Развитие дошкольного воспитания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие дошкольного воспитания



 

Империализм в России, как и в других странах, сопровождался жесточайшей эксплуатацией трудящихся, в том числе и женщин-матерей. В результате множество детей оставались безнадзорными. Тяжелые условия жизни рабочих, теснота жилищ, инфекционные болезни, особенно в летнее время, отсутствие врачебной помощи населению, детских больниц"— все это вызывало высокую смертность детей. По неполным официальным данным, опубликованным в 1896 г., в 50 губерниях Европейской России с общим количеством населения в 94 265 тыс. человек ежегодно умирало до 2100 тыс. детей, из них 1196 детей грудного возраста.

 

Однако правительство, не принимало каких-либо действенных мер к улучшению положения детей трудящихся, ограничиваясь распространением таких реакционных учреждений по призрению детей, как детские приюты. С 1891 г. стали открывать сельскохозяйственные приюты, в которых наряду с религиозным воспитанием приучали детей-сирот к огородничеству, садоводству, пчеловодству и т. д. К 1910 г. насчитывалось 80 таких учреждений.

 

Усилилось вмешательство церкви в дело призрения детей трудящихся. Церковнослужители начали создавать детские приюты в приходах. К концу XIX в. в Москве и Петербурге насчитывалось свыше 50 церковноприходских детских приютов, которые принимали сирот, полусирот и детей беднейшего населения от 3 до 10 лет.

 

Все эти учреждения были махрово-реакционными, их целью было, создав ложное впечатление о том, что правительство и церковь заботятся о народе, обезопасить эксплуататоров от беспокойных”, с их точки зрения, общественных элементов, подготовить помещикам и капиталистам верных, покорны”.. работников.

 

В конце XIX в. в столицах и крупных городах России возникли буржуазно-филантропические общества и союзы, которые ставили своей задачей организацию различных благотворительных учреждений для безнадзорных детей и детей-сирот. Эти общества открывали ясли, ясли-приюты, народные детские сады.

 

Первые ясли для грудных детей были открыты в Петербурге в 1845-г., а фабричные ясли впервые возникли при Раменской текстильной фабрике (Московская губерния) в 1880 г.

 

Московское общество попечения о бедных и больных детях, имевшее районные попечительства, к 1895 г. открыло 12 учреждений, к 1899 г.—86 учреждений, в которых содержались 848 детей — сирот и полусирот от 3 до 10 лет.

 

Петербургское общество попечения о бедных и больных детях (с районными попечительствами) открывало ясли-приюты в местах сосредоточения крупной промышленности. Некоторые ясли-приюты смешанного типа для детей преддошкольного и дошкольного возраста были созданы на средства отдельных фабрикантов и жертвователей.

 

По примеру Москвы и Петербурга ясли-приюты для детей преддошкольного и дошкольного возраста стали открываться на средства частных благотворителей и филантропических обществ в Нижнем Новгороде, Баку и других промышленных городах России.

 

Поскольку ясли предназначались для детей работниц и беднейшего населения, это были учреждения, где дети находились обычно с 6 часов утра до 8—9 часов вечера. Дети получали питание, а иногда, в необходимых случаях, и медицинскую помощь: в некоторых яслях безвозмездно работали врачи, желавшие облегчить тяжелую участь детей народа.

 

Буржуазно-филантропические организации открывали в помощь семейному воспитанию бесплатные народные детские сады.

 

В 1894 г. Петербургским фребелевским обществом содействия первоначальному воспитанию на средства фабрикантов был открыт бесплатный, народный детский сад для детей фабричных рабочих и беднейшего городского населения и летний народный детский сад — детская площадка для детей дошкольного и младшего школьного возраста (с 1895 г. площадка содержалась на средства городской думы). В 1897 г. этим обществом был открыт второй фабричный народный детский сад, который в летнее время превращался в смешанную площадку для игр и занятий детей от 3 до 14 лет. В этом же году в Петербурге открылся народный детский сад Е. П. Калачевой-

 

Бесплатные народные детские сады открывались в конце XIX в. и в других промышленных городах — в Серпухове, Риге и др. В начале XX в. благотворительным Киевским обществом содействия воспитанию и защиты детей (возникло в 1902 г.) был открыт бесплатный народный детский сад с приютом для сирот, полусирот из бедных слоев населения. К 1905 г. в Киеве было открыто пять народных детских садов.

 

В народных детских садах на одну воспитательницу приходилось до 50 детей, причем состав групп был неоднородным, нередко с детьми дошкольного возраста приходили их братья и сестры 7—9-летнего возраста, не учившиеся в школе, обычно дети находились в детском саду 6—8 часов в день.

 

Организация и воспитательная работа в бесплатных народных дошкольных учреждениях осложнялись тем, что не хватало необходимых материальных средств для приобретения хозяйственного и учебного оборудования, не было специальных помещений, подготовленного педагогического персонала. Правительство не оказывало благотворительным обществам достаточной помощи, наоборот, преследовало деятельность тех, кто искренне хотел помочь народу, женщинам-работницам в воспитании детей и в охране здоровья. Однако передовые люди из среды демократической интеллигенции стремились использовать буржуазно-благотворительные общества и преддошкольные учреждения, чтобы установить связь с трудовым народом. Они вели в детских садах разнообразную воспитательную работу, в том числе и с родителями.

 

В практике лучших народных детских садов наблюдались творческие искания в разрешении организационно-педагогических и программно-методических вопросов дошкольного воспитания. Своей работой они вносили известный вклад в развитие дошкольной педагогики. Отдельные воспитатели изучали запас имеющихся у детей представлений и понятий, стремились разработать программу и методику расширения умственного кругозора детей. Видное место в занятиях они отводили изучению природы и окружающей жизни, проводили с детьми предметные беседы, сопровождавшиеся иногда простейшими физическими опытами или трудовыми занятиями. Беседы на разные темы обогащали словарь ребенка, развивали его речь, давали ему элементарные знания признаков и качеств предметов, моральных норм и правил поведения. В подавляющем числе детских учреждений детям внушали с раннего возраста жизненные правила буржуазного общества, заставляли заучивать заповеди, молитвы — ведь религиозное воспитание было основной заботой многих филантропических учреждений.

 

В народных детских садах осуществлялся принцип сезонности при отборе содержания занятий и игр, занятия были построены в определенной системе, допускавшей, однако, те или иные отступления от намеченного расписания; воспитатели использовали в работе народные сказки, песни, игры; руководствовались идеями К. Д. Ушинского.

 

На занятиях по рассказыванию и ручному труду дети воспроизводили явления окружающей жизни, но чаще всего ручной труд в народных детских садах имел практический уклон: дети изготовляли украшения для комнат, для елки, подарки и т. д., конструировали и драматизировали (в построенный домик вселяли кукол, в конюшню—лошадку).

 

В некоторых народных детских садах периодически проводились проверочные беседы, которые имели цель выяснить, как дети усвоили моральные нормы, новые для них понятия и представления. Основой для такой беседы обычно был какой-либо специально подобранный рассказ.

 

Народные детские сады иногда устраивали детские праздники и выставки работ воспитанников. На них приглашались родители, что содействовало сближению детского сада с семьей.

 

Но буржуазные филантропические преддошкольные и дошкольные учреждения охватывали в конце XIX в. лишь очень небольшое количество детей и, конечно же, не могли разрешить проблему общественного воспитания малолетних детей широких масс городского населения, не могли существенно повлиять на уменьшение числа беспризорных и сокращение смертности детей раннего возраста; по-прежнему оставалась нерешенной проблема раскрепощения женщины-работницы. Деятельность учреждений по призрению детей В. И. Ленин называл “акробатством буржуазной благотворительности.

 

В конце XIX в. подавляющее количество открытых ранее платных детских садов превратилось в учреждения по подготовке детей для поступления в школу.

 

В 1896 г. в России числилось 66, а в 1903 г., по неполным данным, 84 платных детских сада. Лучшие платные детские сады, в которых работали квалифицированные воспитательницы, продолжали поиски новых путей воспитательно-образовательной работы с детьми в том направлении, чтобы подготовительное обучение было разнообразным, развивало и не переутомляло детей.

 

Идея дошкольного воспитания проникла в специальную отрасль педагогики —сурдопедагогику. По инициативе одного из ее энтузиастов Ф. A. Pay в 1900 г. в Москве был открыт первый платный детский сад-пансион для глухонемых детей. Затем детские сады для глухонемых были открыты в Петербурге (1902 г.) и в Киеве (1904 г.)

 

С развитием империализма в России происходило обезземеливание и пролетаризация крестьянства. Отхожие промыслы, наемный труд вне дома разрушали крестьянскую семью, порождали высокую смертность и безнадзорность детей беднейшего крестьянства, особенно в летнее время, когда лишенные медицинской помощи и материнского присмотра они погибали от эпидемий, недоедания, несчастных случаев.

 

Некоторые губернские земства стали открывать в деревнях и селах летние ясли для детей преддошкольного и дошкольного возраста. Почин в открытии летних яслей для крестьянских детей положило пермское губернское земство. По ходатайству губернского съезда врачей, считавших ясли одним из способов борьбы с детской смертностью и наглядного ознакомления матерей с правилами ухода за детьми и детского питания, пермское губернское земство открыло в 1896 г. 3 яслей, в 1897 г.— 11 яслей. Его примеру последовали и другие губернские земства: воронежское земство в 1898 г. открыло 12 яслей, в 1899 г.— 24 яслей; курское в 1899 г.— 22 яслей. В летних яслях со старшими детьми проводились занятия, воспитание носило религиозный характер.

БОРЬБА. РСДРП ЗА НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

В конце XIX в. в. России нарастала освободительная борьба против царизма, капиталистов и помещиков и с каждым десятилетием все большую роль играло в ней пролетарское движение. В стране назревала революционная ситуация, Россия становилась центром международного рабочего движения. В 1882 г. в предисловии "к русскому переводу “Манифеста Коммунистической партии К. Маркс и Ф. Энгельс признали, что “Россия представляет собой передовой отряд революционного движения в Европе”.

 

Продолжателями революционного дела К. Маркса — Ф. Энгельса выступили в России революционные марксисты, руководимые В. И. Лениным. Они создали Российскую социал-демократическую рабочую партию, которая возглавила стихийное все нарастающее пролетарское движение и вооружила его марксистским учением о пролетарской революции и диктатуре пролетариата, учением, в котором особенно подчеркивается роль воспитания в революционном переустройстве общества,

 

Вопросы защиты жизни и здоровья женщин и детей, охраны материнства и младенчества, расширения сферы общественного воспитания детей и подростков и создания для них школ и дошкольных учреждений приняли в эти годы острый характер и заняли большое место в общественном движении, в котором все более заметно выделялся своей организованностью рабочий класс. Партия большевиков повела решительную борьбу за демократизацию народного образования и создание системы общественного воспитания детей дошкольного возраста.

 

Борьба В. И. Ленина с народниками по вопросам воспитания и образования

 

Осуществляя идейный разгром народничества, вводившего в заблуждение крестьян и рабочих своими неверными представлениями о путях дальнейшего развития России и методах борьбы с царизмом, В. И. Ленин резко критиковал и взгляды народников па воспитание и образование детей трудящихся.

 

В 1895—1897 гг. он выступал с разоблачением предложенной народником С. Н. Южаковым системы образования детей трудящихся. Южаков считал, что Россия должна следовать примеру Западной Европы, где, по его мнению, “повсеместно классовое устройство... так или иначе отменено и школа стала якобы бесклассовой. Южаков не понимал, что классовое устройство современного общества обусловлено экономическими отношениями, и призывал царское правительство отказаться от классовой политики в области народного образования и служить интересам “нации как целого”. Он предлагал свой “план всенародного обязательного среднего образования детей начиная с 8-летнего возраста. Согласно этому плану в России в добавление к существующим классическим гимназиям должны были открыться новые, с гимназическими хозяйствами для детей, родители которых не могли платить за их обучение. Эти гимназии должны были содержаться за счет производительного труда учащихся, работающих в организованных при гимназиях хозяйствах. Гимназистам нужно было бы работать летом, когда нет учения, и по окончании гимназии, оставаясь на три года рабочими гимназических хозяйств для отработки всей стоимости своего обучения. Взяв из прогрессивных учений о воспитании идею соединения труда учащихся с их обучением, Южаков использовал ее таким образом, что ставил детей трудящихся в худшие условия при получении образования, чем детей состоятельных родителей. Гимназии, которые существовали в то время и в которых учились дети имущих классов, содержались не только на плату за обучение, но и на ассигнования со стороны правительства, или земств, или частных лиц.

 

Что касается содержания и методов обучения, то в этих вопросах Южаков не требовал каких-либо изменений, хотя обучение по действовавшим тогда планам и программам давало детям фальсифицированные знания, ставило на место науки религию и буржуазную мораль.

 

В. И. Ленин подверг уничтожающей критике реакционный план Южакова. Он резко обрушился на народническое извращение учения К. Маркса и Ф. Энгельса о классовости воспитания и школы. Ленин убедительно показал, что разговоры об отмене в Европе классовой школы “одна сплошная фальшь, одни пустые фразы, затушевывающие самую суть современной действительности... и в том числе классовую сущность буржуазной школы.

 

Развивая учение Маркса и Энгельса о воспитании, В. И. Ленин дал классическое определение сущности классовой и сословной школы. В классовой школе, говорил он, “образование одинаково организовано и одинаково доступно для всех имущих.

 

Только в этом последнем слове п заключается сущность классовой школы в отличие от школы сословной”. Классовая школа требует от всех учеников, чтобы они платили за свое обучение, “ибо тех, у кого нет средств для оплаты обучения, расходов на учебные пособия, на содержание ученика в течение всего учебного периода,— тех классовая школа просто не допускает к среднему образованию. Сословная школа по закону доступна только для привилегированных сословии. В буржуазных странах все дети формально имеют право учиться и школах, но фактически, вследствие материальной необеспеченности, они этим правом не могут пользоваться так, как дети богатых. Разоблачая классовую сущность буржуазной школы, В. И. Ленин показал, что в современной ему России школа имела сословно-классовый характер.

 

С возмущением отнесся В. И. Ленин к попытке Южакова извратить прогрессивную идею соединения обучения с производительным трудом. Указав, что Южаков требовал соединения производительности труда с обучением только для детей и под ростков, родители которых не могут платить за их обучение, Ленин писал: “Обязательный производительный труд является, следовательно, у нашего народника не условием всеобщего и всестороннего человеческого развития, а просто платой за обучение в гимназии”2. Южаков, отмечал В. И. Ленин, “пачкает своим планом великую идею марксизма, которая может быть осуществлена. только в новом, бесклассовом обществе Он припутал эту идею к своей выдумке о том, что ученики должны окупить трудом стоимость своего содержания и обучения, не упомянув о великом значении соединения обучения с производительным трудом для всестороннего развития учащихся

 

В. И. Ленин высказал важнейшую мысль о значении соединения обучения с производительным трудом в социалистическом обществе. Он писал: “... нельзя себе представить идеала будущего общества без соединения обучения с производительным трудом молодого поколения: ни обучение и образование без производительного труда, ни производительный труд без параллельного обучения и образования не могли бы быть поставлены на ту высоту, которая требуется современным уровнем техники и состоянием научного знания”3

 

В. И Ленин показал, что Южаков, выдававший себя за защитника и друга народных масс, на самом деле предлагал детям трудящихся, неимущих классов получать образование расплачиваясь за него непосильным трудом. Не только теперь но и в аракчеевские времена, писал Ленин, подобный крепостнический план не мог быть осуществим.

 

В. И. Ленин о вовлечении женщин в общественный труд и революционное движение и о создания дошкольных учреждений

 

В работе “Перлы народнического прожектерства В. И. Ленин подчеркнул прогрессивное значение участия женщин в общественном производстве. Принципиально марксисты, говорил он, стоят за такое участие, “считают реакционными попытки запретить совершенно этот труд и настаивают лишь на постановке его в условия вполне гигиенические.

 

В большинстве своих работ, написанных в конце XIX — начале XX в., В. И. Ленин неизменно отмечал благотворное влияние промышленного труда на его участников, то, что промышленность поднимает “жизненный уровень населения и его культурность 2, но в то же время он указывал, что эти благотворные тенденции находятся в резком противоречии с формами труда на капиталистических предприятиях. Так, в своей классической работе “Развитие капитализма в России (1899) В. И. Ленин вскрыл отрицательные стороны организации капиталистами труда рабочих, беспощадную эксплуатацию женского и детского труда. И в то же время он указывал, что, выводя женщин “из узкого круга домашних, семейных отношений, привлекая их к непосредственному участию в общественном производстве, крупная машинная индустрия толкает вперед их развитие, повышает их самостоятельность... л.

 

Ленин требовал, чтобы РСДРП, защищая рабочих и крестьян от буржуазной и помещичьей эксплуатации, боролась за сокращение и регулирование рабочего дня женщин, за обеспечение гигиенических условий их работы. Выступая в защиту трудящейся женщины, революционные марксисты, руководимые В. И. Лениным, организовывали пролетариат на борьбу за охрану материнства и младенчества и общественное воспитание детей преддошкольного и дошкольного возраста. Они связывали вопрос об общественном воспитании детей дошкольного возраста с требованием полного равноправия женщин с мужчинами.

 

Исходя из учения основоположников марксизма, В. И. Ленин убедительно показал, что только посредством свержения самодержавия можно добиться улучшения положения трудящихся, в том числе женщин и детей; он говорил, что женщины должны принять активное участие в освободительной борьбе пролетариата с его классовым врагом,— ведь их интересы полностью совпадают с задачами, которые ставят себе революционные рабочие.

 

В 1903 г. состоялся II съезд Российской социал-демократической рабочей партии. В принятой на этом съезде программе партии ближайшей задачей объявлялась борьба с самодержавием, его низвержение и установление демократической республики; в послереволюционной России должна была быть осуществлена новая демократическая конституция, обеспечивающая права широких масс народа на образование и правильное воспитание детей трудящихся. Партия требовала, чтобы было осуществлено: отделение церкви от государства и школы от церкви, всеобщее бесплатное и обязательное до 16 лет образование на родном, языке, а также снабжение бедных учеников пищей, одеждой и учебными пособиями за счет государства.

 

Наряду с этим большевики выдвигали требование запретить употребление женского труда там, где он вреден, освобождать женщин от работы до и после родов с сохранением их обычной заработной платы. В программу, принятую II съездом партии, был также внесен пункт о необходимости “устройства при всех заводах, фабриках и других предприятиях, где работают женщины, яслей для грудных и малолетних детей....

 

Подобных революционных требований не имелось в то время в программах других русских и зарубежных политических партий. В РСДРП не все были согласны с этими требованиями. Оппортунистически настроенные участники съезда возражали против пунктов программы, где говорилось о воспитании и народном образовании, в частности настаивали на отказе от требования снабжать бедных детей пищей, одеждой и обувью за счет государства, так как это для них якобы обидно. Были возражения и против пункта программы, в котором говорилось о яслях для грудных и малолетних детей, на том основании, что такое требование якобы “увеличит приложение женского труда и, следовательно, послужит интересам фабрикантов. Но большевики дали отпор подобным выступлениям, и все сформулированные ими программные требования были приняты II съездом РСДРП.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.242.165 (0.039 с.)