Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Музыкальна эстетика западноевропейского Средневековья и Возрождения.Содержание книги
Поиск на нашем сайте 2. Федотов. "Начало западноевропейской полифонии". Переведены многие трактаты по органуму. Гвидо предлагает метод композиции (17 глава). метод литерафонии или эквивокализма. 5 гласных — он предлагает закрепить за ними соответствующие звуки или ноты. Вспомнить его хорал “Sancte Johannes” a (до),e (ре),I (ми),o (фа),u (соль). А потом будет буква та же, а нота другая: на ля приходится "a". Sancte Johannes. под гласные он подкладывает свои нотозвуки и получается мелодия. Во время Гвидо никто этот метод серьезно не воспринял.
Последний трактат. Письмо монаху Михаилу о неизвестном песнопении. Имеется в виду именно песнопение как григорианский хорал. Имел в виду прежде всего антифоны. Метод сольмизации известен. Литра Риман Катехизис истории музыки. Холопов. Гексахорд (мессы). Энциклопедия: Гексахорд, мутация, сольмизация. Звук си — прибавили в 16 веке. Это не что иное как начало святого Иоанна — покровителя певцов. Гвидонова система — относительна. Наша — абсолютная. Для них до-ре-ми-фа-соль — это не были абсолютные высоты. Литерафония. В латинском алфавите пять гласных. Им соответствуют пять музыкальных звуков. A(до)-e(ре)-i(ми)-o(фа)-u(соль). Так как в каждом слове какой-то слог да есть — можно вывести мелодию. Тогда мелодия носит случайный характер.
Гексахорд гвидонов — выражает модальные функции. В хорале важна модальная функция, соотношение интервальное. Причины, по которым звукоряд получился шестиступенным: 1) седьмая ступень вводит тритон. Его избегали. 2) мелодия гимна только в 6 из 7 фраз содержит разные начальные звуки. 3) гексахорд — обычный амбитус главного лада. Есть понятие мутации гексахорда на основе совпадений некоторых интервальных структур. Так получились гексахорды от C (натуральный), G (твердый), F (мягкий). За 600 лет возникает соответствие функциональной системы TDS. Звуковое пространство воспринималось омажорено. От соль большой октавы, до ми второй — выстраивается звукоряд, вымощенный из гексахордов. Звукоряды были закреплены за суставами и кончиками пальцев — Гвидонова рука… Важно, что буквы-символы повторяются через октаву Со времени Гвидо начинается эпоха однородной системы — род диатон.. +7.Музыкальная теория эпохи Возрождения. Дж. Царлино. Обзор наследия, структура трактата «Установления гармонии». Новации. Царлино. Не признавал хроматическую музыку Вичентино. Теория — в трактате «Установления гармонии» (4 части) 1 и 2 части посвящены музыкальной теории. 1 часть музыка в аспекте формы. 2 часть — теория музыки в аспекте материи. 3 часть — практика в аспекте материи. 4 часть — практика в аспекте формы. Методология идет от Аристотеля. У Аристотеля есть учение о материи и форме. Соответственно Царлино рассматривает части музыки в аспекте формы и материи. 1 часть — в аспекте числовых соотношений. Форма понимается как математическая форма. Числа и пропорции как таковые. 2 часть — рассматриваются сами звуки, интервалы как числовые отношения в звуковой проекции. Рассматриваются звукоряды. 3 часть — практическая музыка в аспекте материи. Консонансы, диссонансы — как материал кантилены (подразумевается музыка вообще). В частности идет речь о мажорном и минорном трезвучии. Мажорное подчиняется гармонической пропорции, а минорное — арифметической. рассматриваются такие понятия как каденция, тема (это еще греческое понятие). 4 часть. Формой считается прежде всего теория ладов. Лад — как порождающее начало. Теория ладов — modi. + рассматривается учение о связи текста и музыки. Слово становится областью формы, а не материей.
История музыки по Царлино. 1. Музыка древности. Золотой век музыки. Музыка связывается с космосом. 2. Век упадка после Боэция. Последнего оно относил еще к античности и это верно — по стилистике. То есть наина с 6 века. Но датировки Царлино не дает. Об этом этапе ничего не говорится. Провал. 3. Новый всплеск. Жоскен Депре, Окегем — все его современники. Возрождение былой славы музыки.
ПОНЯТИЕ МУЗЫКИ. Ничего нового Царлино не внес. Музыка есть ничто иное как гармония, говорит он. Гармония исследуется во всех смыслах. Вопрос затрагивается: как произошла музыка? Было мнение, что причастны боги. Было связано с изобретением инструментов. Царлино подходит к этому с позиции собственного разумения. Он считал, что музыка произошла от речи. Речь по нему — дар бога, то, тот отличает его от животного. Человек определяется как смертное разумное животное. Говорит, то бог также относится к человеку, как человек к животному. Речь о том, что слово первично, а музыка вторична. Природа — музыка — число = музыка занимает промежуточное положение. + промежуточное положение между естествознанием и математикой. Вывод: музыка отчасти природна, отчасти математична. В такой установке есть много здравого смысла. НОВАЦИИ. 1. Расширение пифагорейской 4-ки до 6-ки. 2. Математическое обоснование большого и малого трезвучия. И подведение под общую теорию пропорций. Выделяет как гармонию allegre(мажорное) и mesto (минорное). Это две основные новации. 3. Третья новация — развивает новацию Глареана (1547 — трактат Глареана). Расширение ладов до 12 ладов. Царлино имени Глареана не называет, но систему принимает и отчасти развивает. Сенарио — по-итальянски шестеричное число. Абсолютными консонансами считались: квинта, кварта, октава. Царлино расширет ряд до шести. Он узаконивает математические отношения большой и малой терций. 5/4 — большая терция. 6/5 — малая терция. Это показатели с позиции чистого или натурального строя. Пифагорейский строй логичен для монодии. Натуральный строй дает более благозвучные характеристики. Но они были признаны консонансами еще в 13 веке — как несовершенные консонансы. Но расчеты производились по Пифагорейскому строю. С переходом на натуральный строй они входят и в систему математического обоснования. МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МАЖ И МИН ТРЕЗВУЧИЙ. Он не говорит о ладах — он обосновал соотношения. Он рассматривал трезвучие как род пропорции. Он исходит из того, то терция — это среднее между крайними. И это среднее может быть разным. Он все измерял в длинах струн и соответственно у него возникли две пропорции. 15:12:10. ЭТО выражение большого трезвучия — гармоническая пропорция. Разности смежных членов равны разности крайних членов. Это — garmonia allegra. Арифметическая пропорция: 6:5:4. Получается сначала малая терция, потом — большая. Арифметическая пропорция является инверсией гармонической. Глареан прибавил ионийский, эолийский лады. Но считал все от ре. Царлино следовал этой систематике. Но начинает отсчет от до-ионийского. Он объясняет это и тем, что большинство баллад и танцев написано в этом ладу. Он замечает, что эти шесть ладов можно разделить на две половины. Фа-соль-до финалисы — лады большой терции и мажорной сексты. Три других — ре,ми,ля (малая терци и секста). То касается дорийского «с» его высокой секстой — тут было разногласие, так как си могло быть и бемолем. Он также подводит теорию пропорций под автентиеский и плагальный лад. Объясняет их с токи зрения пропорций. 6:4:3 — автентический лад, гармоническая пропорция. 4:3:2 — плагальный лад — арифметическая пропорция.
+8.От музыки-науки к науке о музыке: основные направления западно-европейской музыкальной теории XVII века. Виды трактатов. Общие тенденции. ü Секуляризация западноевропейской культуры. Хотя у Мерсена, Кирхера, Кеплера божественная сущность все еще отождествляется с гармонией. ü 17 век — век научной революции. Кроме того, выделяется грандиозный книжный проект: 28 томов Энциклопедии (1750—1780). ü Одно из оснований искусства — рационализм (Рене Декарт). Трактаты группируются на три группы. 1. Свод музыки, или компендиум. Энциклопедия знаний о всей музыке, или отдельной ее части. Пример: «Всеобщая гармония» Марена Мерсена, «Универсальная музургия» Афанасия Кирхера. Музыка там — часть крупной концепции. 2. Практические учебники композиции. «Музыка поэтика» Бурмайстера, «Правила композиции» Свелинка, «Натсавления в музыкальной композиции» Иоганна Вальтера. 3. Практические пособия по изучению генерал-баса. Например, «Правила аккомпанемента» Ф.Куперена. ü По-иному трактуется понятие природы. Материальный мир — самопорождающий источник музыкальных сил. ü Интерес к акустике — открытие универсальных свойств музыки, обертонов (Мерсенн, Совёр). ü Непрерывность музыкального времени в тактовой метрике — открытие Декарта. В 17 веке построены маятниковые часы… ü Единство звуковысотного момента — это приводит к выделению понятия аккорда. ü Движение к непрерывности проявляется и в стремлении к равномерной темперации. ü Непрерывность развертывания музыкальной ткани и по горизонтали и по вертикали — это все привело к появлению бассо континуо. ü Смысловая непрерывность — музыкальна риторика. ü Французская теория — особенно ярко проявляется эволюция. ü Лыжов. ü О Музыке. ü Декарт (Компендиум музыки — 1619 год): "Ее цель состоит в удовольствии". Музыка — средство возбуждения страсти. ü Одна из тенденций — спецификация знаний. На смену всеобщности приходит сужение предмета знаний. ü У Глареана есть труды в разных областях. Он был музыкантом-любителем. Знатоком древних зыков. Издавал Виргилия. Он филолог, историк. Трактат «Об Асе». Это метрология. О мерах, денежных единицах. Ас — древняя единица и денег и меры. ü Предлагалось человеческую музыку передать в ведение медикам. Лука Паоли исключает музыку из математических наук — отдает ее оптикам... ü Внимание теории музыки смещается в сторону музыки звучащей и всецело остается в этой сфере, сфере учения о ладе, нотации. ü Кроме состава теории меняется и ее статус. ü (...Глареан воспевал Жоскена). Появляется все больше текстов на народных языках. ü Теория начинает снижать свои величественные позиции. Коклиго — "компендиум музицис" — сильна тенденция ограничения теории только практической сферой. Другой автор: Пьетро ПОнтио. В своем диалоге между теорией и практикой музыки. Практика объявляется наукой. А теория имеется в виду — Боэция. Музыкант, композитор, певец. И композитор и певец считаются практиками. В другом трактате он выделяет Музыку перфекто. ü Листени: музыка теорика, музыка практика, музыка поэтика. Согласно Листению в этой иерархии повышается творческое начало. Теорика — созерцание божественных чисел. Поэтика — фиксация в тексте музыкальной композиции. Каковы причины разделения? Изменилась парадигма научного мышления и картина мира. Среди того, что определило картину мира — открытия 15-16 веков (Колумб, Магеллан). Потом — 16 век — реформация. Третье — новое открытие антиности. Кроме церкви не было образца, а они его нашли. Было еще представление о бесконечности вселенной. ü 17 век — бурное познание физического мира. Поток изобретений. Микроскоп, электричество, логарифмов, кровообращение, телескоп, барометр, маятник, часы, манометр, паровой двигатель, электрический двигатель. Родилось монументальное математическое естествознание. ü Пиама Павловна Гайдек — по ее мнению на протяжении 150 лет (до смерти Баха) — ведет единый период. 17 век — век научной революции. 4 предпосылки к научной работе. ü 1. Отказ от жесткого размежевания естественного и научного искусства. ü 2. Разрушение границы между учениями о небесном и земном мирами. ü 3. Разрушение жесткой границы между математикой и физикой. ü 4. Отказ от аристотелевской 4 причины. Материя, форма, производящая причина, целевая причина. ü Раньше математика была созерцанием идеальных чисел. ü Древняя теория молчит об этом мире до тех пор, пока не появится нотированный текст. ü Р.А.Насонов: "Лишь понемногу в практической музыке складывается рекс факта (состоявшаяся вещь)". Смысловой границей стало появление музыкального опуса. Произошел переход от понимания музыки как числа к музыке как опусу. Произошел качественный скачок. Галилей говорит: "Книга природы написана на языке математики". Музыка стала опусом — ее можно созерцать. У Декарта есть настойчивая мысль об отождествлении построенного человеком механизма с законами сотворенного богом мира. Отсюда: рационализм (Декарт, Спиноза, Лейбниц). Суть — возможность все объяснить при помощи суждений разума. ü Сенсуализм[3] — Френсис Бэкон. Суть: признание чувственного опыта единственным критерием познания. ü ü Глареан перешел от одной концепции лада к другой. У него — 12 ладов. ü У Глареана сказано: ü Лад — это вид октавы (структура звукоряда, который заполняет консонанс). 3 вида кварты, 4 вида квинты. 7 видов октав. ü Суть церковного тона — это не звукоряд. Но лады просто нумеровались — не было названий типа дорийского. ü Первый тон допускал и си-бемоль и си-бекар. ü Глареан мобильность изгнал вообще. ü По Глареану — может быть разное заполнение (?). ü Когда Глареан сам анализировал — у него полуалось, то в одном голосе мотета один лад. В дргом — другой. ü Можно придумать новую мелодию и она оказывается столь же принята теорией, как и исходная григорианская интонация. Он измерил — получилось 7 видов октавы. Все можно измерить. ü ü Три вида ренессансных трактатов. ü 1. Суммы музыки — энциклопедический свод знаний обо всей музыке. ü 2. Практический учебник композиции. ü 3. Правила по игре генерал-баса. Содержалась теория музыки. А фактически теория барочной гармонии. +9.Теория Рамо. У Рамо 5 музыкально-теоретических трактатов. ü Трактат о гармонии, сведенной к ее естественным принципам. ü Новая система теоретической музыки ü Происхождение гармонии ü Демонстрация принципа гармонии ü Кодекс практической мысли Его новые термины: ü Гармонический центр ü Субдоминанта ü Имитация каденции ü Двойное применение ü Аккорд с прибавленной секстой Им выдвинуты такие теории и затронуты следующие проблемы: ü Теория обращения. Фундаментальный бас. ü Дифференциация звуков на аккордовые и неаккордовые. ü Функциональная теория — терминология. ü Логика каденций, квинтовая связь. ü Лад как последование аккордов, организованных вокруг тонического трезвучия. ü Понятие имитации каденции — последование DT может переноситься на любую ступень. ü После Царлино Рамо сделал следующий шаг на пути сближения теоретической и практической музыки.
Лыжов Г.И.: Теория Рамо базируется на естественнонаучном подходе (опыты со струной). Он начинает с описания научных опытов. В его теории есть элементы двух подходов: с одной стороны, гармония как наука, с другой — чувственное проявление… Упоминает и Декарта — достаточно измерить тела — и отношения между звуками тоже будут понятны. Он предлагает включать последовательно регистры на органе — мы услышим, что они сливаются. А когда возвратимся к первой клавише — покажется, что звучит только один звук. Для него актуальны только числа, которые используют первые три нечетные числа. Помимо того, что один звук является тройным — три звука могут быть одним. Отсюда — учение об обращении аккорда. Отношения между ними сохраняются при различных перестановках. Он описывает то, что называется совершенный аккорд. Также он считает, что есть только один диссонирующий аккорд — септаккорд. По-новому Рамо говорит о транзитах неаккордовых звуков. Неаккордовый звук назывался транзитом. Для Рамо диссонанс начинает различаться: аккордовый и неаккордовый. Секста к доминанте и субдоминанте — аккордовый диссонанс. Термин доминанта — применялся. Этим словом называлась реперкусса (синонимы). Рамо переносит его на аккорд верхней квинты. Начиная со второго трактата он вводит термин субдоминанты. То есть — нижней доминанты (поддоминанты). Тоника — такого термина не было, но был близкий. Note tonic — обозначала просто первую ступень лада. У Рамо есть понятие гармонического центра. Потом "нота" отпала — осталось просто "тоник". Потом это входит в аккордовую последовательность. По традиции он рассматривает это, прежде всего, исходя из каденции. Есть терминология для каденций. Автентическая — каданс перфект. Плагальная — несовершенная или неправильная. Есть еще описание "прерванной каденции" — каданс don pue. Вводный тон он называет "чувствительным голосом". Есть у него еще идея имитации каденции. Он допускает мысль о перенесении на другие ступени. Он называет это имитацией каденции. В трактате "Происхождение гармонии" Рамо приближается к тональному пониманию лада. Он дает такое определение: "Лад — это закон последования аккордов, предписанный тройной пропорцией". Имеется в виду геометрическая пропорция. 3 — тоника 1 — доминанта 9 — субдоминанта. Рамо хотел вывести из обертонов полностью гамму (октаву). Он складывал октаву из двух тетрахордов. Тройная прогрессия продолжена и дальше. Есть не только до-соль-фа, но есть и ре. Это он называет четвертым основанием. Аккорд появляется за счет имитации каденции на квинту вверх. Оказывается возможным двойное значение. В частности — второе значение шестой. Если вторая ступень выведена из ряда квинт — одно числовое значение. Если появляется как секста к субдоминанте — из разных интервалов. Есть понятие — "двойное применение аккорда". Оно может быть востребовано в функции доминанты и субдоминанты. Рамо касается проблемы строя и темперации. На втором листе показываются разные прогрессии. Он выводил столбцы — из квинт и горизонтали — из больших терций. Натуральный строй: и квинты и терции. Наука складывается как физико-математическая дисциплина.
+10.Первые русские трактаты партесной эпохи. Русская мысль. Периодизаци Холопова. 1. Теория в рамках знаменного пения. Т.е. До 70 годов 17 века. Также усвоение. 2. Теория партесной композиции. Последняя треть 17 века. 3. 18 век и первая половина 19 века. Усвоение богатства западной теории. 4. Профессиональное музыкальное образование. 60-е 18 века — до 17-го года 19 века (революция). 5. Советская муз теория. 17-1991. 6. Современность.
Источники по теории знаменного роспева: 1. Православные богословские представления. 2. Музыкальная терминология в словарях (азбуковниках) 16—17 веков. 3. Знаменные певческие азбуки 15—17 веков.
ü Природа церковного перия — ангельское славословие. ü Осмогласие — канонизированный круг связанных с празднованием Воскресения Христова молитвенных текстов и напевов. ü Православнео пение предполагает: одноголосие, вокальность, попевочную осмогласность. ü Основные работы — певческие азбуки. Наиболее известные из них: «Ключ знаменной» инока Христофора ü «Извещение» Александра Мезенца ü «Ключ разумения» Тихона Макариевского. ü Были азбуки перечисления… ü Кокизник — там есть объяснения. Таковой есть у Христофора. ü Ладовая теория — опора (скорее всего) на осмогласие византийское. Холопов усматривает звуковысотный порядок в русской монодии, исходя из звукорядно-высотного принципа. То есть моделирует на русской почве системы, подобные григорианике. ü Основа — обиходный звукоряд (простое, мрачное, светлое, тресветлое согласия). Октавного тождества нет. Принципиальная квартовость. Модальные функции — по интервальному строению. Трактаты Партесной эпохи. ü Начало 17 века — приобщение к западноевропейской музыкальной культуре. ü Проникает многоголосие с юга легким ветром заносит. Это новая концепция — впервые определяется в трактате Коренева «Мусикия». Три редакции — в третьей добавлено еще и вступление.
Иоанникий Трофимович Коренев. Музыкальной теории в западном смысле не существовало. Теория на Руси дальше нотации не пошла. Азбуки перечисления, толкования — в русле нотации. Кафизмики и фитники отчасти и к теории композиции относятся.
"Русская мысль о музыке в 17 веке" — Протопопов. Азбуковники — среди толкований слов были и теоретические сведения. Пение — церковное явление. Музыка — с участием инструментов. Пение — не мусикия. В русский лексикон вошли греческие термины. Второй этап. Коренев и Дилецкий. Коренев — эстетический трактат.
Коренев. (умер в 1681). Дьякон в Сретенском соборе в Кремле. Был знаком с Дилецким. Трактат Коренева известен в трех ред. 1 — "О пении божественном" (1671). 2 — "Книга — глаголимая мусикия". 3 — (81 год) — помещена в качестве вступительного раздела к мусикийской грамматике Дилецкого без указания авторства. Текст относят к полемической литературе. Пафос — защита нового обряда. Коренева — нового пения. Его мусикия — первый русский трактат. Хотя предмет его — "Церковное пение". Термин "Мусикия" имеет новый для Руси оттенок. Гуманистический — на равном расстоянии от светского и духовного. Коренев отождествляет музыку и пение, чего ранее не было. Идеал Коренева — можно представить как партесные гармонизации знаменных песнопений. Резко выступает против троестрочия. 4-голосие так распределяет. Путь, второй — на октаву ниже, третий еще на октаву ниже, четвертый — к ним квинту, кварту, но лучше — терцию. Музыка — феномен земной жизни, но имеет земное обоснование. Ссылается на Пифагора, на священные книги («Тот, кто держится старых воззрений — не подлежит мудрости» — неточная цитата). Многоосная музыка — не зло, а благо. А кто не постигает — тот разум обращает во зло. Зло — от невежества. Музыка — гармоничное искусство и художественное разделение звуков..., понимание того, какие гласы хороши, какие плохи. Мусикия есть вторая философия грамматики — говорит он. Мусикия — первый русский музыкально-эстетический трактат. Хоть и говорится о церковном пении — но понятие мусикия носит гуманистический оттенок. Коренев убежден, что Богом данное не может быть во зло. Определение музыки — центральное место. «Мусикия есть философия и грамматика». Он понимает под мусикией и одноголосную, и многоголосную, и вокальную и инструментальную музыки. Особенности его системы обозначений: ü Числовые пометы фиксируют интервальные соотношения звуков к некоему одному звуку (1 ступень). ü Есть еще первая ступень в нижней звукорядной области — соль. ü Числовые пометы отождествляются с пометами. Выбор первых ступеней неясен.
Дилецкий — едва ли не единственный музыкант, соединяющий в себе композитора, теоретика, органиста, регента. 1675 — в Вильне напечатано его сочинение "Золотая тога в новом преображении мира" (Не сохран). Осведомленность в польской музыке — пребывание в Варшаве??? В хоре промышленника Строганова он был регентом. Встречается имя Дилецкого в рукописях, которые он редактировал — авторитет велик. Известны классические копии его трактата, но до 20 века не печатался. 1. 1675 — не сохранилось. Вильно. 1677 — Смоленск — на русском. Сокращенное изложение. 3. 1679 — Москва. Перевод на русский без сокращения (основной вариант).
1970 в Киеве вышло факсимиле позднейшего списка — вариант второй редакции. Считали, что открыли подлинник Дилецкого. Бумага по экспертизе — 1723 год. Возможно в те времена польский оригинал еще сохранился. И был заново сделан перевод. Музыкальная практика, на которую опирается Дилецкий — поляки и украинцы. Трактат — первый в России учебник композиции. Партесный стиль — как сочинять. Правила возникли не без опыта генерал-баса. Ноты его в Киеве и в Москве.
В трактате 6 основных областей. 1. Элементарная теория. Сольмизация и нотация. 2. Ладовая система. О звукоряде и транспозиции. 3. Гармония — о созвучии и о каденции.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.176.112 (0.01 с.) |