ТОП 10:

Порядок заполнения ГТД при экспорте.



1. Содержание таможенного режима

ТК РФ (ст. 97) определяет экспорт товаров как таможенный режим, при котором товары вывозятся за пределы таможенной территории Российской Федерации без обязательства об их ввозе на эту территорию. Аналогичное определение экспорта содержится и в Федеральном законе «О государственном регулирова­нии внешнеторговой деятельности». В указанном Законе (ст. 2) к экспорту товаров также приравниваются отдельные коммерче­ские операции без вывоза товаров с таможенной территории Рос­сийской Федерации, в частности, операции, предусматривающие закупку иностранным лицом товара у российского лица и переда­чу его другому российскому лицу для переработки с целью последуюшего вывоза переработанного товара за границу. В этой связи отметим, что таможенное законодательство и до принятия Федерального закона «О государственном регулировании внеш­неторговой деятельности» знало примеры расширительного тол­кования понятия экспорта товаров. Так, например, указанием ГТК России от 29 декабря 1994 г. № 01-12/1645 «Об особенностях таможенного оформления товаров, полученных в результате пе­реработки сырья, закупленного иностранными лицами на тамо­женной территории Российской Федерации за иностранную ва­люту, и вывозимых в соответствии с таможенным режимом экс­порта предприятиями черной металлургии» устанавливалось, что при соблюдении перечисленных в этом указании требований сырьевые товары после их продажи указанным лицами подлежали таможенному оформлению применительно к порядку, установ­ленному для оформления товаров, вывозимых в соответствии с режимом экспорта.

Экспорт товаров осуществляется в соответствии с требова­ниями, установленными в ТК РФ (ст. 98, 99) и других законода­тельных актах Российской Федерации (Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»,

Федеральный закон «Об экспортном контроле» и др.). Обращает на себя внимание тот факт, что в отличие от других таможенных режимов, для правового регулирования которых используется понятие «условия помещения товаров под таможенный режим», в отношении режима экспорта применяется термин «требование» (ст. 98 «Требования при экспорте товаров» ТК РФ).

Установленные в ТК РФ требования к экспорту следующие:

1) уплата вывозных таможенных пошлин и внесение иных та­моженных платежей;

2) соблюдение мер экономической политики;

3) вывоз товаров, выпущенных в режиме экспорта, за пределы российской таможенной территории в том же состоянии, в кото­ром они были на день принятия таможенной декларации, кроме изменений их состояния вследствие износа или убыли при нор­мальных условиях транспортировки и хранения;

4) выполнение других требовании, предусмотренных ТК РФ и иными актами российского таможенного законодательства.

Важное значение для правового регулирования таможенного режима экспорта имеет обеспечение подтверждения фактического вывоза товаров и транспортных средств за пределы таможен­ной территории Российской Федерации. В соответствии с распо­ряжением ГТК России от 24 мая 1994 г. №01-14/615 таможенные органы производят такое подтверждение при условии представ­ления в таможню, в регионе деятельности которой расположен пункт пропуска на таможенной границе Российской Федерации, следующих документов:

1) письменного заявления с просьбой о подтверждении това­ра;

2) экземпляра ГТД, возвращенного декларанту после выпуска товара (так называемый возвратный экземпляр ГТД), или ее ко­пии, заверенной руководителем и главным бухгалтером организа­ции.

В заявлении должна содержаться следующая информация:

a) наименование и количество товара;

b) номера ГТД, в которой были заявлены сведения о товаре и дате его выпуска;

c) наименование пункта пропуска;

d) месяц и год фактического вывоза товара за пределы тамо­женной территории Российской Федерации;

e) сведения о транспортном средстве, на котором товар был доставлен в пункт пропуска и фактически вывезен.

Заявление подписывается руководителем организации-заяви­теля, ее главным бухгалтером и заверяется печатью.

Не позднее 10 дней после регистрации заявления возвратный экземпляр ГТД направляется заявителю (лично или по почте) с отметкой «Товар вывезен», заверенной личной номерной печатью сотрудника таможенного органа. Это и будет являться подтвер­ждением факта вывоза товара. В случае, если товар вывезен не полностью, на оборотной стороне возвратного экземпляра ГТД указывается фактическое количество вывезенного товара.

 

2. Тарифное и налоговое регулирование экспорта.

Вывоз товаров в соответствии с таможенным режимом экс­порта регулируется различными средствами и мерами, входящи­ми в общую систему государственного регулирования внешне­торговой деятельности. К основным инструментам государствен­ного регулирования экспорта товаров относятся:

1) тарифное и налоговое регулирование;

2) нетарифные средства;

3) валютный контроль.

Вывозные (экспортные) пошлины - это разновидность тамо­женных пошлин, взимаемых с товаров и транспортных средств при их вывозе с таможенной территории Российской Федерации в соответствии с заявленным таможенным режимом. В ст. 3 Закона РФ «О таможенном тарифе» (от 21 мая 1993 г. № 5003-1) экс­портные (вывозные) таможенные пошлины были отнесены к ме­рам оперативного регулирования внешнеэкономической деятель­ности. В постановлении Верховного Совета РФ (п. 3) от 21 мая 1993 г. «О введении в действие Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» предлагалось ограничить срок применения вывозных пошлин до 1 января 1996 г. Однако с наступлением этого срока экспортные пошлины продолжали взиматься (более того - на них приходилось больше половины всех таможенных платежей). Принятым в конце 1995 г. Федеральным законом «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» экспортная пошлина была «восстановлена в правах» (ст. 14): «В целях регулирования операций по импорту и экспорту, в том числе для защиты внутреннего рынка Российской Федерации... в соответствии с федеральными законами и международными дого­ворами Российской Федерации устанавливаются импортные и экспортные пошлины». Однако уже апреля 1996 г. постановлением Правительства РФ № 479 вывозные таможенные пошлины со всех видов товаров были отменены.

Такое решение Правительства РФ преследовало в качестве одной из основных целей приведение российского законодатель­ства в соответствие с требованиями, предъявляемыми к нацио­нальным законодательствам Всемирной торговой организацией (ВТО). Без этого нельзя было бы рассчитывать на принятие Рос­сии в ВТО. Но на этом в истории с экспортными пошлинами не была поставлена точка. Финансово-экономический кризис 1998 г. заставил российское правительство в фискальных интересах вновь вернуться к практике взимания экспортных пошлин (благо упоминавшиеся законодательные нормы о вывозных таможенных пошлинах не утратили своей силы).

В январе 1999 г. Правительство РФ установило вывозные по­шлины на целый ряд товаров в целях стабилизации экономической ситуации, повышения доходов федерального бюджета, а также оперативного регулирования внешнеэкономической дея­тельности. Ставки вывозных таможенных пошлин впоследствии не раз менялись (например, постановление Правительства РФ от 3 марта 1999г. №987).

Одни товары (кокс, уголь ретортный, каменноугольный газ, смолы, некоторые виды нефти и нефтепродуктов, битум, медь и медные полуфабрикаты и изделия, никель и т.д.) облагаются адвалорными вывозными пошлинами, ставки которых устанавли­ваются в процентах к таможенной стоимости товаров. По другим товарам (топочные мазуты) применяются специфические ставки экспортных пошлин, т.е. ставки, исчисляемые в установленном размере за единицу веса (объема и т.д.) облагаемого товара. На­конец, на некоторые товары (природный газ, лесоматериалы, отходы и лом цветных металлов и др.) действуют комбинированные ставки, сочетающие адвалорный и специфический виды та­моженного обложения.

Для расчета экспортной пошлины по адвалорным и комбини­рованным ставкам необходимо установить таможенную стои­мость облагаемых товаров. Порядок ее определения утвержден постановлением Правительства РФ от 7 декабря 199бг.№ 1461.

Таможенную стоимость вывозимых товаров рассчитывают на основе цены сделки, фактически уплаченной или подлежащей уплате при продаже товаров на экспорт. В стоимость включают также следующие расходы, понесенные покупателем, но не входяшне в фактически уплаченную или подлежащую уплате цену сделки:

1) комиссионные и брокерские вознаграждения;

2) стоимость контейнеров и (или) другой многооборотной та­ры, если в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэконо­мической деятельности она рассматривается как единое целое с вывозимыми товарами;

3) стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных мате­риалов и работ по упаковке;

4) соответствующая часть стоимости предоставленных поку­пателем продавцу бесплатно или по сниженной иене для произ­водства или продажи на экспорт следующих товаров и услуг:

- сырье, материалы, детали, полуфабрикаты и другие ком­плектующие изделия, являющиеся составной частью вывозимых товаров;

- инструменты, штампы, и другие подобные предметы, используемые при производстве вывозимых товаров;

- вспомогательные материалы, израсходованные при произ­водстве вывозимых товаров;

- инженерная проработка, опытно-конструкторские работы, дизайн, художественное оформление, эскизы и чертежи;

5) лицензионные и иные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, которые покупатель прямо или косвенно должен осуществить в качестве условия покупки выво­зимых товаров;

6) поступающая продавцу прямо или косвенно часть дохода от последующих перепродаж, передачи или использования покупателем товаров после их вывоза с таможенной территории Россий­ской Федерации;

7) налоги (за исключением таможенных платежей, уплачивае­мых при заявлении таможенной стоимости), взимаемые на тамо­женной территории Российской Федерации, если в соответствии с налоговым законодательством или международными договорами Российской Федерации они не подлежат компенсации продавцу при вывозе товаров с таможенной территории Российской Феде­рации.

В тех случаях, когда сделка купли-продажи отсутствует (бартерная торговля) или невозможно использовать цену сделки в качестве основы для определения таможенной стоимости {напри­мер, участники внешнеторговой сделки считаются взаимозависи­мыми), эту стоимость определяют либо исходя из представлен­ных декларантом данных бухгалтерского учета продавца-экспортера, отражающих его затраты на производство и реализа­цию вывозимого товара, и величины прибыли, получаемой экс­портером при вывозе идентичных или однородных товаров (В соответствии с Законом РФ «О таможенном тарифе» под идентичными това­рами понимаются товары, одинаковые с оцениваемыми но основным иденти­фикационным признакам (физические характеристики, качество и репутация на рынке, страна происхождения, производитель). Однородными признаются товары, которые, хотя н не являются одинаковыми во веек отношениях, но имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемые товары, и быть коммерчески взаимозаменяемыми) с таможенной территории Российской Федерации, либо на основе бухгалтерских данных об оприходовании и списании с баланса вывозимых товаров.

Приведем примеры расчета вывозных (экспортных) таможен­ных пошлин.

1. Расчет вывозной таможенной пошлины по адвалорной ставке.

Декларируется вывозимая из Российской Федерации медная проволока (код товара по ТН ВЭД 4708) стоимостью 5000 долл. США. Ставка вывозной таможенной пошлины - 5 %.

Величина экспортной пошлины в этом случае составит: Там.пошл. = 5000 долл. х 5 / 100 = 250 долл. США.

2. Расчетвывозной таможенной пошлины по специфической ставке.

За пределы таможенной территории Российской Федерации вывозят 40 тонн топочного разута (код по ТН ВЭД 271000710). Ставка таможенной пошлины - 10 евро за 1 тонну.

Экспортную таможенную пошлину по специфической ставке (в евро за единицу товара) исчисляют по формуле:

Там.пошл. = Т х Стевро х Кевро / Кв

где Т - количество вывозимого товара;

Стевро - ставка вывозной таможенной пошлины в евро за еди­ницу товара;

Кевро - курс евро, установленный ЦБ РФ на дату принятия та­моженной декларации;

Кв - курс валюты, в которой указана таможенная стоимость товара, установленный ЦБ РФ на дату принятия таможенной декларации.

В нашем примере на 15 января 1999 г., дату принятия тамо­женной декларации, курс евро составлял 25,00 руб., а американ­ского доллара (в этой валюте указана таможенная стоимость вы­возимого мазута) - 21,45 руб.

Экспортная пошлина в этом случае равна: 40 х 10 х 25,0 :21,45 = 466,20 долл. США.

3. Для расчета экспортной пошлины по комбинированной ставке сначала определяют таможенную пошлину по адвалорной ставке, а затем - по специфической. Большая из этих двух вели­чин и будет экспортной таможенной пошлиной, подлежащей уплате.

Порядок предоставления тарифных льгот при применении вы­возных таможенных пошлин устанавливается российскими зако­нодательными актами, актами Президента РФ и Правительства

РФ. Основания получения льгот по уплате вывозных таможенных пошлин закреплены в Законе РФ «О таможенном тарифе».

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Согласно ч. 2 ст. 98 ТК РФ при экспорте товары освобожда­ются от налогов либо уплаченные суммы налогов подлежат возврату в соответствии с налоговым законодательством Рос­сийской Федерации. Законом РФ «О налоге на добавленную стоимость» (п. 1 ст. 5) предусмотрено освобождение от НДС экспортируемых товаров как собственного производства, так и приобретенных, экспортируемых работ и услуг, а также услуг по транспортировке, погрузке, разгрузке, перегрузке экспорти­руемых товаров.

В инструкции ГНС России от 11 января 1995 г. № 39 «О по­рядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость» уточняется, что:

- от НДС освобождаются экспортируемые за пределы государств - участников СНГ товары как собственного производства, так и приобретенные;

- представление контракта, платежных документов, грузовой таможенной декларации и товаросопроводительных документов со стороны налогоплательщиков в налоговые органы для доказа­тельства экспортных поставок, выполнения работ (услуг) должно быть обязательным, безусловным. При отсутствии хотя бы одного из перечисленных документов льгота по экспорту не предостав­ляется.

Предоставление льготы в виде освобождения от обложения НДС объемов реализации продукции и возмещения входного налога по закупленным материальным ресурсам, использованным для производства экспортной продукции, производится только собственнику экспортного товара вне зависимости от того, реали­зует он ее самостоятельно или через посредника-комиссионера. Эта идея, подтверждаюшая право на экспортную льготу только для владельца экспортного товара, предусмотрена также в п. 6 Указа Президента РФ от 18 августа 1996 г. 1212 «О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обра­щения»..

Акцизы

Закон РФ «Об акцизах» предусматривает (п. 4 ст. 3), что акцизы не уплачиваются по подакцизным товарам, вывезенным за пределы территории Российской Федерации, за исключением подакцизных товаров, вывезенных в государства - участники СНГ, подакцизных видов минерального сырья, а также подакцизных товаров, вывезенных в порядке товарообмена.

Рассмотрим порядок уплаты акциза на экспортируемую нефть.

Объектом обложения акцизом при вывозе нефти является объ­ем нефти, экспортируемой с таможенной территории Российской Федерации.

Плательщиками акциза на нефть, производимую на террито­рии России, являются производящие и реализующие ее предпри­ятия, учреждения и организации, являющиеся юридическими лицами, их филиалы и другие обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет; иностранные юри­дические лица, международные организации, филиалы и другие обособленные подразделения иностранных юридических лиц и международных организаций, созданные на российской террито­рии; иностранные организации, не имеющие статуса юридическо­го лица.

Ставки акциза на нефть утверждаются Правительством РФ дифференцированно по отдельным нефтедобывающим предпри­ятиям и в зависимости от месторождений.

Основой для исчисления акциза на экспортируемую нефть яв­ляется объем товара, заявленный в графе 35 «Вес брутто» ГТД. Исчисление акциза, подлежащего уплате, производится в рублях и рассчитывается по следующей формуле: А = V х Ст, где А - акциз; V - количество нефти в тоннах; Ст, - ставка акциза в рублях, установленная для организации, указанной в графе 2 ГТД («Отправитель»).

Акциз на нефть, экспортируемую с таможенной территории Российской Федерации, уплачивается, как правило, экспортером, указанным в графе 9 «Лицо, ответственное за финансовое урегу­лирование» ГТД, до истечения 30 дней со дня оформления коно­самента, приемо-сдаточного акта или железнодорожной наклад­ной.

При исчислении акциза на нефть, перемещаемую с исполь­зованием трубопроводного транспорта, применяются ставки акциза и таможенное законодательство, действующие на день принятия таможенным органом так называемой временной гру­зовой таможенной декларации. В других случаях применяются ставки акциза и таможенное законодательство, действующие на день принятия таможенным органом полной грузовой таможен­ной декларации.

В целях усиления контроля за взысканием и перечислением таможенных платежей при таможенном оформлении нефти, вывозимой с территории Российской Федерации трубопровод­ным и морским транспортом, сокращения сроков поступления акцизов в федеральный бюджет приказом ГТК России от 11 декабря 1997 г. № 728 установлено, что Энергетическая та­можня является таможенным органом, производяшим в части уплаты таможенных платежей таможенное оформление нефти, вывозимой с российской территории трубопроводным и мор­ским транспортом, а также органом, осуществляющим общий контроль за уплатой таможенных платежей в отношении выво­зимой нефти.

Заключительным этапом в процедуре вывоза нефти за преде­лы территории Российской Федерации является подтверждение уплаты акциза. Не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем оформления грузовой декларации, таможенный орган, производивший оформление нефти, экспортируемой с террито­рии Российской Федерации, выдает лицу, уплатившему акциз, подтверждение о произведенной оплате для представления в на­логовые органы.

Подтверждение выдается в виде реестра, который составля­ется в двух экземплярах: один экземпляр передается лицу, уплатившему акциз, другой остается в таможенном органе. Реестр имеет порядковый номер, подписывается начальником таможни или его заместителем по экономическим вопросам и заверяется мастичной печатью таможни. Форма реестра приведена в при­ложении к временной инструкции ГТК России и ГНС России №01-23/4267 и № ВЗ-б-04/572 соответственно.

Лицо, уплатившее акциз, передает соответствующему нефте­добывающему предприятию полученные от таможенного органа реестры и копии грузовых деклараций в течение семи дней со дня их получения. Реестры, выданные таможенными органами, и оформленные декларации учитываются нефтедобывающими предприятиями при составлении расчетов по уплате акцизов на добываемую нефть в соответствии с Инструкцией ГНС России от 1 ноября 1995 г. № 40. Указанные реестры и грузовые таможен­ные декларации являются для налоговых органов подтверждени­ем уплаты акциза.

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.231.21.160 (0.009 с.)