Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Школа, педагогика и дошкольное воспитание в период развитого социализмаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
РАЗВИТИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ На проходившем в 1958 г. внеочередном XXI съезде КПСС были предусмотрены важные мероприятия в области народного образования, подготовки кадров высшей квалификации для всех отраслей народного хозяйства, расширение сети культурных учреждений и создание больших возможностей удовлетворения материальных и культурных запросов советских людей.
В соответствии с решениями съезда Верховный Совет СССР принял 24 декабря 1958 г. закон “Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР”. Одним из его важнейших положений было введение в нашей стране всеобщего обязательного восьмилетнего образования. Большая работа, которую провели органы народного образования по реорганизации школьной сети и расстановке педагогических кадров, позволила уже к 1962/63 учебному году все семилетние школы реорганизовать в восьмилетние. Значительно усилилось политехническое направление полной средней школы (IX—XI классы); были предусмотрены меры по развитию школ для работающей молодежи. Особое внимание уделялось работе городских и сельских профессионально-технических училищ.
Принятая в 1961 г. на XXII съезде партии Программа КПСС поставила задачу перехода к всеобщему среднему образованию, что позволило бы значительно поднять общий культурный уровень всего советского народа. В Программе подчеркивалось, что “особое значение партия придает воспитанию подрастающего поколения.
В целях совершенствования школы в условиях развитого социализма ЦК КПСС и Совет Министров СССР издали 10 ноября 1966 г. постановление “О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы”, В этом документе предусматривались мероприятия по укреплению материально-технической базы школ, по рационализации школьной сети, определялась роль различных типов учебных заведений в осуществлении всеобщего среднего образования. Постановление наметило конкретные меры по улучшению работы школы, было решено: 1) перейти к систематическому изучению предметов с четвертого года обучения, ограничив тем самым курс начальной школы тремя классами; 2) “для углубления знаний по физико-математическим, естественным и гуманитарным наукам, а также развития разносторонних интересов и способностей учащихся проводить в школах, начиная с VII класса, факультативные занятия по выбору учащихся”; 3) на основе имеющегося опыта организовать школы и классы с углубленным теоретическим и практическим изучением в старших классах отдельных дисциплин.
В том же 1966 г. Академия педагогических наук РСФСР была преобразована в общесоюзный научный центр — Академию педагогических наук СССР. Этим мероприятием подчеркивалась, большая роль педагогической науки в развитии советского общества, в решении важнейшей задачи, стоящей перед всеми педагогами страны,— воспитании строителей коммунизма, повышении культурного и образовательного уровня советских людей. Состоявшийся в 1971 г. XXIV съезд КПСС наметил переход к новому этапу осуществления всеобщего обучения в стране.
В Директивах по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971—1975 годы было записано: “... последовательно повышать уровень образования и квалификации трудящихся, завершить переход ко всеобщему среднему образованию молодежи...”. Это было продиктовано потребностями экономического и научно-технического прогресса социализма.
ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление “О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы”. Этим постановлением завершалась целая система мероприятии Коммунистической партии и Советского правительства по реализации ленинского плана введения всеобщего обязательного среднего образования в СССР. Вот основные этапы осуществления этого плана: 1930 г.— введение всеобщего обязательного начального обучения; 1949 г.— введение всеобщего обязательного 7-летнего образования; 1958 г.— введение всеобщего обязательного 8-летнего образования; 1972 г.— введение всеобщего среднего обязательного образования.
Основные принципы организации и деятельности учреждений системы народного образования СССР "были закреплены в утвержденных в 1973 г. и введенных в действие с 1 января 1974 г. “Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании”.
Согласно этому документу в систему народного образования СССР включены: дошкольное, воспитание, общее среднее образование, внешкольное воспитание, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование.
Основными принципами народного образования СССР являются: 1) равенство всех народов СССР в получении образования независимо от расовой и национальной принадлежности, пола, отношения к религии, имущественного и социального положения; 2) обязательность образования для всех детей и подростков 3) государственный и общественный характер всех учебно-воспитательных учреждений; 4) свобода выбора языка обучения; обучение на родном языке или на языке другого народа СССР; 5) бесплатность всех видов образования, содержание части учащихся на полном государственном обеспечении, стипендиальное обеспечение учащихся и студентов и оказание им другой материальной помощи; 6) единство системы народного образования и преемственность всех типов учебных заведений, обеспечивающие возможность перехода от низших ступеней обучения к высшим; 7) единство обучения и коммунистического воспитания; 8) сотрудничество школы, семьи и общественности в воспитании детей и молодежи; связь обучения и воспитания подрастающего поколения с жизнью, с практикой коммунистического строительства; 9) научный характер образования, постоянное совершенствование его содержания на основе новейших достижений науки, техники, культуры; обеспечение гуманистического и нравственного характера образования и воспитания; светский характер образования, исключающий влияние религии.
После 1958 г. значительно возросло число групп и школ продленного дня. Этому способствовало также специальное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 15 февраля 1960 г. о необходимости оказания большей помощи семье в воспитании детей. Рост числа групп и школ продленного дня хорошо виден из следующей таблицы:
Большое внимание партия и правительство уделяли обучению работающей молодежи. 5 ноября 1959 г. Совет Министров СССР принял постановление “Об установлении сокращенного рабочего дня или сокращенной рабочей, недели для лиц, успешно обучающихся без отрыва от производства в школах рабочей и сельской молодежи—вечерних (сменных, сезонных) и заочных средних общеобразовательных школах”. Целенаправленная деятельность государства по предоставлению трудящимся широкой возможности получения среднего образования способствовала значительному росту количества учащихся в школах для работающей молодежи. Например, в 1958/59 учебном году в школах работающей молодежи было 1, 9 млн. учащихся, а в 1975/76 учебном году — уже 5, 0 млн. учащихся.
Коммунистическая партия и Советское правительство проявляли заботу об успешном и планомерном развитии высшей школы СССР. Предприятиям и учреждениям было дано право направлять передовиков производства в вузы с предоставлением им определенных льгот при поступлении и повышенной стипендии. В целях более широкого привлечения в вузы рабочей и сельской молодежи, для более гармоничного развития социальной структуры советского общества в 1969 г. было принято постановление о создании подготовительных отделений при высших учебных заведениях, ведущих обучение по дневной, вечерней и заочной форме обучения. На подготовительные отделения принимаются лица с законченным средним образованием из числа передовых рабочих, колхозников и демобилизованных из рядов Советской Армии. Лица, окончившие подготовительные отделения и успешно выдержавшие выпускные экзамены, зачисляются на первый курс высших учебных заведений без сдачи вступительных экзаменов. ЦК КПСС и Совет Министров СССР обратили внимание партийных и советских органов на особую важность работы по дальнейшему повышению уровня общеобразовательной подготовки рабочей и сельской молодежи, более широкому привлечению ее в высшие учебные заведения.
Начиная с 1958 г. ускоренно развивается система профессионально-технического обучения молодежи, подготовки. высококвалифицированных рабочих для всех отраслей народного хозяйства. Очень перспективным оказалось создание средних профессионально-технических училищ, в которых молодежь получает одновременно основательную профессиональную подготовку и полное общее среднее образование.
За годы Советской власти наш народ достиг грандиозных успехов в развитии культуры, науки и народного образования. Право каждого советского человека на образование закреплено в новой Конституции (Основном Законе) СССР, принятой в 1977 г. Ст. 45 Конституции СССР гласит: “Граждане СССР имеют право на образование.
Это право обеспечивается бесплатностью всех видов образования, осуществлением всеобщего обязательного среднего образования молодежи, широким развитием профессионально-технического, среднего специального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, с производством; развитием заочного и вечернего образования; предоставлением государственных стипендий и льгот учащимся и студентам; бесплатной выдачей школьных учебников; возможностью обучения в школе на родном языке; созданием условий для самообразования”.
Коммунистическая партия Советского Союза и Советское правительство последовательно проводили меры по реализации положений XXV съезда КПСС и Конституции СССР, направленных на совершенствование обучения и воспитания Подрастающих поколений. Важнейшее значение для всех учебно-воспитательных заведений страны имеет принятое в декабре 1977 г. постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР “О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду”. В постановлении были высоко оценены успехи советской школы, но вместе с тем отмечалось, что в ряде случаев школьные программы и учебники перегружены излишней информацией и второстепенными материалами, сковывающими развитие у учащихся навыков самостоятельной творческой работы. Указывалось, что недостаточно используются возможности урока и недостаточно последовательно осуществляется принцип органического единства обучения и воспитания. В постановлении были сформулированы задачи совершенствования всех сторон учебно-воспитательного процесса. Особое внимание было обращено на улучшение воспитательной работы, и в первую очередь на подготовку молодежи к труду.
в сфере материального производства. Это требует серьезной работы по профессиональной ориентации, что должно быть обеспечено целым комплексом специальных мер: установлением постоянной связи школ с близлежащими предприятиями для участия школьников в общественно полезном труде; увеличением числа часов на трудовое обучение в старших классах; улучшением системы комплектования девятых классов средних школ и ПТУ на базе комплексных планов республик, краев и областей; укреплением школы кадрами учителей трудового обучения. Постановлением предусмотрено введение в штаты районных (городских) отделов народного образования дополнительной должности инспектора по трудовому обучению, воспитанию и профессиональной ориентации учащихся.
Для организации работы по профессиональной ориентации при средних школах были созданы специальные учебно-методические кабинеты. Соответствующие комиссии, имеющие целью содействовать трудовому устройству и профессиональной ориентации выпускников, создаются при исполкомах Советов народных депутатов. Предусмотрен ряд мер по улучшению подготовки учителей и воспитателей. Для поощрения лучших учителей устанавливается высокое почетное звание “Народный учитель СССР”.
Особо отмечена необходимость повсеместной организации педагогического просвещения родителей, укрепления связи между школой, семьей и общественностью.
Для реализации намеченной XXV съездом КПСС и Конституцией СССР программы развития социалистической школы в январе 1978 г. было принято постановление о бесплатном снабжении учащихся учебниками, что имеет важное социальное и воспитательное значение.
XXVI съезд КПСС, состоявшийся в феврале — марте 1981 г., поставил перед советским народом задачу “обеспечить дальнейшее развитие системы народного образования, более полное удовлетворение потребностей страны в специалистах и квалифицированных рабочих”. Особое внимание съезд уделил совершенствованию форм и методов трудового, нравственного и эстетического воспитания учащихся. Перед органами народного образования поставлена задача создать предпосылки для постепенного перехода на обучение детей с 6-летнего возраста в подготовительных классах общеобразовательных школ. Предусмотрено к 1986 г. довести число учащихся в школах (группах) с продленным днем до 13, 5—14 млн. Завершится обеспечение бесплатными учебниками учащихся общеобразовательных школ.
В одиннадцатой пятилетке предусматривается дальнейший рост системы профессионально-технического обучения: за 1981— 1985 гг. в этих учебных заведениях планируется подготовить 13 млн. квалифицированных рабочих. Число учащихся в ПТУ, дающих наряду с профессиональным и среднее образование, увеличится на 1, 6 раза. Запланировано подготовить примерно 10 млн. специалистов со средним специальным и высшим образованием.
|
||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 369; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.165.68 (0.012 с.) |