Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Оценка качества продукции методом органолептической балльной оценки
Каждым студентом самостоятельно производится оценка образцов при помощи органолептического метода. Для этого составляется таблица (форма табл. 14), в которой: а) указываются основные органолептические показатели: вкус, запах, внешний вид, консистенция; б) дается описательная характеристика этих показателей для конкретного продукта (образца). Для этого используются вспомогательные материалы: стандарты, технические условия, справочная литература; в) определяется уровень качества продукта (образца) по пятибалльной шкале; г) определяется общий уровень качества продукта (образца) по группе показателей; д) результаты оценки отражаются в выводе (таблица 23), где указывается уровень качества продукта («отличное», «хорошее», «удовлетворительное», «неудовлетворительное») и причины снижения оценки (если качество продукта не признается отличным). При этом следует помнить, что если хотя бы по одному показателю качество продукта признается неудовлетворительным, то такой продукт считается непригодным к реализации и употреблению в пищу и получает общую оценку «неудовлетворительно».
Таблица 23 – Пример расчета среднего оценочного балла
Задание 2. Экспертный метод Экспертным методом определяют значения показателей качества продукции на основе решения, принимаемого экспертами. Экспертные методы оценки качества продукции применяются при невозможности или нецелесообразности по конкретным условиям оценки использовать расчетные или измерительные методы. Их используют самостоятельно или в сочетании с другими методами при оценке качества продукции; при выборе наилучших решений, реализуемых при управлении качеством; для классификации оцениваемой продукции; определения номенклатуры и коэффициентов весомости показателей качества; выбора базовых образцов и определения значения базовых показателей; измерения и оценки показателей с помощью органов чувств; оценки единичных показателей, значения которых определены расчетным или измерительным методом; определения комплексных показателей качества.
Для оценки качества продукции с помощью экспертных методов создают экспертные комиссии. Экспертная комиссия состоит из двух групп: рабочей и экспертной. В экспертную группу может входить несколько подгрупп, специализирующихся на решении отдельных вопросов. При формировании экспертной группы учитывают психофизиологические возможности эксперта и состояние его здоровья. Эксперт должен быть компетентным и объективным. Рабочая группа осуществляет подготовку и проведение экспертной оценки качества продукции и анализ ее результатов. В состав группы входят организатор, консультант по оцениваемой продукции, технические работники. Оценка уровня качества продукции – это совокупность операций, включающих выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции, определение значений этих показателей и сопоставление их с базовыми. При проведении экспертной оценки качества продукции показатели качества представляют в виде иерархической структуры. Обобщенный показатель относят к самому высокому уровню, групповые комплексные – к нижерасположенным. На нижнем уровне структурной схемы находятся единичные показатели. Число уровней иерархии определяется сложностью продукции, количеством показателей, целью и требуемой точностью оценок. Эксперты оценивают уровень качества продукции дифференциальным, комплексным и смешанным методами. При дифференциальном методе используются и оцениваются только единичные показатели качества, при комплексном применяются комплексные, а при смешанном – те и другие. При подборе показателей качества принимаются во внимание специфические свойства оцениваемой продукции. Экспертным методом определяется весомость каждого показателя в виде коэффициента. Сумма коэффициентов весомости по всем выделенным показателям качества должна составлять определенное число в зависимости от выбранной балльной системы. Высший оценочный балл по любому показателю качества получается умножением предусмотренной максимальной балльной оценки на коэффициенты весомости, фактическое качество определяется умножением средних оценок в баллах на коэффициенты весомости. Произведения суммируют и получают обобщенный показатель качества, по которому судят об уровне качества продукции в целом. Такая оценка позволяет выразить уровень качества продукции в процентах от оптимального, принятого за 100%.
Последовательность выполнения задания: каждым студентом самостоятельно производится органолептическая оценка образцов по предусмотренным показателям (показатели качества подбираются индивидуально для каждого продукта с целью выявления всех нюансов качества), руководствуясь словесной характеристикой уровней качества продукта; определяются коэффициенты весомости показателей качества по каждому образцу и согласовываются с преподавателем. На основании данных оценки подгруппы студентов находится средний оценочный балл по каждому показателю качества; рассчитывается обобщенный показатель качества по образцу. Результаты выполнения этой работы заносятся в табл. 24.
Таблица 24 – Расчет обобщенного показателя (название …)
Фактический оценочный балл по каждому выделенному показателю экспертом (студентом) определяется на основе анализа образца, руководствуясь словесной характеристикой показателей по установленным баллам уровня качества и проставляется в колонку 2 табл. 24. Результаты фактических оценок качества группой экспертов (студентов) обобщаются и рассчитываются средние оценочные баллы по каждому показателю, как показано в табл. 23. Средний оценочный балл по каждому показателю проставляется в колонку 3 табл. 24. Коэффициент весомости определяется по каждому показателю качества и проставляется в колонку 4 табл. 24. Коэффициент весомости – это значимость каждого показателя в общей структуре качества изделия. Коэффициент весомости (значимости) может определяться различными методами, но наиболее удобен экспертный (метод предпочтения). Эксперт должен пронумеровать все показатели свойств в порядке предпочтения: цифрой 1 – наименее важный показатель, цифрой 2 – следующий за ним по важности и т.д. Студенты разбиваются по 5–7 человек и работают в качестве экспертов. Каждый из них должен пронумеровать все показатели свойств в порядке предпочтения. После этого подсчитывается сумма оценок значимости по каждому показателю и по всем показателям в целом. Далее определяется коэффициент весомости: сумма оценок значимости по одному конкретному показателю делится на общую сумму оценок значимости всех показателей. Например (табл. 25), 18: 50 = 0,36. Для перевода в целые числа коэффициенты весомости (колонка 8 табл. 25) умножаем на 10 и округляем до целого числа. Расчетные коэффициенты весомостей из колонки 9 табл. 25 проставляются в колонку 4 табл. 24.
Сумма коэффициентов весомостей отдельных показателей качества должна равняться 10 при применении 50-балльной системы (показателей качества не более четырех) или 20 — при применении 100-балльной системы (показателей качества более четырех).
Таблица 25 – Пример расчета коэффициентов весомостей
Например, при органолептической оценке качества торта по 50-балльной системе выделяются следующие показатели: вкус и запах, цвет и внешний вид, структура и консистенция, форма. Наибольший коэффициент весомости (4) отводится показателю «вкус и запах», другие показатели имеют меньшие коэффициенты, а сумма их по всем показателям равна 10.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.9.141 (0.007 с.) |