Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Порядок заполнения ГТД при экспорте.
1. Содержание таможенного режима ТК РФ (ст. 97) определяет экспорт товаров как таможенный режим, при котором товары вывозятся за пределы таможенной территории Российской Федерации без обязательства об их ввозе на эту территорию. Аналогичное определение экспорта содержится и в Федеральном законе «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». В указанном Законе (ст. 2) к экспорту товаров также приравниваются отдельные коммерческие операции без вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, в частности, операции, предусматривающие закупку иностранным лицом товара у российского лица и передачу его другому российскому лицу для переработки с целью последуюшего вывоза переработанного товара за границу. В этой связи отметим, что таможенное законодательство и до принятия Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» знало примеры расширительного толкования понятия экспорта товаров. Так, например, указанием ГТК России от 29 декабря 1994 г. № 01-12/1645 «Об особенностях таможенного оформления товаров, полученных в результате переработки сырья, закупленного иностранными лицами на таможенной территории Российской Федерации за иностранную валюту, и вывозимых в соответствии с таможенным режимом экспорта предприятиями черной металлургии» устанавливалось, что при соблюдении перечисленных в этом указании требований сырьевые товары после их продажи указанным лицами подлежали таможенному оформлению применительно к порядку, установленному для оформления товаров, вывозимых в соответствии с режимом экспорта. Экспорт товаров осуществляется в соответствии с требованиями, установленными в ТК РФ (ст. 98, 99) и других законодательных актах Российской Федерации (Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», Федеральный закон «Об экспортном контроле» и др.). Обращает на себя внимание тот факт, что в отличие от других таможенных режимов, для правового регулирования которых используется понятие «условия помещения товаров под таможенный режим», в отношении режима экспорта применяется термин «требование» (ст. 98 «Требования при экспорте товаров» ТК РФ).
Установленные в ТК РФ требования к экспорту следующие: 1) уплата вывозных таможенных пошлин и внесение иных таможенных платежей; 2) соблюдение мер экономической политики; 3) вывоз товаров, выпущенных в режиме экспорта, за пределы российской таможенной территории в том же состоянии, в котором они были на день принятия таможенной декларации, кроме изменений их состояния вследствие износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения; 4) выполнение других требовании, предусмотренных ТК РФ и иными актами российского таможенного законодательства. Важное значение для правового регулирования таможенного режима экспорта имеет обеспечение подтверждения фактического вывоза товаров и транспортных средств за пределы таможенной территории Российской Федерации. В соответствии с распоряжением ГТК России от 24 мая 1994 г. №01-14/615 таможенные органы производят такое подтверждение при условии представления в таможню, в регионе деятельности которой расположен пункт пропуска на таможенной границе Российской Федерации, следующих документов: 1) письменного заявления с просьбой о подтверждении товара; 2) экземпляра ГТД, возвращенного декларанту после выпуска товара (так называемый возвратный экземпляр ГТД), или ее копии, заверенной руководителем и главным бухгалтером организации. В заявлении должна содержаться следующая информация: a) наименование и количество товара; b) номера ГТД, в которой были заявлены сведения о товаре и дате его выпуска; c) наименование пункта пропуска; d) месяц и год фактического вывоза товара за пределы таможенной территории Российской Федерации; e) сведения о транспортном средстве, на котором товар был доставлен в пункт пропуска и фактически вывезен. Заявление подписывается руководителем организации-заявителя, ее главным бухгалтером и заверяется печатью. Не позднее 10 дней после регистрации заявления возвратный экземпляр ГТД направляется заявителю (лично или по почте) с отметкой «Товар вывезен», заверенной личной номерной печатью сотрудника таможенного органа. Это и будет являться подтверждением факта вывоза товара. В случае, если товар вывезен не полностью, на оборотной стороне возвратного экземпляра ГТД указывается фактическое количество вывезенного товара.
2. Тарифное и налоговое регулирование экспорта. Вывоз товаров в соответствии с таможенным режимом экспорта регулируется различными средствами и мерами, входящими в общую систему государственного регулирования внешнеторговой деятельности. К основным инструментам государственного регулирования экспорта товаров относятся: 1) тарифное и налоговое регулирование; 2) нетарифные средства; 3) валютный контроль. Вывозные (экспортные) пошлины - это разновидность таможенных пошлин, взимаемых с товаров и транспортных средств при их вывозе с таможенной территории Российской Федерации в соответствии с заявленным таможенным режимом. В ст. 3 Закона РФ «О таможенном тарифе» (от 21 мая 1993 г. № 5003-1) экспортные (вывозные) таможенные пошлины были отнесены к мерам оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности. В постановлении Верховного Совета РФ (п. 3) от 21 мая 1993 г. «О введении в действие Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» предлагалось ограничить срок применения вывозных пошлин до 1 января 1996 г. Однако с наступлением этого срока экспортные пошлины продолжали взиматься (более того - на них приходилось больше половины всех таможенных платежей). Принятым в конце 1995 г. Федеральным законом «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» экспортная пошлина была «восстановлена в правах» (ст. 14): «В целях регулирования операций по импорту и экспорту, в том числе для защиты внутреннего рынка Российской Федерации... в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации устанавливаются импортные и экспортные пошлины». Однако уже апреля 1996 г. постановлением Правительства РФ № 479 вывозные таможенные пошлины со всех видов товаров были отменены. Такое решение Правительства РФ преследовало в качестве одной из основных целей приведение российского законодательства в соответствие с требованиями, предъявляемыми к национальным законодательствам Всемирной торговой организацией (ВТО). Без этого нельзя было бы рассчитывать на принятие России в ВТО. Но на этом в истории с экспортными пошлинами не была поставлена точка. Финансово-экономический кризис 1998 г. заставил российское правительство в фискальных интересах вновь вернуться к практике взимания экспортных пошлин (благо упоминавшиеся законодательные нормы о вывозных таможенных пошлинах не утратили своей силы). В январе 1999 г. Правительство РФ установило вывозные пошлины на целый ряд товаров в целях стабилизации экономической ситуации, повышения доходов федерального бюджета, а также оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности. Ставки вывозных таможенных пошлин впоследствии не раз менялись (например, постановление Правительства РФ от 3 марта 1999г. №987). Одни товары (кокс, уголь ретортный, каменноугольный газ, смолы, некоторые виды нефти и нефтепродуктов, битум, медь и медные полуфабрикаты и изделия, никель и т.д.) облагаются адвалорными вывозными пошлинами, ставки которых устанавливаются в процентах к таможенной стоимости товаров. По другим товарам (топочные мазуты) применяются специфические ставки экспортных пошлин, т.е. ставки, исчисляемые в установленном размере за единицу веса (объема и т.д.) облагаемого товара. Наконец, на некоторые товары (природный газ, лесоматериалы, отходы и лом цветных металлов и др.) действуют комбинированные ставки, сочетающие адвалорный и специфический виды таможенного обложения.
Для расчета экспортной пошлины по адвалорным и комбинированным ставкам необходимо установить таможенную стоимость облагаемых товаров. Порядок ее определения утвержден постановлением Правительства РФ от 7 декабря 199бг.№ 1461. Таможенную стоимость вывозимых товаров рассчитывают на основе цены сделки, фактически уплаченной или подлежащей уплате при продаже товаров на экспорт. В стоимость включают также следующие расходы, понесенные покупателем, но не входяшне в фактически уплаченную или подлежащую уплате цену сделки: 1) комиссионные и брокерские вознаграждения; 2) стоимость контейнеров и (или) другой многооборотной тары, если в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности она рассматривается как единое целое с вывозимыми товарами; 3) стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке; 4) соответствующая часть стоимости предоставленных покупателем продавцу бесплатно или по сниженной иене для производства или продажи на экспорт следующих товаров и услуг: - сырье, материалы, детали, полуфабрикаты и другие комплектующие изделия, являющиеся составной частью вывозимых товаров; - инструменты, штампы, и другие подобные предметы, используемые при производстве вывозимых товаров; - вспомогательные материалы, израсходованные при производстве вывозимых товаров; - инженерная проработка, опытно-конструкторские работы, дизайн, художественное оформление, эскизы и чертежи; 5) лицензионные и иные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, которые покупатель прямо или косвенно должен осуществить в качестве условия покупки вывозимых товаров; 6) поступающая продавцу прямо или косвенно часть дохода от последующих перепродаж, передачи или использования покупателем товаров после их вывоза с таможенной территории Российской Федерации; 7) налоги (за исключением таможенных платежей, уплачиваемых при заявлении таможенной стоимости), взимаемые на таможенной территории Российской Федерации, если в соответствии с налоговым законодательством или международными договорами Российской Федерации они не подлежат компенсации продавцу при вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации.
В тех случаях, когда сделка купли-продажи отсутствует (бартерная торговля) или невозможно использовать цену сделки в качестве основы для определения таможенной стоимости {например, участники внешнеторговой сделки считаются взаимозависимыми), эту стоимость определяют либо исходя из представленных декларантом данных бухгалтерского учета продавца-экспортера, отражающих его затраты на производство и реализацию вывозимого товара, и величины прибыли, получаемой экспортером при вывозе идентичных или однородных товаров (В соответствии с Законом РФ «О таможенном тарифе» под идентичными товарами понимаются товары, одинаковые с оцениваемыми но основным идентификационным признакам (физические характеристики, качество и репутация на рынке, страна происхождения, производитель). Однородными признаются товары, которые, хотя н не являются одинаковыми во веек отношениях, но имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемые товары, и быть коммерчески взаимозаменяемыми) с таможенной территории Российской Федерации, либо на основе бухгалтерских данных об оприходовании и списании с баланса вывозимых товаров. Приведем примеры расчета вывозных (экспортных) таможенных пошлин. 1. Расчет вывозной таможенной пошлины по адвалорной ставке. Декларируется вывозимая из Российской Федерации медная проволока (код товара по ТН ВЭД 4708) стоимостью 5000 долл. США. Ставка вывозной таможенной пошлины - 5 %. Величина экспортной пошлины в этом случае составит: Там.пошл. = 5000 долл. х 5 / 100 = 250 долл. США. 2. Расчетвывозной таможенной пошлины по специфической ставке. За пределы таможенной территории Российской Федерации вывозят 40 тонн топочного разута (код по ТН ВЭД 271000710). Ставка таможенной пошлины - 10 евро за 1 тонну. Экспортную таможенную пошлину по специфической ставке (в евро за единицу товара) исчисляют по формуле: Там.пошл. = Т х Стевро х Кевро / Кв где Т - количество вывозимого товара; Стевро - ставка вывозной таможенной пошлины в евро за единицу товара; Кевро - курс евро, установленный ЦБ РФ на дату принятия таможенной декларации; Кв - курс валюты, в которой указана таможенная стоимость товара, установленный ЦБ РФ на дату принятия таможенной декларации. В нашем примере на 15 января 1999 г., дату принятия таможенной декларации, курс евро составлял 25,00 руб., а американского доллара (в этой валюте указана таможенная стоимость вывозимого мазута) - 21,45 руб. Экспортная пошлина в этом случае равна: 40 х 10 х 25,0:21,45 = 466,20 долл. США. 3. Для расчета экспортной пошлины по комбинированной ставке сначала определяют таможенную пошлину по адвалорной ставке, а затем - по специфической. Большая из этих двух величин и будет экспортной таможенной пошлиной, подлежащей уплате.
Порядок предоставления тарифных льгот при применении вывозных таможенных пошлин устанавливается российскими законодательными актами, актами Президента РФ и Правительства РФ. Основания получения льгот по уплате вывозных таможенных пошлин закреплены в Законе РФ «О таможенном тарифе». Налог на добавленную стоимость (НДС) Согласно ч. 2 ст. 98 ТК РФ при экспорте товары освобождаются от налогов либо уплаченные суммы налогов подлежат возврату в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации. Законом РФ «О налоге на добавленную стоимость» (п. 1 ст. 5) предусмотрено освобождение от НДС экспортируемых товаров как собственного производства, так и приобретенных, экспортируемых работ и услуг, а также услуг по транспортировке, погрузке, разгрузке, перегрузке экспортируемых товаров. В инструкции ГНС России от 11 января 1995 г. № 39 «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость» уточняется, что: - от НДС освобождаются экспортируемые за пределы государств - участников СНГ товары как собственного производства, так и приобретенные; - представление контракта, платежных документов, грузовой таможенной декларации и товаросопроводительных документов со стороны налогоплательщиков в налоговые органы для доказательства экспортных поставок, выполнения работ (услуг) должно быть обязательным, безусловным. При отсутствии хотя бы одного из перечисленных документов льгота по экспорту не предоставляется. Предоставление льготы в виде освобождения от обложения НДС объемов реализации продукции и возмещения входного налога по закупленным материальным ресурсам, использованным для производства экспортной продукции, производится только собственнику экспортного товара вне зависимости от того, реализует он ее самостоятельно или через посредника-комиссионера. Эта идея, подтверждаюшая право на экспортную льготу только для владельца экспортного товара, предусмотрена также в п. 6 Указа Президента РФ от 18 августа 1996 г. № 1212 «О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения».. Акцизы Закон РФ «Об акцизах» предусматривает (п. 4 ст. 3), что акцизы не уплачиваются по подакцизным товарам, вывезенным за пределы территории Российской Федерации, за исключением подакцизных товаров, вывезенных в государства - участники СНГ, подакцизных видов минерального сырья, а также подакцизных товаров, вывезенных в порядке товарообмена. Рассмотрим порядок уплаты акциза на экспортируемую нефть. Объектом обложения акцизом при вывозе нефти является объем нефти, экспортируемой с таможенной территории Российской Федерации. Плательщиками акциза на нефть, производимую на территории России, являются производящие и реализующие ее предприятия, учреждения и организации, являющиеся юридическими лицами, их филиалы и другие обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет; иностранные юридические лица, международные организации, филиалы и другие обособленные подразделения иностранных юридических лиц и международных организаций, созданные на российской территории; иностранные организации, не имеющие статуса юридического лица. Ставки акциза на нефть утверждаются Правительством РФ дифференцированно по отдельным нефтедобывающим предприятиям и в зависимости от месторождений. Основой для исчисления акциза на экспортируемую нефть является объем товара, заявленный в графе 35 «Вес брутто» ГТД. Исчисление акциза, подлежащего уплате, производится в рублях и рассчитывается по следующей формуле: А = V х Ст, где А - акциз; V - количество нефти в тоннах; Ст, - ставка акциза в рублях, установленная для организации, указанной в графе 2 ГТД («Отправитель»). Акциз на нефть, экспортируемую с таможенной территории Российской Федерации, уплачивается, как правило, экспортером, указанным в графе 9 «Лицо, ответственное за финансовое урегулирование» ГТД, до истечения 30 дней со дня оформления коносамента, приемо-сдаточного акта или железнодорожной накладной. При исчислении акциза на нефть, перемещаемую с использованием трубопроводного транспорта, применяются ставки акциза и таможенное законодательство, действующие на день принятия таможенным органом так называемой временной грузовой таможенной декларации. В других случаях применяются ставки акциза и таможенное законодательство, действующие на день принятия таможенным органом полной грузовой таможенной декларации. В целях усиления контроля за взысканием и перечислением таможенных платежей при таможенном оформлении нефти, вывозимой с территории Российской Федерации трубопроводным и морским транспортом, сокращения сроков поступления акцизов в федеральный бюджет приказом ГТК России от 11 декабря 1997 г. № 728 установлено, что Энергетическая таможня является таможенным органом, производяшим в части уплаты таможенных платежей таможенное оформление нефти, вывозимой с российской территории трубопроводным и морским транспортом, а также органом, осуществляющим общий контроль за уплатой таможенных платежей в отношении вывозимой нефти. Заключительным этапом в процедуре вывоза нефти за пределы территории Российской Федерации является подтверждение уплаты акциза. Не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем оформления грузовой декларации, таможенный орган, производивший оформление нефти, экспортируемой с территории Российской Федерации, выдает лицу, уплатившему акциз, подтверждение о произведенной оплате для представления в налоговые органы. Подтверждение выдается в виде реестра, который составляется в двух экземплярах: один экземпляр передается лицу, уплатившему акциз, другой остается в таможенном органе. Реестр имеет порядковый номер, подписывается начальником таможни или его заместителем по экономическим вопросам и заверяется мастичной печатью таможни. Форма реестра приведена в приложении к временной инструкции ГТК России и ГНС России №01-23/4267 и № ВЗ-б-04/572 соответственно. Лицо, уплатившее акциз, передает соответствующему нефтедобывающему предприятию полученные от таможенного органа реестры и копии грузовых деклараций в течение семи дней со дня их получения. Реестры, выданные таможенными органами, и оформленные декларации учитываются нефтедобывающими предприятиями при составлении расчетов по уплате акцизов на добываемую нефть в соответствии с Инструкцией ГНС России от 1 ноября 1995 г. № 40. Указанные реестры и грузовые таможенные декларации являются для налоговых органов подтверждением уплаты акциза.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.82.167 (0.028 с.) |