О теории и методике пионерского движения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О теории и методике пионерского движения



 

Н. К. Крупская принимала деятельное участие в создании пионерской организации и с первых дней ее существования оказывала ей большую помощь, заботясь о ее укреплении и дальнейшем развитии. В многочисленных статьях и выступлениях, посвященных детскому коммунистическому движению. Надежда Константиновна раскрыла и теоретически обосновала содержание, методы и организационные формы работы с пионерами.

 

Она подчеркивала, что правильно организованное участие пионеров в разнообразной общественно полезной практической деятельности предполагает развитие их инициативы и самодеятельности,. способствует углублению их знаний, повышению интереса к школьным занятиям, формированию коммунистической нравственности, а также их физическому и эстетическому развитию. Глубоко веря в силы и возможности самих детей. Надежда Константиновна настойчиво рекомендовала взрослым руководить пионерской организацией умно и тактично, не допуская мелочной опеки. Пионерская работа, говорила Крупская, должна быть всегда идейно направленной, разнообразной по содержанию, яркой, красочной, увлекательной по форме. Она призывала бороться со скучными, шаблонными приемами, имеющими порой место в деятельности пионерской организации.

 

Н. К. Крупская учила, как сделать, чтобы пионерские сборы были всегда интересными, отличались друг от друга и привлекали детей. Она предлагала почаще приглашать на них старых большевиков, рабочих, комсомольцев, которые бы могли рассказать пионерам о борьбе за Советскую власть, о гражданской войне, о В. И. Ленине, о строительстве социализма в нашей стране.

 

Решающую роль в обеспечении успешной работы пионерской организации Н. К. Крупская отводила вожатому. Она дала ряд ценных указаний о том, какими качествами он должен обладать, о его подготовке, о необходимости контакта в работе с учителем. Эти указания не утратили своей актуальности и до настоящего времени.

 

Н. К. Крупская о дошкольном воспитании

 

Н. К. Крупская сыграла большую роль в разработке марксистской теории дошкольного воспитания и в организации дошкольного дела в нашей стране. Вопросам дошкольного воспитания она посвятила много статей, была активной участницей всех съездов и совещании но дошкольному воспитанию, принимала самое непосредственное участие в разработке директивных документов: Устава, детского сада, программы детского сада, кого рая по ее инициативе была озаглавлена “Руководство для воспитателя детского сада”.

В дошкольных учреждениях, - которые после Великой Октябрь-скоп революции стали создаваться в нашей стране, Н. К. Крупская видела необходимое начальное звено всей системы коммунистического воспитания подрастающего поколения. Широкое развитие сети дошкольных учреждении она рассматривала как важное политическое дело, так как это даст возможность женщине участвовать в производственной и общественной жизни, а также обеспечивать детям с раннего возраста коммунистическое вое питание. При этом Н. К. Крупская считала необходимым при влечь к организации дошкольных учреждении широкие массы населения. Там, где нет возможности организовать детский сад. она предлагала использовать другие формы работы с детьми: летние оздоровительные площадки, детские комнаты при клубах и домоуправлениях и т. д.

Много внимания уделяла Надежда Константиновна развитию дошкольных учреждении в национальных республиках Она подчеркивала, что здесь детский сад поможет уничтожить остатки национальной вражды, религиозные предрассудки и унаследованные от прошлого обычаи, закрепощавшие женщину.

Пропагандируя в течение всей своей жизни идею общественного дошкольного воспитания, Н. К. Крупская в то же время всегда подчеркивала, что детские сады должны работать в тесном контакте с семьей. Она решительно возражала против выдвину того в 20-е годы проекта организации социалистического города, в котором дети с самого рождения будут изолированы от родителей и помещены в специальные “дома ребенка”. В матери Надежда Константиновна видела “естественную воспитательницу ребенка”, которая оказывает большое влияние на своих детей, в особенности на малышей. Она призывала работников дошкольных учреждений систематически вести среди родителей педагогическую пропаганду, в простой и доходчивой (форме разъяснять им, как следует воспитывать своих детей в коммунистическом духе. “Можно,—писала II. К. Крупская,—воспитать из дочери рабыню, можно воспитать из псе мелкобуржуазную индивидуалистку, не интересующуюся окружающей ее бурно-стремительной жизнью, стоящую в стороне от этой жизни и лишь бесконечно копающуюся в своих переживаниях: можно воспитать из. девчурки коллективистку, активную устроительницу социализма, человека, черпающего радость в дружном труде, в борьбе за великие цели, настоящую коммунистку. Надежда Константиновна считала необходимым создание библиотеки для родителей, чтение для них по радио лекции на педагогические темы.

В статьях и выступлениях Н. К. Крупской по вопросам дошкольного воспитания имеется много ценных указаний о задачах коммунистического воспитания дошкольников, о содержании и методах работы советского детского сада. Еще в период эмиграции Надежда Константиновна изучала труды Фребеля и Монтессори и дала марксистскую критику этих буржуазных систем дошкольного воспитания; она била также противницей теории “свободного воспитания”. В 1913 г. Н. К. Крупская активно выступила против идей Эллен Кей, автора книги “Век ребенка”, где восхвалялось семейное воспитание и порицались детские сады, которые якобы развивают у детей “стадность”, нивелируют их индивидуальность. Доказывая преимущества общественного воспитания перед домашним, Н. К. Крупская в то же время отмечала серьезные недостатки детских садов в капиталистических странах. Вскрывая классовый характер этих дошкольных учреждений. она писала, что в “народных детских садах, предназначенных для детей трудящихся, их воспитывали с раннего детства в. духе послушания, терпения, религиозности, угождения начальству

Надежда Константиновна подчеркивала коренное различие целей, стоящих перед детскими садами у нас и в буржуазных странах та считала, что главная цель советских детских садов, так же как и советской школы,— всестороннее развитие детей. достижения этой цели воспитатели детского сада должны любить свою работу с учетом интересов и возрастных особенно дошкольников. “Дело в том,— писала Н. К. Крупская,— бы хорошо знать ребят,...знать круг их представлений, навыков, надо знать и понимать, ребят”2.

Говоря об особенностях детей дошкольного возраста, Н. К. Крупская отмечала такие присущие им черты, как впечатлителность, эмоциональность, подражательность, интерес к повторению.

В работах Надежды Константиновны раскрыты составные части системы коммунистического воспитания детей дошкольного возраста, которая обеспечивает их всестороннее развитие.

Важную роль Н. К. Крупская отводила физическому воспитанию дошкольников, в котором она видела необходимое условие воспитания здорового поколения. “Первые годы детства,— говорила она,— кладут печать на всю остальную жизнь в смысле здоровья, и поэтому тут чрезвычайно важна борьба за здоровье.... В целях укрепления здоровья детей и обеспечения их нормального физического развития Надежда Константиновна считала необходимым, чтобы в детских садах было организовано правильное питание детей, строго соблюдались правила санитарии и гигиены, научно разработанный режим дня. Большое значение она придавала длительному пребыванию детей на свежем воздухе, подвижным играм и прогулкам, чистой и удобной детской одежде, пригодной для дошкольников мебели, обеспечению в детских садах постоянного врачебного надзора. Она нацеливала воспитателей на то, “чтобы каждый детский сад, каждое дошкольное учреждение превратилось в очаг пропаганды среди родителей основ гигиены и санитарии 2.

Особенно серьезной задачей детского сада Надежда Константиновна считала правильное осуществление в нем нравственного воспитания детей. Надо “уметь воспитывать из них с самых ранних лет общественников, развивать в них чувство товарищества, дружбы, между мальчиками и девочками, дружбу между ребятами разных национальностей, воспитывать у них крепкую волю, интерес к окружающей жизни, к труду и учебе”, говорила она на совещании дошкольных работников в 1938 г.3

Н. К. Крупская усматривала основу нравственного воспитания в развитии у детей духа коллективизма. Она полагала, что коллективные переживания детей, возникающие в процессе их совместной деятельности, оставляют след на всю жизнь. Эти коллективные переживания должны ассоциироваться у детей с рядом радостных эмоций. Поэтому очень важно, чтобы их совместная жизнь в детском саду была как можно полнее, радостнее и ярче. Большую роль в сплочении детского коллектива Н. К. Крупская придавала совместному пению песен, играм, а также коллективному труду ребят.

Она писала о той радости, которую приносят дошкольникам детские праздники, но в то же время предостерегала от опасности превращения жизни детей в непрерывный ряд празднеств, спектаклей, выступлений, что может отрицательно сказаться на их нервной системе. Надежда Константиновна неоднократно подчеркивала, что воспитание в коллективе не приводит к обезличиванию детей; оно, напротив, содействует расцвету личности, так как каждый ребенок, участвуя в общем деле, получает возможность развить присущие ему способности.

Много внимания Н. К. Крупская уделяла правильной постановке интернационального воспитания в детском саду. Она считала необходимым, чтобы дети разных национальностей сплачивались в дружный коллектив; чтобы в доступной им форме их знакомили с жизнью, бытом, культурой народов СССР.

В целях коммунистического воспитания Надежда Константиновна считала необходимым давать детям правильное представление о жизни нашей Родины, о дружбе народов, о В. И. Ленине. При этом она предостерегала от вульгаризации образа Ленина, выступала против того, чтобы в детском саду он изображался как добрый дедушка, благословляющий детей, а в школе как образцовый ученик, который всегда получал хорошие отметки. Н. К. Крупская предлагала, ориентируясь на возраст детей, давать им соответствующее действительности представление о В. И. Ленине как о вожде трудящихся, борце за справедливость, революционере.

Одной из важнейших сторон коммунистического воспитания дошкольников Н. К. Крупская считала их умственное воспитание. Она говорила о необходимости расширять их кругозор в области познания природы и общественной жизни.

Большое место в умственном воспитании дошкольников Н. К. Крупская отводила художественной литературе. Она. полагала, что темы для рассказывания и чтения детям должны быть увязаны с их жизненным опытом и интересами, а само изложение — конкретным и образным.

Важнейшим средством всестороннего развития ребенка Н. К. Крупская считала игру, которую она рассматривала как его насущную потребность. Надежда Константиновна вскрыла социальную сущность игры, показала, что для дошкольника она является способом познания окружающего. Играя, он уточняет свои представления о предметах и явлениях, “изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных. Положительное влияние оказывают игры и на нравственное развитие детей: они способствуют выработке у них чувства коллективизма, организационных навыков, дисциплинированности, самообладания. Важная роль принадлежит игре и в области физического воспитания ребенка,, так как она содействует развитию у него ловкости, меткости глаза, общему укреплению его организма.

Н. К. Крупская считала, что воспитатель должен умело руководить играми детей, не стесняя их инициативу и не навязывая им свои игры. Много внимания она уделяла и детской игрушке. Надежда Константиновна разработала подробные указания о том, какие игрушки следует давать детям младшего и старшего дошкольного возраста, с тем чтобы они соответствовали их интересам и стимулировали их самодеятельность. Придавая большое значение художественному оформлению игрушки, она в то же время подчеркивала, что маленьким детям нужна игрушка массовая, дешевая, общедоступная; они должны играть с нею, не боясь ее сломать. Дорогим игрушкам она предпочитала игрушки самодельные, в которые вложен труд самих детей, их творческий замысел.

Большое педагогическое значение Н. К. Крупская придавала трудовому воспитанию дошкольников. Подчеркивая, что стране социализма барчата не требуются, она предлагала начинять приучать детей к посильному для них труду с ранних лет. При этом она отмечала особенности труда дошкольников, у которых он смыкается с игрой. “Целевые установки,— писала она,— для дошколят не имеют ещё значения: начнет лепить из глины кошку, а вылепит человека.... Надежда Константиновна считала необходимым руководить трудом маленьких детей, развивать у них умение сосредоточиться, доводить начатое дело до конца.

Она определила те трудовые навыки, которыми должны овладеть дети еще в дошкольном возрасте. Это — умение одеваться, умываться, прибирать за собой, владеть карандашом, ножницами, такими простейшими орудиями труда, как лопатка, грабли, молоток. В семье детей следует привлекать к доступным им видам бытового труда.

Н. К. Крупская считала, что развитию необходимых дошкольникам трудовых навыков способствуют игрушки, пособия и наблюдения за трудом взрослых, с которым она предлагала их широко знакомить. В целях коммунистического воспитания, утверждала она, надо дать ребятам, учитывая круг их знаний и представлений, ряд доступных им по форме и содержанию рассказов о жизни пашей Родины, о работе фабрик и заводов,. колхозов.

Н. К. Крупская считала естественным интерес дошкольников к технике, полагала, что детский сад должен будить у них этот интерес, делать его более разнообразным.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 416; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.23.123 (0.015 с.)