Урок 1. Комментарии для учителей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок 1. Комментарии для учителей.



Основные стихи: Иов 42:10; 1Кор.4:5; Иов 14:14

Задачи учителя:

1. Помочь понять книгу Иова с учетом ее счастливого конца и осознать, что во время окончательного суда и воскресения для детей Божьих настанет счастливый конец.

2. Помочь ощутить жизненную реальность, в которой далеко не все события имеют благополучный исход на этой Земле, но быть уверенными в том, что в свое время Бог восстановит порядок.

3. Побудить стремиться к тому, чтобы Бог изменил наше сердце и привел нас к счастливому концу.

План урока:

I. В ожидании счастливого конца

А. Как Бог восстановил благосостояние Иова в конце его жизни? Было ли это восстановление полным? Поясните свой ответ.

Б. Уместно ли говорить о счастливом конце, когда мы живем здесь, на Земле? Аргументируйте свое мнение.

II. Наше отношение к несчастливому концу

А. Как мы относимся к историям с несчастливым концом в нашей жизни, когда проблемы так и не решаются? Например, к смерти наших близких, потере работы или разводу?

Б. Как мы можем помочь другим людям в трудных для них обстоятельствах?

III. Стремление к истинному изменению сердца

А. Какие перемены произошли с Иовом в ходе страданий?

Б. Каким образом происходит истинное изменение сердца?

Заключение: Книгу Иова мы рассматриваем с учетом ее концовки, которую можно выразить словами: «Жили они долго и счастливо». Бог действительно может превратить бедствие в благословение, однако Он делает это не всегда. Поэтому главным итогом книги Иова является не столько восстановление благосостояния Иова, сколько преобразование его сердца. Подобное преобразование можем пережить и мы.

Учебный цикл

Шаг 1 - Мотивируйте!

Отрывок из Писания: Иов 42:10

Основной принцип духовного роста: Люди и все другие живые создания стремятся к восстановлению. Хотя здесь, на Земле, иногда имеет место полное или частичное восстановление после страданий. Божий план относительно нашей жизни включает вечное восстановление. Это преобразование может произойти только при условии, что мы позволим Ему изменить наши сердца.

Для учителей: Оценивая благосостояние Иова в конце книги, можно прийти к выводу, что он получил щедрую компенсацию за свои страдания (см. Иов 1:2-3; 42:12-13). Было семь тысяч овец, стало четырнадцать тысяч, было три тысячи верблюдов, стало шесть тысяч. Поголовье волов и ослов увеличилось с пятисот до тысячи. Бог удвоил его состояние во всем, не считая сыновей и дочерей, количество которых осталось прежним. В книге Иова действительно говорится о значительном улучшении материального положения главного героя в конце истории, но такое улучшение следует рассматривать как дополнительное поощрение или результат внутренней перемены, описанной ранее в последней главе (Иов 42:1-9). Поэтому мы не должны ограничиваться исключительно материалистическим пониманием последней главы книги Иова.

Вступительная дискуссия

Нам всем нравятся истории со счастливым завершением. Подсознательно мы все ожидаем положительного результата во всем, что имеет отношение к нашей жизни. Как часто мы брали книгу в руки, читали вступление и несколько первых страниц, а затем заглядывали в конец книги, желая узнать судьбу любимого героя?!

Некоторые люди связывают наше стремление к счастливому концу с социально-экономическими вопросами. Люди, живущие в условиях экономической депрессии и мрачного прогноза на будущее, часто жаждут лучшего мира. С христианской точки зрения, это стремление обусловлено пониманием того, что рай потерян, и надеждой на лучшую жизнь в новом мире, где уже не будет слез, скорби и смерти (см. Откр.21:4).

Реалистично ли в этом мире ожидать счастливого конца? Или же подобное отношение к страданиям мира уводит нас от действительности? Обсудите!

Шаг 2 - Исследуйте!

Для учителей: Данное пособие начинается не так, как большинство пособий по изучению библейских книг. В его начале нет привычного предисловия к книге, информации об авторе, дате написания и главной теме. Мы смело перемещаемся в конец книги, и благодаря этому перед нами раскрывается с удачного ракурса общая тема: Бог меняет нас и иногда обстоятельства нашей жизни.

Взяв за отправную точку размышлений восстановление Иова, мы наблюдаем, на удивление, благоприятный исход его страданий. В то же время необходимо понимать, что далеко не все страдания в мире заканчиваются восстановлением. Поэтому возвращение Иова на путь благополучия следует рассматривать, скорее, как прообраз Божьего окончательного восстановления на Новой Земле, которое подразумевает прежде всего изменение сердца, а не перемену обстоятельств.

Библейский комментарий

Верховная власть Бога является главной темой заключительных глав книги Иова (Иов 38-41), в которых мы находим образы творения и природы. Вместо ответа на вопрос страдающего Иова «Почему?» Бог открывается одновременно любящим и величественным, господствующим над Своим творением. Таким образом, Иов в итоге должен был признать Бога как своего всезнающего, всемогущего, премудрого Творца. Это признание способствовало серьезной внутренней перемене Иова.

I. Познавая Бога

(Прочитайте в классе Иов 42:2-6).

В первых стихах последней главы (42:2-3) Иов неоднократно говорит о разумении, знании и Провидении, утверждая, что пришел к более глубокому пониманию сущности Бога и Его отношения к творению. Даже если мы задаем Богу вопросы (Он ни разу не упрекает в этом Иова), в итоге должны прийти к тому же выводу, к которому пришел Иов: мы говорим о том, чего не понимаем (Иов 42:3: ср. Притч.16:9). Покаяние Иова в следующем стихе - это не запоздалое признание своей вины и не поддержка богословской концепции воздаяния, исповедуемой его друзьями. Это скорее отказ от своих ранних законных претензий к Богу. Как ограниченное существо, он склоняется перед безграничной мудростью Яхве (ср. Быт.18:27).

Для размышления: вспомните, в какие моменты своей жизни вы лучше всего понимали Бога? Почему, на ваш взгляд, это часто происходит во время страданий и скорби?

II. Теология воздаяния

(Прочитайте с классом Иов 42:7-10).

Поверхностное чтение последней главы книги Иова может привести к мысли, что в конечном итоге была подтверждена теология воздаяния: Иов никогда не согрешал, Бог наконец-то признал этот факт и в качестве воздаяния восстановил благосостояние Иова, даже удвоив его имущество (см. Иов 42:10). В конечном счете друзья Иова оказались правы: нечестивые страдают от своего греха, а праведные торжествуют по причине своей правоты, даже если Богу требуется чуть больше времени, чтобы навести порядок.

Теология воздаяния является опасным типом мышления, но все еще дает знать о себе, особенно когда случается бедствие. Эта теория предполагает прямую взаимосвязь между действиями Бога и человека. Если мы праведны, придут благословения: если мы нечестивы, нас постигнет Божественное наказание. Такова теология друзей Иова - Елифаза, Вилдада и Софара. На протяжении всей книги мы видим, как они пропагандируют ее, а Иов решительно противостоит ей. Нам необходимо осознать, что данная теология изображает Бога предсказуемым божеством, действующим по определенной схеме. Теология воздаяния пренебрегает верховной властью Бога и показывает Его поддающимся человеческимманипуляциям. Такой тип мышления можно было бы даже оправдать, если бы не конкретное Божественное заявление, сделанное в конце книги Иова: «Вы не говорили правды обо Мне так, как слуга Мой Иов» (Иов 42:8; ИПБ). В Божественном заявлении содержится однозначное осуждение этой искаженной теологии.

Бог в Своей мудрости делает так, что в конце книги не остается никаких следов от этой привлекательной богословской спекуляции. Он высказывает строгий выговор друзьям Иова. Однако Господь также дает ошибающимся друзьям возможность исправиться. Праведный Иов ходатайствует в защиту сбившихся с пути друзей, и восстановление благосостояния Иова напрямую связано с его ходатайством (см. Иов 42:9-10). Близкая дружба Иова с Богом и его глубокое познание Бога делают благословенными его отношения с людьми.

Для размышления: Что чувствовали друзья Иова в конце истории? Был ли Бог чересчур суров к ним? Аргументируйте свой ответ.

III. Три дочери Иова

(Прочитайте в классе Иов 42:13-15).

Перечисление по имени трех дочерей Иова в конце книги (в отличие от семерых сыновей, чьих имен мы не знаем) озадачивало комментаторов, во все времена. Некоторые из них аллегорически связывают десять детей с Десятью Заповедями (первые три представлены дочерьми, остальные семь - сыновьями). Другие же видят в этих трех дочерях аллюзию на Троицу. Предлагается также эсхатологическое толкование имен дочерей Иова: «Емима» означает «яркий день» или «голубка» и указывает на день воскресения или на Святого Духа; «Кассия» - название ароматной коры растения кассия, предположительно указывает на «Помазанника». Мессию; «Керенгаппух» означает «рожок для сурьмы» (сурьма – порошок, которым подводили глаза) и может указывать на красоту и изобилие вечной жизни.

Поскольку все библейские имена имеют определенные значения, вероятно, лучше будет воздержаться от подобных аллегорических домыслов. Однако упоминание дочерей Иова по именам, подчеркивание их исключительной красоты, а также получение ими наследства наравне с братьями (ср. Числ.36) - все это еще раз говорит о том, что данная история разрушает привычные стереотипы. Не только сыновья, но и дочери Иова (и на этом делается особое ударение) разделили наследство Иова, имеющее универсальный характер. Благодаря упоминанию о трех красавицах-дочерях Иова повествование выходит за ожидаемые рамки так же, как Божий ответ не вписывается в теологию воздаяния.

Для размышления:

Какие устоявшиеся взгляды и наши личные представления о Боге нам следует пересмотреть?

Шаг 3 - Применяйте!

Для учителей: Теология воздаяния - это ловушка, в которую легко попасть. Часто мы связываем страдания с Божьим наказанием. Как учителя, мы должны быть уверены, что опровергли это заблуждение.

Вопросы для размышления:

1. Почему теология воздаяния столь привлекательна?

2. Какие действия вы можете предпринять в вашей церкви и в обществе, чтобы представлять религию, призывающую к изменению сердца?

Шаг 4 - Творческое задание

Для учителей: Книга Иова является очень практичной книгой.поскольку рассматривает знакомый всем опыт страдания.

Практическое задание:

1. Оцените красоту творения, просматривая фотографии или фильмы о природе. Вы также можете совершить вместе с членами вашего класса прогулку на природу. Подумайте о величии Бога и Его господстве во Вселенной.

2. Приведите примеры восстановления, такие как прекрасно восстановленный дом, отреставрированная картина или поправивший свое здоровье пациент. Сравните их с «восстановлением» Иова.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.243.184 (0.015 с.)