствовал рус. войсками при взятии Парижа, кот. доставило ему фельдмарш. жезл. В 1814г. после знаменитого смотра Вертю Барклай де Толли был возведен в княж. достоинство. Ему поставлен памятник на Казан. площади Санкт-Петерб.
Пестель Павел Иванович. 1.Восстание декабристов. Материалы и документы. 2.Семевский. Полит. и обществ. идеи декабристов. 3.Павлов-Сильванский. П.И.Пестель. 4.Нечкина. Движение декабристов. 5.Никандров. Мировоззрение П.И.Пестеля. 6.Лебедев. Пестель — идеолог и руководитель декабристов. Рылеев: чел., опасный для России и для общества. Греч: он хотел произвести суматоху и, пользуясь ею, завладеть верх. властью в замышляемой сумасбродами республике, достигнув верх. власти, Пестель сделался бы жесточ. деспотом. Трубецкой: чел. вредный и не должно допускать его усилиться, но стараться всевозможно его ослабить. Пестель Павел Иванович (полковник) родился в 1793. Сын круп. сановника И.Б.Пестеля. Учился в Дрездене, в Пажеском корпусе, откуда выпущен прапорщиком в лейб-гвардии Литовский полк. Участник Отеч. войны 1812 и загран. походов 1813—14. В 1821 назначен командиром Вятского пехот. полка. Обладал обширн. научн. познаниями, незауряд. орган-ми способностями и сильной волей. В 1816 вступил в «Союз спасения», был основным автором его устава. В 1818 орг-вал в Тульчине управу «Союза благоденствия». Добился принятия членами Союза республ-кой программы, заложив тем самым республ-кие традиции в рус. освоб-ном дв-нии; обосновывал необх. цареуб-ва, уничтожения всех членов имп. фамилии. В 1821 создал и возглавил Юж. общество декабристов. Стремился к слиянию Сев. общества с Юж., для чего ездил в Петербург. С 1821 разрабатывал проект соц-экон. и полит. преобр-ний в России (в 1824 назв. им «Русской правдой»), кот. был принят в кач-ве полит. программы. Вторая редакция «Русской правды» свидет-вует о дальн. демокр-ции взглядов П. Она содержит требования немедл. освобожд-я крепост. крестьян с землёй, огран-ния помещ. землевл-ния и созд. двух земел. фондов: обществ-го и частного; ликвидации сосл. привилегий и предост-ния полит. прав всем мужчинам с 20 лет. П. был ярым поборником республики и гос. централ-ции. Согласно записке П. — «Конституция. Гос. завет» (представляющий собой конспект «Русской правды»), законод-ным органом объявл. однопалат. Народное вече, исполн-ная власть вручалась Державной думе, а блюстительная - Верховному собору. По соц-экон. содержанию программа П. была буржу-ной с опред. элементами демокр-зма; по религиозно-философским воззрениям П. стоял на позициях деизма. Историч. обстановка, в кот. развивалась деятельность П., сказалась на непослед-ном решении вопроса о помещичьем землевл-нии и ориентации на воен. революцию, не связанную с массовым дв-нием. В 1825 вёл переговоры с представителями Польского патриот. общества о совместных револ. действиях. Арестован 13 дек. 1825. Повешен вместе с четырьмя другими декаб-ми в Петропавл. крепости.
Муравьёв Никита Михайлович. Дружинин. Декабрист Никита Муравьёв. Муравьёв Никита Михайлович (капитан гвардии) родился в 1796. Учился в Моск. университете; с 1813 на воен. службе. Участвовал в загран. походах рус. армии 1813—14 (сражения под Дрезденом, Лейпцигом и др.). Затем жил в Париже. М. — один из создателей в 1816 тайной орг-ции декабристов «Союза спасения». В 1820 в «Союзе благоденствия» высказался за введение в России республ. правления. После роспуска «Союза благоденствия» в 1821 М. — член Верховной думы и правитель Сев. общества декабристов. Одновр. был избран член директории Юж. общества декабристов. Автор проекта конст-ции буд. рус. гос-ва (выступал за конст. монархию, имп-тор с Народ. Вече, избир. право с цензом (высоким)) и пропаганд. документа «Любопытный разговор», в кот., используя выдержки из Евангелия и Библии, доказывал необх-сть восстания п/в деспотизма. В восстании 14 дек. 1825 не участвовал, т. к. находился в это время в деревне. В дек. 1825 арестован и закл. в Петропавл. крепость. Верх. угол. судом осуждён (смертная казнь, замен. 20-летней каторгой). Каторгу отбывал в Нерчинских рудниках, переведён на поселение в Иркутскую губернию, где и умер. В Сибири составил (вместе с Луниным) «Разбор донесения тайной следств. комиссии в 1826 году». М. известен также как историк, выступ. с критикой «Истории гос-ва Российского» Карамзина и напис-ший ряд работ по воен. истории.
Николай I. Апологет. лит-ра. У Корфа в «Восшествии на престол НI» Николай предст. в образе благор. рыцаря, кот. некотор. время, призн. старш-во Константина, не принимал имп-кий титул. Устрялов в курсе рус. истории сравнивает Николая с Петром. Разобл-критическая лит-ра. Режим НI почти все рос., как доревол., так и совет., историки, кроме дворян. официозов (Корф, Татищев, Шильдер «Имп-тор НI. Его жизнь и цар-ние»), оценивают как апогей самод-вия и дворянско-крепостн. реакции. Подлинно науч. биогр. НI до сих пор нет. Апологетический труд Шильдера и критический - Преснякова устарели. Прозвище в лит-ре Николай Палкин. Нехрестомат рассуж-ния о НI можно встретить в круглом столе историков «Апогей самод-вия?» (Родина). Заруб. лит-ра о никол. России невелика. В ней выделяется наблюд-тью, глубиной и остроумием (не без русофобской предвзятости) памфлет франц. маркиза де Кюстина, о кот. Герцен сказал: «Без сомн., это — самая заним-ная и умная книга, напис. о России иност-ем». Заслуживают вн-ния также две биогр. НI: апологетическая, но ценная обилием фактов, автор кот. — франц. писатель Лакруа, и более науч., хотя и менее насыщ. фактами, напис. рус. эмигрантом Грюнвальдом. Тютчева (дочь поэта): никто, как он, не был создан для роли самодержца. Он обладал для того и наруж-тью, и нравств. св-вами. Никогда этот человек не испытал тени сомнения в своей власти или в законности ее. Шильдер: суровость обращения стала хара-ром жизни НI. Герцен: он был красив, но красота его обдавала холодом; нет лица, кот. так беспощадно обличало хар-тер чел., как его лицо. Кюстин: у НI греч. профиль, высокий лоб, очень красивый рот, благородное овал. лицо, воен. и скорее немец., чем славян., вид. Его походка, его манера держать себя непринужденны и внушительны. он вечно позирует и потому никогда не бывает естествен, масок у него много, но нет живого лица. Корф: никто не обладал более НI высоким даром действовать не только на рассудок, но и на чувство. В этом отн-нии искусство его было, можно сказать волшебное. Граф Олсуфьев: артист игры на барабане. Пресняков: цар-ние Николая – золотой век рус. национализма.
Период-ция цар-ния Николая по Корнилову. I.1826-31 (период якобы преоб-ный, квазирефор-кий, по крайней мере по внешности не противный прогрессу). 1830 – рев-ция во Фр., 1831 – вос-ние в Польше. II.1831-48 (оставив всякие попытки преоб-ний сущ-щих гос. учреждений, Николай как бы нашёл себя. Строго консерв. курс, гл. задача – борьба с рев. стремл-ми и идеями как в Зап. Европе, так и в России). 1848 – рев-ный год в Европе. III.1848-55 (реакц-зм в пол-ке Николая. Россия – пугало для Европы).
24. Чаадаев Петр Яковлевич. 1.Чернышевский. Апология сумасшедшего. 2.Плеханов. П.Я.Чаадаев. 3.Шкуринов. Мировоззрение П.Я.Чаадаева. 4.Григорьян. Чаадаев и его философ. система. 5.Дружинин. П.Я.Чаадаев и проблема индивидуализма. 6.Смирнова. П.Я.Чаадаев и рус. общественная мысль 1-й пол. 19 в. Чаадаев Петр Яковлевич родился в дворян. семье. Учился в Моск. унив-те, где сблизился с Н.И.Тургеневым и Якушкиным. Участник Отеч. войны 1812 и загран. походов 1813—14. C 1816 член масонской ложи «Соединённых друзей» (вместе с Грибоедовым, Пестелем, Муравьевым-Апостолом); близкий друг Пушкина. Был принят в «Союз благоденствия» и Сев. общество декаб-тов, но деятельным членом тайных обществ не был и относился к ним сдержанно-скептически. Путешествовал за границей (в Германии, Великобр., Фр.), познакомился с Шеллингом и Ламенне, религ-философ. идеи кот. оказали на него глуб. воздействие. По возвращ. в Россию жил в Москве; в 1829—31 создал свое гл. произведение - «Письма о философии истории» (на франц. языке), за кот. утвердилось назв. «Философических писем». Обнарод-ние первого из них в журнале «Телескоп» (1836) вызвало резкое недов-во властей ввиду выраженного в нём горького негод-ния по поводу отлуч-ти России от «всемирного воспитания чел-го рода», нац. самодовольства и дух. застоя, препят. осознанию и испол-нию предначерт. свыше истор. миссии. «Высочайшим повелением» Ч. был объяв. сумасшедшим. Написанная Ч. в ответ на обв-ния в недостатке патр-зма «Апология сумасшедшего» (1837), где Ч., говоря о России, утвер., что «мы призваны решить большую часть проблем соц. порядка... ответить на важнейш. вопросы, какие занимают чел-во», при жизни Ч. напечатана не была. Лишённый какой-либо возм-ти объясниться в печати, Ч. оставался влият-ным мыслителем, оказ. значит. воздействие (особ. постановкой проблемы истор. судеб России) на предст-лей разл. направлений - как на зап-ков, так и на слав-филов, способств. дух. форм-нию Герцена, Белинского, Бакунина, Кавелина и др. В «Философ. письмах» Ч. объявил себя приверженцем ряда принципов католицизма, однако Герцен недаром называл его мировоззрение «революц. католицизмом»: Ч. вдохн-ла несовмест. с катол. ортодоксией «сладкая вера в будущее счастье чел-ва», он уповал на свершение земных чаяний народа как сверхразум. целого, преодолев. эгоизм и индивид-зм как несообразные со всеобщим назнач-ем чел-ка быть двиг-лем вселенной под рук-вом всевышнего разума и мир. воли. Не сочувствуя социал-му, Ч. предсказывал, однако, его победу («социализм победит не потому, что он прав, а потому, что неправы его противники»). Философско-истор. мысль Ч. явилась мощным стимулом разв-ия и самоопр-ния рус. фил-фии в целом.
25. Пушкин Александр Сергеевич. 1.Добролюбов. А.С.Пушкин. 2.Горький М. О Пушкине. 3.Алексеев. Пушкин. Сравнительно-истор-кие исследования. Франк: не только великий русский поэт, но и философ. Солженицын: ещё до декабрьского восстания разгадал цену революциям. Пушкин Александр Сергеевич в 1811 поступил в Царскос. лицей; в преподавании и воспитании здесь были черты просвет-кого свободомыслия, связ. с распростр-ем револ. идей, патриот-ким подъёмом эпохи Отеч. войны 1812, либер-ми тенденциями первых лет цар-ния АI. На П. обращают внимание Державин, Карамзин. Лицеист П. участвует в лит-ном общ-ве карамзинистов «Арзамас», ведущем борьбу с идейными и эстетич. взглядами консерваторов, объед. в «Беседе любителей рус. слова», сближается с предст-лями свободомысл. двор-ва, в т.ч. с П.Я.Чаадаевым. Револ. и нац-освоб. дв-ния в Европе, крест. и солдат. волнения в России усиливают в П. жажду револ. действий. Потом проясняются (при единстве идеалов полит. свободы и соц. справедливости) разногл-я П. с лит-ми и филос-ми взглядами декабристов. С усилением реакции и полиц. произвола, с постеп. осознанием того, что родовая арист-тия перестала быть акт. полит. силой, уступив место бюрокр. «новому двор-ву», назревает спад полит. иллюзий П. Изучая историю, в част. арх. документы петров. эпохи и времён Пугачева, он начинает пересм-вать прежнее отн-ние к деят-сти Петра I как образцу гос. мудрости, снова обращается к вопросу об ист. роли социал. протеста, в част. интер-тся деят-стью и судьбой Радищева. Объект. точка зрения реализуется здесь в честном и беспристр. рассказчике-свидетеле, кот. симпатизирует Пугачеву, воплощ-му силу и талант народа, но остаётся верным своему двор. долгу. Параллельно П. работает над ист. трудом о пугачёвщине, собирает док-ты, изучает арх. материалы, посещает Оренбург, Казань и др. «пугачевские» места, беседует с очевидцами. Не будучи сторонником «бунта», П. стремится создать строго достов. картину событий и показать справед-сть нар. возмущения. В центре вн-ния П. по-прежнему истор. судьбы и соврем. проблемы страны, народа и общества, пути нац. культуры, филос. осмысление жизни и истории. Он готовит материалы для «Истории Петра», размышляет над историей ВФБР, историей русской лит-ры, изучает шедевр древнер. литературы «Слово о полку Игореве», стремится влиять на самосознание общ-ва, неоднокр. в разл. формах напоминает об участи сосланных декабристов. В 1836 он начинает издавать журнал «Современник», продолж. на новом этапе традиции прогресс. рус. журнал-ки, собирает вокруг него лучшие литер. силы, публикует ряд собств. критич. и публиц. произведений, отстаивая в условиях реакции передовую общ. и нравств. роль лит-ры, борясь с отжившими и реакционными эстетическими воззрениями и охранит. прессой. Велика заслуга П. в форм-нии подлинно научной ист-графии, опирающ. на объект. анализ фактов и их осмысление в свете общих закономерностей истор. процесса. Мысли и суждения, содерж. в худ-ных произв-иях и др. работах П., имеют непреходящее философское, эстетич. и нравств. значение.
26. Гоголь Николай Васильевич. 1.Белинский. О Гоголе. Статьи, рецензии, письма. 2.Шенрок. Материалы для биографии Н.В.Гоголя. 3.Машинский. Гоголь и «дело о вольнодумстве».
Гоголь Николай Васильевич родился в семье небогат. помещиков. Образование Г. получил в Нежинской гимназии высших наук. Г. меняет несколько мест службы, пробует преподавать историю, но постепенно литер. деятельность вытесняет все другие его занятия. Вершиной творчества Г. — драматурга явился «Ревизор», вышедший в свет и одновр. поставленный на сцене в 1836. Сатирич. сила этого произведения была такова, что автор навлек на себя ожесточённые нападки реакц. кругов. Это и неудовл-сть петерб. постановкой «Ревизора», низводившей социальную комедию до уровня водевиля, вызвали у писателя глубокую депрессию. Значение Г. для рус. общества Чернышевский выразил словами: «Он пробудил в нас сознание о нас самих...». Др. сторона творческой программы Г. состояла в том, чтобы указать обществу «пути к прекрасному». Неразрешимость её для Г. была обусл. тем, что писатель хотел прийти к преобразованию общества путём морал. возрождения каждой отдел. личности, его сост-щей. Сами же гос. институты царской России могли оставаться при этом, по мысли Г., неприкосновенными. Непонимание экон. и полит. обусловленности общ-ных отношений, сочувствие романтической концепции истории, согл. кот. русская нация считалась свободной от внутрисосл. вражды, привели Г. в начало 1840-х гг. к отвлечённому выводу, что именно в России прежде всего утвердится принцип чел-го братства. Он ищет в рус. человеке те высокие душев. кач-тва, кот. послужили бы залогом осуществления этого идеала. Все лучшие св-ва нац. хар-ра Г. находит в народ. среде, у представителей трудового крестьянства. Однако, представляя нацию в духе истор. воззрений своей эпохи как внутренне единый организм, Г. считал возможным отыскать и вызвать к жизни те же нравств. черты и в среде господ. классов. В этой ошибочной теории — основа творч. трагедии Г. Считая неотъемлемой особенностью нации её религию, Г. трактовал свой обществ. идеал как православно-христианский. С этим связана возраставшая в последние годы жизни религиозность писателя. Отрицание морал. основ существующего общества (многие главы «Выбранных мест» были запрещены цензурой) совмещается у Г. с признанием монархии, церкви и крепост. права; утверждение важнейш. общественной роли крест-ва — с попыткой создать образы идеального помещика, откупщика-христианина. Резкая критика «Выбранных мест из переписки с друзьями» содержится в знаменитом письме Белинского к Г. (1847). Н. Г. Чернышевский охар-вал Г. как «... мученика скорбной мысли и благих стремлений».
27. Белинский Виссарион Григорьевич. 1.Пыпин. Белинский, его жизнь и переписка. 2.Медынский. Педагогические идеи В.Г.Белинского. 3.Кулешов. «Отечественные записки» и литература 40-х гг. 19в. Что касается исследователей охранит. напр-ния вроде Волынского, то они отрицали не только самобытность, но и всякое знач. русской демокр. мысли, вкл. Белинского. Совет. ист-графия распределила свои усилия в изучении идейной борьбы 30—40-х годов неравномерно — гл. обр. вокруг Герцена и Белинского. Белинскому посвящены кроме бесчисл. множ-ва статей многочисл. моногр-фии, кот. большей частью (особ., Иовчука и Васецкого) грешили преувел-нием и непомерн. выпячиванием революционности Белинского при замалчивании или даже ретушировании его «нереволюционных» суждений. Более объективны монографии Нечаевой и Полякова. Белинский в заруб. ист-графии не вызывает большого интереса. О нем больше пишут рос. эмигранты (Зеньковский, Чижевский), считающие его родонач-ком либер-ма в России. Ленин: был первым револ. демократом, стал предшественником полного вытеснения дворян разночинцами в освобод-ном движении. Учился в Моск. университете (словесное отделение). Общество 11 номера, читал антикрепост. драму Дмитрий Калинин, гонения. Стал посещать кружок Станкевича, изучал Фихте, Канта, Шеллинга, познакомился с Бакуниным, изучал Гегеля. Стал главным критиком Телескопа и Молвы. Провозгласил Гоголя мастером изображать жизнь во всей её наготе и истине. 1837 лечился от туберкулеза в Пятигорске, встретился с Лермонтовым. Складываются его революционно-демокр. взгляды – Парижские тайны. 1847 пишет в Зальцбрунне письмо Гоголю, в кот. призывает писателя вернуться на путь реализма и сатиры. Вызывают в Третье отделение, смерть спасает его от ареста и заключения. В Письме Гоголю требовал полного освобождения крестьян, отмены телесных наказаний и соблюдения элементарной законности. Противник славянофильской идеализации патриархальности, но выступал и против некритического отношения к либералам-западникам. Капитализм – новое рабство для народа, но Россию с капиталистического пути не убрать. Однако, ждал после этого социализм. Герцен Александр Иванович. 1.Ленин. Памяти Герцена. 2.Пипер. Мировоззрение Герцена. 3.Филатова. Эконом-кие взгляды Герцена и Огарева. Интерес к Герцену на Западе неизм. велик. В статьях и книгах о нем наблюдаются две тенденции, одну из кот. наиб. аргум-но выразил Малиа (США), др. - Эктон (Англия). Малиа считает Герцена националистом-одиночкой, попытавшимся уйти от иллюзий и разочарований окружающей (как рос-кой, так и евр-кой) действ-сти в абстр. мир народнического социализма; Эктон видит и ценит в Герцене не националиста, а гуманиста; революционером ни тот, ни другой Герцена не признают. Что кас. исследователей охранительного напр-ния вроде Волынского, то они отрицали не только самобытность, но и всякое зназ. русской демокр. мысли, включая Герцена. Совет. ист-графия распределила свои усилия в изучении идейной борьбы 30—40-х годов неравномерно — гл. обр. вокруг Герцена и Белинского. Герцену посвящены кроме бесчисл. множества статей многочисл. монографии, кот. большей частью (особ., Чеснокова и Эльсберга) грешили преувеличением и непомерным выпячиванием революционности Герцена при замалчивании или даже ретуш-нии его «нереволюционных» суждений. Более объективны монографии Пирумовой и Володина о Герцене (имеется в виду деятельность Герцена до его отъезда в 1847 г. за границу). 1834 г. Герцен находился в ссылке в Перми, позднее в Вятке и, наконец, во Владимире. В 1840 г. он получил разрешение вернуться в столицу, но в 1841 г. вновь был сослан - в Нижний Новгород. В краткий период м/у ссылками Герцен акт. участвовал в противостоянии со славян-ми, сблизился с Белинским. Единственной формой участия в общ. жизни могла для него быть лит-ура: роман "Кто виноват?". В 1847 Герцен уехал в эмиграцию. В Россию он уже никогда больше не вернулся. События 1848 г. во Франции потрясли Герцена. Кровавое подавление рабочего восстания в Париже заставило его усомниться в приемлемости евр. пути и отказаться от запад-ва. Герцен пришел к выводу о том, что путь России к социалистическому будущему должен основываться на «ячейке социализма» - крест. общине, сохр-шей значит. черты коллек-ма. Россия, по мн. Герцена, должна была прийти к социализму, минуя капитализм. Учение Герцена принято именовать «крестьянским социализмом». В 1852 г. Герцен переехал в Лондон, где основал «Вольную русскую типографию». В 1855 г. началось издание альманаха "Полярная звезда", в 1857 г. - журнала "Колокол". Славянофилы. 1.Дмитриев. Славянофилы и славянофильство. Платонов: сл-филы ставили высоко личность ПI, признавали пользу некот. его дел, но считали его реформу не национальными и вредными. У них, как и у западников, ПI был лишен всякой внутренней связи с предшествовавшей ему исторической жизнью. НI лозунг: православие, самодержавие, народность, мог быть и лозунгом сл-филов, ибо указывал на основы самобытного русского порядка. Но сл-филы понимали эти основы иначе для них идеал православия и самодержавия в московской эпохе, где церковь им казалась независимой от гос-ва, а гос-во представлялось «земским». Плеханов: теория офиц. народности. Цимбаев: либералы. Китаев: либерал. компонет и консервативно-утопический элемент. Либералов 30—40-х годов совет. историки почти не жаловали вниманием. Только в последнее время появились моногр. о славянофилах Дудзинской и Цимбаева, книга Левандовского о Грановском. Выступили с обоснованием самобыт. пути ист. развития России, по их мнению, принцип. отл. от пути западноевр. Самобытность России С. видели в отсутствии класс. борьбы, в рус. поземельной общине и артелях, в православии, кот. С. представляли себе как единственное истинное христианство (славянолюбы). Для мировоззрения С. хар-ны: отрицат. отш-ние к рев-ции, монархизму и религиозно-философские концепции. Идеология С. отражала противоречия рус. действ-ти, процессы разложения и кризиса крепост-ва и развития капиталист. отн-ний в России. Взгляды С. сложились в острых идейных спорах, вызв. «Философическим письмом» Чаадаева. Гл. роль в выработке взглядов С. сыграли Хомяков, Киреевский, Аксаковы, Кошелев. В 40—50-х гг. по важнейш. вопросу о пути ист. развития России С. выступали, в противовес западникам, п/в усвоения Россией форм и приёмов зап-евр. полит. жизни и порядков. Философские воззрения С. разрабатывались гл. обр. Хомяковым. Целостный дух, обеспечивающий истинное и полное познание, неотделим, по мнению С., от веры, от религии. Истинная вера, пришедшая на Русь из его чистейшего источника — восточной церкви (Хомяков), обусловливает, по их мнению, особую историческую миссию русского народа. Начало «соборности» (свободной общности), характеризующее, согласно С., жизнь восточной церкви, усматривалось ими и в русской общине. Русское общинное крестьянское землевладение, считали С., внесёт в науку политической экономии «новое оригинальное экономическое воззрение» (Аксаков). Православие и община в концепции С. — глубинные основы русской души. Историческим воззрениям С. была присуща идеализация старой, допетровской Руси, которую С. представляли себе гармоническим обществом, лишённым противоречий, не знавшим внутренних потрясений, являвшим единство народа и царя, «земщины» и «власти». По мнению С., со времён Петра I, произвольно нарушившего органичное развитие России, государство встало над народом, дворянство и интеллигенция, односторонне и внешне усвоив западноевропейскую культуру, оторвались от народной жизни.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.168.176 (0.015 с.) |