Воскресенье. Долго и счастливо? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воскресенье. Долго и счастливо?



Извечный вопрос

Несмотря на популярные пропагандистские заявления об обратном, христиане имеют очень логичные и рациональные причины для веры в Бога. Хотя «выдающиеся и блестящие умы» заверяют, что эволюционные концепции «естественного отбора» и «случайных мутаций» способны объяснить всю сложность, чудо и красоту жизни, многие люди не спешат верить в это, и их можно понять. Несмотря на последние «научные» заявления, что Вселенная возникла из «ничего», большинство людей считает: идея вечно существующего Бога является несравненно более логичным объяснением происхождения мира.

И все же, даже имея на своей стороне логику и твердые основания, мы сталкиваемся с извечной пр06лемой зла. Следовательно, звучит вопрос: Если существует благой, любящий и всемогущий Бог, тогда почему в мире так мною страданий?

В этом квартале мы будем изучать книгу Иова. Примечательно, что данная книга, рассматривающая эту извечную проблему, является одной из первых записанных книг Библии. В самом начале книги Бог дал нам некоторые ответы на самый сложный из имеющихся вопросов. Некоторые ответы, но не все. Пожалуй, ни одна книга Библии в отдельности и даже вся Библия целиком не дают ответов на все вопросы. Тем не менее книга Иова приоткрывает занавес и показывает читателю реальность, существование которой не поддается нашему восприятию даже при помощи суперсовременных технических устройств. Это подводит нас к Царству, которое, с одной стороны, далеко от нас, а с другой - невероятно близко.

Книга Иова, как и остальная часть Библии, показывает: естественное и сверхъестественное неразрывно связаны. История Иова - наглядное изображение драматичности этого принципа, а также предупреждение, которое спустя столетия сформулирует Павел: «Потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Ефес.6:12).

Рассказывая о жизни преимущественно одного человека, книга Иова - это также история всех нас, поскольку все мы страдаем без видимых на то причИоан.И даже история о четырех мужах, пришедших навестить Иова, отражает нашу ситуацию, ведь кто из нас не пытался вникнуть в причины чужих страданий?

Тем не менее мы бы пропустили ключевой момент в книге Иова, если бы ограничились только попыткой страждущего человечества понять страждущее человечество. Эта история излагается в контексте великой борьбы между Христом и сатаной, изображенной в буквальном смысле. Речь действительно идет о настоящем сражении, которое началось на Небе и разыгрывается на Земле - в сердце, уме и теле каждого человека.

Уроки квартала рассматривают историю Иова как при максимальном приближении, отмечая существенные детали повествования, так и на некотором удалении, что позволяет увидеть более широкий контекст описанных в ней событий. Как читателям, знакомым и с книгой Иова, и со всей Библией, нам крайне важно увидеть картину полностью. Мы постараемся по возможности понять не только то, почему живем в мире зла, но что более важно - как должны жить в таком мире.

Безусловно, даже после изучения книги Иова в контексте всей Библии извечный вопрос о существовании зла не исчерпает себя. Однако мы можем быть уверенны: вечный ответ на этот вопрос, как и на все остальные сложные вопросы, содержится в Личности Иисуса Христа, в Котором «мы имеем искупление Кровию Его» (Ефес.1:7).

Клиффорд Гольдштейн - редактор пособий по изучению Библии, сотрудник Генеральной Конференции с 1984 года.

Урок 1. Конец.

Библейские тексты для исследования: Иов 42:10-17; Быт.4:8; Матф.14:10; 1Кор.4:5; Дан.2:44; Иов 14:14-15.

Памятный стих: «Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Иоан.11:25).

На уроках литературы ученикам объясняют: насколько важно хорошее окончание их сочинений. В художественной литературе, где вся история вымышлена, автор должен подвести к приемлемому завершению. Но и в научной литературе окончание также важно.

А что можно сказать о реальности, о самой жизни, проживаемой не на страницах книги и не в сценарии фильма, а в плоти и крови? Как насчет наших собственных историй? Какой финал они имеют? Сходятся ли все сюжетные линии в конце так же красиво, как в хорошем произведении?

Видимо, это не тот случай.правда? О каком хорошем конце может идти речь, если наши истории всегда заканчиваются смертью? В этом смысле у нас нет действительно счастливых финалов, ведь нельзя же смерть назвать счастьем!

Это же справедливо и в отношении истории Иова. Хотя ее финал часто преподносится как счастливый, по крайней мере, на фоне перенесенных Иовом страданий, в действительности не такой уж он и счастливый. Посколькуэта история тоже заканчивается смертью - смертью самого Иова.

Приступая на этой неделе к изучению книги Иова, мы начнем с ее окончания, ибо там поднимается вопрос и о нашей конечной участи, не только земной, но и вечной.

 

Прочитайте 1Кор.4:5. Что этот текст говорит нам о том, как в настоящее время, в этой жизни, некоторые вещи все же останутся без ответа, невыполненными и незавершенными? Вместо этого, какая нам дана надежда?

 

Среда. Последнее царство

Помимо всего прочего. Библия - это книга об истории. Но это не просто историческая книга. Она рассказывает о событиях прошлого так, чтобы мы могли извлечь из них духовные уроки. На примере прошлого она учит нас, как нам следует жить здесь и сейчас (см. 1Кор.10:11).

Однако Библия рассказывает не только о прошлом, но и о будущем. Она указывает нам на будущее, вплоть до конца времени. Учение о событиях последнего времени и конце света богословы называют «эсхатологией» - от греческого слова эсхатос, «последний». Иногда этот термин используется применительно к учению о смерти, суде,небесах и аде. Он также связан с вселяющим надежду обетованием о новой жизни в новом мире.

Библия сообщает нам много информации о конце времени. Да, книга Иова заканчивается упоминанием о смерти Иова. И если человек прочтет только эту библейскую книгу, то может подумать, что жизнь Иова закончилась смертью, как и жизнь каждого человека. Надеяться не на что, ибо для этого нет видимых оснований. Однако Библия учит нас, что в конце времени будет установлено Царство Божье, которое, в отличие от земных царств, будет существовать вечно и станет обителью искупленных.

Учебный цикл

Шаг 1 - Мотивируйте!

Вступительная дискуссия

Нам всем нравятся истории со счастливым завершением. Подсознательно мы все ожидаем положительного результата во всем, что имеет отношение к нашей жизни. Как часто мы брали книгу в руки, читали вступление и несколько первых страниц, а затем заглядывали в конец книги, желая узнать судьбу любимого героя?!

Некоторые люди связывают наше стремление к счастливому концу с социально-экономическими вопросами. Люди, живущие в условиях экономической депрессии и мрачного прогноза на будущее, часто жаждут лучшего мира. С христианской точки зрения, это стремление обусловлено пониманием того, что рай потерян, и надеждой на лучшую жизнь в новом мире, где уже не будет слез, скорби и смерти (см. Откр.21:4).

Реалистично ли в этом мире ожидать счастливого конца? Или же подобное отношение к страданиям мира уводит нас от действительности? Обсудите!

Шаг 2 - Исследуйте!

Для учителей: Данное пособие начинается не так, как большинство пособий по изучению библейских книг. В его начале нет привычного предисловия к книге, информации об авторе, дате написания и главной теме. Мы смело перемещаемся в конец книги, и благодаря этому перед нами раскрывается с удачного ракурса общая тема: Бог меняет нас и иногда обстоятельства нашей жизни.

Взяв за отправную точку размышлений восстановление Иова, мы наблюдаем, на удивление, благоприятный исход его страданий. В то же время необходимо понимать, что далеко не все страдания в мире заканчиваются восстановлением. Поэтому возвращение Иова на путь благополучия следует рассматривать, скорее, как прообраз Божьего окончательного восстановления на Новой Земле, которое подразумевает прежде всего изменение сердца, а не перемену обстоятельств.

Библейский комментарий

Верховная власть Бога является главной темой заключительных глав книги Иова (Иов 38-41), в которых мы находим образы творения и природы. Вместо ответа на вопрос страдающего Иова «Почему?» Бог открывается одновременно любящим и величественным, господствующим над Своим творением. Таким образом, Иов в итоге должен был признать Бога как своего всезнающего, всемогущего, премудрого Творца. Это признание способствовало серьезной внутренней перемене Иова.

I. Познавая Бога

(Прочитайте в классе Иов 42:2-6).

В первых стихах последней главы (42:2-3) Иов неоднократно говорит о разумении, знании и Провидении, утверждая, что пришел к более глубокому пониманию сущности Бога и Его отношения к творению. Даже если мы задаем Богу вопросы (Он ни разу не упрекает в этом Иова), в итоге должны прийти к тому же выводу, к которому пришел Иов: мы говорим о том, чего не понимаем (Иов 42:3: ср. Притч.16:9). Покаяние Иова в следующем стихе - это не запоздалое признание своей вины и не поддержка богословской концепции воздаяния, исповедуемой его друзьями. Это скорее отказ от своих ранних законных претензий к Богу. Как ограниченное существо, он склоняется перед безграничной мудростью Яхве (ср. Быт.18:27).

Для размышления: вспомните, в какие моменты своей жизни вы лучше всего понимали Бога? Почему, на ваш взгляд, это часто происходит во время страданий и скорби?

II. Теология воздаяния

(Прочитайте с классом Иов 42:7-10).

Поверхностное чтение последней главы книги Иова может привести к мысли, что в конечном итоге была подтверждена теология воздаяния: Иов никогда не согрешал, Бог наконец-то признал этот факт и в качестве воздаяния восстановил благосостояние Иова, даже удвоив его имущество (см. Иов 42:10). В конечном счете друзья Иова оказались правы: нечестивые страдают от своего греха, а праведные торжествуют по причине своей правоты, даже если Богу требуется чуть больше времени, чтобы навести порядок.

Теология воздаяния является опасным типом мышления, но все еще дает знать о себе, особенно когда случается бедствие. Эта теория предполагает прямую взаимосвязь между действиями Бога и человека. Если мы праведны, придут благословения: если мы нечестивы, нас постигнет Божественное наказание. Такова теология друзей Иова - Елифаза, Вилдада и Софара. На протяжении всей книги мы видим, как они пропагандируют ее, а Иов решительно противостоит ей. Нам необходимо осознать, что данная теология изображает Бога предсказуемым божеством, действующим по определенной схеме. Теология воздаяния пренебрегает верховной властью Бога и показывает Его поддающимся человеческимманипуляциям. Такой тип мышления можно было бы даже оправдать, если бы не конкретное Божественное заявление, сделанное в конце книги Иова: «Вы не говорили правды обо Мне так, как слуга Мой Иов» (Иов 42:8; ИПБ). В Божественном заявлении содержится однозначное осуждение этой искаженной теологии.

Бог в Своей мудрости делает так, что в конце книги не остается никаких следов от этой привлекательной богословской спекуляции. Он высказывает строгий выговор друзьям Иова. Однако Господь также дает ошибающимся друзьям возможность исправиться. Праведный Иов ходатайствует в защиту сбившихся с пути друзей, и восстановление благосостояния Иова напрямую связано с его ходатайством (см. Иов 42:9-10). Близкая дружба Иова с Богом и его глубокое познание Бога делают благословенными его отношения с людьми.

Для размышления: Что чувствовали друзья Иова в конце истории? Был ли Бог чересчур суров к ним? Аргументируйте свой ответ.

III. Три дочери Иова

(Прочитайте в классе Иов 42:13-15).

Перечисление по имени трех дочерей Иова в конце книги (в отличие от семерых сыновей, чьих имен мы не знаем) озадачивало комментаторов, во все времена. Некоторые из них аллегорически связывают десять детей с Десятью Заповедями (первые три представлены дочерьми, остальные семь - сыновьями). Другие же видят в этих трех дочерях аллюзию на Троицу. Предлагается также эсхатологическое толкование имен дочерей Иова: «Емима» означает «яркий день» или «голубка» и указывает на день воскресения или на Святого Духа; «Кассия» - название ароматной коры растения кассия, предположительно указывает на «Помазанника». Мессию; «Керенгаппух» означает «рожок для сурьмы» (сурьма – порошок, которым подводили глаза) и может указывать на красоту и изобилие вечной жизни.

Поскольку все библейские имена имеют определенные значения, вероятно, лучше будет воздержаться от подобных аллегорических домыслов. Однако упоминание дочерей Иова по именам, подчеркивание их исключительной красоты, а также получение ими наследства наравне с братьями (ср. Числ.36) - все это еще раз говорит о том, что данная история разрушает привычные стереотипы. Не только сыновья, но и дочери Иова (и на этом делается особое ударение) разделили наследство Иова, имеющее универсальный характер. Благодаря упоминанию о трех красавицах-дочерях Иова повествование выходит за ожидаемые рамки так же, как Божий ответ не вписывается в теологию воздаяния.

Для размышления:

Какие устоявшиеся взгляды и наши личные представления о Боге нам следует пересмотреть?

Шаг 3 - Применяйте!

Для учителей: Теология воздаяния - это ловушка, в которую легко попасть. Часто мы связываем страдания с Божьим наказанием. Как учителя, мы должны быть уверены, что опровергли это заблуждение.

Вопросы для размышления:

1. Почему теология воздаяния столь привлекательна?

2. Какие действия вы можете предпринять в вашей церкви и в обществе, чтобы представлять религию, призывающую к изменению сердца?

Шаг 4 - Творческое задание

Для учителей: Книга Иова является очень практичной книгой.поскольку рассматривает знакомый всем опыт страдания.

Практическое задание:

1. Оцените красоту творения, просматривая фотографии или фильмы о природе. Вы также можете совершить вместе с членами вашего класса прогулку на природу. Подумайте о величии Бога и Его господстве во Вселенной.

2. Приведите примеры восстановления, такие как прекрасно восстановленный дом, отреставрированная картина или поправивший свое здоровье пациент. Сравните их с «восстановлением» Иова.

Урок 2. Великая борьба

Библейские тексты для исследования: Иов 1:1-5; 1:6-12; 3ах.3:2; Матф.4:1; Иез.28:12-16; Римл.3:26; Евр.2:14.

Памятный стих: «И сказал Господь сатане: Господь да запретит тебе, сатана, да запретит тебе Господь, избравший Иерусалим! не головня ли он, исторгнутая из огня?» (3ах.3:2).

На страницах Библии можно найти множество указаний и намеков на беспощадную борьбу между Богом и сатаной, добром и злом на космическом и личностном уровнях. Сравнивая эти тексты, мы соединяем высказанные в них мысли в единую мозаику, витраж истины, через который можем заглянуть в сокровенный смысл библейской вести и яснее понять ее» (Настольная книга по теологии адвентистов седьмого дня.с. 969).

Тема великой борьбы представляет собой свет, который может помочь нам лучше понять библейскую весть и, в частности, План спасения. Хотя эта тема отчетливее выражена в Новом Завете, она фигурирует также и в Ветхом. И, пожалуй, нигде в Ветхом Завете не дается более четкое представление о сатане, вселенском конфликте и его влиянии на земную жизнь, чем в книге Иова.

На этой неделе мы посмотрим на более широкий контекст событий, описанных в книге Иова. И хотя наша жизнь отличается от жизни Иова, все мы, подобно Иову, вовлечены в великую борьбу между добром и злом.

 

Вторник. Конфликт на земле

Книга Иова приоткрывает завесу и показывает такое измерение бытия, которое нельзя постичь при помощи органов чувств и мирских философий. Наши глаза, уши и философские способы познания мира бесполезны, когда требуется осмысление более масштабной картины.

Тексты Иова 1:6-12 изображают конфликт между Богом и сатаной. И хотя это противостояние представлено в книге Иова как начавшееся на Небесах, оно быстро перемещается на Землю. Во всей Библии мы находим тексты, указывающие на этот продолжающийся конфликт, в который мы также вовлечены.

Книга Иова изображает борьбу между Богом и сатаной, однако не описывает начала конфликта. Как следующие тексты расширяют наше представление об этом противостоянии? Ис.14:12-14; Иез.28:12-16; 1Тим.3:6.

Эллен Уайт говорит о «законе любви» как основе Божьего правления. Она отмечает, что Бог, не желая вынужденного послушания, предусмотрел свободу воли для всех Своих моральных созданий. Тем не менее «некто злоупотребил свободой, дарованной Богом всем существам. Грех зародился в том, кто после Христа был возвеличен Богом превыше всех, кто обладал наивысшим могуществом и славой среди всех небожителей» (Патриархи и пророки. стр. 34-35). Затем автор цитирует приведенные выше стихи из книг Исаии и Иезекииля, описывая падение сатаны.

«Закон любви» и «свобода воли» - ключевые понятия Божьего правления. Библия говорит нам, что из-за своего великолепия и красоты сатана превознесся и возгордился. Мы не знаем, почему так произошло, ибо это часть «тайны беззакония», о которой говорится в тексте 2Фес.2:7. Само словосочетание «тайна беззакония» открывает, насколько тесно Закон Бога связан с основой Его правления. К моменту появления в книге Иова сатаны его падение уже произошло, и начавшаяся борьба шла полным ходом.

Четверг. Ответы на кресте

Книга Иова поднимает ряд важных вопросов. Но на многие из этих же вопросов там нет ответа. Поэтому нам нужна вся Библия. Но, даже исследуя Священное Писание.мы по-прежнему «видим как бы сквозь тусклое стекло. Гадательно» (1Кор.13:12).

Как мы уже отметили, книга Иова ничего не говорит о начале восстания сатаны. Кроме того, она не сообщает о том, как сатана в конечном итоге потерпел поражение в великой борьбе. Несмотря на роль этого персонажа в дальнейшем повествовании, сатана появляется в книге Иова лишь дважды (Иов 1:6-12: 2:1-7). Он исчезает из виду, хотя причиненное им разрушение остается. Далее в книге он не упоминается. Все последующие события связаны с Богом, а не с сатаной. И это вполне логично, ибо книга Иова в первую очередь повествует о Боге и Его характере.

Тем не менее, Библия ясно и недвусмысленно сообщает нам о поражении сатаны в великой борьбе. Кульминацией этого поражения является смерть Иисуса на кресте.

I. Великая борьба

А. Каким образом тема великой борьбы освещена в первых стихах книги Иова?

Б. Какова роль сатаны в сцене небесного coвета? Какова реакция Бога на сатану?

II. Безопасность в битве

А. Что вы чувствуете, осознавая свою вовлеченность во вселенскую битву? Являемся ли мы всего лишь пешками на шахматной доске Вселенной? Аргументируйте свой ответ.

Б. Каким образом наша жизнь свидетельствует о реальности великой борьбы?

Учебный цикл

Шаг 1 - Мотивируйте!

Библейский комментарий

Используемое в Ветхом Завете еврейское слово «сатан» (сатана) переводится как «противник» (3Цар.11:14), «обвинитель» (Пс.108:6; ИПБ) или как собственное имя «сатана» (Зах.3:2). В книге Иова это слово используется для описания противника Бога, дьявола (см. Иов 1:7-9,12: 2:1-4,6-7: ср. 1Пар.21:1). Во всех этих текстах сатана всегда фигурирует как реальная личность, что указывает на его активную роль в великой борьбе.

I. Зарождение греха

(Прочитайте в классе Иез.28:12).

Великая борьба имеет начало и конец. Это не вечный конфликт. Она началась на Небе до сотворения Земли.когда сотворенное существо захотело стать равным Богу. В сердце херувима зародилось беззаконие (см. Иез.28:14-15), и он пожелал уподобиться Богу (см. Ис.14:14). Зарождение греха в сердце сатаны является тайной, которую невозможно до конца постичь. Гордость, зависть и тщеславие привели Люцифера к падению. «Грех - незваный гость, появление которого ничем нельзя объяснить. Это непостижимая тайна: оправдывать грех - значит защищать его» (Великая борьба, с. 493).

Для размышления:

Какие моменты в вашей жизни сложно объяснить? Связаны ли эти моменты с присутствием в мире греха?

II. Тема великой борьбы

(Прочитайте с классом тексты Иов 1:6-12 и Откр.12:4-9).

Книгу Иова можно понять только при рассмотрении ее в контексте великой борьбы. Как христиане-адвентисты седьмого дня, мы видим происходящую в этом мире и в нашей жизни духовную битву между добром и злом. Мы также понимаем, что на нашей планете идет глобальная битва. Великая борьба началась с восстания сатаны в небесных дворах (см. Откр.12:7-9), к которому сначала присоединилась треть ангелов (см. Откр.12:4).далее битва продолжилась на Земле, куда с Неба были низвержены сатана и его ангелы. Эта битва привела к грехопадению человека (см. Быт.3). На карту великой борьбы поставлено правильное понимание нами характера Бога, ибо сатана заявил, что Бог не является Богом любви, а Его творение служит Ему из страха.

Такое обвинение повторно прозвучало в начале книге Иова.когда сатана предположил, что Иов служит Богутолько по причине полученных им Божественных благословений.

Это древнее обвинение сводится к тому, что Бог – тиран, который манипулирует Своими подчиненными и заставляет их слушаться Его (см. Иов 1:9-11). Они служат Ему либо из страха, либо из корыстных побуждений.

Начавшаяся на Небе великая борьба приковала к себе внимание всей Вселенной (см. 1Кор.4:9: греч.слово «театрон» переведено в русской Библии как «зрелище»). Но это вовсе не спектакль, где зрители отстраненно наблюдают за представлением. Все творение с волнением ожидает окончательного завершения вселенского конфликта (см. Рим.8:19- 22). Близится окончание великой борьбы. Грех и его создатель не всегда будут частью Вселенной. Бог уничтожит сатану в конце тысячелетнего царства (см. Откр.20:10). Только тогда великая борьба закончится.

Для размышления:

Каким образом происходит великая борьба в вашей жизни?

Как отреагировал Иов после первой атаки сатаны, узнав обо всех выпавших на его долю бедствиях? (Иов 1:20-22). Что означает факт, что даже в условиях такой трагедии «не согрешил Иов и не произнес ничего неразумного о Боге»?

Свобода выбора - решающий фактор Божьего правления, основанного на любви. Господь желает, чтобы мы служили Ему из любви, а не по принуждению. «Сатана предположил, что Иов служит Богу из-за корысти... Он пытался отрицать, что истинная религия проистекает из любви и осмысления Божьего характера, что истинные поклонники не мыслят себя вне религии и служат Богу потому, что такое служение является правильным само по себе, а не просто потому, что Небеса полны великолепия. Они любят Бога, ибо Он достоин их любви и доверия, а не только потому, что Он благословляет их» (Библейский комментарий АСД. т. 3, с. 500).

Иов доказал, что обвинения сатаны ложны. Бог наперед знал, что произойдет, но Иов-то не знал. В противном случае он мог иначе проявить себя. Он мог бы согрешить и сказать нечто «неразумное о Боге». Бог не принуждал Иова поступать именно так. Его непоколебимая верность, явленная в крайне тяжелых обстоятельствах, была удивительным свидетельством перед людьми и ангелами.

Сравните содержание отрывка Иов 1 с описанием в Бытие 3:1-8 грехопадения Адама и Евы. Как этот контраст показывает, насколько ужасен их грех?

Адам и Ева, безгрешные, обитающие в раю существа, ослушались Бога и впали в грех, не выдержав нападок сатаны. Иов, переживший боль и разрушение, остался верным Господу, несмотря на попытки сатаны поколебать его. В обоих случаях мы имеем яркий пример добровольных судьбоносных решений.

Среда. Жена Иова

Настал момент обратить внимание на другую жертву в истории Иова - его жену. Она появляется в книге Иова только в текстах 2:9-10 и после этого исчезает из истории. Больше о ней ничего не сказано. Однако, учитывая все произошедшее, кто может себе представить горе, пережитое этой несчастной женщиной? Ее собственная беда, трагедия ее детей и других жертв показывает, что страдания никого не обходят стороной. Мы все вовлечены в великую борьбу: никто не избежит ее.

I. Иов и Христос

А. Какое подобие вы можете найти между Иовом и Иисусом Христом?

Б. Каким образом страдания Христа намного превзошли страдания Иова?

III. Живите честно

А. Является ли опыт Иова настолько исключительным, что его нельзя ставить в пример или же мы переживаем подобные трудности? Поясните свой ответ.

Б. Как я могу следовать примеру Иова? Должен ли я безмолвно страдать? Аргументируйте свой ответ.

Заключение: Участие Иова (как и наше участие) в великой борьбе происходило не только на уровне богословской дискуссии, но и на уровне личных переживаний. Страдая, он испытывал сильное искушение усомниться в Боге, но его верность в трудное время вселяет в нас мужество. А победа Христа над искушением и Его готовность пройти через страдания побуждают нас хранить верность Богу.

Учебный цикл

Шаг 1 - Мотивируйте!

Библейский комментарий

Во второй главе книги Иова поднимается ряд важных богословских вопросов, которые мы будем исследовать на этой неделе. Становится очевидным, что страдания Иова являются отголоском первоначального искушения, описанного в Быт.3, а также прообразом искушения Иисуса, о котором мы читаем в Матф.4. Во второй главе книги Иова освещается конфликт между обвинителем (сатаной) и обвиняемым (Богом).

I. Типология

(Прочитайте в классе Быт.3:1-8 и Матф.4:1-11).

Прообразы обеспечивают неразрывную связь между Ветхим и Новым Заветами, обращая внимание на роль и служение Иисуса Христа. Типологию можно определить как метод толкования Библии, при котором различные персонажи, события и институты в истории спасения рассматриваются как прообразы, находящие свое эсхатологическое исполнение во Христе и евангельских реалиях.

Ветхозаветная система жертвоприношения содержит целый ряд прообразов, указывающих на Христа, в Котором исполнились ее особенности и ритуалы. Искушение Иова является отголоском первоначального искушения Адама и Евы в Едемском саду (см. Быт.3:1-8), хотя между ними существуют некоторые существенные различия. Первоначальное искушение людей происходит в прекрасном Едеме, а искушение Иова происходит в трагических условиях страдания и смерти. Еще одно важное различие заключается в том, что первая человеческая чета согрешила, а Иов устоял в искушении и не проклял Бога. В данном случае он становится прообразом Христа, Который также победил искушения в пустыне. Следует учитывать, что образ (Христос) всегда превосходит в величии и совершенстве свой прообраз (Иова). Одержанная Христом победа над искушением также представляет собой победу над грехом в великой борьбе.

Для размышления: Иов устоял в искушении и не проклял Бога. Что этот факт говорит нам об искушениях, с которыми сталкиваемся мы?

II. Доступ сатаны на Небо

(Прочитайте с классом Иов 1:6; 2:1; Лук.10:18; Откр.12:3.7-9).

Одним из озадачивающих вопросов, возникающих при изучении первых двух глав книги Иова, является вопрос о свободном доступе сатаны на Небо. Дважды сатана предстает перед Богом (см. Иов 1:6 и Иов 2:1). Однако примечательно, что в обоих случаях Бог начинает диалог и просит сатану отчитаться за свои действия. Несомненно. Бог все контролирует, в том числе и доступ сатаны на Небо. Также примечателен факт, что после второй неудачной попытки искусить Иова и заставить его отречься от Бога. сатана полностью исчезает из книги Иова. почти так же. как он исчезает из виду после третьего искушения Иисуса в пустыне. В противоположность этому многочисленные библейские тексты ясно говорят о местонахождении Иисуса после искушения в пустыне, а также о Его доступе к Божьему престолу.

Библия сообщает о пребывании сатаны в определенный момент на Небе. В Откр.12:7-9 описана картина сражения на Небе, с которого началась великая борьба. Это сражение закончил ось тем, что сатана был низвержен на Землю вместе с одной третью ангелов (см. Откр.12:4). Нам сложно определить временной промежуток между небесными и земными событиями. На Земле сатана искусил первую женщину в Едеме (Быт.3:1-8), после чего воевал против ее Семени (Быт.3:15), Иисуса Христа, во время Его земной жизни.

В ветхозаветные времена сатана все еще имел ограниченный доступ на Небо (Иов 1:6; 2:1; ср. также Зах.3:1), но всегда приходил туда по требованию Бога и под Его контролем. На Голгофском кресте победа над злом стала очевидной. Сатана окончательно лишился доступа на Небо (ср. Лук.10:18; Иоан.12:31). Таким образом, пребывание сатаны ограничено Землей, где он будет в конечном итоге скован цепями в период тысячелетнего царства (см. Откр.20).

Для размышления: Каким образом ограничение доступа сатаны на Небо указывает на то, что Бог ограничил действие искусителя в вашей жизни?

III. Божий суд

(Прочитайте в классе 1Кор.4:9 и Откр.14:7).

Интересно отметить, что выражение «час суда Его» в начале Трехангельской вести в Откр.14:7 может иметь двоякий смысл. Оно может относиться как к суду, который вершит Бог-Судья, так и к суду, на котором рассматриваются обвинения в адрес Бога. Эта преднамеренная, судя по всему, двусмысленность показывает, что оба значения имеют глубокий богословский смысл. Бог, безусловно, является Судьей и возглавляет последний суд как на стадии расследования (1844 г.), так и на стадии исполнения приговора (Второе пришествие Христа, тысячелетнее царство и уничтожение зла). Но Он также представил Себя на рассмотрение Вселенной, даруя возможность всему миру и ангелам увидеть великую борьбу и План спасения. Вся Вселенная признает Его как любящего и справедливого Бога. Именно эти два качества Бога сатана попытался исказить.

Для размышления: Что означает быть представленным на рассмотрение Вселенной?

Шаг 3 - Применяйте!

Для учителей: Бог проявляет удивительное терпение к нападкам сатаны на Иова, которые в конечном счете направлены на Него. Бог знает, что на кресте будут даны ответы на все вопросы, включая вопросы Иова.

Вопросы для размышления:

1. Вспомните моменты, когда вас или ваших знакомых ложно обвиняли. Как вы реагировали? Каков был исход ситуации?

2. Как вы ощутили Божье терпение в вашей жизни? Почему Он так терпелив по отношению к сатане?

Шаг 4 - Творческое задание

Для учителей: Сатана по-прежнему остается отцом всякой лжи, он продолжает клеветать на Божьих детей.

Практическое задание:

Шаг 1. Дома напишите список ложных утверждений о самих себе, которые сатана пытался внушить вам. Этот опыт может быть болезненным.

Шаг 2. Сожгите этот список (или уничтожьте его любым другим способом), ведь вы понимаете, что Бог любит вас и смотрит на вас через призму жертвы Христа на кресте, где Он спас вас.

Воскресенье. Бог в природе

Откр.4:11.

Колос.1:16-17.

Иоан.1:1-3.

Приведенные тексты, как и многие другие, учат о вечно существующем Боге, и это учение является самым логичным объяснением Творения. Некоторые мыслители, категорически настроенные против идеи существования Бога, придумали альтернативное объяснение. Нам говорят, что Вселенную создал не всемогущий и вечный Бог, а «ничто». Даже такой известный ученый, как Стивен Хокинг, которого называют современным Исааком Ньютоном, утверждает, что нашу Вселенную создало «ничто».

«По причине закона гравитации Вселенная может и будет создавать себя из ничего» (Стивен Хокинг и Леонард Млодинов. Высший замысел, с. 180).

Хотя Хокинг объясняет свою идею сложным математическим языком, следует задаться вопросом: спустя 400 лет после начала научной революции один из виднейших ученых доказывает, что Вселенная и все в ней возникли из ничего? Заблуждение остается заблуждением, даже если оно высказано ученым.

Вторник. Самая ранняя книга

Несмотря на громкие заявления не верующих в Бога у верующих в Него есть много веских причин для этого. Тем не менее существует одна извечная проблема, которую на протяжении веков использовали многие, чтобы оправдать свое неверие. Это проблема страдания людей и существования зла. Как могут сосуществовать всеблагой, вселюбящий, всемогущий Бог и зло? Для многих этот вопрос продолжает оставаться камнем преткновения. Даже верующие люди, на опыте познавшие Бога и Его любовь, время от времени задаются этим вопросом!

Примечательно, что Эллен Уайт учит тому же, что и еврейская традиция: Моисей написал книгу Иова в Мадиаме. Долгие годы уединения в пустыне не прошли напрасно. В этот период Моисей не только подготовился к предстоящей большой работе, но и по вдохновению Святого Духа написал книги Бытие и Иова, которые народ Божий будет читать с глубочайшим интересом до конца времени» (Комментарии Эллен Уайт, Библейский комментарий АСД, т. 3, с. 1140).

Одна из двух первых книг Библии, книга Иова, рассматривает универсальную проблему человеческого горя и страданий. Бог знал, что человечество столкнется с этой проблемой, и в самом начале в Своем Слове через Моисея передал историю Иова. Бог сразу дал нам знать, что мы не оставлены одни в наших страданиях и боли, но Он рядом, все знает, и у нас есть надежда: в конце концов, Он все уладит.

Среда. Дилемма

I. Бог в природе

А. Что конкретно в природе говорит нам о любящем Творце?

Б. Насколько полно природа может рассказать нам о любящем Творце? Где еще мы можем почерпнуть сведения о Нем?

II. Бог на кресте

А. Почему на вопрос о любящем Боге и страданиях человека был дан ответ через смерть Христа на кресте?

Б. Как Иов получил ответы на свои вопросы о характере Бога?

Учебный цикл

Шаг 1 - Мотивируйте!

Библейский комментарий

Вопрос страданий - универсальный и неизменный вопрос. Книга Иова поднимает эту проблему, не утратившую своей актуальности даже после того, как люди на протяжении 3500 лет переживали личные и общие страдания. Очень важно взглянуть на исторический фон книги и понять, как рассматривался вопрос о Боге и страданиях от сотворения мира и до конца времени.

I. Исторический фон книги

(Прочитайте в классе Иов 1:1; Иез.14:14,20; Иак.5:11).

Большинство комментаторов признают, что сложно определить время и место написания книги Иова. Эллен Уайт сообщает, что Моисей написал книгу Иова во время своего пребывания в Мадиамской земле около 1490-1450 гг. до н. э., непосредственно перед Исходом из Египта. В Талмуде также предполагается авторство Моисея (Трактат Баба Батра, 14б).

Однако сама история может быть значительно более древней. Некоторые соотносят ее с патриархальным периодом и временем Авраама (около 2000 г. до н. э.). Упоминание земли Уц в Иов 1:1 перекликается с текстом Плач.4:21. где Иеремия при помощи приема параллелизма отождествляет землю Уц с Едомом. Природные характеристики Едома соответствуют образному языку книги Иова. Например, мы видим указание на горнорудную деятельность в текстах Иов 28:1-11. где употребляется пять различных слов для обозначения золота и тринадцать слов для обозначения драгоценных камней и металлов. Недавние археологические исследования выявили, по крайней мере, тринадцать медных рудников в районе Хирбат эн-Нахасе, расположенном к юго-востоку от Мертвого моря на территории современной Иордании и древнего Едома.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.37.35 (0.103 с.)