Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные положения трактата.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ü Три определения музыки. Первое — звучание голосов и инструментов. Второе — движение звуков вверх и вниз. Третье — это то, что звуками возбуждает человеческие сердца или к веселию, или к печали. ü В области лада — ориентация на человеческое. Веселая мусикия — мажор. Печальная — минор. Это эскиз теории мажора и минора с оригинальной терминологией. ü Учение о созвучиях — только намечено. Но нет самих терминов аккорд, созвучие. Аккорд определяется как в генерал-басовой системе. Интервальный состав… в согласии есть свойственны и несвойственны. Свойственны — терции и квинты. Несвойственны — сексты, кварты, секунды, септимы, тритон. Трезвучие — попадает в свойственны. Секстаккорд — в несвойственны. ü Падеж — каденция. Обыкновенные падежи — верхнеквинтовые. Необыкновенные — нижнеквинтовые. ü Он тоже учил при помощи руки. Но это миколина рука — у него пальцы — это нотоносцы. ü Квинтовый круг — у него есть секвентные последования в миноре и мажоре — охватываются все 24 тональности. ü Терминов тональность и лад нет. Употребляет тон. ü Музыкальная риторика и музыкальная форма взаимосвязаны. ü Даже самые строгие правила получают частичную легализацию — как запрет параллельных квинт. ü Часто термины отстают от понятий, которыми он уже оперирует.
+11.Музыкально-теоретические труды в России XVIII века. ü 18 век — основание Московского университета. ü Возникает светское общество и светская музыка. ü Легализовано инструментальное музицирование. ü Театр — «комедиальная хоромина» также есть. ü В музыке — усвоение богатств западной теории. ü Множество печатных источников. Некоторые: ü 1790 — Львов, О русском народном пении. ü Кельнер — верное наставление в сочинении генерал-баса. ü Кальве — «теория музыки». ü Струйский — несколько слов о гармонии и мелодии. Изданный в Петербурге трактат Леонарда Эйлера (1707-1783) «Опыт новой теории музыки» (Petropoli, 1739), занимает особое место в литературе о музыке, появившейся в России в ХVПI веке. Его автор - выдающийся ученый, которого называют самым плодовитым математиком своего времени, а также физик, акустик, астроном, оптик - большую часть своей жизни работал в Российской академии наук. Трактат Эйлера начинается словами: «Наша задача – представить музыку как точную науку». Такое понимание музыки находится в русле древней пифагорейско-боэцианской традиции «теоретической музыки». Согласно Эйлеру, наука музыки учит, как извлекать и комбинировать звуки, чтобы получалась гармония, благоприятно действующая на слух. Не случайно в названии трактата первым стоит слово tentamen - опыт: хотя в тексте (написанном на латыни) отсутствуют нотные примеры, но в 18 веке уже было невозможно писать о музыке только как о математической науке нельзя было не учитывать отношение к музыке как к искусству, свойственное современной Эйлеру культуре, и обращенность музыкального произведения к чувственному восприятию. Поэтому в теории Эйлера можно видеть невольныйкомпромисс: между музыкой как наукой в древнем смысле и музыкальной наукой, нацеленной на изучение музыкальных произведений. Последнее, впрочем, не составляло специального интереса для Эйлера, видимо, поэтому его труд стал предметом критики со стороны Рамо, Маттезона, Шайбе, Мицлера и др. Несмотря на почти полное забвение и невостребованность трактата Эйлера (при том, что автор предназначал его, кажется, для осуществления практических целей), он интересен нам как неповторимое и потому живое свидетельство пересечения культурных эпох и традиций в истории мысли о музыке, пронизанноепоказательными противоречиями. В противоположность древним авторам, ученый 18 столетия хотя и пишет о числовых закономерностях музыки, но его начальные посылки лишены какой бы то ни было сверхчувственной основы. Эйлер исходит из вполне человеческих реалий, в частности, вопросов восприятия, взятых в эстетическом контексте. Вопрос, который ставится в Предисловии к трактату, задает тон всем дальнейшим рассуждениям: «может ли существовать какая-либо теория музыки, посредством которой может быть объяснено, почему некая мелодия нравится или бывает неприятна?» З. Эйлер пытался создать именно такую теорию. Вопрос объективного критерия KpacoThI (<<приятности») в музыке ставится в Предисловии к трактату.. В l-й главе «О слухе и звуке» рассматриваются физико-акустические вопросы природы звука. Во 2-й главе «О приятности и основаниях гармонии» содержатся рассуждения о так называемых степенях приятности интервалов. В 3-й главе «О музыке в целом» эти рассуждения распространяются на музыкальную композицию в целом. Примечателен сам предмет изучения в трактате. Попытка понять, в чем для Эйлера состоит бытие музыкального, приводит к несколько неожиданному выводу: выясняется, что его средоточием для ученого выступает не художественное музыкальное целое, не музыкальное произведение как «дом музыки», а его «посетители» - слушатели. Бытие музыки актуализируется восприятием, и наибольшее, чего может достигнуть музыка, это максимальная «степень приятности» (gradus suavitatem). Отсюда вытекает цель музыкальной теории: выяснить всеобщие законы приятности и тем помочь музыке (через читающих трактат ее творцов) осуществлять свою роль сколь возможно полно. Заметим, что поиск всеобщих законов музыки сведен первоначально к всеобщим законам приятности. Отталкиваясь от своего основного тезиса, ученый испытывает, однако, потребность исключить произвол, случайность эстетических оценок, ибо наука не может опираться на субъективные мнения о степени приятности (<<мы гнушаемся музыкой варваров, но и они в свою очередь не находят в нашей музыке ничего приятного»; с. 140). Поэтому он доказывает в Предисловии, что по меньшей мере в связи с отдельными интервалами (как первоначальными элементами музыки) субъективность мнений заканчивается, когда речь идет о консонансах; по утверждению Эйлера, нет «никакого различия между всеми народами и даже наоборот: все эти [консонирующие] интервалы по единодушному мнению считаются более приятными слуху, чем диссонансы» (там же). Причины этого«единодушного мнения» и являются предметом изучения в трактате. Звук - результат колебаний воздуха, следовательно, «для вынесения суждения о музыкальных вещах требуются такие слушатели, которые бьти бы наделены острым и воспринимающим всё по отдельности слухом, и обладали быстоль высокой степенью рассудка, что могли бы воспринять порядок, с которым удары воздушных частиц бьют органы слуха, и судить об этом порядке. <...> это необходимо, чтобы выяснить, на самом ли деле в данном музыкальном сочинении заложена приятность, и какой степенью она обладает» (с. 141). Уверенность в том, что слух человека должен воспринимать «всё по отдельности» и что способность дать отчет в этих бесконечно малых впечатлениях и есть способность превосходного суждения о приятности, - это черта рационалистического барочного мышления, которое созидает целое как некую сумму. «В нынешние времена сочинение музыки весьма сложно и состоит из почти бесчисленных вещей» (с. 140) - в этом высказывании также заметен след механицистского подхода: современная музыка представляется чисто количественным - но в превосходной степени - усложнением древней. Изучать производимое ею приятное воздействие можно лишь, если «рассмотрены и взвешены отдельные составляющие ее части» (там же)4. Всё как будт_о так, но в этом намерении подняться ОТ простого к сложному смущает прямизна мысленной линии, руководящей подъемом. Целое для барочного взгляда есть сумма частей, «свод» (А. В. Михайлов), в связи с чем и музыка трактуется как свод всех употребительных интервалов и ритмических пропорцийS. Эйлер вычисляет степень приятности «простейших консонансов»: квинты, децимы, ноны и прочих отдельно взятых интервалов. Пользуясь его собственной аналогией с архитектурой, хочется спросить: в каком смысле можно определить степень «приятности» портика вообще, колонны вообще? Но даже если каким-то условным образом можно, то какое отношение это имеет к их совершенству как части целого здания? Только функциональная теория гармонии (основы которой были заложены Рамо) сможет приблизиться к практическому осуществлению того проекта, который видится в рассуждениях Эйлера: уметь «объяснить» целесообразность и, пожалуй, «приятность» каждого аккорда или звука на своем месте в музыкальной композиции. Между тем теория Эйлера самому ее автору представляется несомненно полезной: «Ведь из этого <...> смогут быть произведены истинные нормы и правила сочинения музыкальных гармоний, так как станет известно, в чем состоитто, что нравится или бывает приятно» (с. 141)6. Это достижение Эйлера болеечем сомнительно, при том что его теории свойственны и цельность, и стройность рассуждений. Эйлер подробно останавливается на способах восприятия порядка. Следующее рассуждение примечательным образом обрисовывает методологию (в том числе музыкального) анализа: «Мы можем воспринять порядок двумя способами: первый - когда закон или правило нам уже известны, и мы испытываем его по отношению к этой данной вещи; другой - когда мы предварительно не знаем закона и ищем из самого расположения частей вещи, каков тот закон, который создал это строение» (с. 142). Итогом рассуждений Эйлера оказывается математическая формула, по которой можно вычислить степень приятности того или иного интервала. Проследимосновные этапы этих рассуждений. Поскольку Эйлер опирается на математические идеи, его тезисы отчасти перекликаются с положениями музыкальной теории хх века - в частности, в том, что касается (говоря современным языком) музыкальных параметров. Поскольку «в музыке же порядок образуют количества» (с. 143), постольку устанавливаются области измерений этих количеств, которых, по Эйлеру, две: высота звука и ритм. «Кроме этих двух, не дано взвуке [ничего] иного, что бьто бы пригодным для восприятия порядка, кроме, пожалуй, громкости». Однако громкости это свойственно не в полной мере: «...хотя музыканты пользуются обычно ею в своих гармониях, чтобы должны бьти издаваться то громкие, то тихие звуки, однако они не ищут в [соотношении этих звуков] приятности восприятия или порядка, который эти степени громкости [звуков] меЖдУ собой имеют, и поэтому не имеют обыкновения определять [в нотах] количества громкости и не способны [этого сделать]» (там же). Таким образом, громкости хотя и не отказано в приятности (что следует из самого факта обсуждения ее свойств сразу после высоты и длительности), но размерить ее, по Эйлеру, невозможно; следовательно, теория музыки, направленная напоиск точных оснований приятности, не может сказать о ней ничего определенного. Также обстоит дело с тембром (с. 144). Но несмотря на то, что введения громкости и тембра в ряд измеряемых параметров придется ждать еще около 200 лет, в принципе вопрос «параллельных измерений» музыкальной материи Эйлер уже сформулировал, а применительно к двум параметрам высоты и длительности звука - решил положительно. «Взяв два звука, мы воспринимаемих соотношение, если подмечаем пропорцию, которую имеют между собой числа издаваемых за одно и то же время пульсов» (то есть колебаний). При этом «всё удовольствиев музыке возникает из восприятия пропорций, которые содержат между собой несколько чисел, ибо и временныe промежутки длительностей могут быть выражены числами» (с. 143). Перейдя, таким образом, к числовым пропорциям в их отвлеченном от музыкального выражения виде, автору не трудно представить их для большей наглядности геометрически - как конфигурацию отрезков. Впрочем, известная связь со звуковым прообразом сохраняется и здесь: повторяющиеся промежутки между горизонтальными отрезками выражают периодичность колебаний звуковых волн. Таким образом, определять степень приятности (= степени сложности/простоты отношений) поручено глазу. для определения степени приятности таких интервалов, число Р должно быть «разложено на все свои сомножители, а те - сложены друг с другом, и из суммы вычтено количество сомножителей, уменьшенное на единицу» (с. 149)8. Эйлеровская система определения степени приятности интервалов не выдерживает критики, так как по ней интервалы с разной сонантностью, например, квинта через 4 октавы (!) и малая секста относятся к одной степени приятности (ср. с вычислениями пометоду Эйлера в сносках). Более того, то, что по формуле Эйлера должно быть более сложным и, следовательно, принадлежать к диссонансам (хотя он не указывает на ихграницу), оценивается подчас слухом как консонанс. «Краткособранная мусикия» «Краткособранная мусикия» - пример теоретического руководства по музыкальной грамоте, продолжающего традицию той части «Мусикийской грамматики» Дилецкого, которая посвящена элементарной теории; новые сведения или специфические положения его примечательны в аспекте формирования русской музыкальной терминологии.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 312; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.224.105 (0.01 с.) |