Школа и дошкольное воспитание после великой октябрьской социалистической революции (1917-1920 гг. ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Школа и дошкольное воспитание после великой октябрьской социалистической революции (1917-1920 гг. )



С первых-дней установления Советской власти в стране началась работа по созданию новой системы народного образования.

9 ноября 1917 г. была создана Государственная комиссия по просвещению во главе с А. В. Луначарским, которая должна была подготовить в кратчайший срок проекты новых законов по организации народного образования.

Специальным постановлением от 11 декабря 1917 г. все учебные заведения, находившиеся в ведении православной церкви, преобразовывались в светские и передавались Наркомпросу.

20 января 1918 г. был принят подписанный В. И. Лениным декрет “О свободе совести, церковных и религиозных обществах”, провозгласивший отделение церкви от государства и школы от церкви. Декрет объявил свободу совести и вероисповедания, запретил преподавание в школах религии и выполнение религиозных обрядов, устранял влияние церкви на учебный процесс.

Были изданы также декреты, ликвидировавшие сословные и национальные ограничения, уничтожена прежняя неравноправность женщин в области народного образования (как и других областях общественной жизни). В мае 1918 г. постановлением Наркомпроса было введено совместное обучение мальчиков и девочек в школах.

Большая часть учителей радостно встретили Октябрьскую революцию. Настроение их хорошо выразил в тот период А. С. Макаренко, бывший в 1917 г. учителем высшего начального училища. “После Октября передо мной открылись большие перспективы,— писал он.— Мы, педагоги, тогда так опьянели от этих перспектив, что и себя не помнили”.

В 1918 г. было проведено в центре и на местах 164 учительских съезда и 81 съезд работников отделов народного образования. На съездах освещались политические вопросы и велась энергичная пропаганда революционных принципов организации народного образования, гуманистических целей советской школы.

В октябре 1918г. «Положением о единой трудовой школе» и «Декларацией о единой трудовой школе» («Основные принципы единой трудовой школы») вводилась единая система совместного и бесплатного обучения на основе 9-летней общеобразовательной школы с двумя ступенями: первая ступень —5 лет, вторая —4 года. В документах выдвигалась идея политехнической направленности образования и введения ручного (школа I ступени), производительного труда в промышленности и сельском хозяйстве (школа II ступени)..Этим была ликвидирована крайняя разнотипность общеобразовательных школ, имевшая место до Октябрьской революции. Система организации народного образования была дополнена учреждениями дошкольного воспитания и внешкольного образования взрослых. С1919 г. стали функционировать рабфаки, делающие доступным для рабочей молодежи высшее образование.

Выступая на II Всероссийском съезде учителей-интернационалистов, В. И. Ленин призвал их создать “широкий, охватывающий огромные массы учителей, профессиональный союз учителей, союз, который встанет решительно на почву советской платформы и борьбы за социализм...

26 декабря 1919 г. был принят разработанный по инициативе В. И. Ленина и подписанный им декрет “О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР ”, который провозглашал право всех жителей Советской республики на образование на русском или родном языке. По всей стране возникли десятки тысяч пунктов ликвидации неграмотности и школ для малограмотных. Учителя, комсомольцы, люди самых различных профессий с большим подъемом в порядке общественной работы вели обучение в этих школах. Они занимались также с небольшими группами неграмотных (в 3—4 человека) и даже с одиночками. Это был в полном смысле слова всенародный поход против безграмотности, возглавляемый состоявшей в системе Наркомпроса Всероссийской чрезвычайной комиссией по ликвидации безграмотности (ВЧКЛБ). Однако эффективность этой работы существенно снижало отсутствие учительской подготовки у значительной части привлеченных к этой работе кадров.

Перед первой мировой войной 1914—1918 гг. в царской России насчитывалось свыше 2, 5 миллионов беспризорных детей. За время этой войны, за годы интервенции и гражданской войны количество бездомных детей еще увеличилось. Перед Советским правительством остро встала задача борьбы с беспризорностью детей. Надо было спасти сотни тысяч детей от физической гибели и морального разложения. Для этого были созданы детские дома. К началу 1921 г. в республике существовало уже свыше 5 тысяч детских домов, в которых воспитывалось 260 тысяч детей. В следующем году число детских домов достигло 7815 с 415 тысячами воспитанников.

После победы Великой Октябрьской социалистической революции в центре развернулась борьба за Советскую власть на окраинах бывшей Российской империи, населенных нерусскими народами. В Народном комиссариате по делам национальностей была образована сначала культурно-просветительная комиссия, а затем национальные культурно-просветительные отделы (Белорусский, Латышский, Татаро-Башкирский, Украинский, Киргизский и др.). В течение 1919—1920 гг. в Москве и на, местах были созваны съезды по просвещению нерусских национальностей (Всероссийское совещание по просвещению национальностей — Москва, 1919 г.; съезд по просвещению чувашей — Казань, 1919 г.; съезд работников просвещения мари — Казань, 1920. г. и др.).

Соответственно началась усиленная работа по подготовке национальных педагогических кадров, по изданию учебников на национальных языках, а для народов, не имевших письменности,— по созданию алфавитов на языках этих народов.

Несмотря на очень трудные условия (гражданскую войну, продовольственные затруднения, отсутствие национальных кадров учителей и др.), за короткое время 1918—1920 гг. число учащихся в некоторых национальных районах выросло по сравнению с дореволюционным временем в 2—3 раза. Огромным достижением было создание для нерусских народов светских средних общеобразовательных школ.

В 1920 г. Наркомпрос опубликовал учебный план советской школы. В объяснительной записке указывалось, что занятия в первой группе являются продолжением занятий детского сада: по развитию речи, обучению грамоте и счету, ознакомлению с природой, рисованию, пению и др.

В дальнейшем учебные планы советской школы многократно перерабатывались, совершенствовались, однако характерные черты, отличающие от учебных планов дореволюционной России и современных капиталистических стран, учебные планы советской школы выражены в этом первом по времени учебном плане: 1) разносторонний состав учебных предметов, включающий гуманитарные, физико-математические и биологические науки; 2) большое число учебных часов на язык и литературу (38 часов) и на математику (36 часов); 3) на естествознание, физику и химию (в общей сложности 48 часов); 4) значительное число часов на физическое воспитание (16 часов) и на искусство (21 час).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 343; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.27.244 (0.007 с.)