ТЕМА 1. Определение сенсорных способностей экспертов для проведения органолептической оценки качества пищевых продуктов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА 1. Определение сенсорных способностей экспертов для проведения органолептической оценки качества пищевых продуктов



Органолептические методы – методы определения значений показателей качества с помощью органов чувств.

К достоинствам этих методов относятся: доступность и быстрота определений значений показателей качества, а также отсутствие дорогостоящего оборудования при изме­рениях. Большинство людей обладают достаточными сен­сорными (чувствительными) возможностями для проведе­ния органолептической оценки внешнего вида, вкуса, запа­ха и консистенции. Однако встречаются люди, которые не воспринимают и/или не различают либо цвета («цветовые» дальтоники), либо вкуса («вкусовые» дальтоники), либо запаха («обонятельные» дальтоники). Такие люли не могут быть экс­пертами по органолептической оценке качества товаров.

Необходимы обучение экспертов правилам оценки ос­новных органолептических показателей (цвета, вкуса, запаха, консистенции), соблюдение условий проведения органолептической оценки, разработка и использование шкалы баллов по конкретным товарам, проведение оценки специально сформи­рованными группами экспертов, проверенными на сенсорную чувствительность.

В органолептической оценке участвуют все пять органов чувств человека. В зависимости от используемых органов чувств и определяемых показателей качества органолептиче­ские методы подразделяются на пять подгрупп:

• визуальный;

• осязательный;

• обонятельный;

• вкусовой;

• аудиометод.

Обонятельный метод применяется при оценке запаха всех пищевых продуктов, а также отдельных групп непродовольст­венных товаров (например, парфюмерно-косметических, сти­ральных порошков, других моющих средств и т.п.).

Вкусовой метод - общий и обязательный метод для оценки всех пищевых продуктов; для непродовольственных товаров неприменим. При оценке качества пищевых продуктов вкусовой метод почти всегда применяется в сочетании с обоня­тельным.

Аудиометод (акустический) имеет наибольшее значе­ние для оценки отдельных групп непродовольственных и, реже, продовольственных товаров. Особенно важен этот ме­тод для таких групп товаров, как музыкальные инструменты, аудио- и видеотехника, посуда.

 

Взаимосвязь органолептических методов и показателей качества

 

Подгруппа органолептических методов Используемые органы чувств Органолептические показатели качества
Визуальный Глаз – орган зрения Внешний вид: форма, цвет, со­стояние поверхно­сти, целостность
Осязательный Тактильные органы (осязания) Консистенция
Обонятельный Орган обоняния – носо­вые полости Запах (аромат)
Вкусовой Орган вкуса – ротовая полость Вкус
Аудиометод Орган слуха (слуховой аппарат) Звук (звучание)

 

Визуальный метод – метод основанный на восприятии внешнего вида и/или цвета объекта с помощью зрения.

Внешний вид является комплексным показателем, ко­торый включает форму, цвет (окраску), состояние поверх­ности, целостность и определяется визуально. С помощью зрения человек получает наибольшую информацию (70-80%).

При оценке цвета необходимо учитывать индивидуаль­ные особенности дегустаторов, их ассоциативные связи вос­приятия окраски с продуктом. Следует помнить, что сущест­вуют нарушения зрения, которые заключаются в частичной или полной неспособности различать цвета.

Не менее важны такие индивидуальные особенности оценщиков, как острота зрения, зрительная память и опыт, наблюдательность. Последняя особенность позволяет уловить малозаметные, но важные для оценки качества оттенки цвета, его насыщенность, различия в цвете, без чего невозможно сопоставление цвета продукта с эталонами.

Условия проведения зрительных оценок существенно влияют на получаемые результаты.

При оценке цвета важное значение имеет умеренная освещенность исследуемого продукта (150-200 люкс). Черес­чур яркий свет вызывает повышенную утомляемость глаз. При недостаточном освещении, в сумерках наблюдаются изменения чувствительности глаза к лучам разной длины. В сумерках наиболее ярким кажется зеленый цвет, зелено-голубые тона светлеют, а темно-фиолетовые - темнеют.

Утомляемость глаз зависит и от расстояния между ними и товаром. Оптимальным является расстояние 25-30 см.

При определении цвета часто сопоставляют фактиче­ский показатель с базисным, которым могут служить этало­ны, имеющие цвет, свойственный данному продукту или определенному его сорту. Например, такое сравнение про­водится при определении сорта муки по цвету, цветности сахара, пива, бумаги и др., при установлении степени зрелости по йодной пробе.

Органолептическую оценку цвета возможно заменить более точными и объективными методами: фотоэлектроколориметрическим и спектрофотометрическим.

Осязательный метод - метод, основанный на восприятии консистенции или состоянии поверхности с помощью тактиль­ных ощущений.

Консистенция определяется с помощью осязательных или тактильных ощущений. Воспринимающей частью осяза­тельного аппарата являются свободные чувствительные окон­чания осязательных нервов или окончания нервов, заключен­ные в особые клеточные капсулы.

Рецепторы осязания разнообразны по форме, структуре и воспринимают различные ощущения: прикосновения, глубо­кого осязания мышц и суставов (при сильном нажатии на продукт), давления, движения, боли, вибрации, тепла или хо­лода.

Осязательные анализаторы у человека размещены не­равномерно. Особо чувствительные анализаторы расположе­ны на подушечках пальцев и в полости рта: на языке, деснах и нёбе.

Консистенция продуктов определяется прикосновением, легким надавливанием пальцами (например, хлеб, мясо, ры­ба и т.п.), а пищевых продуктов - еще разжевыванием (квашеные овощи, свежие плоды и овощи, мармелад, пасти­ла, конфеты, карамель, сухари, баранки).

Консистенция - это комплекс физических свойств про­дукции, которые воспринимаются через осязательные и слухо­вые ощущения.

Для характеристики консистенции применяют такие по­нятия, как нежность, сочность, жесткость (для мяса и рыбы), разжевываемость, волокнистость, деревянистость, песчанистость (для плодов и овощей) и др.

В зависимости от структуры продуктов различают кон­систенцию жидкую, твердую, кристаллическую, аморфную, желеобразную, пенообразную, пористую, волокнистую.

Продукты жидкой консистенции имеют определенный объем, но не имеют упругой формы. Продукты твердой консистенции отличаются постоянством формы и объема. Такие раз­личия между телами жидкой и твердой консистенций можно определить визуальным методом.

Твердые кристаллические вещества (соль, сахар, цемент, мел) состоят из отдельных кристаллов, имеющих упорядочен-но расположенные относительно друг друга грани, сходящиеся на ребрах и вершинах.

Аморфные тела не имеют кристаллического строения, а при определенных внешних условиях приобретают стеклооб­разную консистенцию. При этом они занимают промежуточ­ное положение между жидким и твердым состоянием. При повышении температуры происходит размягчение стекловид­ного тела и переход из твердого состояния в жидкое. Примером может служить карамель, консистенция которой при повыше­нии температуры изменяется - из твердой переходит в жид­кую. Во рту происходит также растворение веществ в слюне, что ускоряет размягчение.

Твердым товарам может быть свойственна желеобразная, пенообразная, пористая и волокнистая консистенция, опреде­ляемая химическим и тканевым составом, а также свойствами входящих в них веществ.

Некоторые товары (кремы, гели, мармелад, джем) имеют желеобразную консистенцию, если они состоят из гидрати-рованных полимерных углеводов (крахмал, пектин, агар) или белков. Желеобразная консистенция обусловлена свойства­ми гелей, составляющих их структуру, и зависит от моле­кулярной массы и разветвленной формы молекул, а также спо­собности к высокой степени гидратации.

Пенообразная консистенция продуктов характерна для косметических пен, пастилы, зефира, сбивных конфет и кремов, а также для пива, игристых вин, у которых при роз­ливе образуется пена. Особенностью продуктов с пенообраз­ной консистенцией является наличие двухфазной системы, со­стоящей из непрерывной фазы твердого материала и прерыв­ной воздушной фазы в виде пузырьков, занимающей значительную часть объема.

Пористая консистенция свойственна хлебобулочным, мучным кондитерским, сухарным и бараночным изделиям, сы­рам. Так же, как и пенообразную, пористую консистенцию создают непрерывная твердая и прерывная воздушная фазы, которые образуются в результате аэрации путем взбивания или выделения газов, а затем затвердевания непрерывной фа­зы (при охлаждении, выпечке и т.п.). В отличие от пенообраз­ной пористая консистенция характеризуется упругостью или эластичностью стенок, поэтому при разжевывании могут ощущаться рассыпчатость, мягкость, крошливость, а при на­давливании пальцем форма продукта либо не изменяется в месте нажима, либо быстро восстанавливается при снятии дав­ления.

Волокнистая структура некоторых пищевых продук­тов (мяса, рыбы, плодов и овощей) обусловлена животными или растительными волокнами, в состав которых входят трудноусвояемые белки (коллаген, эластин) или углеводы (протопектин, клетчатка, геммицеллюлозы), а также лигнин.

Волокнистость тесно связана с тканевым составом. По­вышенное содержание соединительных тканей в мясе, рыбе придает им жесткую волокнистую консистенцию, понижен­ное - нежную. Для потребителя нежная консистенция мяса и рыбы - один из наиболее значимых показателей качества мяс­ных и рыбных товаров.

Волокнистость продуктов растительного происхожде­ния, особенно свежих плодов и овощей, обусловлена содер­жанием механических и проводящих тканей, богатых лигни­ном и клетчаткой.

Оценку консистенции проводят органолептическими и физическими методами. В последнем случае применяют раз­личные приборы - пенетрометры, вискозиметры и т.п.

Обонятельный метод - метод, основанный на вос­приятии запаха с помощью рецепторов обоняния. Применя­ется при оценке запаха или аромата большинства продоволь­ственных товаров и ряда непродовольственных (парфюмерно-косметических изделий, моющих средств, других товаров бы­товой химии и т.п.).

Запах - впечатление, возникающее при возбуждении ре­цепторов обоняния, находящихся в полости носа. Наряду с запахом для пищевых продуктов применяют термины «аромат» и «букет».

Аромат - это естественный, характерный запах продукта (аромат свежих фруктов, пряностей), а букет - это запах, воз­никающий во время созревания, брожения и ферментации (сыра, вина, чая).

Ароматические вещества попадают через ноздри в по­лость носа вместе с вдыхаемым воздухом, а также при раз­жевывании продукта, проходя через перешеек горла в носо­вую полость.

Восприятие запаха человеком субъективно при оценке приятного и неприятного, установлении сходства между за­пахами. Чувствительность обоняния зависит от многих фак­торов: психологического и физиологического состояния, концентрации пахучего вещества, длительности его воздей­ствия, внешних условий и т.п. Чувствительность обоняния бы­стро притупляется, если какое-то вещество длительно воз­действует на рецепторные клетки, но это утомление специ­фично только для данного вещества. К другим веществам они могут быть очень чувствительны. Некоторые люди либо со­вершенно лишены обоняния, либо способны ощущать запах одних веществ, но не чувствовать запаха других.

Комплекс пахучих веществ запаха пищевых продуктов состоит из большого числа компонентов, принадлежащих раз­личным классам веществ. К ним относятся эфирные масла, в состав которых входят сесквитерпеновые и монотерпеновые углеводороды, циклотерпены, их кислотопроизводные, а также летучие кислоты, альдегиды, спирты, сложные эфиры; фено­лы и серосодержащие эфирные масла; продукты распада бел­ков, жиров; меланоидины. Всего в пищевых продуктах идентифицировано свыше 2000 компонентов.

Учитывая сложность комплекса ароматобразующих ве­ществ и зачастую невозможность дать определенную характе­ристику запаха пищевых продуктов, при органолептической оценке прибегают к примерному определению - «запах, соот­ветствующий продукту».

Вкусовой метод - метод, основанный на восприятии вкуса с помощью вкусовых рецепторов.

Вкус - чувство, возникающее при возбуждении вкусо­вых рецепторов и определяемое как качественно, так и количе­ственно.

Качественное определение вкуса вызвано воздействием веществ на вкусовые луковицы, которые находятся преимуще­ственно в сосочках на языке. Кроме того, они найдены на сли­зистой поверхности ротовой полости, стенок глотки, минда­лин, гортани. Общее количество вкусовых луковиц в полости рта человека достигает 9 тыс. Кроме того, определение вкуса связано с осязанием пищи в ротовой полости.

Вкусовой аппарат рта человека является химическим анализатором, причем более чувствительным, чем современ­ные приборы. Все богатство разнообразных оттенков, сочета­ний вкусовых ощущений возникает в результате раздражения особых органов чувств - вкусовых луковиц (почек), каждая из которых состоит из нескольких чувствительных хеморе-цепторных клеток, соединенных с сенсорными нейронами и окруженных поддерживающими клетками. Хеморецепторные клетки реагируют на определенные химические вещества.

Вкусовые почки дифференцированы к восприятию ос­новных видов вкуса: сладкого, соленого, кислого и горького. Вкусовые почки, находящиеся на кончике языка, наиболее чувствительны к сладкому вкусу, у краев передней части языка - к соленому, у краев задней части языка - к кислому, у основания - к горькому.

Все вещества, обусловливающие вкус пищевых продук­тов, растворимы в воде, только в растворенном виде они мо­гут воздействовать на химические анализаторы весового аппарата.

Узнавание сигнала рецептором является основным свойством такой регулируемой и регулирующей системы, как человеческий мозг. Он осуществляет классификацию объек­тов, информация о которых передается рецептором. Моле­кулы белков и липидов рецепторных мембран «узнают» мо­лекулы или атомы группы вещества, на которые они диф­ференцированы. Кроме того, вкус определяется воздействием на специфические центры рецепторных мембран. При этом возникает нервный импульс, передаваемый в центральную нервную систему, где он трансформируется в определенный «вкусовой образ». По-видимому, в этих же участках коры головного мозга запасается и хранится информация о раз­ных видах вкуса. Это имеет важное значение при органолеп-тической оценке вкуса - дегустации.

Порог ощущения зависит и от температуры раствора, что, вероятно, объясняется изменением состояния молекулы белков вкусовых почек. Наилучшее восприятие вкусовых ве­ществ происходит при температуре растворов, близкой к тем­пературе тела человека (36,5оС). Горячие растворы тех же ве­ществ в указанных концентрациях кажутся бесвкусными, т. е. не вызывают никаких ощущений. При охлаждении до тем­пературы 30оС сладкий вкус проявляется скорее, чем соле­ный или горький.

При оценке вкуса имеет значение и быстрота вкусо­вого ощущения: быстрее всех воспринимается наиболее мед­ленно.

Вкусовые вещества пищевых продуктов можно разде­лить на следующие группы:

1. Глюкофорные (сладкие) вещества - моно- и дисахара, сахарин, глицерин, глицин.

2. Кислые вещества - минеральные и органические кислоты, кислые соли обусловливают кислый вкус благодаря наличию свободных ионов водорода.

3. Соленые вещества - соли хлора с низким молекулярным весом. Соленый вкус определяется наличием свободных ионов хлора.

4. Горькие вещества пищевых продуктов - вышеуказанные соли; глюкозиды; эфирные масла, например, луковых овощей, цитрусовых плодов (нарингин, геспиридин); алколоиды (теобромин, кофеин). Таким образом, горький вкус так же, как и сладкий, возникает при воздействии на рецепторы веществ разнообразного строения.

Вкус многих продуктов определяется и обонятель­ными ощущениями. При разжевывании пищи летучие веще­ства проходят из полости рта в носовую полость и раздражают органы обоняния. При насморке пища кажется относительно безвкусной, так как обоняние частично или полностью утраче­но.

Для характеристики комплекса впечатлений вкуса, запаха и осязания при распределении продукта в полости рта, опреде­ляемых количественно и качественно, применяется определение «вкусность пищевых продуктов».

При оценке вкуса необходимо учитывать такие явления, обусловленные физиологическими особенностями органов чувств, как адаптация и усталость.

Адаптация - это снижение впечатлительности органа вкуса, вызванное продолжительным воздействием вкусового импульса одинакового качества и неизменной интенсивно­сти. При опробовании большого количества проб с одина­ковым вкусом, одной интенсивности адаптация является при­чиной возникновения искаженных результатов. Органам вкуса в противоположность зрению и аналогично обонянию присуща быстрая адаптация.

Усталость снижает восприятие вкуса вследствие утом­ляемости вкусовых рецепторов под влиянием повторяющегося импульса. Она наступает по истечении различного времени в зависимости от свойства продукта, физиологе- психологиче­ского состояния дегустаторов, натренированности, условий труда.

Аудиометод - метод, основанный на восприятии звуков органом слуха. Применяется для оценки качества музыкаль­ных товаров, аудио- и видеотехники, для которых он имеет большое значение. С помощью аудиометода проверяется це­лостность стеклянной, фарфоровой, фаянсовой и керамиче­ской посуды, качество работы двигателей автомототранспорт-ных средств, а также холодильников, стиральных машин и дру­гой бытовой техники, при эксплуатации которой ценится бес­шумность или небольшое шумовое загрязнение.

Для пищевых продуктов аудиометод имеет второсте­пенное значение и небольшую сферу применения, так как ре­зультаты оценки лишь косвенно и не всегда достоверно сви­детельствуют о их качестве. Они в ряде случаев лишь до­полняют ощущения. Так, у соленых огурцов, квашенной ка­пусты, моченых и свежих яблок ценится упругая, хрустящая консистенция; хруст возникающий при их пережевывании, воспринимается органами слуха и подчеркивает упругость и твердость консистенции этих продуктов.

Экспертам, которые специализируются в области экс­пертной оценки качества товаров с помощью аудиометода, не­обходимо тренировать слух, чтобы слышать определенные ос­новные тоны, несмотря на обертоны или шумы.

При определении сенсорной чувствительности проводят проверку:

- на вкусовой дальтонизм (определение способности рас­познавать основные виды вкуса – сладкий, соленый, кислый и горький);

- порога вкусовой чувствительности;

- порога разницы интенсивности вкуса;

- способности распознавать характерные запахи;

- порога разницы интенсивности запаха (определение спо­собности различать разницу в интенсивности запаха);

- на цветовой дальтонизм (определение способности различать разницу в цвете).

Лабораторная работа № 1. Определение различий в интенсивности цвета и идентифика­ция пахучих веществ (4 часа)

 

Цель: проверить сенсорную чувствительность оценщиков по цвету и запаху.

Зрительные ощущения являются основными при оценке окружающего мира. При выборе пищевых продуктов и блюд потре­битель руководствуется в основном зрительной оценкой. В памяти его устанавливается постоянная связь между внеш­ним видом и цветом продукта, с одной стороны, и всеми дру­гими показателями его качества (вкус, запах и т.д.), с другой стороны. Внешний вид и цвет продукта оказывают опреде­ленное воздействие и на дегустатора. Оценщику требуется хорошая зрительная память и наблюдательность.

Материальное обеспечение: весы аналитические, весы технические.

Реактивы: растворы пахучих веществ: этанола 96%-го, гидроокиси аммония 25%-й, бензальдегида, масляной кислоты, диацетила, уксусной кислоты 9%-й, амилового эфира уксусной кислоты, фенола, ванилина; дис­тиллированная вода, нейтральная по вкусу и запаху (для этого к 1 л дистиллированной воды добавляют около 0,1 г ак­тивированного угля, перемешивают в течение 20 мин и от­фильтровывают); растворы для определения интенсивности цвета: 2%-й раствор яркого зеленого, 2%-й раствор азорубина, 2%-й раствор хризоина-3.

Химическая посуда: мерные колбы на 100 мл, 1000 мл; градуированные пипетки вместимостью 1, 5, 10, 15, 20 мл; мерные цилиндры на 50 и 100 мл; коричне­вые бутылочки или стеклянные бюксы с притертой пробкой для контрольных образцов; вата. Посуда и вата должны быть предварительно дезодорированы прогреванием в сушильном шкафу в течение 30 мин при температуре 100°С. Штативы и пробирки для определения интенсивности цвета.

Задание 1. Определение различий в интенсивности цвета (проверка на дальтонизм)

 

Для проверки дегустаторов на способность различать интенсивность цветов готовят основные растворы красящих веществ, путем дальнейшего разбавления которых готовят пробы с низкой концентрацией для определения способности испытуемых определять цвета.

Пример приготовления основных растворов:

зеленого цвета – 2%-й раствор яркого зеленого: отвесить на технических весах 2 г яркого зеленого, перенести в мерную колбу на 100 мл, полностью растворить навеску и довести до метки дистиллированной водой;

красного цвета – 2%-й раствор азорубина: отвесить на технических весах 2 г азорубина, перенести в мерную колбу на 100 мл, полностью растворить навеску и довести до метки дистиллированной водой.

Возможно использовать иные пищевые красители согласно рекомендациям по их дозировке.

Из основных растворов готовят рабочие растворы для проведения пробы по определению интенсивности цвета. Эталоны веществ хранятся не более трех дней в закрытых стеклянных сосудах при температуре около 20°С. Рабочие растворы для каждого цвета готовят десяти концентраций (табл. 1).

В каждом штативе пробирки устанавливаются в два ряда – по 10 пробирок в каждом ряду. Каждый штатив и каждая пробирка имеют свой порядковый номер (пробирки от 1 до 10). Пробирки нужно поставить в свой ряд беспоря­дочно, не глядя на номера, после чего записать в лаборатор­ном журнале номера штативов и номера пробирок в той пос­ледовательности, как они были беспорядочно поставлены слева направо (например, 3, 6, 2, 1, 4 и т.д.). Это и будет шифр, о котором проверяемые оценщики не должны знать. Затем в пробирки слева направо наливают по 10 мл кон­трольных красок одного цвета, но различной возрастающей интенсивности цвета. И только после этого пробирки в каж­дом ряду каждого штатива расставляют в порядке их номе­ров, нарушая тем самым последовательность нарастания ок­раски в пробирках.

Перед оценщиками ставится задача – расставить про­бирки в порядке возрастания интенсивности окраски.

Распределив пробирки по интенсивности цвета, оценщик заполняет дегустационную карту, затем делает то же самое по второму цветовому ряду (табл. 2).

Таблица 1 – Концентрация красящих веществ для проверки на дальтонизм (пример)

 

Номер образца Количество основного раствора, требуемое для приготовления 1000 мл рабочего раствора, мл Концентрация растворов красителей, используемых при проверке на дальтонизм, %
  2,2 0,0044
  2,6 0,0052
  3,3 0,0066
  4,0 0,0080
  5,5 0,0110
  7,0 0,0140
  8,8 0,0176
  11,6 0,0232
  13,6 0,0272
  17,0 0,0340

 

 

Таблица 2 – Дегустационная карта по определению интенсивности цвета

 

Фамилия оценщика ____________

Дата дегустации _____________

 

Номера пробирок в порядке возрастания интенсивности окраски Красный Желтый Зеленый
1-й ряд 2-й ряд 1-й ряд 2-й ряд 1-й ряд 2-й ряд
             
             
             
Заключение            

 

Положительным считается результат, если из десяти рас­творов каждого цвета правильно расположено не менее восьми.

 

Задание 2. Идентифика­ция пахучих веществ

 

Большое значение в органолептике имеют тренировка и способность запоминать различные запахи, присущие добро­качественным и недоброкачественным продуктам.

Дегустатор должен четко различать характерные для раз­личных продуктов пахучие вещества, а также запахи, свой­ственные недоброкачественным продуктам.

Запах продукта образуется в результате сложного сочета­ния разнообразных химических соединений (ароматических углеводородов сложных эфиров, альдегидов, кетонов, кис­лот и др.).

При проверке способности определения запахов (чувстви­тельности обоняния) применяют направленный выбор запа­хов веществ, соответствующих тому виду продуктов, кото­рый будет подвергаться анализу (коллекция запахов).

Основными запахами являются:

- запах аммиака – признак порчи многих натуральных продуктов, хранившихся при повышенной температуре или слишком длительное время;

- запах бензальдегида присущ марципанам и некоторым другим продуктам.

- запах масляной кислоты встречается в «заболевших» ви­нах и других продуктах, в которых начался процесс масляно-кислого брожения;

- запах диацетила характерен для масла;

- запах этанола – этилового спирта – присутствует в ал­когольных напитках, некоторых молочнокислых продуктах;

- запах уксусной кислоты присущ маринадам, «заболев­шим» натуральным винам и др.;

- запах амилового эфира уксусной кислоты есть у некото­рых видов драже, бананов и др.;

- запах фенола характерен для дезинфицирующих ве­ществ;

- запах ванилина и различных пряностей присутствует в ванильной сахарной пудре, некоторых ликерах, пирожных, тортах.

Таблица 3 – Приготовление растворов пахучих веществ

 

Пахучее вещество Количество   Растворитель по объему, %
вода дистиллированная спирт этанол
Этанол 96%-й 100 мл  
Гидроокись аммония 25%-ная 4 мл    
Бензальдегид 1 г    
Масляная кислота 10 мл  
Диацетил (на мерную колбу 1000 мл) 0,1 мл  
Уксусная кислота 9% 60 мл  
Амиловый эфир уксусной кислоты 10 мл    
Фенол 10 г  
Ванилин 10 г  

 

Чтобы оценщик мог предварительно ознакомиться с пе­речисленными запахами, ему предлагают понюхать образ­цы – носители этих запахов: марципан, «заболевшее» нату­ральное вино, хорошее сливочное масло, уксус столовый, драже, ванильную сахарную пудру. Кроме того, оценщики должны ознакомиться с растворами пахучих веществ (таблица 3).

Каждый дегустатор должен многократно и самостоятель­но опробовать все образцы и убедиться в том, что он безоши­бочно определяет запах, только после этого он может рассчи­тывать на успешное выполнение следующего задания.

В данном задании студенту необходимо заполнить таблицу 4 и пользуясь данными методическими указаниями и личными наблюдениями дать характеристику предложенных образцов.

 

Таблица 4 – Предварительное знакомство с запахами предложенных образцов



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 580; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.171 (0.066 с.)