Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сенсорный анализ и контроль качестваСтр 1 из 8Следующая ⇒
Сенсорный анализ и контроль качества Продукции общественнОГО питаниЯ Методические указания по выполнению лабораторных работ для студентов дневного и заочного обучения специальности 1 – 27 01 01 «Экономика и организация производства» направление специальности 1 – 27 01 01 21 «Экономика и организация производства (общественное питание)»
Могилев 2011 УДК 641.1: 642.5
Составители: ассистент каф. ТОТ М.Л. Микулинич к.т.н., доц. каф. ТОТ А.Ю. Болотько
Рецензент к.т.н., доц. каф ТПП М.Л. Зенькова Лабораторный практикум разработан на основе современных представлений о сенсорике в системе контроля качества в торговле и общественном питании. Лабораторные занятия предусматривают приобретение навыков проверки зрительной, обонятельной, вкусовой чувствительности дегустатора; работы с нормативной документацией и методиками исследования; организации и проведения сенсорного исследования, бракеража, контроля и определения качества в общественном питании; в том числе с учетом особенностей отдельных групп продукции; обработки данных и анализа результатов исследования.
Содержание
Введение Сенсорный анализ — это органолептическая оценка качества пищевых продуктов, приведенная дегустаторами, у которых предварительно проверены органы чувств, с применением методов и условий, гарантирующих точность и воспроизводимость результатов. Создание новых видов продукции с использованием последних достижений науки и технологии, использование ингредиентов с новыми, неизвестными ранее свойствами, необходимость определения их характеристик и органолептических показателей, предопределили, с одной стороны, исключительное внимание, которое уделяется в настоящее время проведению испытаний, обеспечению достоверности и единства их результатов, а с другой стороны – необходимость значительного расширения видов испытаний, увеличения их надежности и достоверности. Органы чувств (зрение, обоняние, вкус, осязание, слух) у разных людей имеют неодинаковую степень чувствительности. На эту чувствительность оказывает влияние внешняя среда (температура, влажность воздуха, освещенность, санитарное состояние лаборатории). Поэтому у оценщика предварительно проверяются органы чувств, или сенсорная чувствительность — способность восприятия внешнего импульса при помощи органов чувств. При этом наибольшее значение придается определению чувствительности для распознания разницы вкуса и запаха продукта. Дегустация должна проходить в специально оборудованном помещении при строгом соблюдении всеми членами комиссии установленного порядка. Во время дегустации не должно быть никаких разговоров. Каждый член самостоятельно дает оценку, заполняя дегустационный лист. Обсуждение опробованных образцов производится после того, как проставлены баллы.
Острота вкусовой впечатлительности зависит от состояния здоровья, настроения, усталости, внимательности и других факторов оценщика. С изобретением высокочувствительных приборов и развитием сенсорных методов исследования достигнуты значительные успехи в контроле качества, изучении органолептических свойств пищевой продукции. Инструментальные методы оценки цвета, консистенции, вкуса и запаха пищевых продуктов, других показателей качества хотя и относятся к трудоемким, но, несомненно, имеют преимущества перед органолептическими с точки зрения достоверности. Однако замена сенсорной системы человека приборами при оценке качества пищевых продуктов происходит исключительно медленными темпами и практически невозможна в полной мере. В связи с этим особую значимость приобретает обучение будущих специалистов основам сенсорного анализа, что позволит им в дальнейшей профессиональной деятельности уверенно устанавливать уровень и производить контроль качества продукта (блюда) с помощью органов чувств. Целью лабораторного практикума является формирование у студентов навыков объективной сенсорной (органолептической) оценки уровня качества пищевых продуктов и проведения контроля качества продукции общественного питания. Основные задачи заключаются в приобретении навыков: - проверки зрительной, обонятельной, вкусовой сенсорной чувствительности; - работы с нормативной документацией и методиками исследования; - овладения современными методами сенсорного анализа, обеспечивающими объективность и воспроизводимость результатов исследования; - определения качества продукции по важнейшим органолептическим показателям сенсорными методами; - проведения бракеража продукции общественного питания; - контроля качества пищевых продуктов и продукции общественного питания, основанного на взаимосвязи сенсорного и инструментального анализа. В методических указаниях даются теоретическая поддержка, вопросы для самоподготовки, предложена литература для самостоятельной подготовки к лабораторным занятиям.
Порядок проведения занятий, оформление и защита отчета студента по лабораторным (практическим) работам Лабораторные занятия проводятся только в специальной одежде (белый халат). До начала занятия заранее дежурный студент(ы) должен подготовить необходимую учебную литературу к конкретному занятию для всей группы (подгруппы): - специализированные учебники, справочники (по рекомендации преподавателя); - ТНПА (стандарты), рекомендованные для каждого занятия (по рекомендации преподавателя). По каждому лабораторному занятию студент оформляет индивидуальный письменный отчет в рабочей тетради. По оформлению отчет должен соответствовать требованиям СТП 15-06-2004. В тексте отчета не допускается сокращение слов, кроме общепринятых сокращений. Отчет по каждой работе обязательно включает указание порядкового номера работы, даты ее выполнения, темы и цели. Текст отчета оформляется чернилами одного цвета; таблицы, схемы и рисунки могут быть выполнены простым карандашом или черными чернилами. Все таблицы, схемы, рисунки должны иметь название.
Каждое задание лабораторной работы оформляется в отчете в указанной последовательности, нумеруется и озаглавливается. Выполненное задание сопровождается письменным выводом, заключением студента исходя из задания и полученных результатов. После выполнения всех предусмотренных заданий делается общий письменный вывод по работе, который включает анализ проделанной работы, результат оценки качества объектов исследования, получения навыков по методам сенсорного анализа и контроля качества в общественном питании и т.п., а также необходимые рекомендации студента. Работа считается полностью выполненной при условии индивидуального самостоятельного выполнения и оформления каждым студентом всех заданий согласно установленным требованиям. Отчет предъявляется на проверку преподавателю не позднее чем за 5–10 минут до окончания текущего занятия. Защита работ осуществляется каждым студентом индивидуально в рабочем порядке или в специально выделенное время и включает вопросы, изученные на занятии, а также вопросы для самоконтроля, приведенные в работах, теоретическую поддержку по теме занятия. Срок защиты отчета по текущему занятию – не позднее следующего лабораторного занятия, если иное не указывается преподавателем. Лабораторная часть курса считается выполненной, если: - студентом отработаны в полном объеме все предусмотренные учебной программой по дисциплине лабораторные занятия. Пропущенные по уважительной или неуважительной причине занятия отрабатываются по согласованию с деканатом факультета и кафедрой на основании утвержденного графика отработки в конце семестра; - все лабораторные и практические работы защищены в установленном порядке. Студент допускается к сдаче зачета по дисциплине только при условии выполнения лабораторного практикума.
Задание 1. Определение различий в интенсивности цвета (проверка на дальтонизм)
Для проверки дегустаторов на способность различать интенсивность цветов готовят основные растворы красящих веществ, путем дальнейшего разбавления которых готовят пробы с низкой концентрацией для определения способности испытуемых определять цвета. Пример приготовления основных растворов: зеленого цвета – 2%-й раствор яркого зеленого: отвесить на технических весах 2 г яркого зеленого, перенести в мерную колбу на 100 мл, полностью растворить навеску и довести до метки дистиллированной водой;
красного цвета – 2%-й раствор азорубина: отвесить на технических весах 2 г азорубина, перенести в мерную колбу на 100 мл, полностью растворить навеску и довести до метки дистиллированной водой. Возможно использовать иные пищевые красители согласно рекомендациям по их дозировке. Из основных растворов готовят рабочие растворы для проведения пробы по определению интенсивности цвета. Эталоны веществ хранятся не более трех дней в закрытых стеклянных сосудах при температуре около 20°С. Рабочие растворы для каждого цвета готовят десяти концентраций (табл. 1). В каждом штативе пробирки устанавливаются в два ряда – по 10 пробирок в каждом ряду. Каждый штатив и каждая пробирка имеют свой порядковый номер (пробирки от 1 до 10). Пробирки нужно поставить в свой ряд беспорядочно, не глядя на номера, после чего записать в лабораторном журнале номера штативов и номера пробирок в той последовательности, как они были беспорядочно поставлены слева направо (например, 3, 6, 2, 1, 4 и т.д.). Это и будет шифр, о котором проверяемые оценщики не должны знать. Затем в пробирки слева направо наливают по 10 мл контрольных красок одного цвета, но различной возрастающей интенсивности цвета. И только после этого пробирки в каждом ряду каждого штатива расставляют в порядке их номеров, нарушая тем самым последовательность нарастания окраски в пробирках. Перед оценщиками ставится задача – расставить пробирки в порядке возрастания интенсивности окраски. Распределив пробирки по интенсивности цвета, оценщик заполняет дегустационную карту, затем делает то же самое по второму цветовому ряду (табл. 2). Таблица 1 – Концентрация красящих веществ для проверки на дальтонизм (пример)
Таблица 2 – Дегустационная карта по определению интенсивности цвета
Фамилия оценщика ____________ Дата дегустации _____________
Положительным считается результат, если из десяти растворов каждого цвета правильно расположено не менее восьми.
Задание 2. Идентификация пахучих веществ
Большое значение в органолептике имеют тренировка и способность запоминать различные запахи, присущие доброкачественным и недоброкачественным продуктам.
Дегустатор должен четко различать характерные для различных продуктов пахучие вещества, а также запахи, свойственные недоброкачественным продуктам. Запах продукта образуется в результате сложного сочетания разнообразных химических соединений (ароматических углеводородов сложных эфиров, альдегидов, кетонов, кислот и др.). При проверке способности определения запахов (чувствительности обоняния) применяют направленный выбор запахов веществ, соответствующих тому виду продуктов, который будет подвергаться анализу (коллекция запахов). Основными запахами являются: - запах аммиака – признак порчи многих натуральных продуктов, хранившихся при повышенной температуре или слишком длительное время; - запах бензальдегида присущ марципанам и некоторым другим продуктам. - запах масляной кислоты встречается в «заболевших» винах и других продуктах, в которых начался процесс масляно-кислого брожения; - запах диацетила характерен для масла; - запах этанола – этилового спирта – присутствует в алкогольных напитках, некоторых молочнокислых продуктах; - запах уксусной кислоты присущ маринадам, «заболевшим» натуральным винам и др.; - запах амилового эфира уксусной кислоты есть у некоторых видов драже, бананов и др.; - запах фенола характерен для дезинфицирующих веществ; - запах ванилина и различных пряностей присутствует в ванильной сахарной пудре, некоторых ликерах, пирожных, тортах. Таблица 3 – Приготовление растворов пахучих веществ
Чтобы оценщик мог предварительно ознакомиться с перечисленными запахами, ему предлагают понюхать образцы – носители этих запахов: марципан, «заболевшее» натуральное вино, хорошее сливочное масло, уксус столовый, драже, ванильную сахарную пудру. Кроме того, оценщики должны ознакомиться с растворами пахучих веществ (таблица 3). Каждый дегустатор должен многократно и самостоятельно опробовать все образцы и убедиться в том, что он безошибочно определяет запах, только после этого он может рассчитывать на успешное выполнение следующего задания. В данном задании студенту необходимо заполнить таблицу 4 и пользуясь данными методическими указаниями и личными наблюдениями дать характеристику предложенных образцов.
Таблица 4 – Предварительное знакомство с запахами предложенных образцов
Вопросы для самоконтроля 1. Какую роль в процессе обоняния играет носовая полость, ее строение? 2. Из чего складывается процесс восприятия запаха? 3. Что такое «усталость» обоняния, аносмия? 4. Основные теории запахов и их классификация. 5. Основные группы запахов и их представители. 6. Определение терминов «аромат» и «букет» продуктов. 7. Как влияют аромат и букет продуктов на эмоциональную ценность продуктов? 8. Сущность методов определения порогов интенсивности обоняния. 9. Из каких этапов складывается процесс восприятия цвета? 10. Чем вызвана способность глаза воспринимать различные цвета? 11. Что такое зрительный дальтонизм? 12. Сущность методики проверки на дальтонизм. 13. Какие факторы влияют на остроту зрения? Лабораторная работа № 2. Распознавание основных вкусов и определение вкусовой чувствительности (4 часа)
Цель: проверка сенсорной вкусовой чувствительности дегустаторов и установление порога вкусовой чувствительности.
Порог чувствительности — это наименьшая интенсивность импульса, воспринимаемая органами чувств. Чем ниже порог чувствительности, тем выше чувствительность оценщика. Понятие «порог чувствительности» включает понятия «порог ощущений» и «порог распознания». «Порог ощущения» определяется наименьшей интенсивностью импульса, воспринимаемого органами чувств, но который качественно нельзя определить. При «пороге распознания» воспринимаемая органами чувств наименьшая интенсивность импульса качественно определяется. Устанавливается также «порог разницы» — минимальная, но заметно воспринимаемая разница в интенсивности ощущения между двумя импульсами у одного и того же вида. Проверка сенсорной чувствительности у оценщика и соблюдение условий проведения органолептической оценки позволяют получить довольно точные и воспроизводимые результаты по качеству продукта.
Материальное обеспечение: весы аналитические, весы технические. Реактивы: 10%-й раствор сахарозы; 1%-й раствор хлористого натрия; 1%-й раствор винной или лимонной кислоты; 0,1%-й раствор кофеина, 0,1%-й раствор хинингидрохлорида или 10%-й раствор сернокислого магния; вода дистиллированная. Химическая посуда: колбы мерные вместимостью 100 мл; градуированные пипетки вместимостью 1, 5, 10, 15 и 20 мл; мерные цилиндры на 15 мл; стаканчики на 20 мл для контрольных растворов. Задание 1. Проверка на вкусовой дальтонизм
В этом задании следует распознать по предложенным образцам основные вкусовые ощущения. Для проверки на вкусовую чувствительность готовят основные растворы вкусовых веществ, путем дальнейшего разбавления которых готовят пробы с низкой концентрацией для определения способности определять основные виды вкуса. Основные растворы вкусовых веществ готовят следующим образом: - сладкого вкуса — 10%-й раствор сахарозы: отвесить на технических весах 10 г сахарозы, перенести в мерную колбу на 100 мл, растворить полностью навеску и довести до метки дистиллированной водой; - соленого вкуса — 1%-й раствор хлористого натрия: отвесить на технических весах 1 г хлористого натрия, перенести в мерную колбу на 100 мл и после растворения навески довести до метки дистиллированной водой; - кислого вкуса — 1%-й раствор винной или лимонной кислоты: отвесить на аналитических весах 1 г винной или лимонной кислоты, перенести в мерную колбу на 100 мл и после растворения навески довести до метки дистиллированной водой; - горького вкуса — 0,1%-й раствор кофеина, 0,1%-й раствор хинингидрохлорида или 10%-й раствор сернокислого магния: отвесить на аналитических весах 0,1 г кофеина или хинингидрохлорида, перенести в мерную колбу на 100 мл, растворить навеску и довести до метки дистиллированной водой. Для приготовления вкусовых растворов используют свежеприготовленную дистиллированную воду, нейтральную по вкусу и запаху. Для этого к 1 л дистиллированной воды добавляют около 0,1 г активированного угля, перемешивают в течение 20 мин и отфильтровывают. Из основных растворов готовят рабочие растворы для проведения пробы на вкусовой дальтонизм. Методика их приготовления приведена в таблице 9. Общее количество рабочих растворов зависит от числа лиц, которые будут проходить испытание на вкусовой дальтонизм. Приготовленные рабочие растворы разливают в 9 колб по 100 мл (с притертой пробкой). Причем каждый из первых трех видов вкуса должен быть повторен двукратно, а горький – трехкратно (растворы сладкого, соленого и горького вкуса разливают в две колбы каждый, а раствор кислого вкуса – в три колбы). Каждая проба имеет цифровое или буквенное обозначение. При приготовлении растворов записывают одновременно вид вкуса и его обозначение. Оптимальная температура растворов при испытании 20-22 °С. Таблица 9 – Концентрация растворов для проведения пробы на вкусовой дальтонизм
На рабочем месте испытуемого лица помещают 9 образцов: в девяти закодированных колбах находятся приготовленные рабочие растворы, причем в двух стаканах помещается один и тот же раствор и в один стакан – дистиллированная вода. При проверке сенсорной чувствительности не допускается обмен мнениями. Объем каждой пробы должен быть не менее 15 мл (раствор вводится в полость рта фарфоровой ложкой, ложкой из нержавеющей стали и должен омывать всю полость рта). Между опробованием вкусовых веществ должна быть пауза 1-2 мин. Не рекомендуется проводить испытания непосредственно до еды или после нее. Результаты пробы записываются по нижеприведенной форме (табл. 10). Таблица 10 – Форма записи результатов проверки на вкусовой дальтонизм
В графе «Код образца» указывается код тех емкостей, в которых установлен определенный вкус. Правильное определение всех девяти образцов с четырьмя видами вкуса или идентификация их не более чем с двумя ошибками означает выполнение сенсорного минимума на способность определять четыре основных вкуса, т.е. отсутствие вкусового дальтонизма. Лица, прошедшие пробу на вкусовой дальтонизм, признаются способными к идентификации вкусов и годными для проверки вкусовой чувствительности.
Задание 2. Проверка порога вкусовой чувствительности
При проверке порога вкусовой чувствительности необходимо определить минимальную концентрацию вещества (соленого, сладкого, кислого и горького), при которой испытуемый определит вкус в сравнении с установленными значениями. Проведение этого испытания по нескольким видам вкуса или одному, имеющему наиболее важное значение для определенных пищевых продуктов, является вторым этапом отбора кандидатов в оценщики. Для определения индивидуальной величины порога вкусовой чувствительности готовят рабочие растворы вкусовых веществ (таблица 11). Подготовленные рабочие растворы обозначают цифрами или буквами; соответственно данному обозначению записывают и концентрацию применяемого раствора. Система шифровки записывается в лабораторном журнале. Испытания проводят отдельно по каждому виду вкуса, но не более чем по двум видам вкуса подряд. Прежде чем переходить от одного вида вкуса к другому, необходима пауза не менее 10 минут. Испытуемое лицо не должно знать, какие вещества и в какой последовательности будут даны ему для оценки. Сначала подается вода (нулевой образец), а затем растворы в возрастающей концентрации, начиная от величины ниже пороговой до величины выше пороговой.
Таблица 11 – Объемы основных растворов и концентрация рабочих растворов вкусовых веществ для приготовления 100 мл рабочих растворов, мл/%
Испытуемые лица должны определить наличие вкусового возбудителя и охарактеризовать его качество (сладкий, соленый, кислый, горький), а также определить интенсивность вкусового возбудителя по условной шкале впечатлений (табл. 11). Считается, что испытуемый выдержал проверку, если его идентификации вкуса оказались не ниже чем:
Таблица 12 – Форма записи результатов проверки порога вкусовой чувствительности Вид вкуса_______________________
В графе «Ответ» следует проставить знак: «0» — если впечатление полностью отсутствует; «+»— если вкус воспринят (порог ощущения); «++» — если вкус опознан (порог распознавания). При проведении проверки на умение определить пороги разницы вкуса можно применять усложненную методику с использованием метода последовательности, двойной или тройной пробы. При использовании метода последовательности в пяти-восьми мерных колбах по 100 мл готовится серия образцов различной интенсивности какого-либо одного вкуса. Для этого в каждую колбу вливают возрастающее количество раствора вещества, например, сахарозы с заданным шагом. Шифры и концентрации растворов записывают в лабораторный журнал. От оценщика требуется расставить пробы по степени возрастания концентрации стимула и записать этот порядок в дегустационной карте.
Таблица 13 – Дегустационная карта уровня распознавательной вкусовой чувствительности Фамилия оценщика ____________ Дата дегустации _____________
Задание 3. Проверка порога разницы интенсивности вкуса В этом задании следует распознать незначительную разницу интенсивности основных вкусовых растворов (порог разницы вкусов). Пороги разницы определяют при помощи растворов химически чистых вкусовых веществ, представленных в двух концентрациях выше пороговых. Концентрации водных растворов для определения порогов разницы представлены в табл. 14. Количество необходимых рабочих растворов зависит от числа лиц, принимающих участие в испытании, и метода проведения пробы (парная или тройная). Каждая проба нумеруется, записываются вид вкуса и концентрация, соответствующие данному обозначению образца. Определение порогов разницы интенсивности вкусов проводят методами парной или тройной пробы. При определении порога разницы методом парной пробы подают растворы с двумя концентрациями по каждому виду вкуса. Испытуемый оценивает все образцы парных проб, отмечая на бланке знаком плюс «+» номера образцов, которые характеризуются высшей интенсивностью вкуса в каждой пробе, и знако «–» – наименьшей интенсивностью. Результаты проверки записывают в анкету (табл. 15). Положительным результатом считается правильное определение шести пар из семи пар образцов.
Таблица 14 – Концентрация вкусовых веществ для определения порога разницы интенсивности вкуса
Таблица 15 – Форма записи результатов проверки на определение порога разницы интенсивности вкуса методом парной пробы
При определении порога разницы интенсивности вкуса методом тройной пробы к оценке подают растворы с двумя концентрациями в тройной системе, причем одна концентрация представлена двумя растворами, а другая – одним. Тройные пробы подают в семи повторах (21 образец). Результаты проверки записывают в анкету (табл. 16).
Таблица 16 – Карта для определения различной чувствительности к основным вкусам
При помощи двойной и тройной пробы можно определить порог разницы интенсивности вкуса и степень повторяемости правильных распознаваний. Лица, выдержавшие все испытания по сенсорному минимуму, могут быть рекомендованы в качестве дегустаторов. Рекомендуемая частота проверки сенсорной чувствительности – каждые полгода, но не реже одного раза в год.
Вопросы для самоконтроля 1. Дайте характеристику понятий: сенсорный анализ, порог чувствительности, порог распознавания, порог разницы, сенсорная память, сенсорные минимумы. 2. Что понимают под вкусом и вкусовыми ощущениями? 3. Из чего состоит вкусовой анализатор? 4. Где расположены вкусовые луковицы (почки), чем они образованы? 5. Перечислите основные вкусовые ощущения. 6. Как различаются по восприятию основных вкусовых ощущений отдельные области языка? 7. Какие показатели влияют на восприятие вкуса продукта? 8. Какие вещества обладают сладким вкусом и что принято в качестве сладкого вкуса? 9. Какие вещества обладают соленым вкусом и какое из них принято в качестве эталона соленого вкуса? 10. Каким веществам присущ горький вкус и что из них принято в качестве эталона горького вкуса? 11. С чем связано ощущение кислотности, какое вещество считается эталоном кислого вкуса? 12. В чем сущность проведения пробы на вкусовой дальтонизм? 13. Какие лица признаются способными к идентификации вкусов и годными для проверки вкусовой чувствительности? 14. Что необходимо определить при проверке порога вкусовой чувствительности? 15. Какие методы применяют для определения порога разницы интенсивности вкуса и в чем их сущность?
Лабораторная работа № 3. Определение деловых качеств дегустаторов (4 часа) Цель: определить уровень стабильности органолептических оценок, проверить согласованность мнений членов дегустационной комиссии, определить уровень конформности.
Задание 1. Определение уровня стабильности органолептических оценок Дегустаторам предлагают пронумерованные пробы пищевых продуктов для органолептической оценки их качества. Пробы должны представлять 3-5 видов продукции, образцы которых повторяются, составляя в сумме 10 проб.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 577; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.22 (0.139 с.) |