Особенности взимания ндс и акцизов с товаров, заявляемых под таможенный резким выпуска для свободного обращения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности взимания ндс и акцизов с товаров, заявляемых под таможенный резким выпуска для свободного обращения



Наяог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, созда­ваемой на всех стадиях производства и определяемой как раз­ница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

К объектам обложения налогом на добавленную стоимость отнесены обороты по реализации на территории Российской Федерации товаров, выполненных работ и оказанных услуг, а также товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, в соответствии с таможенными режимами, установленными российским таможенным законодательством (ст. 3 Закона РФ «О налоге на добавленную стоимость»).

Применение НДС к товарам, ввозимым на таможенную терри­торию Российской Федерации и вывозимых с этой территории, осуществляется в соответствии с Законом РФ «О налоге на добав­ленную стоимость» и Таможенным кодексом РФ. Эта норма нашла свое закрепление в ст. 112 ТК РФ и впоследствии была подтвер­ждена в ч. 2 ст. 2 Налогового кодекса РФ: «К отношениям по уста­новлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за ушатой таможенных платежей и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяет­ся, если нное не предусмотрено настоящим Кодексом».

Помимо ТК РФ и Закона РФ «О налоге на добавленную стоимость», порядок взимания НДС с товаров, перемещаемых через таможенную границу, определен в совместной инструк­ции ГТК России № 01-20/741 и ГНС России № |б от 30 января 1993 г, «О порядке применения НДС и акцизов в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации и вы­возимых с территории Российской Федерации».

В соответствии с п. 4 ст. 4 Закона РФ «О налоге на добав­ленную стоимость», а также ч. 2 ст. 117 ТК РФ объектом обло­жения для исчисления НДС по товарам, ввозимым на таможен­ную территорию Российской Федерации, является величина, включающая в себя:

а) таможенную стоимость товара;

б) ввозную таможенную пошлину;

в) акциз (при исчислении НДС по подакцизным товарам).

Таким образом, НДС в отношении товаров, облагаемых ввозными таможенными пошлинами и акцизами, исчисляется по следующей формуле:

НДС = (Там. ст-ть + Там. пошл. ввоз. + А) х Ст ндс

где НДС - размер налога на добавленную стоимость;

Там. ст-ть - размер таможенной стоимости ввозимого товара;

Там. пошл. ввоз. - ввозная таможенная пошлина;

А - размер акциза;

Ст ндс - ставка НДС в процентах.

НДС в отношении товаров, облагаемых ввозными таможен­ными пошлинами и не облагаемых акцизами, исчисляется по формуле:

НДС = (Там. ст-ть + Там. пошл, ввоз.) х Ст ндс

НДС в отношении товаров, не облагаемых ввозными тамо­женными пошлинами, но подлежащих обложению акцизами, рассчитывается следующим образом:

НДС = (Там. ст-ть + А) х Ст ндс

Наконец, в случае, когда ввозимый товар не облагается ни ввозной таможенной пошлиной, ни акцизами, для расчета НДС используется формула:

НДС = Там. ст-ть х Ст ндс

Ставки НДС установлены в п. I ст. 6 Закона РФ «О налоге на добавленную стоимость»:

10 % - по продовольственным товарам (за исключением по­дакцизных) и некоторым другим товарам по перечню, утвер­ждаемому Правительством РФ;

20 % - по остальным товарам (работам, услугам), включая подакцизные продовольственные товары.

Указанные ставки применяются и при исчислении НДС по то­варам, ввозимым на таможенную территорию Российской Федера­ции (п. 2 ст. 6 Закона РФ «О налоге на добавленную стоимость»). При этом ставки НДС не подлежат изменению в зависимости от того, кто перемещает товары через таможенную границу, от вида сделки, страны происхождения ввозимых товаров, за исключением случаев, предусмотренных российским законодательством.

Освобождение от уплаты НДС предоставляется по большому числу товарных позиций. Перечень товаров, освобождаемых от уплаты НДС при их ввозе на таможенную территорию Российской Федерации, содержится в приложении № 2 к Инструкции ГТК Рос­сии и ГНС России от 30 января 1993 г. № 49. В него включены от­дельные социально значимые товары: продукты питания, медика­менты и медицинское оборудование, некоторые детские товары.

К основным видам товаров, освобождаемых от уплаты НДС при их ввозе на таможенную территорию Российской Федера­ции относятся:

1) товары, предназначенные для официального пользования дипломатических и приравненных к ним представительств, а также для личного пользования дипломатического и админист­ративно-технического персонала этих представительств, вклю­чая членов их семей, проживающих вместе с ними;

2) российская и иностранная валюта, банкноты, являющиеся законными средствами платежа (кроме используемых в целях нумизматики), а также ценные бумаги {акции, облигации, сер­тификаты, векселя и др.);

3) товары, в соответствии с порядком, определяемым Прави­тельством РФ, признанные гуманитарной помощью;

4) оборудование и приборы, используемые для научно-исследовательских целей;

5) технические средства, включая автомототранспорт, кото­рые не могут быть использованы иначе, как для профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов, лекарственные сред­ства, изделия медицинского назначения, протезно-ортопедичес-кие изделия и медицинская техника, а также сырье и комплек­тующие изделия для их производства;

6) конфискованные, бесхозные ценности, а также ценности, пе­решедшие в собственность государства по праву наследования;

7) технологическое оборудование, запасные части к нему;

8) транспорт общественного пользования и запасные части к нему;

9) специальные транспортные средства для нужд медицин­ской «Скорой помощи», пожарной охраны, органов внутренних дел, оснащенные соответствующим специальным оборудовани­ем и закупаемые или получаемые указанными организациями для соответствующих нужд.

Следует отметить, что продовольственные товары и сырье для их производства, оборудование и приборы, используемые для научно-исследовательских целей, а также товары для детей, а отношении которых применяется ставка внутреннего НДС в размере 10 %, освобождаются от уплаты НДС только при тамо­женном оформлении. После выпуска товаров для свободного обращения при последующей реализации НДС по этим товарам взимается в общем порядке налоговыми органами.

В соответствии с постановлением Верховного Совета Рос­сийской Федерации от 30 апреля 1993 г. «О внесении дополне­ний в постановление Верховного Совета Российской Федерации «О применении Закона Российской Федерации «О налоге на добавленную стоимость»» товары, происходящие с территорий государств - участников СНГ, при их ввозе на таможенную тер­риторию Российской Федерации облагаются НДС.

Как и в случае с НДС, по вопросам обложения акцизами то­варов, ввозимых на таможенную территорию Российской Феде­рации, ТК РФ отсылает к действующему налоговому законода­тельству: «Применение акцизов к товарам, ввозимым на тамо­женную территорию Российской Федерации и вывозимым с этой территории, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и Законом РФ «Об акцизах»» (ст. 113 ТК РФ).

При ввозе на таможенную территорию Российской Федера­ции акцизами облагаются следующие товары:

  • спирт этиловый из всех видов сырья (кроме коньячного и спирта-сырца);
  • спиртосодержащие растворы в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ;
  • алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликеро-во­дочные изделия, коньяки, вино натуральное и т.д.);
  • пиво;
  • табачные изделия;
  • ювелирные изделия;
  • нефть, включая газовый конденсат;
  • бензин автомобильный;
  • легковые автомобили (кроме автомобилей с ручным управлением);
  • отдельные виды минерального сырья в соответствии с пе­речнем, утвержденным Правительством РФ.

В Федеральном законе «Об акцизах» (ст. 1) дается исчерпы­вающий перечень подакцизных товаров. По некоторым видам товаров конкретизирующий их перечень утверждается Прави­тельством РФ (спиртосодержащие растворы, отдельные виды минерального сырья).

Ставки акцизов установлены в Законе в двух формах:

1) в процентах к стоимости товаров (адвалорная ставка);

2) в денежном измерении (российских рублях) за единицу товара (специфическая ставка).

Адвалорные ставки действуют в отношении ювелирных изделий, автомобильного бензина и легковых автомобилей. В отношении остальных видов подакцизных товаров применяются специфические ставки, которые могут быть пересмотрены только путем внесения изменений в Федеральном законе «Об акцизах» (п. 4 ст. 4).

Объектом налогообложения выступает таможенная стои­мость, увеличенная на сумму таможенной пошлины и таможен­ных сборов. При установлении специфических ставок акцизов объектом налогообложения является объем ввозимых на терри­торию Российской Федерации подакцизных товаров в натураль­ном выражении (п. 2 ст. 3 Федерального закона «Об акцизах»).

Сумма акциза, подлежащего уплате по подакцизным товарам, происходящим и ввозимым с территории государств - участников СНГ, уменьшается на сумму акциза, уплаченного в стране их про­исхождения (п. 7 ст. 5 Федерального закона «Об акцизах»). В каче­стве документа, подтверждающего факт уплаты акциза в бюджет государства - участника СНГ, используется оригинал справки соот­ветствующего налогового органа (см., например, п. 2 указания ГТК России от 19 ноября 1996 г. № 01-I4/1277 «О зачете сумм акцизов, уплаченных на территории Республики Молдова»).

В целях обеспечения полноты сбора акцизов, предотвраще­ния нелегального ввоза и реализации товаров на территории Российской Федерации постановлением Правительства РФ от 14 апреля 1994 г. № 319 «О введении на территории Российской Федерации марок акцизного сбора» был установлен порядок взимания акцизов через продажу марок акцизного сбора.

Оплата акцизных марок является авансовым платежом по акцизам, а сама маркировка подтверждает легальность ввоза и дает право реализации подакцизных товаров (п. I и п. 4 поста­новления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 924 «О марках акцизного сбора»).

Обязательная маркировка при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации была введена по табаку и табачным изделиям с 1 июля 1994 г., а по спирту и винно-водочным изделиям - с I августа 1994 г. В настоящее время применяются два вида акцизных марок:

- марки акцизного сбора;

- специальные марки.

Последние применяются для подакцизных товаров, производи­мых в государствах - участниках СНГ и ввозимых с их территорий.

В отношении товаров, подлежащих маркировке, применяет­ся следующий порядок взимания акцизов. Часть акцизов взима­ется в форме продажи марок: в отношении табачных изделий в размере 0,01 евро за одну марку, а в отношении винно-водочных изделий - 0,1 евро за одну марку). Разница между сум­мой, уплаченной при покупке марок, и суммой акцизов, подле­жащей уплате за ввезенные маркированные товары, взимается при таможенном оформлении таких товаров. Марки акцизного сбора и специальные марки продаются импортерам на акцизных таможенных постах.

Таможенные сборы

Как уже отмечалось, одним из условий помещения товара под таможенный режим выпуска для свободного обращения является уплата таможенных пошлин, налогов и внесение иных таможенных платежей. К числу последних относятся таможен­ные сборы, представляющие собой своеобразную плату за «ус­луги» таможенных органов - сборы за таможенное оформление, за таможенное сопровождение и за хранение товаров на тамо­женных складах и складах временного хранения, учрежденных таможенными органами.

Таможенный сбор за таможенное оформление. Взимание этого сбора производится в соответствии со ст. 114 ТК РФ за таможенное оформление товаров (включая товары не для ком­мерческих целей, перемещаемые в несопровождаемом багаже, международных почтовых отправлениях и грузом) и транспорт­ных средств.

Таможенное оформление представляет собой процедуру по­мещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим и завершения действия данного режима в соответствии с требованиями и положениями таможенного за­конодательства. Эта процедура и является основанием для взи­мания таможенного сбора за таможенное оформление.

Таможенные сборы за таможенное оформление товаров не для коммерческих целей взимаются в валюте Российской Феде рации в размере 0,1 % таможенной стоимости оформляемых товаров и транспортных средств.

В отношении товаров, предназначенных для коммерческих целей, таможенный сбор складывается из двух составляющих:

1) сбор в российских рублях в размере 0,1 % таможенной стоимости товаров и транспортных средств:

2) сбор в иностранной валюте в размере 0,05 % таможенной стоимости товаров и транспортных средств (так называемая валютная составляющая).

Валютная составляющая таможенного сбора может уплачи­ваться только в иностранной валюте, котируемой ЦБ РФ.

По желанию плательщика рублевая составляющая таможен­ного сбора может уплачиваться как в валюте Российской Феде­рации, так и в иностранной валюте, котируемой ЦБ РФ. Таким образом, уплата таможенного сбора за таможенное оформление возможна в различных видах валют.

На практике большое значение имеет порядок расчета тамо­женных сборов в случае таможенного оформления товаров и транспортных средств вне определенных для этого мест и вне времени работы таможенных органов, В таких ситуациях тамо­женные сборы за таможенное оформление взимаются в двойном размере. Таможенное оформление товаров и транспортных средств за пределами региона деятельности того таможенного органа, где находится получатель (отправитель) товаров или его структурное подразделение, являющееся получателем (отправи­телем) товаров, производится так же, как и оформление товаров и транспортных средств в местах, не определенных для произ­водства таможенного оформления, если иное не предусмотрено законодател ьством.

Рассмотрим некоторые особые случаи расчета величины тамо­женного сбора за таможенное оформление товаров, заявляемых под таможенный режим выпуска для свободного обращения.

Таможенный сбор в размере 0,1 % таможенной стоимости в российских рублях (без взимания валютной составляющей) уплачи­вается за таможенное оформление товаров, ввозимых на таможен­ную территорию Российской Федерации в качестве безвозмездной помощи и/или на благотворительные цели по линии правительственных и международных организаций, включая оказание техниче­ского содействия.

Таможенный сбор за таможенное оформление в размере 0,15 % таможенной стоимости в валюте Российской Федерации взимается в следующих случаях:

1) при оформлении импортных операций в счет кредитов, гарантированных Правительством РФ (в этом случае в тамо­женный орган представляется соответствующее подтверждение Министерства торговли РФ или ГТК России);

2) при оформлении товаров, пересекающих российскую та­моженную границу по контрактам, заключенным в клиринговых или замкнутых валютах;

3) при оформлении памятных монет из недрагоценных ме­таллов и монет из драгоценных металлов, являющихся валютой Российской Федерации;

4) при оформлении перемещаемой через российскую тамо­женную границу наличной иностранной валюты (в этом случае базой расчета сбора за таможенное оформление будет номи­нальная стоимость иностранной валюты, заявленная в таможен­ной декларации);

5) при оформлении товаров, ввозимых в качестве дара;

6) при оформлении товаров, происходящих и ввозимых из государств - участников СНГ;

7) при оформлении товаров, ввозимых по контрактам, оплата которых финансируется из федерального бюджета;

S) при оформлении товаров, ввозимых в счет кредитов в иностранной валюте, предоставляемых Российской Федерации на основании межправительственных соглашений, погашение которых осуществляется из федерального бюджета;

9) при оформлении товаров, ввозимых в счет погашения за­рубежными странами задолженности по кредитам, предостав­ленным Союзом ССР и РСФСР.

Размер таможенного сбора, уплачиваемого за таможенное оформление ценных бумаг в иностранной валюте, не ставится в зависимость от номинальной стоимости ценной бумаги. За та­моженное оформление партии ценных бумаг, заявленных в од­ной декларации, уплачивается таможенный сбор в размере трех установленных законом ставок минимальной месячной оплаты труда.

В отношении товаров, помещаемых под таможенный режим выпуска для свободного обращения, предусматривается осво­бождение от уплаты сбора за таможенное оформление в следуюших случаях:

- при оформлении грузов гуманитарной помощи;

- при представлении общей таможенной декларации на ком­плектный объем;

- при оформлении товаров, ввозимых на российскую тамо­женную территорию для официального пользования диплома­тических представительств иностранных государств и вывози­мых с таможенной территории Российской Федерации для обеспечения функционирования дипломатических и приравнен­ных к ним представительств Российской Федерации;

- при оформлении ввозимой банком России наличной рос­сийской валюты, кроме памятных монет из недрагоценных ме­таллов и монет из драгоценных металлов;

- при оформлении товаров, таможенная стоимость которых меньше суммы, эквивалентной 100 евро включительно, и в от­ношении которых не взимаются таможенные пошлины и нало­ги, а также к которым не применяются меры экономической политики.

ГТК России наделен правом уменьшать указанные размеры таможенного сбора за таможенное оформление, освобождать от его уплаты, а в исключительных случаях - изменять валюту, в которой должен быть уплачен дополнительный валютный сбор.

Таможенный сбор за хранение. В соответствии со ст. 115 ТК РФ за хранение товара, предназначенного к выпуску для сво­бодного обращения, на складе временного хранения, владель­цем которого является таможенный орган, уплачивается специ­альный таможенный сбор за хранение.

В развитие ТК РФ (ст. 145-156) было принято Положение о временном хранении (складах временного хранения), утвер­жденное приказом ГТК России от 7 октября 1993 г. № 388 (в редакции приказа ГТК России от 18 декабря 1995 г. № 751). В соответствии с ним товары и транспортные средства с момента передачи таможенному органу и до их выпуска либо передачи лицу в соответствии с избранным таможенным режимом нахо­дятся на временном хранении под таможенным контролем.

Временное хранение как стадия таможенного оформления может не применяться только в случае завершения таможенного оформления товаров и транспортных средств в течение трех часов после их представления таможенному органу при условии их нахождения под постоянным таможенным надзором и их учета владельцем ближайшего склада временного хранения.

Временное хранение осуществляется в специально выделен­ных и обустроенных помещениях, на открытых площадках и иных местах - складах временного хранения.

В ТК РФ (ст. 115) устанавливается, что размеры таможенно­го сбора за хранение определяются ГТК России исходя из сред­ней стоимости оказанных услуг и рассчитываются примени­тельно к складам временного хранения по следующим ставкам:

а) за хранение товаров - сумма, эквивалентная 0,04 евро за килограмм в сутки;

б) за хранение транспортных средств - сумма, эквивалентная 3 евро за единицу (морское, речное или воздушное судно, вагон, автомобиль и т.п.) в сутки.

Региональные таможенные управления могут устанавливать дифференцированные размеры сборов за хранение для конкрет­ных складов временного хранения исходя из их местонахожде­ния, сложившейся конъюнктуры иен на складские услуги, заполняемости складских площадей и иных экономических фак­торов. Дифференцированные размеры таможенных сборов за хранение не могут быть выше приведенных нормативов, уста­новленных в Положении о временном хранении (складах вре­менного хранения) (п. 12.10).

Таможенный сбор за таможенное сопровождение. Под та­моженным сопровождением понимается такой способ перевозки товаров и транспортных средств на этапе таможенного оформ­ления, при котором они сопровождаются непосредственно та­моженными служащими. Таможенное сопровождение гаранти­рует высокую степень сохранности транспортируемых, грузов и соблюдения таможенного законодательства. Однако использо­вание этой меры непосредственного таможенного контроля сдерживается значительным увеличением транспортных расходов и нехваткой таможенных кадров. Поэтому к таможенному сопровождению прибегают обычно в том случае, когда тамо­женный контроль не удается обеспечить другим путем.

В соответствии с приказом ГТК России от 27 декабря 1994 г. № 698 «О таможенном сопровождении товаров» таможенный орган принимает решение об осуществлении таможенного со­провождения в следующих случаях:

1) когда перевозка товаров, находящихся под таможенным кон­тролем, не может быть осуществлена таможенным перевозчиком;

2) когда пограничным таможенным органом принято реше­ние о производстве досмотра товаров на своих складах времен­ного хранения;

3) когда соблюдение таможенного законодательства не мо­жет быть обеспечено иными мерами.

За таможенное сопровождение взимаются сборы, размеры которых определяются ГТК России по согласованию с Мини­стерством финансов РФ (ст. 116 ТК РФ). Эти сборы уплачива­ются таможенному органу, принявшему решение об осуществ­лении сопровождения. Ответственность за их уплату возлагает­ся на перевозчика.

Величина таможенного сбора за таможенное сопровождение каждого авто- и железнодорожного транспортного средства, ис­пользуемого для перевозок товаров либо следующего в качестве товара своим ходом, зависит от расстояния выполняемого сопро­вождения: 20 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) - за таможенное сопровождение товаров и транспортных средств на расстояние до 50 км; 30 МРОТ - от 50 до 100 км; 40 МРОТ - от 100 до 200 км; 60 МРОТ - свыше 200 км.

При таможенном сопровождении каждого морского (речно­го) или воздушного судна, используемого для перевозки това­ров, уплачивается таможенный сбор в размере 20 МРОТ вне зависимости от расстояния выполняемого сопровождения (при­каз ГТК России от 8 апреля 1996 г. № 216).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.67.26 (0.037 с.)