ТОП 10:

Таможенная стоимость и расчет таможенной пошлины



Декларант заявляет таможенному органу РФ таможенную стоимость на этапе таможенного оформления товара  
Таможенная стоимость товара определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости
 
Таможенный орган РФ производящий оформление товара, контролирует правильность определения декларантом таможенной стоимости
 
На основе таможенной стоимости и в соответствии с ТК РФ производятся исчисление, уплата и взимание ввозной таможенной пошлины, рассчитываемой по адвалорным и комбинированным ставкам

 

Порядок и условия заявления таможенной стоимости това­ров, ввозимых на территорию Российской Федерации, закреп­лены в соответствующем Положении, утвержденном приказом ГТК России от 5 января 1994 г. № 1. Предписания Положения действуют в отношении всех лиц, которые декларируют това­ры, перемещаемые через российскую таможенную границу, кроме физических лиц, ввозящих товары не для коммерческих целей.

Существуют два способа заявления таможенной стоимости. Первый предполагает использование специальной формы декларации, а второй допускает заявление таможенной стоимости в ГТД.

Формы деклараций таможенной стоимости ДТС-1 и ДТС-2 применяются в том случае, когда ввозимые товары облагаются таможенными пошлинами и иными таможенными налогами (НДС, акцизами) в соответствии с заявленными таможенными режимами. Если же декларируемые таможенные режимы не предусматривают обложение таможенными налогами, таможен­ная стоимость может быть заявлена в ГТД. В последнем случае таможенный орган сохраняет за собой право требовать от дек­ларанта заполнения специальной декларации таможенной стои­мости при возникновении обоснованных сомнений в отношении заявленной таможенной стоимости.

Российское законодательство по вопросу определения тамо­женной стоимости ввозимых товаров восприняло соответст­вующие договоренности в рамках ГАТТ, что позволило нашей стране подключиться к процессу между народно-правовой уни­фикации правил оценки товаров в таможенных целях.

Для определения таможенной стоимости ввозимых в Рос­сийскую Федерацию товаров используются в заданном порядке следующие шесть методов:

1) по цене сделки с ввозимыми товарами;

2) по цене сделки с идентичными товарами;

3) по цене сделки с однородными товарами;

4) вычитания стоимости;

5) сложения стоимости;

6) резервный метод.

Основным методом определения таможенной стоимости для сделок купли-продажи (т.е. сделок на стоимостной основе) явля­ется оценка по цене сделки с ввозимыми товарами (метод 1). По­этому начинать оценку следует всегда с проверки применимости этого метода.

Если основной метод в силу ряда причин, установленных в За­коне РФ «О таможенном тарифе», не может быть использован, применяется один из пяти оставшихся методов. Каждый после­дующий метод оценки применяется только тогда, когда таможен­ная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего метода.

Методы 2 и 3 основаны на использовании в качестве исходной базы для определения таможенной стоимости цены сделки с иден­тичными и однородными товарами. При этом в равной мере может применяться как информация, имеющаяся у таможенных органов, так и документально подтвержденная информация, представляемая декларантом. Основным критерием при выборе информации в ка­честве исходной базы для определения таможенной стоимости ста­новится степень близости к условиям оцениваемой сделки.

Методы вычитания и сложения (методы 4 и 5) предусматри­вают принципиально иную базу расчета таможенной стоимости. Метод 4 базируется на цене, по которой товары продаются в неизменном виде (либо в переработанном виде, если возможно определить влияние этой переработки на цену товара). Метод 5 основан на данных о затратах на производство товара.

Метод 6 является резервным и применяется в тех случаях, когда для определения таможенной стоимости не удастся ис­пользовать ни один из предыдущих методов. В этом случае та­моженная стоимость оцениваемых товаров определяется с уче­том мировой практики. При применении резервного метода та­моженный орган предоставляет декларанту имеющуюся в его распоряжении ценовую информацию.

 

Важным элементом ввозной таможенной пошлины является налоговая льгота, именуемая иначе тарифной льготой или та­рифной преференцией.

В Законе РФ «О таможенном тарифе» (ст. 34) под тарифной льготой понимается предоставляемая на условии взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой полити­ки Российской Федерации льгота в отношении товара, переме­щаемого через таможенную границу Российской Федерации.

В этом же Законе определены основные характеристики та­рифных льгот:

I. Тарифные льготы в отношении товаров устанавливаются За­коном РФ «О таможенном тарифе» и предоставляются исключи­тельно по решению Правительства РФ. Это решение может быть оформлено принятием соответствующего постановления или рас­поряжения Правительства РФ. В отдельных случаях тарифные льготы могут предоставляться по решению Президента РФ (в фор­ме указа или распоряжения) отдельным организациям.

Федеральный закон от 13 марта 1995 г. «О некоторых вопросах предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятель­ности» (ст. 1) отменил все ранее предоставленные участникам внешнеэкономической деятельности льготы, в том числе в виде бюджетных ассигнований на уплату таможенных пошлин и других платежей, по обложению ввозными и вывозными таможенными пошлинами, НДС, акцизами, за исключением предоставленных в соответствии с законами РФ «О таможенном тарифе», «О налоге на добавленную стоимость», «Об акцизах» и Таможенным кодексом РФ. Отмена индивидуализированных, адресных таможенных льгот должна рассматриваться не как ужесточение режима внешнеторго­вого регулирования, а как одно из направлений наведения порядка в данной сфере государственного управления.

В рамках мероприятий по укреплению бюджетной дисциплины был принят Указ Президента РФ от 18 сентября 1996 г. № 1363 «Об укреплении бюджетной дисциплины в части таможенных плате­жей», в котором запрещалось финансирование социальных про­грамм и каких-либо иных мероприятий путем предоставления льгот по таможенным платежам либо отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей в порядке, отличном от предусмотренного действуюшим таможенным законодательством.

2. Тарифные льготы не могут носить индивидуального характе­ра, кроме случаев, предусмотренных ст. 35 (Освобождение от по­шлины), ст. 36 (Предоставление тарифных преференций) и ст. 37 (Предоставление тарифных льгот) Закона РФ «О таможенном та­рифе». Запрет индивидуализации тарифных льгот отвечает принци­пам государственного регулирования внешнеторговой деятельно­сти и, в частности, принципу равенства участников внешнеторговой деятельности и их недискриминации (ст. 3 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»),

В целях усиления контроля за использованием предостав­ляемых льгот по уплате таможенных платежей в каждом норма­тивном акте, издаваемом ГТК России, не имеющем общего харак­тера и содержащем тарифную льготу, предписано указывать следующую информацию (приказ ГТК России от 16 января 1997 г. № 17 «О нормативных актах ГТК России по вопросам предостав­ления таможенных льгот»):

- Федеральный закон (Закон РФ), указ (распоряжение) Пре­зидента РФ, постановление (распоряжение) Правительства РФ, на основании которого предоставляются льготы по уплате та­моженных платежей;

- сведения о документах (письмах министерств, ведомств и т.п.), подтверждающих соблюдение условий предоставления льгот;

- конкретные наименования, стоимость и количество това­ров, в отношении которых льготы предоставляются;

- номер, дату внешнеторгового договора, а также сведения о лицах, заключивших такой договор (в случае отсутствия дого­вора - наименование и номер товаросопроводительного, транс­портного или иного коммерческого документа), в соответствии с которым товары ввозятся на таможенную территорию Россий­ской Федерации;

- срок действия нормативного акта ГТК России о предостав­лении льгот по уплате таможенных платежей.

Срок действия указанного акта должен быть максимально коротким с учетом экономически оправданного срока ввоза то­варов на российскую таможенную территорию и предусмотрен­ных сроков временного хранения товаров. Срок ввоза товаров должен указываться заявителем.

Как правило, срок действия указанного акта должен истекать 31 декабря года, в течение которого акт был издан, или по истече­нии шести месяцев со дня издания, если акт был издан в последние четыре месяца года. При наличии исключительных обстоятельств предельный срок действия нормативного акта ГТК России о пре­доставлении льгот может составлять один год с момента его изда­ния.

3. Тарифная льгота представляет собой инструмент реализа­ции торговой политики Российской Федерации, используемый как в одностороннем порядке, так и на условиях взаимности. В последнем случае льгота может содержаться как в акте россий­ского таможенного законодательства (внутреннее право), так и в международном договоре (международное право). 8 соответст­вии со ст. 38 Закона РФ «О таможенном тарифе» норма международного договора (соглашения), участником которого является Российская Федерация, имеет преимущественную силу по срав­нению с аналогичной нормой внутреннего законодательства.

К видам тарифных льгот относятся (ст. 34 Закона РФ «О та­моженном тарифе»):

а) возврат ранее уплаченной таможенной пошлины;

б) освобождение от уплаты таможенной пошлины;

в) снижение ставки таможенной пошлины;

г) установление тарифной квоты на преференциальный ввоз (вывоз) товара1.

В соответствии со ст. 35 Закона РФ «О таможенном тарифе» от уплаты ввозных таможенных пошлин освобождаются сле­дующие виды товаров и транспортных средств:

1. Транспортные средства, осуществляющие международные перевозки грузов, багажа и пассажиров, а также предметы мате­риально-технического снабжения и снаряжения, топливо, про­довольствие и другое имущество, необходимое для их нормаль­ной эксплуатации на время следования в пути, в пунктах про­межуточной остановки или приобретенное за границей в связи с ликвидацией аварии (поломки) данных транспортных средств.

2. Продукция морского промысла российских и арендован­ных (зафрахтованных) российскими лицами судов, ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации.

3. Товары, ввозимые на таможенную территорию Россий­ской Федерации для официального или личного пользования представителями иностранных государств, физическими лица­ми, имеющими право на беспошлинный ввоз таких предметов на основании международных соглашений Российской Федера­ции или законодательства Российской Федерации.

4. Валюта Российской Федерации, иностранная валюта (кроме используемых для нумизматических целей), а также ценные бума­ги в соответствии с законодательными актами Российской Феде­рации.

5. Товары, подлежащие обращению в собственность государ­ства в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

6. Товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в качестве гуманитарной помощи, а также в целях лик­видации последствий аварий и катастроф, стихийных бедствий.

7. Товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в качестве безвозмездной помощи и/или на благотвори­тельные цели по линии государств, правительств, международных организаций, включая оказание технического содействия.

8. Товары, перемещаемые под таможенным контролем в ре­жиме транзита через таможенную территорию Российской Фе­дерации и предназначенные для третьих стран.

9. Товары, перемещаемые через таможенную границу Рос­сийской Федерации физическими лицами и не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности в соответствии с Таможенным кодексом РФ.

10. Оборудование, приборы и материалы, ввозимые на та­моженную территорию Российской Федерации для реализации целевых социально-экономических программ (проектов) жи­лищного строительства для военнослужащих, создания, строи­тельства и содержания центров профессиональной переподго­товки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, осуществляемых за счет займов, кредитов и безвозмездной финансовой помощи, предоставляемых между­народными организациями и правительствами иностранных го­сударств, иностранными юридическими и физическими лицами в соответствии с межправительственными и межгосударствен­ными соглашениями, а также соглашениями, подписанными по поручению Правительства РФ уполномоченными им органами исполнительной власти.

11. Периодические печатные издания и книжная продукция, связанная с образованием, наукой и культурой, ввозимые ре­дакциями средств массовой информации и издательствами на таможенную территорию Российской Федерации; бумага, поли­графические материалы и полиграфические носители, носители аудио- и видеоинформации, технологическое и инженерное оборудование, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации редакциями средств массовой информации, издательствами, информационными агентствами, телерадиове­щательными компаниями, полиграфическими предприятиями и организациями и используемые ими для производства продук­ции средств массовой информации и книжной продукции, свя­занной с образованием, наукой и культурой.

12. Пожарно-техническая продукция, ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации для обеспечения деятельности органов управления и подразделений Государственной противопо­жарной службы МВД России при осуществлении своих функций, установленных законодательством Российской Федерации.

13. Оборудование, включая машины и механизмы, а также ма­териалы, входящие в комплект поставки соответствующего обору­дования, и комплектующие изделия (за исключением подакциз­ных), ввозимые на таможенную территорию Российской Федера­ции в счет кредитов, предоставленных иностранными государства­ми и международными финансовыми организациями в соответст­вии с международными договорами Российской Федерации.

Порядок предоставления льгот по уплате ввозных таможенных пошлин организациям с иностранными инвестициями установлен ст. 174, 182 ТК РФ, ст. 34 и 37 Закона РФ «О таможенном тарифе», постановлением Правительства РФ от 23 июля 1996 г. № 883 «О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на до­бавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностран­ными инвесторами в качестве вклада в уставной (складочный) ка­питал предприятия с иностранными инвестициями».







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.245.48 (0.007 с.)