Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Практикум по организации контроля таможенной стоимостиСтр 1 из 22Следующая ⇒
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тульский государственный университет»
Утверждаю Зав. кафедрой СЭиТД ________________Т.В.Толстухина «____»_________________ 2015 г.
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по дисциплине
Система таможенных режимов
В системе таможенного режима условно можно выделить три составляющие части - подсистемы:
1) Нормативно-регулятивную: основные начала, принципы правового регулирования, нормативно-правовые акты, устанавливающие порядок применения таможенного режима, нормативно-правовые акты, устанавливающие ответственность за нарушение. 2 ) режимоорганизационную: режимные органы (ГТК РФ, РТУ, таможни, таможенные посты),органы, с которыми взаимодействуют режимные органы (ИНС, ФСНП, ВЭК, МВД, ОПС0) 3) материально-техническую: склады, транспорт, магазины, лаборатории и т.д. Важнейшими принципами правового регулирования таможенных режимов являются: a) обязательность заявления таможенного режима (ст. 22 ТК РФ); b) свобода выбора и изменения таможенного режима (ст. 25 ТК РФ); c) принцип подчинения таможенному режиму (ст. 28,29 ТК РФ). В соответствии со ст. 25 ТК РФ «лицо вправе в любое время выбрать любой таможенный режим или изменить его на другой независимо от характера, количества, страны происхождения товаров и транспортных средств», если иное не предусмотрено таможенным законодательством. Приведем примеры изъятия из принципа свободы выбора и изменения таможенного режима. Так, таможенный режим переработки вне таможенной территории предполагает помещение продуктов переработки только под таможенный режим выпуска для свободного обращения (ст. 87 ТК РФ). Запрещается изменять таможенный режим отказа в пользу государства на другой после получения разрешения таможенного органа о помещении товара под этот режим (п. 1.4 Положения о таможенном режиме отказа в пользу государства, утвержденного приказом ГТК России от 30 декабря 1993 г. № 559). Таможенный режим заявляется таможенному органу при декларировании посредством проставления в графе I грузовой таможенной декларации специального цифрового кода, соответствующего выбранному таможенному режиму.
Декларирование является неотъемлемым этапом таможенного оформления, которое, в свою очередь, представляет собой процедуру помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим и завершения действия этого режима в соответствии с положениями ТК РФ. Таким образом, товар считается помещенным под таможенный режим с момента завершения таможенного оформления (проставления на таможенной декларации штампа «выпуск разрешен», скрепленного личной номерной печатью сотрудника таможенного органа). С момента помещения товаров и транспортных средств под таможенный режим пользование и распоряжение ими осуществляются в соответствии с заявленным таможенным режимом (ст. 28 ТК РФ). Систему источников права, регулирующих отношения, которые возникают в связи с помещением товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим, составляют: 1.Международные договоры: · Генеральное соглашение по тарифам и торговле, в частности, статья III. Национальный режим в отношении внутреннего налогообложения и регулирования, статья V. Свобода транзита, статья VIII. Сборы и формальности, связанные с ввозом и вывозом; · Конвенция «О гармонизации и упрощении таможенных процедур» (Киотская конвенция), по существу ставшая международными правилами таможенного контроля; · Стамбульская конвенция и Конвенция о карнете АТА, определяющие порядок применения таможенного режима временного ввоза (вывоза); · Конвенция МДП (карнет TIR), устанавливающая порядок совершения транзитных операций; · различные двусторонние межправительственные соглашения и др. 2. ТК РФ, Закон РФ от 21 мая 1993 г. «О таможенном тарифе» и другие федеральные законы (ФЗ от 13 октября 1995 г. «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», ФЗ от 22 января 1996 г. «Об Особой экономической зоне в Калининградской области» и др.). 3. Указы Президента РФ (Указ Президента РФ от 14 июня 1992 г. № 629 «О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания таможенных пошлин», Указ Президента РФ от 18 августа 1996 г. № 1209 «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок» и др.). 4. Постановления Правительства РФ (постановления Правительства РФ от 22 февраля 1997 г. № 198 «О временном ввозе (вывозе) научных приборов и оборудования», от 13 августа 1997г. № 1002 «О дополнительных мерах по обеспечению полноты поступлений таможенных платежей в федеральный бюджет», от 8 мая 1998 г. № 430 «О применении таможенных режимов обработки товаров в алюминиевой промышленности» и от 24 июля 1998 г. № 830 «Об установлении на 1998-2000 годы количественных ограничений на отдельные виды товаров, ввозимых из других стран в таможенном режиме свободной таможенной зоны на территорию Особой экономической зоны в Калининградской области» и др.).
5. Нормативные правовые акты ГТК России и иных федеральных органов исполнительной власти (приказы, указания и т.д.). Заметим, что как бы детально и подробно ни была регламентирована практика применения таможенных режимов, всегда остаются отдельные аспекты отношений между пользователем таможенного режима и таможенным органом, не урегулированные правом. В таких случаях должностные лица таможенных органов действуют на основе дискреционных полномочий, т.е. по собственному усмотрению, при этом пользователь таможенного режима имеет право обжаловать решение таможенного органа в суде или по каналам административной юстиции. Порядок применения одних таможенных режимов (реимпорт, таможенный склад, магазин беспошлинной торговли, отказ в пользу государства и др.) регламентируется специальными положениями, утвержденными приказами ГТК России. Положение о конкретном таможенном режиме разрабатывается на основе соответствующих статей ТК РФ и охватывает, как правило, все основные вопросы, возникающие на практике в связи с помещением товаров и транспортных средств под конкретный таможенный режим. Остальные же таможенные режимы (и таких большинство) до сих пор ждут принятия своих положений, а пока в отношении них продолжает действовать большое количество различного рода несистематизированных правовых актов - указания, разъяснения, письма ГТК России. Отсутствие систематизированного законодательства по отдельным таможенным режимам не содействует укреплению законности в таможенном деле, отрицательно сказывается на развитии внешнеэкономических связей Российской Федерации и динамике внешнеторгового оборота. 2. Содержание таможенного режима Таможенный режим имеет свою внутреннюю структуру, которая раскрывает его содержание и представляет собой условия, требования и ограничения данного таможенного режима. Под условиями таможенного режима понимаются обстоятельства, которые обусловливают возможность помещения под него товаров и транспортных средств, под ограничениями - прямые либо косвенные запреты на осуществление с ними определенных действий, а под требованиями - действия, с совершением которых связана возможность завершения таможенного режима. Обстоятельства которые предопределяют возможность помещения под таможенный режим товаров и транспортных средств могут носить различный характер. Во-первых, предоставление некоторых таможенных режимов зависит от статуса товаров и транспортных средств. Законодатель может устанавливать запрет на помещение под таможенный режим определенных категорий товаров исходя из страны происхождения, наименования, классификации в соответствии с кодом по ТН ВЭД России, а также других характеристик. Так, использование таможенных режима реэкспорта и уничтожений допускается только при перемещении иностранных товаров (ст. 100, 102 Таможенного кодекса РФ). Товары, запрещенные к ввозу в Российскую Федерацию, не могут быть помещены под таможенные режимы выпуска для свободного обращения, таможенного склада, отказа в пользу государства, магазина беспошлинной торговли. Под таможенный режим магазина беспошлинной торговли не могут помешаться товары, запрещенные к реализации на территории Российской Федерации (ст. 53 ТК РФ).
Не допускается помещение под таможенный режим временного ввоза (вывоза) расходуемых материалов и образцов; пищевых продуктов и напитков, за исключением случаев их временного ввоза (вывоза) врекламных или демонстрационных целях в единичных экземплярах; квитируемых товаров, предназначенных для вывоза; а также промышленных отходов (приложение № 4 к указанию ГТК России от 25 апреля 1994 г. № 01-12/328). Во-вторых, ряд таможенных режимов предоставляется лицу только при совершении определенных действий. Например, возможность помещения товаров под таможенный режим выпуска для свободного обращения связана с уплатой в отношении них таможенных платежей, соблюдением мер экономической политики и иных установленных ограничений (ст. 31 Таможенного кодекса РФ). Одним из условий выпуска то варов в соответствии с таможенным режимом реимпорта является фактический ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации в течение 10 лет со дня вывоза (ст. 33 ТК РФ). Основанием для помещения товаров под определенные таможенные режимы служит разрешение таможенного органа, получение которого также является условием таможенного режима. К таким режимам относятся транзит, временный ввоз (вывоз), реэкспорт, уничтожение, отказ в пользу государства (ст. 37, 70, 100, 102, 105 ТК РФ). В соответствии с распоряжением ГТК России от 23 июля 1999 года №01-14/888 «О таможенном оформлении товара в соответствии с таможенным режимом «реэкспорта» реэкспорт товаров допускается с разрешения ГТК России, направленного в таможню в письменном виде за подписью заместителя председателя ГТК России, курирующего вопросы таможенных режимов. В качестве особого вида разрешения таможенного органа выступает лицензия, которая в соответствии со статьями 60, 66 и 90 ТК РФ необходима при использовании любого из таможенных режимов переработки (переработки на В-третьих, помещение товаров под таможенный режим может быть обусловлено возможностью наступления благоприятных или, наоборот, нежелательных для государства последствий. В частности, товары могут быть помешены под таможенные режимы переработки на таможенной территории или под таможенным контролем только в случае, если их переработка будет способствовать вывозу продуктов переработки или использованию производственных мощностей в Российской Федерации (ст. 60, 66 ТК РФ). Таможенный орган не предоставляет разрешение на помещение товаров под таможенный режим уничтожения, если уничтожение товаров может причинить существенный вред здоровью людей и окружающей природной среде или повлечь какие-либо расходы для государства (ст. 102, 103 Таможенного кодекса РФ, п. 3.7,2 Положения о таможенном режиме уничтожения товаров, утвержденного приказом ГТК России от 10 января 2000 года № 3). Ограничения таможенных режимов представляют собой прямые или косвенные запреты на осуществление с товарами и транспортными срадствами, помещенных под таможенный режим, определенных действий. Примером ограничения может служить положение таможенного режима временного ввоза товаров, согласно которому названный режим допускает только пользование временно ввезенными товарами, что исключает возможность их отчуждения либо передачи во владение третьему лицу (ст. 68 ТК РФ). Статья 44 ТК РФ закрепляет положение, в соответствии с которым с товарами, помещенными под режим таможенного склада, могут производиться только операции по обеспечению сохранности этих товаров, а также по подготовке товаров к продаже и транспортировке. Операции по обеспечению сохранности товаров могут включать чистку, проветривание, сушку, создание оптимального температурного режима хранения, окрашивание для защиты от ржавчины и т.п. Операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке предполагают дробление партий, формирование отправок, сортировку, упаковку и переупаковку, маркировку, погрузку, операции, связанные с доукомплектованием или приведением в рабочее состояние. При этом установлено, что все операции, производимые с товарами, не должны менять характеристики этих товаров, связанные с изменением их классификации по ТН ВЭД СНГ на уровне девятого знака цифрового кода. Таможенный режим магазина беспошлинной торговли предполагает, что заявленные под этот режим товары реализуются под таможенным контролем на таможенной территории Российской Федерации (в аэропортах, портах, открытых для международного сообщения, и иных местах, определяемых таможенными органами) без взимания таможенных пошлин, иных налогов и без применения к товарам мер экономической политики (ст. 52 ТК РФ). При этом реализация товаров допускается непосредственно в специальных магазинах (магазинах беспошлинной торговли) только физическим лицам и только в розницу. Эти ограничения содержатся в ТК РФ и в приказе ГТК России от 23 июля 1999 г. № 468. Требованиями таможенных режимов признаются действия, с совершениями которых связана возможность завершения таможенного режима в соответствии с требованиями таможенного законодательства. В качестве примера можно привести требование таможенного режима экспорта осуществить фактический вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации. Оно вытекает из самого определения таможенного режима, в соответствии с которым под экспортом товаров понимается такой режим, при котором товары вывозятся за пределы таможенной территории Российской Федерации без обязательства их ввоза на эту территорию (ст. 97 ТК РФ). Следует отметить, что требование вывоза товара за пределы таможенной территории Российской Федерации сформулировано применительно ко многим таможенным режимам. Это связано с тем, что все товары, находящиеся на территории Российской Федерации, являются либо российскими, либо иностранными1. Иностранные товары могут находиться на территории Российской Федерации ограниченное количество времени, после чего они рано или поздно должны быть заявлены под таможенный режим выпуска для свободного обращения (при помещении под этот режим товары приобретают статус российских) либо вывезены с территории Российской Федерации в соответствии с иным таможенным режимом. Это требование свойственно также таможенным режимам таможенного склада (в случае если товары, хранящиеся на таможенном складе, предназначены для вывоза из Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом экспорта), магазина беспошлинной торговли, временного вывоза, реэкспорта. Требованием таможенного режима экспорта товаров считается зачисление на транзитный валютный счет экспортера в уполномоченном банке Российской Федерации валютной выручки от экспорта товаров или ввоз эквивалентных по стоимости товаров (работ, услуг) в установленном порядке в сроки исполнения текущих валютных операций (Указ Президента Российской Федерации от 14 июня 1992 г. № 629, ст. 5 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», инструкция Банка России и ГГК России от 13 октября 1999 г. № 86-И и № 01-23/26541, приказ ГТК России от 24 июля 1995 г. №467 и Указ Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 г. № 1209). В рамках одного таможенного режима могут устанавливаться требования, условия, ограничения и не только общего характера, но и относящиеся к отдельным видам товаров. Так, условием таможенного режима выпуска для свободного обращения является соблюдение порядка маркировки отдельных подакцизных товаров (п. 1.2 Временной инструкции «О порядке маркировки отдельных подакцизных товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации», утвержденной приказом ГТК России от 13 июля 1994 г. № 357). Товары, помещенные под режим таможенного склада и предназначенные для вывоза в соответствии с таможенным режимом экспорта, должны быть вывезены не позднее трех месяцев со дня их помещения под режим таможенного склада. Данное требование распространяется только на указанную категорию товаров. Иногда нормативными правовыми актами Правительства РФ и ГТК России смягчается либо отменяется су шествующее условие, требование или ограничение. Например, согласно общему правилу под таможенный режим переработки под таможенным контролем могут помещаться только иностранные товары. Однако постановлением Правительства РФ от 8 мая 1998 г. №430 было установлено следующее: российские товары, закупаемые иностранным лицом на таможенной территории Российской Федерации с целью их дальнейшей переработки организациями алюминиевой промышленности Российской Федерации, оформлялись таможенными органами в порядке, предусмотренном для таможенного режима экспорта при условии соблюдения требований, установленных для товаров, помещаемых под таможенный режим экспорта, без их фактического вывоза за пределы Российской Федерации (до 31 декабря 1998 г.). При этом такие товары могли помещаться под таможенный режим переработки под таможенным контролем как иностранные товары в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации. Помещая товары под определенный таможенный режим, лицо, перемещающее товары, обязуется соблюдать все установленные законодательством ограничения и правила.
Система таможенных режимов
В системе таможенного режима условно можно выделить три составляющие части - подсистемы: 1) Нормативно-регулятивную: основные начала, принципы правового регулирования, нормативно-правовые акты, устанавливающие порядок применения таможенного режима, нормативно-правовые акты, устанавливающие ответственность за нарушение. 2 ) режимоорганизационную: режимные органы (ГТК РФ, РТУ, таможни, таможенные посты),органы, с которыми взаимодействуют режимные органы (ИНС, ФСНП, ВЭК, МВД, ОПС0) 3) материально-техническую: склады, транспорт, магазины, лаборатории и т.д. Важнейшими принципами правового регулирования таможенных режимов являются: d) обязательность заявления таможенного режима (ст. 22 ТК РФ); e) свобода выбора и изменения таможенного режима (ст. 25 ТК РФ); f) принцип подчинения таможенному режиму (ст. 28,29 ТК РФ). В соответствии со ст. 25 ТК РФ «лицо вправе в любое время выбрать любой таможенный режим или изменить его на другой независимо от характера, количества, страны происхождения товаров и транспортных средств», если иное не предусмотрено таможенным законодательством. Приведем примеры изъятия из принципа свободы выбора и изменения таможенного режима. Так, таможенный режим переработки вне таможенной территории предполагает помещение продуктов переработки только под таможенный режим выпуска для свободного обращения (ст. 87 ТК РФ). Запрещается изменять таможенный режим отказа в пользу государства на другой после получения разрешения таможенного органа о помещении товара под этот режим (п. 1.4 Положения о таможенном режиме отказа в пользу государства, утвержденного приказом ГТК России от 30 декабря 1993 г. № 559). Таможенный режим заявляется таможенному органу при декларировании посредством проставления в графе I грузовой таможенной декларации специального цифрового кода, соответствующего выбранному таможенному режиму. Декларирование является неотъемлемым этапом таможенного оформления, которое, в свою очередь, представляет собой процедуру помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим и завершения действия этого режима в соответствии с положениями ТК РФ. Таким образом, товар считается помещенным под таможенный режим с момента завершения таможенного оформления (проставления на таможенной декларации штампа «выпуск разрешен», скрепленного личной номерной печатью сотрудника таможенного органа). С момента помещения товаров и транспортных средств под таможенный режим пользование и распоряжение ими осуществляются в соответствии с заявленным таможенным режимом (ст. 28 ТК РФ). Систему источников права, регулирующих отношения, которые возникают в связи с помещением товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим, составляют: 1.Международные договоры: · Генеральное соглашение по тарифам и торговле, в частности, статья III. Национальный режим в отношении внутреннего налогообложения и регулирования, статья V. Свобода транзита, статья VIII. Сборы и формальности, связанные с ввозом и вывозом; · Конвенция «О гармонизации и упрощении таможенных процедур» (Киотская конвенция), по существу ставшая международными правилами таможенного контроля; · Стамбульская конвенция и Конвенция о карнете АТА, определяющие порядок применения таможенного режима временного ввоза (вывоза); · Конвенция МДП (карнет TIR), устанавливающая порядок совершения транзитных операций; · различные двусторонние межправительственные соглашения и др. 2. ТК РФ, Закон РФ от 21 мая 1993 г. «О таможенном тарифе» и другие федеральные законы (ФЗ от 13 октября 1995 г. «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», ФЗ от 22 января 1996 г. «Об Особой экономической зоне в Калининградской области» и др.). 3. Указы Президента РФ (Указ Президента РФ от 14 июня 1992 г. № 629 «О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания таможенных пошлин», Указ Президента РФ от 18 августа 1996 г. № 1209 «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок» и др.). 4. Постановления Правительства РФ (постановления Правительства РФ от 22 февраля 1997 г. № 198 «О временном ввозе (вывозе) научных приборов и оборудования», от 13 августа 1997г. № 1002 «О дополнительных мерах по обеспечению полноты поступлений таможенных платежей в федеральный бюджет», от 8 мая 1998 г. № 430 «О применении таможенных режимов обработки товаров в алюминиевой промышленности» и от 24 июля 1998 г. № 830 «Об установлении на 1998-2000 годы количественных ограничений на отдельные виды товаров, ввозимых из других стран в таможенном режиме свободной таможенной зоны на территорию Особой экономической зоны в Калининградской области» и др.). 5. Нормативные правовые акты ГТК России и иных федеральных органов исполнительной власти (приказы, указания и т.д.). Заметим, что как бы детально и подробно ни была регламентирована практика применения таможенных режимов, всегда остаются отдельные аспекты отношений между пользователем таможенного режима и таможенным органом, не урегулированные правом. В таких случаях должностные лица таможенных органов действуют на основе дискреционных полномочий, т.е. по собственному усмотрению, при этом пользователь таможенного режима имеет право обжаловать решение таможенного органа в суде или по каналам административной юстиции. Порядок применения одних таможенных режимов (реимпорт, таможенный склад, магазин беспошлинной торговли, отказ в пользу государства и др.) регламентируется специальными положениями, утвержденными приказами ГТК России. Положение о конкретном таможенном режиме разрабатывается на основе соответствующих статей ТК РФ и охватывает, как правило, все основные вопросы, возникающие на практике в связи с помещением товаров и транспортных средств под конкретный таможенный режим. Остальные же таможенные режимы (и таких большинство) до сих пор ждут принятия своих положений, а пока в отношении них продолжает действовать большое количество различного рода несистематизированных правовых актов - указания, разъяснения, письма ГТК России. Отсутствие систематизированного законодательства по отдельным таможенным режимам не содействует укреплению законности в таможенном деле, отрицательно сказывается на развитии внешнеэкономических связей Российской Федерации и динамике внешнеторгового оборота. 2. Содержание таможенного режима Таможенный режим имеет свою внутреннюю структуру, которая раскрывает его содержание и представляет собой условия, требов
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.81.240 (0.228 с.) |