Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы руководства изобразительной деятельности дошкольников.
Метод руководства — способ решения педагогом поставленной задачи. Методы соответствуют цели, специфике вида деятельности, возрастным и индивидуальным особенностям ребенка. Специфика методов обучения в том, что они по-разному применяются в логической цепочке развивающего обучения. Классификация их разработана в соответствии с характером познавательной деятельности дошкольников, основу которой составляет развитие самостоятельности и творческой активности: Информационно - рецептивный метод – направлен на организацию и обеспечение восприятия осознания и запоминания учащимися новой готовой информации. Метод сбора информации – наблюдение, обследование предметов, показ способов действия и образец – это основа получения изображении, получение представлений, чувственного опыта. Репродуктивной метод – направлен на закрепление, упрочение, углубление знаний, способов оперирования знаниями; усвоения способов деятельности, суть и образец которых уже известен. Метод упражнений – целевые упражнения, игровые упражнения, которые воспитатель использует для развития глазомера, точных движений руки, цветоощущений, формоощущений. Эвристический метод – направлен на пооперационное или поэлементное обучение чертам и процедурам творческой деятельности. Эвристический метод или частично поисковый – предпосылка исследовательского метода. Метод подводящие к творчеству – беседа, творческие задания. Комбинируя методы руководства, воспитатель может более точно и эффективно достичь результата решения поставленных задач. Применительно к изобразительной деятельности используются методы, выделяемые по источнику знаний: наглядные, словесные, игровые. Ведущее значение имеют наглядные, так как они соответствуют наглядно образному отражению окружающего мира. Предпочтение отдается наблюдению, обследованию и образцу. Наблюдения, обследования - основные методы. Они разработаны Наталией Павловной Сакулиной. На основе учения - о сенсорном воспитании дошкольников - формирования рациональных способов чувственного познания мира на основе сенсорных эталонов: формы, цвета, величины. Наблюдение - это непосредственное восприятие предметов в среде их обитания. Наблюдения подразделяются на игровые и целевые, краткосрочные и длительные — один из базовых методов сбора информации. Флерина Елена Ал, Сакулина Наталья Павловна, Роева Лидия Ал-на внесли вклад в разработку этого метода. Ценность метода в том, что можно видеть предмет или явление в развитии и во взаимосвязи с внешним миром. Формируются яркое, живое представление о предмете или явлении, что является основа изображения. Это ориентировочное действия, развивающие самостоятельность в приобретении знании, дает основу умозаключениям. Требование к наблюдениям: целенаправленность, эмоциональность, осмысленность, активность, повторность (увидели природу и движении, в развитии), учет возрастных особенностей. Дети наблюдают, учатся делать выводы.
В младшей группе нацеливают в наблюдениях на малое количество признаков — одуванчики: цвет, форма, количество (желтые, круглые, много, мало) В средней группе цветы разные - белые нарциссы и желтые одуванчики. Они ритмично расположены на плоскости зеленой лужайки. В старшей группе — весенние цветы на лугу, на деревьях, ласковое голубое небо, свежая зелень листвы. В подготовительной группе — подснежники сиреневые в лесу, одуванчики на лугу, сирень на ветках куста. Цветовая палитра весны. Обследование основной метод, развивающий целенаправленное восприятие предмета осязательно-двигательным путем под контролем зрения. Обследование развивает культуру восприятия, формирует представление, развивает формообразующие движения руки ребенка. Метод используется в подготовке занятия обучающего типа. Это целенаправленное восприятие признаков предмета и выделение основных движений руки для последующего изображения в плоскости рисунка или объеме лепки. Ребенок осваивает алгоритм движения по внешним признакам предмета: величина, форма, цвет, части, соединение в общую конструкцию. Это метод обучения и одновременно одна из задач обучения. Овладение методом обследования дает самостоятельность в познании. Этапы обследования: 1.Целостное восприятие предмета, его эмоциональные признаки. 2.Аналитическое восприятие предмета через выделение изобразительных признаков: строения — самая крупная часть, ее назначение и т.д. Определение ее формы, формы других частей относительно друг друга; выделение цветовых и величинных признаков. Порядок обследования следующих по величине частей такой же.
3.Целостное эмоциональное восприятие предмета. Роль обследующего жеста в последующем изображении предмета - как двигались по форме, так и будем изображать. В младших группах обследование проводится индивидуально с каждым ребенком, для достижения оптимальных результатов в нахождении внешних признаков и формообразующих движений. Движения пальцев и ладоней помогают освоить признаки. В старшем возрасте дети переходят на сравнительный анализ. Анализ предмета - эталона и последующих предметов категории. Развивается техника визуального (глазами) обследования и выделения в речи найденных признаков. Применяется комплексный сбор информации (по Воробьевой программа «Гармония») Показ способов действия — организует восприятие, углубляет знания, память, помогает освоить новую информацию о способах использования изобразительных материалов и способов создания изображения. Обычно он применяется в занятиях обучающего типа, когда идет освоение новых знаний и умений. Обучение строится на алгоритмах действия. Для детей характерно неустойчивое внимание, поэтому к показу действий следует предъявлять жесткие требования: 1.Обеспечение наглядности, 2.Четкость действий совместно с речевым обозначением, 3.Активизация детей во время показа. В младшем возрасте следует медленно производить алгоритм действий, в старшем возрасте показывать только новую операцию, задавая детям вопросы о правилах выполнения знакомых действий. Используют -целый показ — алгоритм -частичный показ — отдельное действие -показ детьми знакомых действий -словесное напоминание -индивидуальный показ детям, имеющим нечетко развитое восприятие -поэтапный показ, когда идет последовательное освоение приемов рисунка или лепки всей группой. Показ следует использовать при ознакомлении с самим предметом эталоном группы типичных предметов, частичный показ при изображении 2-го предмета этой группы, далее следует использовать показ детьми или словесную инструкцию. Если воспитатель хорошо организует поисковую деятельность через восприятие предмета путем обследования, то необходимость в использовании показа отпадает. Дети выделяют признаки, формообразующие движения и по аналогии со знакомыми способами изображения выполняют задание самостоятельно. Таким образом, использование метода зависит от цели занятия, типа его, возрастных и индивидуальных особенностей детей. Упражнения — действия по закреплению полученных алгоритмов. Они в зависимости от возраста бывают игровыми и целевыми. Беседа — основной метод творческих занятий. Ее цель выявить уровень представлений, помочь рождению замысла, найти средства его реализации и решить задачу творчества. Это организованный взрослым диалог, во время которого, пользуясь вопросами, пояснениями, уточнениями, воспитатель способствует формированию представлений об изображаемом предмете и способах его воссоздания в рисунке, лепке, аппликации. Беседа максимально стимулирует активность детей и применяется в вводной и заключительной части занятия. Беседа в сюжетном рисовании помогает вспомнить основную тему, эмоционально оживить образ, дать характеристику основным персонажам, их взаимоотношениям, уточнить композицию, приемы создания выразительности.
В работе по замыслу беседа оживляет впечатления, помогает задумать, затем словесно выразить замысел. Вопросами воспитатель уточняет, какие способы ребенок будет использовать в реализации замысла. В заключительной части занятия беседа помогает оценить полученный результат, сделать выводы о реализации первоначального замысла. Беседа должна быть живой, эмоциональной, четко ставить вопросы. Словесные приемы: пояснение, напоминание, совет. Поощрение как словесный прием, по совету Флёриной, следует применять как можно чаще. Художественное слово — это метод творческого занятия. Оно создает чувственную основу занятия, повышает интерес к деятельности. Речь воспитателя должна быть четкой, яркой, образной, как эталон для подражания детям. Словесные методы неотделимы в процессе руководства от наглядных и игровых. Все методы взаимосвязаны и составляют единую систему руководства изображений деятельностью, начинающуюся со сбора информации и заканчивающуюся творческим продуктом детской изобразительной деятельности.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.221.67 (0.039 с.) |