Общая характеристика форм организации изобразительной деятельности дошкольников. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика форм организации изобразительной деятельности дошкольников.



1. Непосредственная организованная образовательная деятельность (НОД) - основная форма организации деятельности дошкольников.

Выделяется в режиме дня определенной длительностью в соответствии с возрастом детей, рабочими программами и особым отношением к конечному продукту детской деятельности. Результаты анализируются воспитателем для осуществления индивидуального подхода, они оцениваются родителями и администрацией и служат средством отчетности.

НОД подразделяются по ведущим задачам обучения, по виду изо деятельности, по источнику тем, замыслов, по психологическому процессу, лежащему в их основе, по организации детской деятельности, по месту их проведения.

Форму организации детей определяет воспитатель в соответствии задачами обучения – фронтальная - применяется воспитателем при освоении новых умений и навыков, а остальные в подведении к творчеству.

2.Самостоятельная творческая деятельностьдетей – это деятельность организованная по инициативе самого ребенка. Она часто носит репродуктивный характер, повторяет то, чему дети учились на занятиях.

Специфика руководства этой деятельностью в том, что воспитатель создает развивающую среду, стимулирует активность ребенка, сближает взрослого и ребенка. Содержание этой деятельности определяет эмоционально интеллектуальный настрой и опыт детей.

3.Кружковая и студийная деятельность - создание условий для развития ребенка в соответствии с его способностями.

Особое условие - наличие квалифицированного руководителя, программы, оборудованного помещения, проводится на средства родителей. Деятельность кружка проводиться в специальное время.

4.Конкурсы детского творчества проводятся в соответствии с положением, в котором указаны цель и задачи, возрастные рамки, содержание, порядок проведения - дата, этапы, срок подведения итогов.

5.Экскурсии проводится специально подготовленным специалистом – экскурсоводом, длительностью не более 40 минут, в музеях, культурных центрах, на выставках, в парках, на предприятиях, на остановках и т.д. Экскурсия проводится при правильной организации и при наличии 1 - го взрослого на 5-10 детей в зависимости от возраста детей.

11. Непосредственная организованная образовательная деятельность (занятия) — основная форма организации обучения изобразительной деятельности. Структура непосредственная организованная образовательная деятельность (занятия) рисования.

Вводная часть. Это деятельность воспитателя в течение 7 - 15 минут. В этой части воспитатель использует все методы и приемы, соответствующие теме НОД. Создает интерес к будущей деятельности, активизирует внимание детей. Воспитатель активно применяет учебно-наглядные пособия, демонстрируя предметы и образы, а так же схемы и алгоритмы изобразительных приемов. В этой части предполагается активизация речи детей в живом диалоге с воспитателем. В заключение вводной части обобщенными вопросами воспитатель выясняет, как дети поняли поставленные перед ними задачи, и выясняет алгоритм бедующих действий.

Основанная часть НОД - это практическая деятельность детей по реализации поставленной цели.

Воспитатель выясняет:

1. Все ли дети приступили к практической деятельности, выясняет затруднения детей и стимулирует включение в процесс творчества.

2. Выясняет направленность выполнения алгоритмов изображения. Помогает индивидуальным показом, поощрением.

3. Подводит детей к окончанию практической деятельности. В младшем возрасте дети, закончившие изображения могут под присмотром няни помыть руки. В старших возрастных группах можно использовать отсроченное творческое задание для работы над индивидуализацией образа, это может быть поощрение, предложение, напоминание.

Анализ продукта детского творчества – в этой части работы выставляются на стенд, организуя небольшую выставку. Можно их рассматривать сразу же, а можно в любое другое время. Для младших детей анализ творчества всегда должен быть с положительной оценкой, но узловые вопросы могут быть подчеркнуты взрослыми. Это развивает речь детей и вводит изобразительную терминологию. В среднем возрасте в анализе работ следует выделять качество работ, выполнение поставленных задач, выделение средств, с помощью которых были выполнены данные задачи. Следует уже отличать индивидуальные качества детских работ. Старшая, подготовительная – воспитатель учит детей давать самостоятельную оценку своей работе и работам сверстников, побуждая давать оценку в соответствии с поставленной задачей.

Занятия могут быть разными по ведущим задачам, по характеру деятельности, по виду содержания изображения, по способу изображения и материалу.

Типы НОД по ведущим задачам:

- обучающее занятие, сообщение детям новых знаний, ознакомление с новыми способами изображения (показ способа действия с повторением детьми);

- развивающее занятие, занятия по применению полученных знаний и умений, способов изображения (с повтором уже изученного способа действия);

- воспитывающий творчество закрепление полученных знаний упражнениями, повторениями (ребенок свободно владея приемом рисования использует новые идеи), творческие занятия.

Каждый тип предусматривает свои цели, задачи и методы руководства, деятельность детей. Творческое занятие может завершать 2 предыдущих типа, но и предшествовать им для изучения опыта детей.

По форме организации деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная, подгрупповые, коллективные, комплексные.

По месту их проведения: изостудия, в группе, на улице, в парке, в музее.

По виду деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование.

По способу изображения и материалу: рисование красками, лепка глиной, аппликация из бумаги, конструирование из природного материала.

Занятия дифференцируются по виду содержания изображения: предметное, сюжетно-тематическое, иллюстративное, декоративное рисование.

По психическому процессу, лежащему в основе деятельности: с натуры, на тему, предложенную воспитателем, по замыслу детей, по памяти, по представлению, по воображению. На занятии ребенок может запоминать, наблюдать, накапливать зрительные образы, передавать впечатления в линиях, цвете.

НОД по способу комплектования материала, содержания изображения:

-интегрированные;

-комбинированные (знакомство с искусством и рисованием), на литературные темы, музыкальные, из жизни природы, из жизни детей.

Современная методика организации НОД особое внимание уделяет демократическому стилю руководства детской творческой деятельностью.

Самостоятельная изобразительная деятельность дошкольников.

В сравнении с изобразительной деятельностью на НОД - деятельность, не регламентированная временем, руководством и организацией педагога, а организованная по желанию ребенка в ДОУ или дома, в любое свободное время. К свободной форме деятельности дети подходят только к 4 годам, когда определяются интересы, мотивы, потребности, способности к деятельности и творчеству. Ребенок воспроизводит то, что изучал или творит на основе имеющихся умений.

Специфику руководства составляют:

1) Воспитатель создает базу знаний, умений для самостоятельной деятельности.

2) Обсуждает яркие впечатления, составляющие основы интересов, искусство, народное творчество, быт, природу.

3) Ориентирует направленность результатов творчества - для игры, для оформление группы, для подарка.

4) Создает условия для самостоятельной деятельности.

5) Позиция педагога — сотрудничество, соавторство и сотворчество.

Руководство косвенное предполагает:

1. Наблюдение, выяснение мотивов деятельности.

2. Создание условий для индивидуального и коллективного творчества.

3. Наблюдение за исполнительной частью творчества, корректировка замысла.

4. Положительное принятие результата и нахождение возможностей его применения

Принципы построения развивающей среды:

1. Сближение взрослого и детей друг с другом.

2. Принцип стабильности и динамичности — оформление уголка изо, смена материалов, места для творчества.

3. Гибкое зонирование — зоны в группе, на прогулке, в живом уголке, зеленой зоне, зал демонстрации произведений искусства и детского творчества.

4. Содержание самостоятельной деятельности - определяет эмоционально интеллектуальный настрой и опыт детей.

5. Взаимосвязано с содержанием всей деятельности ребенка в ДОУ и дома - впечатления от занятий, развлечений, подготовка к праздничным датам.

6. Содержание творчества только по желанию и интересу детей, мотивы может предлагать взрослый.

Самостоятельная творческая деятельность детей часто носит репродуктивный характер, повторяет то, чему дети научились на занятиях. Поэтому обучение на занятиях должно быть ориентировано на развитие самостоятельности и творчества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.110.119 (0.009 с.)