Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Советская школа и дошкольное воспитание в 1921—1930 гг.
РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ После гражданской войну советский народ приступил к мирному строительству. В стране, разоренной длительной войной и иностранной интервенцией, надо было восстановить и реконструировать промышленность, всемерно развить производительные силы, поднять сельское хозяйство, организовать нормальную работу транспорта, наладить торговлю, одеть и накормить голодное и раздетое население. Все свои финансовые ресурсы государство должно было вкладывать в народное хозяйство — без поднятия производительной мощи страны не могло совершаться дальнейшее развитие культуры. Но в то же время возрождающаяся социалистическая промышленность нуждалась в хорошо подготовленных специалистах и квалифицированных рабочих. Культурные люди требовались и поднимающейся деревне. Однако решение этой задачи резко осложнила разруха и голод, охватившие страну к 1921-1922 гг. Только в Поволжье глодало около 3 млн.детей и подростков, многие умирали. Бюджет системы образования упал с10% в 1920г. до 2-3% к 1922 г. Тем не менее, страна вышла из кризиса. К 1922-1923 гг. в РСФСР сложилась следующая школьная система: школа первой ступени — 4 класса (для детей 8—12 лет); школа-семилетка —7 классов (для детей 8—15 лет); школа-девятилетка —9 классов (для детей 8—17 лет). На Украине и в Белоруссии после школы-семилетки подростки могли поступить в техникум, VIII и IX классы общеобразовательной школы были преобразованы в начальные курсы техникумов и других профтехнических учебных заведений. С 1924 г. в РСФСР VIII— IX классы школ второй ступени тоже стали профессионализироваться и готовить учащихся к практической деятельности. Рабочие факультеты (рабфаки, с 1919 г.); сделались основным типом общеобразовательной школы, готовившей молодежь к поступлению в высшие учебные заведения. Увеличившаяся сеть рабочих факультетов обеспечивала возможность обучаться в высшей школе, успешно осуществлять подготовку кадров трудовой интеллигенции. 75% выпускников рабочих факультетов поступало в вузы; индустриально-технические и социально-экономические вузы на 80—90% комплектовались рабфаковцами. В рассматриваемый период возникли новые типы школ, которые готовили детей к производственному труду в народном хозяйстве. С 1921 г. на предприятиях быстро развивались четырехгодичные школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), имевшие своей целью подготовку квалифицированных рабочих для промышленности и транспорта. В учебные планы ФЗУ наряду со специальными дисциплинами включались общеобразовательные предметы, благодаря чему учащиеся получали общее образование примерно в объеме школы-семилетки. С осени 1923 г. / в сельских местностях стали открываться школы крестьянской молодежи (ШКМ ), в создании которых самое активное участие принимал комсомол. ШКМ строились на базе начальной школы и имели трехлетний срок обучения. Они давали учащимся наряду с общим образованиемзнания по агрономии, технике и организации сельского "хозяйства. Выполняя свою основную цель— готовить передовых культурных тружеников советской деревни, ШКМ в то же время обеспечивали своим выпускникам возможность продолжать образование в старших классах (VIII—"IX) школ второй ступени или в техникумах и поступать затем в высшие учебные заведения.
Попытки реформировать систему образования породили явные перегибы. В 1923—1925 гг. Государственным ученым советом (ГУС) были составлены новые учебные государственные программы. Составители программ отказались от расположения материала по отдельным учебным предметам. Весь объем знаний, намеченный к изучению, был преподнесен в виде единого комплекса сведений о природе, труде и человеческом обществе. Программы ГУСа назывались комплексными. Этими программами пытались устранить существенный недостаток старой школы — разрыв между учебными школьными предметами, оторванность обучения от жизни. Учебный материал школ первой ступени располагался по трем “колонкам”: “природа и человек”, “труд”, “общество”. Он постепенно расширялся как бы концентрическими кругами: в первом классе рассматривались вопросы жизни ребенка в семье и школе, во втором — вопросы жизни села или деревни, затем района, губернии, республики и т. д. Кроме того, вводились еще сезонные комплексные темы: “Первое мая — международный праздник трудящихся”, “Осенние работы в деревне”, “Великая Октябрьская социалистическая революция и т. д.
Для школы второй ступени (V—IX классы) комплексные программы ГУСа строились так же по тем же “колонкам”, но содержащийся в них материал раскрывался более пространно. Преподавание по комплексным программам во всех классах школы велось довольно длительное время. Программы ГУСа, безусловно, усиливали связь школы с общественно-политической жизнью страны, способствовали политическому развитию учащихся. Однако неправильное построение их по комплексным темам, а не по учебным предметам приводило к искусственным, надуманным связям между фактами и явлениями. Учебные предметы распадались на изолированные части, искусственно соединенные надуманной темой. Отказ от проверенного жизнью принципа построения школьных программ по отдельным учебным предметам привел к бессистемному, отрывочному преподаванию. Школа, работавшая по программам ГУСа, не могла дать учащимся необходимых знаний. основ наук, не вырабатывала и не закрепляла у них прочных навыков по русскому языку, математике и другим предметам. Преподавание по программам ГУСа состояло в ежегодном повторении одного и того же учебного материала в связи с изучением во всех классах одних и тех же комплексных тем (“Первое мая”, “Октябрьская революция и т. д.). В методах учебной работы имели место ошибки и заблуждения. Летом 1927 г. были разработаны и разосланы в школы новые комплексные программы, имевшие целью улучшить преподавание. В программах 1927 г. материал всех учебных дисциплин по-прежнему был расположен по колонкам “природа”, “труд”, “общество”, но был введен обязательный минимум систематических знаний и навыков по родному языку, математике и некоторым другим учебным предметам. Такое установление твердого минимума систематических знаний и навыков, обязательность программ 1927 г. для всех учителей и школ, их стабильность и т. д. были, несомненно, шагом вперед. Но построение их на основе той же комплексности обусловило их существенные недостатки. В 1929 г. Наркомпросом РСФСР вновь были изданы комплексно-проектные программы для советской школы, в которых имело место значительное сокращение общеобразовательного материала по всем основным учебным предметам и рекомендовалось применять заимствованный в буржуазной школе “метод проектов ”, в соответствии с которым ликвидировались школьные группы (классы), их заменили звенья и бригады. Знания учащиеся должны были усвоить в процессе выполнения таких тем, как, например, “Поможем нашей фабрике (заводу, колхозу) выполнить промфинплан”, “Научимся разводить кур и т. д. Большое место в этих программах занимал общественно полезный труд, теоретическое и практическое обучение труду, что было полезно для дела политехнического обучения, однако занятия учащихся не связывались с одновременным и прочным овладением ими систематическими знаниями основ наук, а в учебные занятия вносилась недопустимая дезорганизация. В резолюции июльского Пленума ЦК ВКП (б) 1928 г. было сформулировано требование о коренном улучшении учебной работы школы второй ступени. “Добиться, чтобы оканчивающие школу II ступени были подготовлены для поступления в вузы”,— говорилось в резолюции Пленума. Пленум обязал Наркомпрос развернуть широкую сеть семилетних и девятилетних школ в рабочих районах, позаботиться об улучшении материального положения пролетарских детей, поступавших в эти школы. 5 февраля 1929 г. Совнарком РСФСР принял постановление о введении десятилетнего срока обучения в средних школах. Пленум ЦК ВКП (б), состоявшийся в 1929 г., снова предложил добиться решительного перелома в улучшении учебной работы средних общеобразовательных школ, в частности путем пересмотра их учебных программ.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 502; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.42.94 (0.005 с.) |