Барклай де толли михаил богданович. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Барклай де толли михаил богданович.



Маркс, Энгельс: Барклай: лучший полководец. Ярославцев: Барклай – способный генерал. Окунь: поддерживает Барклая. Гарнич: сплошные ошибки Барклая. Замечание Сталина о том, что Кутузов на дву головы выше де Толли закреп. в совет. ист-графии его негат. образ.

Барклай де Толли Михаил Богданович родился в 1761г. Выдающ. способ-ти молодого офицера были замечены нач-ком Лифляндской дивизии, генералом Паткулем, кот. взял его к себе в адъютанты. Барклай де Толли принимал участие в штурме Очакова, в пораж-и турок под Каушанами. В кампании 1808г. Барклай де Толли особ. отличился в сраж. под Пултуском, за кот. награжден орденом св.Георгия 3-й степени. В швед. кампанию 1808г. он командовал сначала отдельным отрядом; он, по разногласию с ген. Буксгевденом, оставил Финляндию. Однако потом он был снова отправлен туда, совершил свой знамен. переход ч/з Кваркен и завладел на швед. берегу гордом Умео. Последствие этого было заключение мира со Швецией. Произведенный в генералы от инфантерии, Барклай де Толли назначен генерал-губерн. Финляндии и главкомом финлянд. армией. В 1810г. Барклай де Толли занял пост воен. министра, и при нем составлено известное «Учреждение для упр-ния большой действующей армией». Кроме того, введены значит. улучшения в разных отраслях воен. адм-ции, что оказалось особ. современным и полезным ввиду готовящ. гигант. борьбы с Нап-ном. При начале Отеч. войны 1812г. Барклай де Толли был назначен главкомом 1-й За. армией. Сообразно с обстоят-вами он отступал перед несоразмерно превосх. силами противника, не давая последнему нигде возможности решит. успеха; соединившись под Смоленском с армией Багратиона, он продолжал отступать до Царева-Займища, где намеревался дать сражение. Это отступление, однако, возбудило неудов-вие в войсках, жаждавших сразиться с неприятелем, и восстановило п/в Барклая де Толли обществ. мнение, вследствие чего он был заменен Кутузовым и поступил под его начальство. В Бород. сражении он командовал правым флангом. На знамен. воен. совете в Филях он доказал невыгодность позиций п/д Москвой и предложил отступить без боя. С 1813г. он участ-вал в загран. походе. В Лейпцигской битве командовал центром и был одним из гл. виновников одерж. победы. За эти новые заслуги Барклай де Толли возведен в графское достоинство. В 1814г. он начальствовал рус. войсками при взятии Парижа, кот. доставило ему фельдмарш. жезл. В 1814г. после знаменитого смотра Вертю Барклай де Толли был возведен в княж. достоинство. Ему поставлен памятник на Казан. площади Санкт-Петерб.

 

Пестель Павел Иванович.

1.Восстание декабристов. Материалы и документы. 2.Семевский. Полит. и обществ. идеи декабристов. 3.Павлов-Сильванский. П.И.Пестель. 4.Нечкина. Движение декабристов. 5.Никандров. Мировоззрение П.И.Пестеля. 6.Лебедев. Пестель — идеолог и руководитель декабристов.

Рылеев: чел., опасный для России и для общества. Греч: он хотел произвести суматоху и, пользуясь ею, завладеть верх. властью в замышляемой сумасбродами республике, достигнув верх. власти, Пестель сделался бы жесточ. деспотом. Трубецкой: чел. вредный и не должно допускать его усилиться, но стараться всевозможно его ослабить.

Пестель Павел Иванович (полковник) родился в 1793. Сын круп. сановника И.Б.Пестеля. Учился в Дрездене, в Пажеском корпусе, откуда выпущен прапорщиком в лейб-гвардии Литовский полк. Участник Отеч. войны 1812 и загран. походов 1813—14. В 1821 назначен командиром Вятского пехот. полка. Обладал обширн. научн. познаниями, незауряд. орган-ми способностями и сильной волей. В 1816 вступил в «Союз спасения», был основным автором его устава. В 1818 орг-вал в Тульчине управу «Союза благоденствия». Добился принятия членами Союза республ-кой программы, заложив тем самым республ-кие традиции в рус. освоб-ном дв-нии; обосновывал необх. цареуб-ва, уничтожения всех членов имп. фамилии. В 1821 создал и возглавил Юж. общество декабристов. Стремился к слиянию Сев. общества с Юж., для чего ездил в Петербург.

С 1821 разрабатывал проект соц-экон. и полит. преобр-ний в России (в 1824 назв. им «Русской правдой»), кот. был принят в кач-ве полит. программы. Вторая редакция «Русской правды» свидет-вует о дальн. демокр-ции взглядов П. Она содержит требования немедл. освобожд-я крепост. крестьян с землёй, огран-ния помещ. землевл-ния и созд. двух земел. фондов: обществ-го и частного; ликвидации сосл. привилегий и предост-ния полит. прав всем мужчинам с 20 лет. П. был ярым поборником республики и гос. централ-ции. Согласно записке П. — «Конституция. Гос. завет» (представляющий собой конспект «Русской правды»), законод-ным органом объявл. однопалат. Народное вече, исполн-ная власть вручалась Державной думе, а блюстительная - Верховному собору. По соц-экон. содержанию программа П. была буржу-ной с опред. элементами демокр-зма; по религиозно-философским воззрениям П. стоял на позициях деизма. Историч. обстановка, в кот. развивалась деятельность П., сказалась на непослед-ном решении вопроса о помещичьем землевл-нии и ориентации на воен. революцию, не связанную с массовым дв-нием. В 1825 вёл переговоры с представителями Польского патриот. общества о совместных револ. действиях. Арестован 13 дек. 1825. Повешен вместе с четырьмя другими декаб-ми в Петропавл. крепости.

 

Муравьёв Никита Михайлович.

Дружинин. Декабрист Никита Муравьёв.

Муравьёв Никита Михайлович (капитан гвардии) родился в 1796. Учился в Моск. университете; с 1813 на воен. службе. Участвовал в загран. походах рус. армии 1813—14 (сражения под Дрезденом, Лейпцигом и др.). Затем жил в Париже. М. — один из создателей в 1816 тайной орг-ции декабристов «Союза спасения». В 1820 в «Союзе благоденствия» высказался за введение в России республ. правления. После роспуска «Союза благоденствия» в 1821 М. — член Верховной думы и правитель Сев. общества декабристов. Одновр. был избран член директории Юж. общества декабристов. Автор проекта конст-ции буд. рус. гос-ва (выступал за конст. монархию, имп-тор с Народ. Вече, избир. право с цензом (высоким)) и пропаганд. документа «Любопытный разговор», в кот., используя выдержки из Евангелия и Библии, доказывал необх-сть восстания п/в деспотизма. В восстании 14 дек. 1825 не участвовал, т. к. находился в это время в деревне. В дек. 1825 арестован и закл. в Петропавл. крепость. Верх. угол. судом осуждён (смертная казнь, замен. 20-летней каторгой). Каторгу отбывал в Нерчинских рудниках, переведён на поселение в Иркутскую губернию, где и умер. В Сибири составил (вместе с Луниным) «Разбор донесения тайной следств. комиссии в 1826 году». М. известен также как историк, выступ. с критикой «Истории гос-ва Российского» Карамзина и напис-ший ряд работ по воен. истории.

 

Николай I.

Апологет. лит-ра. У Корфа в «Восшествии на престол НI» Николай предст. в образе благор. рыцаря, кот. некотор. время, призн. старш-во Константина, не принимал имп-кий титул. Устрялов в курсе рус. истории сравнивает Николая с Петром. Разобл-критическая лит-ра. Режим НI почти все рос., как доревол., так и совет., историки, кроме дворян. официозов (Корф, Татищев, Шильдер «Имп-тор НI. Его жизнь и цар-ние»), оценивают как апогей самод-вия и дворянско-крепостн. реакции. Подлинно науч. биогр. НI до сих пор нет. Апологетический труд Шильдера и критический - Преснякова устарели. Прозвище в лит-ре Николай Палкин. Нехрестомат рассуж-ния о НI можно встретить в круглом столе историков «Апогей самод-вия?» (Родина). Заруб. лит-ра о никол. России невелика. В ней выделяется наблюд-тью, глубиной и остроумием (не без русофобской предвзятости) памфлет франц. маркиза де Кюстина, о кот. Герцен сказал: «Без сомн., это — самая заним-ная и умная книга, напис. о России иност-ем». Заслуживают вн-ния также две биогр. НI: апологетическая, но ценная обилием фактов, автор кот. — франц. писатель Лакруа, и более науч., хотя и менее насыщ. фактами, напис. рус. эмигран­том Грюнвальдом.

Тютчева (дочь поэта): никто, как он, не был создан для роли самодержца. Он обладал для того и наруж-тью, и нравств. св-вами. Никогда этот человек не испытал тени сомнения в своей власти или в законности ее. Шильдер: суровость обращения стала хара-ром жизни НI. Герцен: он был красив, но красота его обдавала холодом; нет лица, кот. так беспощадно обличало хар-тер чел., как его лицо. Кюстин: у НI греч. профиль, высокий лоб, очень красивый рот, благородное овал. лицо, воен. и скорее немец., чем славян., вид. Его походка, его манера держать себя непринужденны и внушительны. он вечно позирует и потому никогда не бывает естествен, масок у него много, но нет живого лица. Корф: никто не обладал более НI высоким даром действовать не только на рассудок, но и на чувство. В этом отн-нии искусство его было, можно сказать волшебное. Граф Олсуфьев: артист игры на барабане. Пресняков: цар-ние Николая – золотой век рус. национализма.

Период-ция цар-ния Николая по Корнилову. I.1826-31 (период якобы преоб-ный, квазирефор-кий, по крайней мере по внешности не противный прогрессу). 1830 – рев-ция во Фр., 1831 – вос-ние в Польше. II.1831-48 (оставив всякие попытки преоб-ний сущ-щих гос. учреждений, Николай как бы нашёл себя. Строго консерв. курс, гл. задача – борьба с рев. стремл-ми и идеями как в Зап. Европе, так и в России). 1848 – рев-ный год в Европе. III.1848-55 (реакц-зм в пол-ке Николая. Россия – пугало для Европы).

 

24. Чаадаев Петр Яковлевич.

1.Чернышевский. Апология сумасшедшего. 2.Плеханов. П.Я.Чаадаев. 3.Шкуринов. Мировоззрение П.Я.Чаадаева. 4.Григорьян. Чаадаев и его философ. система. 5.Дружинин. П.Я.Чаадаев и проблема индивидуализма. 6.Смирнова. П.Я.Чаадаев и рус. общественная мысль 1-й пол. 19 в.

Чаадаев Петр Яковлевич родился в дворян. семье. Учился в Моск. унив-те, где сблизился с Н.И.Тургеневым и Якушкиным. Участник Отеч. войны 1812 и загран. походов 1813—14. C 1816 член масонской ложи «Соединённых друзей» (вместе с Грибоедовым, Пестелем, Муравьевым-Апостолом); близкий друг Пушкина. Был принят в «Союз благоденствия» и Сев. общество декаб-тов, но деятельным членом тайных обществ не был и относился к ним сдержанно-скептически. Путешествовал за границей (в Германии, Великобр., Фр.), познакомился с Шеллингом и Ламенне, религ-философ. идеи кот. оказали на него глуб. воздействие. По возвращ. в Россию жил в Москве; в 1829—31 создал свое гл. произведение - «Письма о философии истории» (на франц. языке), за кот. утвердилось назв. «Философических писем». Обнарод-ние первого из них в журнале «Телескоп» (1836) вызвало резкое недов-во властей ввиду выраженного в нём горького негод-ния по поводу отлуч-ти России от «всемирного воспитания чел-го рода», нац. самодовольства и дух. застоя, препят. осознанию и испол-нию предначерт. свыше истор. миссии. «Высочайшим повелением» Ч. был объяв. сумасшедшим. Написанная Ч. в ответ на обв-ния в недостатке патр-зма «Апология сумасшедшего» (1837), где Ч., говоря о России, утвер., что «мы призваны решить большую часть проблем соц. порядка... ответить на важнейш. вопросы, какие занимают чел-во», при жизни Ч. напечатана не была. Лишённый какой-либо возм-ти объясниться в печати, Ч. оставался влият-ным мыслителем, оказ. значит. воздействие (особ. постановкой проблемы истор. судеб России) на предст-лей разл. направлений - как на зап-ков, так и на слав-филов, способств. дух. форм-нию Герцена, Белинского, Бакунина, Кавелина и др. В «Философ. письмах» Ч. объявил себя приверженцем ряда принципов католицизма, однако Герцен недаром называл его мировоззрение «революц. католицизмом»: Ч. вдохн-ла несовмест. с катол. ортодоксией «сладкая вера в будущее счастье чел-ва», он уповал на свершение земных чаяний народа как сверхразум. целого, преодолев. эгоизм и индивид-зм как несообразные со всеобщим назнач-ем чел-ка быть двиг-лем вселенной под рук-вом всевышнего разума и мир. воли. Не сочувствуя социал-му, Ч. предсказывал, однако, его победу («социализм победит не потому, что он прав, а потому, что неправы его противники»). Философско-истор. мысль Ч. явилась мощным стимулом разв-ия и самоопр-ния рус. фил-фии в целом.

 

25. Пушкин Александр Сергеевич.

1.Добролюбов. А.С.Пушкин. 2.Горький М. О Пушкине. 3.Алексеев. Пушкин. Сравнительно-истор-кие исследования.

Франк: не только великий русский поэт, но и философ. Солженицын: ещё до декабрьского восстания разгадал цену революциям.

Пушкин Александр Сергеевич в 1811 поступил в Царскос. лицей; в преподавании и воспитании здесь были черты просвет-кого свободомыслия, связ. с распростр-ем револ. идей, патриот-ким подъёмом эпохи Отеч. войны 1812, либер-ми тенденциями первых лет цар-ния АI. На П. обращают внимание Державин, Карамзин. Лицеист П. участвует в лит-ном общ-ве карамзинистов «Арзамас», ведущем борьбу с идейными и эстетич. взглядами консерваторов, объед. в «Беседе любителей рус. слова», сближается с предст-лями свободомысл. двор-ва, в т.ч. с П.Я.Чаадаевым. Револ. и нац-освоб. дв-ния в Европе, крест. и солдат. волнения в России усиливают в П. жажду револ. действий. Потом проясняются (при единстве идеалов полит. свободы и соц. справедливости) разногл-я П. с лит-ми и филос-ми взглядами декабристов. С усилением реакции и полиц. произвола, с постеп. осознанием того, что родовая арист-тия перестала быть акт. полит. силой, уступив место бюрокр. «новому двор-ву», назревает спад полит. иллюзий П. Изучая историю, в част. арх. документы петров. эпохи и времён Пугачева, он начинает пересм-вать прежнее отн-ние к деят-сти Петра I как образцу гос. мудрости, снова обращается к вопросу об ист. роли социал. протеста, в част. интер-тся деят-стью и судьбой Радищева. Объект. точка зрения реализуется здесь в честном и беспристр. рассказчике-свидетеле, кот. симпатизирует Пугачеву, воплощ-му силу и талант народа, но остаётся верным своему двор. долгу. Параллельно П. работает над ист. трудом о пугачёвщине, собирает док-ты, изучает арх. материалы, посещает Оренбург, Казань и др. «пугачевские» места, беседует с очевидцами. Не будучи сторонником «бунта», П. стремится создать строго достов. картину событий и показать справед-сть нар. возмущения. В центре вн-ния П. по-прежнему истор. судьбы и соврем. проблемы страны, народа и общества, пути нац. культуры, филос. осмысление жизни и истории. Он готовит материалы для «Истории Петра», размышляет над историей ВФБР, историей русской лит-ры, изучает шедевр древнер. литературы «Слово о полку Игореве», стремится влиять на самосознание общ-ва, неоднокр. в разл. формах напоминает об участи сосланных декабристов. В 1836 он начинает издавать журнал «Современник», продолж. на новом этапе традиции прогресс. рус. журнал-ки, собирает вокруг него лучшие литер. силы, публикует ряд собств. критич. и публиц. произведений, отстаивая в условиях реакции передовую общ. и нравств. роль лит-ры, борясь с отжившими и реакционными эстетическими воззрениями и охранит. прессой. Велика заслуга П. в форм-нии подлинно научной ист-графии, опирающ. на объект. анализ фактов и их осмысление в свете общих закономерностей истор. процесса. Мысли и суждения, содерж. в худ-ных произв-иях и др. работах П., имеют непреходящее философское, эстетич. и нравств. значение.

 

26. Гоголь Николай Васильевич.

1.Белинский. О Гоголе. Статьи, рецензии, письма. 2.Шенрок. Материалы для биографии Н.В.Гоголя. 3.Машинский. Гоголь и «дело о вольнодумстве».

 

Гоголь Николай Васильевич родился в семье небогат. помещиков. Образование Г. получил в Нежинской гимназии высших наук. Г. меняет несколько мест службы, пробует преподавать историю, но постепенно литер. деятельность вытесняет все другие его занятия. Вершиной творчества Г. — драматурга явился «Ревизор», вышедший в свет и одновр. поставленный на сцене в 1836. Сатирич. сила этого произведения была такова, что автор навлек на себя ожесточённые нападки реакц. кругов. Это и неудовл-сть петерб. постановкой «Ревизора», низводившей социальную комедию до уровня водевиля, вызвали у писателя глубокую депрессию. Значение Г. для рус. общества Чернышевский выразил словами: «Он пробудил в нас сознание о нас самих...». Др. сторона творческой программы Г. состояла в том, чтобы указать обществу «пути к прекрасному». Неразрешимость её для Г. была обусл. тем, что писатель хотел прийти к преобразованию общества путём морал. возрождения каждой отдел. личности, его сост-щей. Сами же гос. институты царской России могли оставаться при этом, по мысли Г., неприкосновенными. Непонимание экон. и полит. обусловленности общ-ных отношений, сочувствие романтической концепции истории, согл. кот. русская нация считалась свободной от внутрисосл. вражды, привели Г. в начало 1840-х гг. к отвлечённому выводу, что именно в России прежде всего утвердится принцип чел-го братства. Он ищет в рус. человеке те высокие душев. кач-тва, кот. послужили бы залогом осуществления этого идеала. Все лучшие св-ва нац. хар-ра Г. находит в народ. среде, у представителей трудового крестьянства. Однако, представляя нацию в духе истор. воззрений своей эпохи как внутренне единый организм, Г. считал возможным отыскать и вызвать к жизни те же нравств. черты и в среде господ. классов. В этой ошибочной теории — основа творч. трагедии Г. Считая неотъемлемой особенностью нации её религию, Г. трактовал свой обществ. идеал как православно-христианский. С этим связана возраставшая в последние годы жизни религиозность писателя. Отрицание морал. основ существующего общества (многие главы «Выбранных мест» были запрещены цензурой) совмещается у Г. с признанием монархии, церкви и крепост. права; утверждение важнейш. общественной роли крест-ва — с попыткой создать образы идеального помещика, откупщика-христианина. Резкая критика «Выбранных мест из переписки с друзьями» содержится в знаменитом письме Белинского к Г. (1847). Н. Г. Чернышевский охар-вал Г. как «... мученика скорбной мысли и благих стремлений».

 

27. Белинский Виссарион Григорьевич.

1.Пыпин. Белинский, его жизнь и переписка. 2.Медынский. Педагогические идеи В.Г.Белинского. 3.Кулешов. «Отечественные записки» и литература 40-х гг. 19в.

Что касается исследователей охранит. напр-ния вроде Волынского, то они отрицали не только самобытность, но и всякое знач. русской демокр. мысли, вкл. Белинского. Совет. ист-графия распределила свои усилия в изучении идейной борьбы 30—40-х годов неравномерно — гл. обр. вокруг Герцена и Белинского. Белинскому посвящены кроме бесчисл. множ-ва статей многочисл. моно­гр-фии, кот. большей частью (особ., Иовчука и Васецкого) грешили преувел-нием и непомерн. выпячиванием революционности Белинского при замалчивании или даже ретушировании его «нереволюционных» суждений. Более объективны монографии Нечаевой и Полякова. Белинский в заруб. ист-графии не вызывает большого интереса. О нем больше пишут рос. эмигранты (Зеньковский, Чижевский), считающие его родонач-ком либер-ма в России. Ленин: был первым револ. демократом, стал предшественником полного вытеснения дворян разночинцами в освобод-ном движении.

Учился в Моск. университете (словесное отделение). Общество 11 номера, читал антикрепост. драму Дмитрий Калинин, гонения. Стал посещать кружок Станкевича, изучал Фихте, Канта, Шеллинга, познакомился с Бакуниным, изучал Гегеля. Стал главным критиком Телескопа и Молвы. Провозгласил Гоголя мастером изображать жизнь во всей её наготе и истине. 1837 лечился от туберкулеза в Пятигорске, встретился с Лермонтовым. Складываются его революционно-демокр. взгляды – Парижские тайны. 1847 пишет в Зальцбрунне письмо Гоголю, в кот. призывает писателя вернуться на путь реализма и сатиры. Вызывают в Третье отделение, смерть спасает его от ареста и заключения. В Письме Гоголю требовал полного освобождения крестьян, отмены телесных наказаний и соблюдения элементарной законности. Противник славянофильской идеализации патриархальности, но выступал и против некритического отношения к либералам-западникам. Капитализм – новое рабство для народа, но Россию с капиталистического пути не убрать. Однако, ждал после этого социализм.

Герцен Александр Иванович.

1.Ленин. Памяти Герцена. 2.Пипер. Мировоззрение Герцена. 3.Филатова. Эконом-кие взгляды Герцена и Огарева.

Интерес к Герцену на Западе неизм. велик. В статьях и книгах о нем наблюдаются две тенденции, одну из кот. наиб. аргум-но выразил Малиа (США), др. - Эктон (Англия). Малиа считает Герцена националистом-одиночкой, попытавшимся уйти от иллюзий и разочарований окружающей (как рос-кой, так и евр-кой) действ-сти в абстр. мир народнического социализма; Эктон видит и ценит в Герцене не националиста, а гуманиста; революционером ни тот, ни другой Герцена не признают. Что кас. исследователей охранительного напр-ния вроде Волынского, то они отрицали не только самобытность, но и всякое зназ. русской демокр. мысли, включая Герцена. Совет. ист-графия распределила свои усилия в изучении идейной борьбы 30—40-х годов неравномерно — гл. обр. вокруг Герцена и Белинского. Герцену посвящены кроме бесчисл. множества статей многочисл. моно­графии, кот. большей частью (особ., Чеснокова и Эльсберга) грешили преувеличением и непомерным выпячиванием революционности Герцена при замалчивании или даже ретуш-нии его «нереволюционных» суждений. Более объективны монографии Пирумовой и Володина о Герцене (имеется в виду деятельность Герцена до его отъезда в 1847 г. за границу).

1834 г. Герцен находился в ссылке в Перми, позднее в Вятке и, наконец, во Владимире. В 1840 г. он получил разрешение вернуться в столицу, но в 1841 г. вновь был сослан - в Нижний Новгород. В краткий период м/у ссылками Герцен акт. участвовал в противостоянии со славян-ми, сблизился с Белинским. Единственной формой участия в общ. жизни могла для него быть лит-ура: роман "Кто виноват?". В 1847 Герцен уехал в эмиграцию. В Россию он уже никогда больше не вернулся. События 1848 г. во Франции потрясли Герцена. Кровавое подавление рабочего восстания в Париже заставило его усомниться в приемлемости евр. пути и отказаться от запад-ва. Герцен пришел к выводу о том, что путь России к социалистическому будущему должен основываться на «ячейке социализма» - крест. общине, сохр-шей значит. черты коллек-ма. Россия, по мн. Герцена, должна была прийти к социализму, минуя капитализм. Учение Герцена принято именовать «крестьянским социализмом». В 1852 г. Герцен переехал в Лондон, где основал «Вольную русскую типографию». В 1855 г. началось издание альманаха "Полярная звезда", в 1857 г. - журнала "Колокол".

Славянофилы.

1.Дмитриев. Славянофилы и славянофильство.

Платонов: сл-филы ставили высоко личность ПI, признавали пользу некот. его дел, но считали его реформу не национальными и вредными. У них, как и у западников, ПI был лишен всякой внутренней связи с предшествовавшей ему исторической жизнью. НI лозунг: православие, самодержавие, народность, мог быть и лозунгом сл-филов, ибо указывал на основы самобытного русского порядка. Но сл-филы понимали эти основы иначе для них идеал православия и самодержавия в московской эпохе, где церковь им казалась независимой от гос-ва, а гос-во представлялось «земским». Плеханов: теория офиц. народности. Цимбаев: либералы. Китаев: либерал. компонет и консервативно-утопический элемент. Либералов 30—40-х годов совет. историки почти не жаловали вниманием. Только в последнее время появились моногр. о славянофилах Дудзинской и Цимбаева, книга Левандовского о Грановском.

Выступили с обоснованием самобыт. пути ист. развития России, по их мнению, принцип. отл. от пути западноевр. Самобытность России С. видели в отсутствии класс. борьбы, в рус. поземельной общине и артелях, в православии, кот. С. представляли себе как единственное истинное христианство (славянолюбы). Для мировоззрения С. хар-ны: отрицат. отш-ние к рев-ции, монархизму и религиозно-философские концепции. Идеология С. отражала противоречия рус. действ-ти, процессы разложения и кризиса крепост-ва и развития капиталист. отн-ний в России. Взгляды С. сложились в острых идейных спорах, вызв. «Философическим письмом» Чаадаева. Гл. роль в выработке взглядов С. сыграли Хомяков, Киреевский, Аксаковы, Кошелев. В 40—50-х гг. по важнейш. вопросу о пути ист. развития России С. выступали, в противовес западникам, п/в усвоения Россией форм и приёмов зап-евр. полит. жизни и порядков. Философские воззрения С. разрабатывались гл. обр. Хомяковым. Целостный дух, обеспечивающий истинное и полное познание, неотделим, по мнению С., от веры, от религии. Истинная вера, пришедшая на Русь из его чистейшего источника — восточной церкви (Хомяков), обусловливает, по их мнению, особую историческую миссию русского народа. Начало «соборности» (свободной общности), характеризующее, согласно С., жизнь восточной церкви, усматривалось ими и в русской общине. Русское общинное крестьянское землевладение, считали С., внесёт в науку политической экономии «новое оригинальное экономическое воззрение» (Аксаков). Православие и община в концепции С. — глубинные основы русской души. Историческим воззрениям С. была присуща идеализация старой, допетровской Руси, которую С. представляли себе гармоническим обществом, лишённым противоречий, не знавшим внутренних потрясений, являвшим единство народа и царя, «земщины» и «власти». По мнению С., со времён Петра I, произвольно нарушившего органичное развитие России, государство встало над народом, дворянство и интеллигенция, односторонне и внешне усвоив западноевропейскую культуру, оторвались от народной жизни.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.28.50 (0.03 с.)