Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Музыкальна эстетика западноевропейского Средневековья и Возрождения.

Поиск

2. Федотов. "Начало западноевропейской полифонии". Переведены многие трактаты по органуму.

Гвидо предлагает метод композиции (17 глава). метод литерафонии или эквивокализма. 5 гласных — он предлагает закрепить за ними соответствующие звуки или ноты. Вспомнить его хорал “Sancte Johannes”

a (до),e (ре),I (ми),o (фа),u (соль). А потом будет буква та же, а нота другая: на ля приходится "a". Sancte Johannes. под гласные он подкладывает свои нотозвуки и получается мелодия. Во время Гвидо никто этот метод серьезно не воспринял.

 

Последний трактат. Письмо монаху Михаилу о неизвестном песнопении.

Имеется в виду именно песнопение как григорианский хорал. Имел в виду прежде всего антифоны. Метод сольмизации известен. Литра

Риман Катехизис истории музыки.

Холопов. Гексахорд (мессы).

Энциклопедия: Гексахорд, мутация, сольмизация.

Звук си — прибавили в 16 веке. Это не что иное как начало святого Иоанна — покровителя певцов.

Гвидонова система — относительна. Наша — абсолютная. Для них до-ре-ми-фа-соль — это не были абсолютные высоты.

Литерафония.

В латинском алфавите пять гласных. Им соответствуют пять музыкальных звуков. A(до)-e(ре)-i(ми)-o(фа)-u(соль). Так как в каждом слове какой-то слог да есть — можно вывести мелодию. Тогда мелодия носит случайный характер.

 

Гексахорд гвидонов — выражает модальные функции. В хорале важна модальная функция, соотношение интервальное.

Причины, по которым звукоряд получился шестиступенным: 1) седьмая ступень вводит тритон. Его избегали. 2) мелодия гимна только в 6 из 7 фраз содержит разные начальные звуки. 3) гексахорд — обычный амбитус главного лада.

Есть понятие мутации гексахорда на основе совпадений некоторых интервальных структур. Так получились гексахорды от C (натуральный), G (твердый), F (мягкий). За 600 лет возникает соответствие функциональной системы TDS. Звуковое пространство воспринималось омажорено. От соль большой октавы, до ми второй — выстраивается звукоряд, вымощенный из гексахордов. Звукоряды были закреплены за суставами и кончиками пальцев — Гвидонова рука…

Важно, что буквы-символы повторяются через октаву

Со времени Гвидо начинается эпоха однородной системы — род диатон..

+7.Музыкальная теория эпохи Возрождения. Дж. Царлино. Обзор наследия, структура трактата «Установления гармонии». Новации.

Царлино.

Не признавал хроматическую музыку Вичентино.

Теория — в трактате «Установления гармонии» (4 части)

1 и 2 части посвящены музыкальной теории. 1 часть музыка в аспекте формы.

2 часть — теория музыки в аспекте материи.

3 часть — практика в аспекте материи.

4 часть — практика в аспекте формы.

Методология идет от Аристотеля. У Аристотеля есть учение о материи и форме. Соответственно Царлино рассматривает части музыки в аспекте формы и материи.

1 часть — в аспекте числовых соотношений. Форма понимается как математическая форма. Числа и пропорции как таковые.

2 часть — рассматриваются сами звуки, интервалы как числовые отношения в звуковой проекции. Рассматриваются звукоряды.

3 часть — практическая музыка в аспекте материи. Консонансы, диссонансы — как материал кантилены (подразумевается музыка вообще). В частности идет речь о мажорном и минорном трезвучии. Мажорное подчиняется гармонической пропорции, а минорное — арифметической. рассматриваются такие понятия как каденция, тема (это еще греческое понятие).

4 часть. Формой считается прежде всего теория ладов. Лад — как порождающее начало. Теория ладов — modi. + рассматривается учение о связи текста и музыки. Слово становится областью формы, а не материей.

 

История музыки по Царлино.

1. Музыка древности. Золотой век музыки. Музыка связывается с космосом.

2. Век упадка после Боэция. Последнего оно относил еще к античности и это верно — по стилистике. То есть наина с 6 века. Но датировки Царлино не дает. Об этом этапе ничего не говорится. Провал.

3. Новый всплеск. Жоскен Депре, Окегем — все его современники. Возрождение былой славы музыки.

 

ПОНЯТИЕ МУЗЫКИ.

Ничего нового Царлино не внес. Музыка есть ничто иное как гармония, говорит он. Гармония исследуется во всех смыслах. Вопрос затрагивается: как произошла музыка? Было мнение, что причастны боги. Было связано с изобретением инструментов.

Царлино подходит к этому с позиции собственного разумения. Он считал, что музыка произошла от речи. Речь по нему — дар бога, то, тот отличает его от животного. Человек определяется как смертное разумное животное. Говорит, то бог также относится к человеку, как человек к животному.

Речь о том, что слово первично, а музыка вторична.

Природа — музыка — число = музыка занимает промежуточное положение. + промежуточное положение между естествознанием и математикой. Вывод: музыка отчасти природна, отчасти математична. В такой установке есть много здравого смысла.

НОВАЦИИ.

1. Расширение пифагорейской 4-ки до 6-ки.

2. Математическое обоснование большого и малого трезвучия. И подведение под общую теорию пропорций. Выделяет как гармонию allegre(мажорное) и mesto (минорное). Это две основные новации.

3. Третья новация — развивает новацию Глареана (1547 — трактат Глареана). Расширение ладов до 12 ладов. Царлино имени Глареана не называет, но систему принимает и отчасти развивает.

Сенарио — по-итальянски шестеричное число.

Абсолютными консонансами считались: квинта, кварта, октава. Царлино расширет ряд до шести. Он узаконивает математические отношения большой и малой терций. 5/4 — большая терция. 6/5 — малая терция. Это показатели с позиции чистого или натурального строя. Пифагорейский строй логичен для монодии. Натуральный строй дает более благозвучные характеристики. Но они были признаны консонансами еще в 13 веке — как несовершенные консонансы. Но расчеты производились по Пифагорейскому строю. С переходом на натуральный строй они входят и в систему математического обоснования.

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МАЖ И МИН ТРЕЗВУЧИЙ.

Он не говорит о ладах — он обосновал соотношения. Он рассматривал трезвучие как род пропорции. Он исходит из того, то терция — это среднее между крайними. И это среднее может быть разным. Он все измерял в длинах струн и соответственно у него возникли две пропорции. 15:12:10. ЭТО выражение большого трезвучия — гармоническая пропорция. Разности смежных членов равны разности крайних членов. Это — garmonia allegra. Арифметическая пропорция: 6:5:4. Получается сначала малая терция, потом — большая. Арифметическая пропорция является инверсией гармонической.

Глареан прибавил ионийский, эолийский лады. Но считал все от ре. Царлино следовал этой систематике. Но начинает отсчет от до-ионийского. Он объясняет это и тем, что большинство баллад и танцев написано в этом ладу.

Он замечает, что эти шесть ладов можно разделить на две половины. Фа-соль-до финалисы — лады большой терции и мажорной сексты. Три других — ре,ми,ля (малая терци и секста). То касается дорийского «с» его высокой секстой — тут было разногласие, так как си могло быть и бемолем.

Он также подводит теорию пропорций под автентиеский и плагальный лад. Объясняет их с токи зрения пропорций.

6:4:3 — автентический лад, гармоническая пропорция.

4:3:2 — плагальный лад — арифметическая пропорция.

 

+8.От музыки-науки к науке о музыке: основные направления западно-европейской музыкальной теории XVII века. Виды трактатов.

Общие тенденции.

ü Секуляризация западноевропейской культуры. Хотя у Мерсена, Кирхера, Кеплера божественная сущность все еще отождествляется с гармонией.

ü 17 век — век научной революции. Кроме того, выделяется грандиозный книжный проект: 28 томов Энциклопедии (1750—1780).

ü Одно из оснований искусства — рационализм (Рене Декарт).

Трактаты группируются на три группы.

1. Свод музыки, или компендиум. Энциклопедия знаний о всей музыке, или отдельной ее части. Пример: «Всеобщая гармония» Марена Мерсена, «Универсальная музургия» Афанасия Кирхера. Музыка там — часть крупной концепции.

2. Практические учебники композиции. «Музыка поэтика» Бурмайстера, «Правила композиции» Свелинка, «Натсавления в музыкальной композиции» Иоганна Вальтера.

3. Практические пособия по изучению генерал-баса. Например, «Правила аккомпанемента» Ф.Куперена.

ü По-иному трактуется понятие природы. Материальный мир — самопорождающий источник музыкальных сил.

ü Интерес к акустике — открытие универсальных свойств музыки, обертонов (Мерсенн, Совёр).

ü Непрерывность музыкального времени в тактовой метрике — открытие Декарта. В 17 веке построены маятниковые часы…

ü Единство звуковысотного момента — это приводит к выделению понятия аккорда.

ü Движение к непрерывности проявляется и в стремлении к равномерной темперации.

ü Непрерывность развертывания музыкальной ткани и по горизонтали и по вертикали — это все привело к появлению бассо континуо.

ü Смысловая непрерывность — музыкальна риторика.

ü Французская теория — особенно ярко проявляется эволюция.

ü Лыжов.

ü О Музыке.

ü Декарт (Компендиум музыки — 1619 год): "Ее цель состоит в удовольствии". Музыка — средство возбуждения страсти.

ü Одна из тенденций — спецификация знаний. На смену всеобщности приходит сужение предмета знаний.

ü У Глареана есть труды в разных областях. Он был музыкантом-любителем. Знатоком древних зыков. Издавал Виргилия. Он филолог, историк. Трактат «Об Асе». Это метрология. О мерах, денежных единицах. Ас — древняя единица и денег и меры.

ü Предлагалось человеческую музыку передать в ведение медикам. Лука Паоли исключает музыку из математических наук — отдает ее оптикам...

ü Внимание теории музыки смещается в сторону музыки звучащей и всецело остается в этой сфере, сфере учения о ладе, нотации.

ü Кроме состава теории меняется и ее статус.

ü (...Глареан воспевал Жоскена). Появляется все больше текстов на народных языках.

ü Теория начинает снижать свои величественные позиции. Коклиго — "компендиум музицис" — сильна тенденция ограничения теории только практической сферой. Другой автор: Пьетро ПОнтио. В своем диалоге между теорией и практикой музыки. Практика объявляется наукой. А теория имеется в виду — Боэция. Музыкант, композитор, певец. И композитор и певец считаются практиками. В другом трактате он выделяет Музыку перфекто.

ü Листени: музыка теорика, музыка практика, музыка поэтика. Согласно Листению в этой иерархии повышается творческое начало. Теорика — созерцание божественных чисел. Поэтика — фиксация в тексте музыкальной композиции. Каковы причины разделения? Изменилась парадигма научного мышления и картина мира. Среди того, что определило картину мира — открытия 15-16 веков (Колумб, Магеллан). Потом — 16 век — реформация. Третье — новое открытие антиности. Кроме церкви не было образца, а они его нашли. Было еще представление о бесконечности вселенной.

ü 17 век — бурное познание физического мира. Поток изобретений. Микроскоп, электричество, логарифмов, кровообращение, телескоп, барометр, маятник, часы, манометр, паровой двигатель, электрический двигатель. Родилось монументальное математическое естествознание.

ü Пиама Павловна Гайдек — по ее мнению на протяжении 150 лет (до смерти Баха) — ведет единый период. 17 век — век научной революции. 4 предпосылки к научной работе.

ü 1. Отказ от жесткого размежевания естественного и научного искусства.

ü 2. Разрушение границы между учениями о небесном и земном мирами.

ü 3. Разрушение жесткой границы между математикой и физикой.

ü 4. Отказ от аристотелевской 4 причины. Материя, форма, производящая причина, целевая причина.

ü Раньше математика была созерцанием идеальных чисел.

ü Древняя теория молчит об этом мире до тех пор, пока не появится нотированный текст.

ü Р.А.Насонов: "Лишь понемногу в практической музыке складывается рекс факта (состоявшаяся вещь)". Смысловой границей стало появление музыкального опуса. Произошел переход от понимания музыки как числа к музыке как опусу. Произошел качественный скачок. Галилей говорит: "Книга природы написана на языке математики". Музыка стала опусом — ее можно созерцать. У Декарта есть настойчивая мысль об отождествлении построенного человеком механизма с законами сотворенного богом мира. Отсюда: рационализм (Декарт, Спиноза, Лейбниц). Суть — возможность все объяснить при помощи суждений разума.

ü Сенсуализм[3] — Френсис Бэкон. Суть: признание чувственного опыта единственным критерием познания.

ü

ü Глареан перешел от одной концепции лада к другой. У него — 12 ладов.

ü У Глареана сказано:

ü Лад — это вид октавы (структура звукоряда, который заполняет консонанс). 3 вида кварты, 4 вида квинты. 7 видов октав.

ü Суть церковного тона — это не звукоряд. Но лады просто нумеровались — не было названий типа дорийского.

ü Первый тон допускал и си-бемоль и си-бекар.

ü Глареан мобильность изгнал вообще.

ü По Глареану — может быть разное заполнение (?).

ü Когда Глареан сам анализировал — у него полуалось, то в одном голосе мотета один лад. В дргом — другой.

ü Можно придумать новую мелодию и она оказывается столь же принята теорией, как и исходная григорианская интонация. Он измерил — получилось 7 видов октавы. Все можно измерить.

ü

ü Три вида ренессансных трактатов.

ü 1. Суммы музыки — энциклопедический свод знаний обо всей музыке.

ü 2. Практический учебник композиции.

ü 3. Правила по игре генерал-баса. Содержалась теория музыки. А фактически теория барочной гармонии.

+9.Теория Рамо.

У Рамо 5 музыкально-теоретических трактатов.

ü Трактат о гармонии, сведенной к ее естественным принципам.

ü Новая система теоретической музыки

ü Происхождение гармонии

ü Демонстрация принципа гармонии

ü Кодекс практической мысли

Его новые термины:

ü Гармонический центр

ü Субдоминанта

ü Имитация каденции

ü Двойное применение

ü Аккорд с прибавленной секстой

Им выдвинуты такие теории и затронуты следующие проблемы:

ü Теория обращения. Фундаментальный бас.

ü Дифференциация звуков на аккордовые и неаккордовые.

ü Функциональная теория — терминология.

ü Логика каденций, квинтовая связь.

ü Лад как последование аккордов, организованных вокруг тонического трезвучия.

ü Понятие имитации каденции — последование DT может переноситься на любую ступень.

ü После Царлино Рамо сделал следующий шаг на пути сближения теоретической и практической музыки.

 

Лыжов Г.И.:

Теория Рамо базируется на естественнонаучном подходе (опыты со струной). Он начинает с описания научных опытов. В его теории есть элементы двух подходов: с одной стороны, гармония как наука, с другой — чувственное проявление…

Упоминает и Декарта — достаточно измерить тела — и отношения между звуками тоже будут понятны.

Он предлагает включать последовательно регистры на органе — мы услышим, что они сливаются. А когда возвратимся к первой клавише — покажется, что звучит только один звук.

Для него актуальны только числа, которые используют первые три нечетные числа.

Помимо того, что один звук является тройным — три звука могут быть одним. Отсюда — учение об обращении аккорда. Отношения между ними сохраняются при различных перестановках. Он описывает то, что называется совершенный аккорд. Также он считает, что есть только один диссонирующий аккорд — септаккорд.

По-новому Рамо говорит о транзитах неаккордовых звуков. Неаккордовый звук назывался транзитом. Для Рамо диссонанс начинает различаться: аккордовый и неаккордовый.

Секста к доминанте и субдоминанте — аккордовый диссонанс. Термин доминанта — применялся. Этим словом называлась реперкусса (синонимы). Рамо переносит его на аккорд верхней квинты. Начиная со второго трактата он вводит термин субдоминанты. То есть — нижней доминанты (поддоминанты).

Тоника — такого термина не было, но был близкий. Note tonic — обозначала просто первую ступень лада. У Рамо есть понятие гармонического центра. Потом "нота" отпала — осталось просто "тоник".

Потом это входит в аккордовую последовательность. По традиции он рассматривает это, прежде всего, исходя из каденции. Есть терминология для каденций. Автентическая — каданс перфект. Плагальная — несовершенная или неправильная. Есть еще описание "прерванной каденции" — каданс don pue. Вводный тон он называет "чувствительным голосом".

Есть у него еще идея имитации каденции. Он допускает мысль о перенесении на другие ступени. Он называет это имитацией каденции.

В трактате "Происхождение гармонии" Рамо приближается к тональному пониманию лада. Он дает такое определение: "Лад — это закон последования аккордов, предписанный тройной пропорцией". Имеется в виду геометрическая пропорция.

3 — тоника

1 — доминанта

9 — субдоминанта.

Рамо хотел вывести из обертонов полностью гамму (октаву). Он складывал октаву из двух тетрахордов. Тройная прогрессия продолжена и дальше. Есть не только до-соль-фа, но есть и ре. Это он называет четвертым основанием. Аккорд появляется за счет имитации каденции на квинту вверх. Оказывается возможным двойное значение. В частности — второе значение шестой. Если вторая ступень выведена из ряда квинт — одно числовое значение. Если появляется как секста к субдоминанте — из разных интервалов. Есть понятие — "двойное применение аккорда". Оно может быть востребовано в функции доминанты и субдоминанты. Рамо касается проблемы строя и темперации.

На втором листе показываются разные прогрессии. Он выводил столбцы — из квинт и горизонтали — из больших терций. Натуральный строй: и квинты и терции. Наука складывается как физико-математическая дисциплина.

 

+10.Первые русские трактаты партесной эпохи.

Русская мысль.

Периодизаци Холопова.

1. Теория в рамках знаменного пения. Т.е. До 70 годов 17 века. Также усвоение.

2. Теория партесной композиции. Последняя треть 17 века.

3. 18 век и первая половина 19 века. Усвоение богатства западной теории.

4. Профессиональное музыкальное образование. 60-е 18 века — до 17-го года 19 века (революция).

5. Советская муз теория. 17-1991.

6. Современность.

 

Источники по теории знаменного роспева:

1. Православные богословские представления.

2. Музыкальная терминология в словарях (азбуковниках) 16—17 веков.

3. Знаменные певческие азбуки 15—17 веков.

 

ü Природа церковного перия — ангельское славословие.

ü Осмогласие — канонизированный круг связанных с празднованием Воскресения Христова молитвенных текстов и напевов.

ü Православнео пение предполагает: одноголосие, вокальность, попевочную осмогласность.

ü Основные работы — певческие азбуки. Наиболее известные из них: «Ключ знаменной» инока Христофора

ü «Извещение» Александра Мезенца

ü «Ключ разумения» Тихона Макариевского.

ü Были азбуки перечисления…

ü Кокизник — там есть объяснения. Таковой есть у Христофора.

ü Ладовая теория — опора (скорее всего) на осмогласие византийское. Холопов усматривает звуковысотный порядок в русской монодии, исходя из звукорядно-высотного принципа. То есть моделирует на русской почве системы, подобные григорианике.

ü Основа — обиходный звукоряд (простое, мрачное, светлое, тресветлое согласия). Октавного тождества нет. Принципиальная квартовость. Модальные функции — по интервальному строению.

Трактаты Партесной эпохи.

ü Начало 17 века — приобщение к западноевропейской музыкальной культуре.

ü Проникает многоголосие с юга легким ветром заносит. Это новая концепция — впервые определяется в трактате Коренева «Мусикия». Три редакции — в третьей добавлено еще и вступление.

 

 

Иоанникий Трофимович Коренев.

Музыкальной теории в западном смысле не существовало.

Теория на Руси дальше нотации не пошла. Азбуки перечисления, толкования — в русле нотации. Кафизмики и фитники отчасти и к теории композиции относятся.

 

"Русская мысль о музыке в 17 веке" — Протопопов.

Азбуковники — среди толкований слов были и теоретические сведения.

Пение — церковное явление. Музыка — с участием инструментов. Пение — не мусикия. В русский лексикон вошли греческие термины.

Второй этап. Коренев и Дилецкий. Коренев — эстетический трактат.

 

Коренев. (умер в 1681). Дьякон в Сретенском соборе в Кремле. Был знаком с Дилецким. Трактат Коренева известен в трех ред. 1 — "О пении божественном" (1671). 2 — "Книга — глаголимая мусикия". 3 — (81 год) — помещена в качестве вступительного раздела к мусикийской грамматике Дилецкого без указания авторства.

Текст относят к полемической литературе. Пафос — защита нового обряда. Коренева — нового пения. Его мусикия — первый русский трактат. Хотя предмет его — "Церковное пение". Термин "Мусикия" имеет новый для Руси оттенок. Гуманистический — на равном расстоянии от светского и духовного. Коренев отождествляет музыку и пение, чего ранее не было. Идеал Коренева — можно представить как партесные гармонизации знаменных песнопений. Резко выступает против троестрочия.

4-голосие так распределяет.

Путь, второй — на октаву ниже, третий еще на октаву ниже, четвертый — к ним квинту, кварту, но лучше — терцию.

Музыка — феномен земной жизни, но имеет земное обоснование.

Ссылается на Пифагора, на священные книги («Тот, кто держится старых воззрений — не подлежит мудрости» — неточная цитата).

Многоосная музыка — не зло, а благо. А кто не постигает — тот разум обращает во зло. Зло — от невежества.

Музыка — гармоничное искусство и художественное разделение звуков..., понимание того, какие гласы хороши, какие плохи.

Мусикия есть вторая философия грамматики — говорит он.

Мусикия — первый русский музыкально-эстетический трактат. Хоть и говорится о церковном пении — но понятие мусикия носит гуманистический оттенок.

Коренев убежден, что Богом данное не может быть во зло. Определение музыки — центральное место. «Мусикия есть философия и грамматика». Он понимает под мусикией и одноголосную, и многоголосную, и вокальную и инструментальную музыки.

Особенности его системы обозначений:

ü Числовые пометы фиксируют интервальные соотношения звуков к некоему одному звуку (1 ступень).

ü Есть еще первая ступень в нижней звукорядной области — соль.

ü Числовые пометы отождествляются с пометами. Выбор первых ступеней неясен.

 

Дилецкий — едва ли не единственный музыкант, соединяющий в себе композитора, теоретика, органиста, регента. 1675 — в Вильне напечатано его сочинение "Золотая тога в новом преображении мира" (Не сохран). Осведомленность в польской музыке — пребывание в Варшаве??? В хоре промышленника Строганова он был регентом.

Встречается имя Дилецкого в рукописях, которые он редактировал — авторитет велик.

Известны классические копии его трактата, но до 20 века не печатался.

1. 1675 — не сохранилось. Вильно.

1677 — Смоленск — на русском. Сокращенное изложение.

3. 1679 — Москва. Перевод на русский без сокращения (основной вариант).

 

1970 в Киеве вышло факсимиле позднейшего списка — вариант второй редакции. Считали, что открыли подлинник Дилецкого. Бумага по экспертизе — 1723 год. Возможно в те времена польский оригинал еще сохранился. И был заново сделан перевод.

Музыкальная практика, на которую опирается Дилецкий — поляки и украинцы. Трактат — первый в России учебник композиции. Партесный стиль — как сочинять. Правила возникли не без опыта генерал-баса.

Ноты его в Киеве и в Москве.

 

В трактате 6 основных областей.

1. Элементарная теория. Сольмизация и нотация.

2. Ладовая система. О звукоряде и транспозиции.

3. Гармония — о созвучии и о каденции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.176.112 (0.01 с.)