Практикум по организации контроля таможенной стоимости 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практикум по организации контроля таможенной стоимости



МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Тульский государственный университет»

 

Утверждаю

Зав. кафедрой СЭиТД

________________Т.В.Толстухина

«____»_________________ 2015 г.

 

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

по дисциплине

 

Система таможенных режимов

Наименование   Код   Определение  
Выпуск для свободного обращения   Таможенный режим, при котором ввози­мые на таможенную территорию Россий­ской Федерации товары остаются постоян­но на этой территории без обязательства об их вывозе
Экспорт   Таможенный режим, при котором товары вывозятся за пределы таможенной терри­тории Российской Федерации без обяза­тельства об их ввозе на эту территорию
  Реимпорт   Таможенный режим, при котором рос­сийские товары, вывезенные с таможен­ной территории Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом экспорта, ввозятся обратно в установлен­ные сроки без взимания таможенных пошлин, иных налогов, а также без при­менения к товарам мер экономической политики
  Реэкспорт   Таможенный режим, при котором ино­странные товары вывозятся с таможенной территории Российской Федерации без взимания или с возвратом ввозных тамо­женных пошлин и иных налогов и без применения мер экономической политики в соответствии с нормативными правовы­ми актами по таможенному делу
Транзит     Таможенный режим, при котором товары перемещаются под таможенным контро­лем между двумя таможенными органами Российской Федерации, в том числе через территорию иностранного государства, без взимания таможенных пошлин, иных налогов, а также без применения к това­рам мер экономической политики
Временный ввоз (вывоз)     Таможенный режим, при котором пользование товарами на таможенной территории Российской Федерации или за ее пределами допускается с полным или частичным освобождением от та­моженных пошлин, иных налогов и без применения мер экономической поли­тики  
    Переработка на тамо­женной территории         Таможенный режим, при котором ино­странные товары используются в уста­новленном порядке для переработки на таможенной территории Российской Федерации без применения к товарам мер экономической политики для пере­работки под таможенным контролем с последующим выпуском для свободного обращения или помещением продуктов переработки под иной таможенный режим  
Переработка под таможенным контролем    
    Переработка вне тамо­женной территории         Таможенный режим, при котором рос­сийские товары вывозятся без примене­ния к ним мер экономической политики и используются вне таможенной терри­тории Российской Федерации с целью их переработки и последующего выпус­ка продуктов переработки для свобод­ного обращения на таможенной терри­тории Российской Федерации с полным или частичным освобождением от та­моженных пошлин, иных налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики  
  Магазин беспошлинной торговли         Таможенный режим, при котором то­вары реализуются под таможенным контролем на таможенной территории Российской Федерации (в аэропортах, портах, открытых для международного сообщения, и иных местах, определяе­мых таможенными органами) без взи­мания таможенных пошлин, иных на­логов, а также без применения к това­рам мер экономической политики  
  Свободная таможенная зона/свободный склад     Таможенные режимы, при которых ино­странные товары размещаются и использу­ются в соответствующих территориальных границах или помещениях (местах) без взимания таможенных пошлин, иных нало­гов, а также без применения к указанным товарам мер экономической политики, а российские товары размещаются и исполь­зуются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта, в порядке, определяемом ТК РФ
  Таможенный склад       Таможенный режим, при котором ввезен­ные товары хранятся под таможенным контролем без взимания таможенных пошлин и иных налогов и без применения к товарам мер экономической политики в период хранения, а товары, предназна­ченные для вывоза в соответствии с та­моженным режимом экспорта, хранятся под таможенным контролем с предостав­лением льгот, предусмотренных ТК РФ  
  Уничтожение       Таможенный режим, при котором ино­странные товары уничтожаются под тамо­женным контролем, включая приведение их в состояние, непригодное для использо­вания, без взимания таможенных пошлин и иных налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики  
Отказ в пользу государства     Таможенный режим, при котором лицо от­казывается от товара без взимания тамо­женных пошлин, иных налогов, а также без применения мер экономической политики  
Вывоз товаров для представительств Российской Федерации за рубежом     Таможенный режим, при котором товары вывозятся с таможенной территории Рос­сийской Федерации без взимания тамо­женных пошлин, а также без применения к товарам мер экономической политики  
Вывоз отдельных товаров в государства -бывшие республики СССР     Таможенный режим, при котором товары вывозятся с таможенной территории Рос­сийской Федерации без взимания тамо­женных пошлин и применения мер эконо­мической политики и не подлежат отчужде­нию без разрешения таможенных органов  
Перемещения припасов   Таможенный режим, при котором товары перемешаются через таможенную границу Российский Федерации без взимания пошлин и налогов и без применения мер экономической политики.
       

В системе таможенного режима условно можно выделить три составляющие части - подсистемы:

1) Нормативно-регулятивную: основные начала, принципы правового регулирования, нормативно-правовые акты, устанавливающие порядок применения таможенного режима, нормативно-правовые акты, устанавливающие ответственность за нарушение.

2 ) режимоорганизационную: режимные органы (ГТК РФ, РТУ, таможни, таможенные посты),органы, с которыми взаимодействуют режимные органы (ИНС, ФСНП, ВЭК, МВД, ОПС0)

3) материально-техническую: склады, транспорт, магазины, лаборатории и т.д.

Важнейшими принципами правового регулирования таможен­ных режимов являются:

a) обязательность заявления таможенного режима (ст. 22 ТК РФ);

b) свобода выбора и изменения таможенного режима (ст. 25 ТК РФ);

c) принцип подчинения таможенному режиму (ст. 28,29 ТК РФ).

В соответствии со ст. 25 ТК РФ «лицо вправе в любое время выбрать любой таможенный режим или изменить его на другой независимо от характера, количества, страны происхождения то­варов и транспортных средств», если иное не предусмотрено та­моженным законодательством. Приведем примеры изъятия из принципа свободы выбора и изменения таможенного режима. Так, таможенный режим переработки вне таможенной террито­рии предполагает помещение продуктов переработки только под таможенный режим выпуска для свободного обращения (ст. 87 ТК РФ). Запрещается изменять таможенный режим отказа в поль­зу государства на другой после получения разрешения таможен­ного органа о помещении товара под этот режим (п. 1.4 Положе­ния о таможенном режиме отказа в пользу государства, утвер­жденного приказом ГТК России от 30 декабря 1993 г. № 559).

Таможенный режим заявляется таможенному органу при дек­ларировании посредством проставления в графе I грузовой тамо­женной декларации специального цифрового кода, соответствующего выбранному таможенному режиму.

Декларирование является неотъемлемым этапом таможенного оформления, которое, в свою очередь, представляет собой проце­дуру помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим и завершения действия этого режима в соответствии с положениями ТК РФ. Таким образом, товар счи­тается помещенным под таможенный режим с момента заверше­ния таможенного оформления (проставления на таможенной дек­ларации штампа «выпуск разрешен», скрепленного личной но­мерной печатью сотрудника таможенного органа).

С момента помещения товаров и транспортных средств под та­моженный режим пользование и распоряжение ими осуществляются в соответствии с заявленным таможенным режимом (ст. 28 ТК РФ).

Систему источников права, регулирующих отношения, кото­рые возникают в связи с помещением товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим, составляют:

1.Международные договоры:

· Генеральное соглашение по тарифам и торговле, в частности, статья III. Национальный режим в отношении внут­реннего налогообложения и регулиро­вания, статья V. Свобода транзита, статья VIII. Сборы и формальности, связанные с ввозом и вывозом;

· Конвенция «О гармонизации и упрощении таможенных процедур» (Киотская конвенция), по существу ставшая международными правилами таможенного контроля;

· Стамбульская конвенция и Кон­венция о карнете АТА, определяющие порядок применения тамо­женного режима временного ввоза (вывоза);

· Конвенция МДП (карнет TIR), устанавливающая порядок совершения транзитных операций;

· различные двусторонние межправительственные соглашения и др.

2. ТК РФ, Закон РФ от 21 мая 1993 г. «О таможенном тарифе» и другие федеральные законы (ФЗ от 13 октября 1995 г. «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», ФЗ от 22 января 1996 г. «Об Особой экономической зоне в Калинин­градской области» и др.).

3. Указы Президента РФ (Указ Президента РФ от 14 июня 1992 г. № 629 «О частичном изменении порядка обязательной про­дажи части валютной выручки и взимания таможенных пошлин», Указ Президента РФ от 18 августа 1996 г. № 1209 «О государствен­ном регулировании внешнеторговых бартерных сделок» и др.).

4. Постановления Правительства РФ (постановления Прави­тельства РФ от 22 февраля 1997 г. № 198 «О временном ввозе (вы­возе) научных приборов и оборудования», от 13 августа 1997г. № 1002 «О дополнительных мерах по обеспечению полноты посту­плений таможенных платежей в федеральный бюджет», от 8 мая 1998 г. № 430 «О применении таможенных режимов обработки товаров в алюминиевой промышленности» и от 24 июля 1998 г. № 830 «Об установлении на 1998-2000 годы количественных огра­ничений на отдельные виды товаров, ввозимых из других стран в таможенном режиме свободной таможенной зоны на территорию Особой экономической зоны в Калининградской области» и др.).

5. Нормативные правовые акты ГТК России и иных федераль­ных органов исполнительной власти (приказы, указания и т.д.).

Заметим, что как бы детально и подробно ни была регламен­тирована практика применения таможенных режимов, всегда ос­таются отдельные аспекты отношений между пользователем та­моженного режима и таможенным органом, не урегулированные правом. В таких случаях должностные лица таможенных органов действуют на основе дискреционных полномочий, т.е. по собст­венному усмотрению, при этом пользователь таможенного режи­ма имеет право обжаловать решение таможенного органа в суде или по каналам административной юстиции. Порядок применения одних таможенных режимов (реимпорт, таможенный склад, мага­зин беспошлинной торговли, отказ в пользу государства и др.) регламентируется специальными положениями, утвержденными приказами ГТК России. Положение о конкретном таможенном режиме разрабатывается на основе соответствующих статей ТК РФ и охватывает, как правило, все основные вопросы, возникаю­щие на практике в связи с помещением товаров и транспортных средств под конкретный таможенный режим.

Остальные же таможенные режимы (и таких большинство) до сих пор ждут принятия своих положений, а пока в отношении них продолжает действовать большое количество различного рода несистематизированных правовых актов - указания, разъяснения, письма ГТК России.

Отсутствие систематизированного законодательства по от­дельным таможенным режимам не содействует укреплению за­конности в таможенном деле, отрицательно сказывается на разви­тии внешнеэкономических связей Российской Федерации и дина­мике внешнеторгового оборота.

2. Содержание таможенного режима

Таможенный режим имеет свою внутреннюю структуру, кото­рая раскрывает его содержание и представляет собой условия, требования и ограничения данного таможенного режима.

Под условиями таможенного режима понимаются обстоятель­ства, которые обусловливают возможность помещения под него товаров и транспортных средств, под ограничениями - прямые либо косвенные запреты на осуществление с ними определенных действий, а под требованиями - действия, с совершением кото­рых связана возможность завершения таможенного режима.

Обстоятельства кото­рые предопределяют возможность помещения под таможенный режим товаров и транспортных средств могут носить различный характер.

Во-первых, предоставление некоторых таможенных режимов зависит от статуса товаров и транспортных средств. Законодатель может устанавливать запрет на поме­щение под таможенный режим определенных категорий товаров исходя из страны происхождения, наименования, классификации в соответствии с кодом по ТН ВЭД России, а также других характеристик. Так, использование таможенных режима реэкспорта и уничтожений допускается только при перемещении иностранных товаров (ст. 100, 102 Таможенного кодекса РФ). Товары, запрещенные к ввозу в Российскую Федерацию, не могут быть помещены под таможенные режимы выпуска для свободного обращения, таможенного склада, отказа в пользу государства, мага­зина беспошлинной торговли. Под таможенный режим магазина бес­пошлинной торговли не могут помешаться товары, запрещенные к реализации на территории Российской Федерации (ст. 53 ТК РФ).

Не допускается помещение под таможенный режим временно­го ввоза (вывоза) расходуемых материалов и образцов; пищевых продуктов и напитков, за исключением случаев их временного ввоза (вывоза) врекламных или демонстрационных целях в еди­ничных экземплярах; квитируемых товаров, предназначенных для вывоза; а также промышленных отходов (приложение № 4 к ука­занию ГТК России от 25 апреля 1994 г. № 01-12/328).

Во-вторых, ряд таможенных режимов предоставляется лицу только при соверше­нии определенных действий. Например, возможность помещения товаров под таможенный режим выпуска для свободного обращения связана с уплатой в отношении них таможенных платежей, соблюдением мер экономической политики и иных установленных ограничений (ст. 31 Таможенного кодекса РФ). Одним из условий выпуска то варов в соответствии с таможенным режимом реимпорта является фактический ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации в течение 10 лет со дня вывоза (ст. 33 ТК РФ).

Основанием для помещения товаров под определенные таможенные режимы служит разрешение таможенного органа, получение которого также является услови­ем таможенного режима. К таким режимам относятся транзит, временный ввоз (вывоз), реэкспорт, уничтожение, отказ в пользу государства (ст. 37, 70, 100, 102, 105 ТК РФ). В соответствии с распоряжением ГТК России от 23 июля 1999 года №01-14/888 «О таможенном оформлении товара в соответствии с таможенным режимом «реэкспорта» реэкспорт товаров допускается с разрешения ГТК России, направленного в таможню в письменном виде за подписью заместителя председателя ГТК России, курирующего вопросы таможенных режимов.

В качестве особого вида разрешения таможенного органа выступает лицензия, которая в соответствии со статьями 60, 66 и 90 ТК РФ необходима при использовании любого из таможенных режимов переработки (переработки на
таможенной территории, переработки под таможенным контролем и переработки вне таможенной территории).

В-третьих, помещение товаров под таможенный режим может быть обусловлено возможностью наступления благоприятных или, наоборот, нежелательных для госу­дарства последствий.

В частности, товары могут быть помешены под таможенные режимы переработ­ки на таможенной территории или под таможенным контролем только в случае, если их переработка будет способствовать вывозу продуктов переработки или использо­ванию производственных мощностей в Российской Федерации (ст. 60, 66 ТК РФ). Таможенный орган не предоставляет разрешение на помещение товаров под таможенный режим уничтожения, если уничтожение товаров может причинить существенный вред здоровью людей и окружающей природной среде или повлечь какие-либо расходы для государства (ст. 102, 103 Таможенного кодекса РФ, п. 3.7,2 Положения о таможенном режиме уничтожения товаров, утвержденного при­казом ГТК России от 10 января 2000 года № 3).

Ограничения таможенных режимов представляют собой прямые или косвенные запреты на осуществление с товарами и транспортными срадствами, помещенных под таможенный режим, определенных действий.

Примером ограничения может служить положе­ние таможенного режима временного ввоза товаров, согласно ко­торому названный режим допускает только пользование временно ввезенными товарами, что исключает возможность их отчуждения либо передачи во владение третьему лицу (ст. 68 ТК РФ). Статья 44 ТК РФ закрепляет положение, в соответствии с кото­рым с товарами, помещенными под режим таможенного склада, могут производиться только операции по обеспечению сохранности этих товаров, а также по подготовке товаров к продаже и транспор­тировке. Операции по обеспечению сохранности товаров могут включать чистку, проветривание, сушку, создание оптимального температурного режима хранения, окрашивание для защиты от ржавчины и т.п. Операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке предполагают дробление партий, формирование отправок, сортировку, упаковку и переупаковку, маркировку, по­грузку, операции, связанные с доукомплектованием или приведени­ем в рабочее состояние. При этом установлено, что все операции, производимые с товарами, не должны менять характеристики этих товаров, связанные с изменением их классификации по ТН ВЭД СНГ на уровне девятого знака цифрового кода.

Таможенный режим магазина беспошлинной торговли предпо­лагает, что заявленные под этот режим товары реализуются под таможенным контролем на таможенной территории Российской Федерации (в аэропортах, портах, открытых для международного сообщения, и иных местах, определяемых таможенными органами) без взимания таможенных пошлин, иных налогов и без применения к товарам мер экономической политики (ст. 52 ТК РФ). При этом реализация товаров допускается непосредственно в специальных магазинах (магазинах беспошлинной торговли) только физическим лицам и только в розницу. Эти ограничения содержатся в ТК РФ и в приказе ГТК России от 23 июля 1999 г. 468.

Требованиями таможенных режимов признаются действия, с совершениями которых связана возможность завершения таможенного режима в соответствии с требованиями таможенного законодательства.

В качестве примера можно привести требование таможенного режима экспорта осуществить фактический вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федера­ции. Оно вытекает из самого определения таможенного режима, в соответствии с которым под экспортом товаров понимается такой режим, при котором товары вывозятся за пределы таможенной территории Российской Федерации без обязательства их ввоза на эту территорию (ст. 97 ТК РФ).

Следует отметить, что требование вывоза товара за пределы та­моженной территории Российской Федерации сформулировано применительно ко многим таможенным режимам. Это связано с тем, что все товары, находящиеся на территории Российской Феде­рации, являются либо российскими, либо иностранными1. Ино­странные товары могут находиться на территории Российской Фе­дерации ограниченное количество времени, после чего они рано или поздно должны быть заявлены под таможенный режим выпус­ка для свободного обращения (при помещении под этот режим то­вары приобретают статус российских) либо вывезены с территории Российской Федерации в соответствии с иным таможенным режи­мом. Это требование свойственно также таможенным режимам таможенного склада (в случае если товары, хранящиеся на тамо­женном складе, предназначены для вывоза из Российской Федера­ции в соответствии с таможенным режимом экспорта), магазина беспошлинной торговли, временного вывоза, реэкспорта.

Требованием таможенного режима экспорта товаров считается за­числение на транзитный валютный счет экспортера в уполномоченном банке Российской Федерации валютной выручки от экспорта товаров или ввоз эквивалентных по стоимости товаров (работ, услуг) в установ­ленном порядке в сроки исполнения текущих валютных операций (Указ Президента Российской Федерации от 14 июня 1992 г. № 629, ст. 5 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», инструкция Банка России и ГГК России от 13 октября 1999 г. № 86-И и № 01-23/26541, приказ ГТК России от 24 июля 1995 г. №467 и Указ Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 г. № 1209).

В рамках одного таможенного режима могут устанавливаться требования, условия, ограничения и не только общего характера, но и относящиеся к отдельным видам товаров. Так, условием таможенно­го режима выпуска для свободного обращения является соблюдение порядка маркировки отдельных подакцизных товаров (п. 1.2 Времен­ной инструкции «О порядке маркировки отдельных подакцизных товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федера­ции», утвержденной приказом ГТК России от 13 июля 1994 г. 357). Товары, помещенные под режим таможенного склада и предназна­ченные для вывоза в соответствии с таможенным режимом экспорта, должны быть вывезены не позднее трех месяцев со дня их помеще­ния под режим таможенного склада. Данное требование распростра­няется только на указанную категорию товаров.

Иногда нормативными правовыми актами Правительства РФ и ГТК России смягчается либо отменяется су шествующее условие, требование или ограничение. Например, согласно общему прави­лу под таможенный режим переработки под таможенным контро­лем могут помещаться только иностранные товары. Однако по­становлением Правительства РФ от 8 мая 1998 г. №430 было установлено следующее: российские товары, закупаемые ино­странным лицом на таможенной территории Российской Федера­ции с целью их дальнейшей переработки организациями алюми­ниевой промышленности Российской Федерации, оформлялись таможенными органами в порядке, предусмотренном для тамо­женного режима экспорта при условии соблюдения требований, установленных для товаров, помещаемых под таможенный режим экспорта, без их фактического вывоза за пределы Российской Фе­дерации (до 31 декабря 1998 г.). При этом такие товары могли помещаться под таможенный режим переработки под таможен­ным контролем как иностранные товары в соответствии с тамо­женным законодательством Российской Федерации.

Помещая товары под определенный таможенный режим, лицо, перемещающее товары, обязуется соблюдать все установленные законодательством ограничения и правила.

 

Система таможенных режимов

Наименование   Код   Определение  
Выпуск для свободного обращения   Таможенный режим, при котором ввози­мые на таможенную территорию Россий­ской Федерации товары остаются постоян­но на этой территории без обязательства об их вывозе
Экспорт   Таможенный режим, при котором товары вывозятся за пределы таможенной терри­тории Российской Федерации без обяза­тельства об их ввозе на эту территорию
  Реимпорт   Таможенный режим, при котором рос­сийские товары, вывезенные с таможен­ной территории Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом экспорта, ввозятся обратно в установлен­ные сроки без взимания таможенных пошлин, иных налогов, а также без при­менения к товарам мер экономической политики
  Реэкспорт   Таможенный режим, при котором ино­странные товары вывозятся с таможенной территории Российской Федерации без взимания или с возвратом ввозных тамо­женных пошлин и иных налогов и без применения мер экономической политики в соответствии с нормативными правовы­ми актами по таможенному делу
Транзит     Таможенный режим, при котором товары перемещаются под таможенным контро­лем между двумя таможенными органами Российской Федерации, в том числе через территорию иностранного государства, без взимания таможенных пошлин, иных налогов, а также без применения к това­рам мер экономической политики
Временный ввоз (вывоз)     Таможенный режим, при котором пользование товарами на таможенной территории Российской Федерации или за ее пределами допускается с полным или частичным освобождением от та­моженных пошлин, иных налогов и без применения мер экономической поли­тики  
    Переработка на тамо­женной территории         Таможенный режим, при котором ино­странные товары используются в уста­новленном порядке для переработки на таможенной территории Российской Федерации без применения к товарам мер экономической политики для пере­работки под таможенным контролем с последующим выпуском для свободного обращения или помещением продуктов переработки под иной таможенный режим  
Переработка под таможенным контролем    
    Переработка вне тамо­женной территории         Таможенный режим, при котором рос­сийские товары вывозятся без примене­ния к ним мер экономической политики и используются вне таможенной терри­тории Российской Федерации с целью их переработки и последующего выпус­ка продуктов переработки для свобод­ного обращения на таможенной терри­тории Российской Федерации с полным или частичным освобождением от та­моженных пошлин, иных налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики  
  Магазин беспошлинной торговли         Таможенный режим, при котором то­вары реализуются под таможенным контролем на таможенной территории Российской Федерации (в аэропортах, портах, открытых для международного сообщения, и иных местах, определяе­мых таможенными органами) без взи­мания таможенных пошлин, иных на­логов, а также без применения к това­рам мер экономической политики  
  Свободная таможенная зона/свободный склад     Таможенные режимы, при которых ино­странные товары размещаются и использу­ются в соответствующих территориальных границах или помещениях (местах) без взимания таможенных пошлин, иных нало­гов, а также без применения к указанным товарам мер экономической политики, а российские товары размещаются и исполь­зуются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта, в порядке, определяемом ТК РФ
  Таможенный склад       Таможенный режим, при котором ввезен­ные товары хранятся под таможенным контролем без взимания таможенных пошлин и иных налогов и без применения к товарам мер экономической политики в период хранения, а товары, предназна­ченные для вывоза в соответствии с та­моженным режимом экспорта, хранятся под таможенным контролем с предостав­лением льгот, предусмотренных ТК РФ  
  Уничтожение       Таможенный режим, при котором ино­странные товары уничтожаются под тамо­женным контролем, включая приведение их в состояние, непригодное для использо­вания, без взимания таможенных пошлин и иных налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики  
Отказ в пользу государства     Таможенный режим, при котором лицо от­казывается от товара без взимания тамо­женных пошлин, иных налогов, а также без применения мер экономической политики  
Вывоз товаров для представительств Российской Федерации за рубежом     Таможенный режим, при котором товары вывозятся с таможенной территории Рос­сийской Федерации без взимания тамо­женных пошлин, а также без применения к товарам мер экономической политики  
Вывоз отдельных товаров в государства -бывшие республики СССР     Таможенный режим, при котором товары вывозятся с таможенной территории Рос­сийской Федерации без взимания тамо­женных пошлин и применения мер эконо­мической политики и не подлежат отчужде­нию без разрешения таможенных органов  
Перемещения припасов   Таможенный режим, при котором товары перемешаются через таможенную границу Российский Федерации без взимания пошлин и налогов и без применения мер экономической политики.
       

В системе таможенного режима условно можно выделить три составляющие части - подсистемы:

1) Нормативно-регулятивную: основные начала, принципы правового регулирования, нормативно-правовые акты, устанавливающие порядок применения таможенного режима, нормативно-правовые акты, устанавливающие ответственность за нарушение.

2 ) режимоорганизационную: режимные органы (ГТК РФ, РТУ, таможни, таможенные посты),органы, с которыми взаимодействуют режимные органы (ИНС, ФСНП, ВЭК, МВД, ОПС0)

3) материально-техническую: склады, транспорт, магазины, лаборатории и т.д.

Важнейшими принципами правового регулирования таможен­ных режимов являются:

d) обязательность заявления таможенного режима (ст. 22 ТК РФ);

e) свобода выбора и изменения таможенного режима (ст. 25 ТК РФ);

f) принцип подчинения таможенному режиму (ст. 28,29 ТК РФ).

В соответствии со ст. 25 ТК РФ «лицо вправе в любое время выбрать любой таможенный режим или изменить его на другой независимо от характера, количества, страны происхождения то­варов и транспортных средств», если иное не предусмотрено та­моженным законодательством. Приведем примеры изъятия из принципа свободы выбора и изменения таможенного режима. Так, таможенный режим переработки вне таможенной террито­рии предполагает помещение продуктов переработки только под таможенный режим выпуска для свободного обращения (ст. 87 ТК РФ). Запрещается изменять таможенный режим отказа в поль­зу государства на другой после получения разрешения таможен­ного органа о помещении товара под этот режим (п. 1.4 Положе­ния о таможенном режиме отказа в пользу государства, утвер­жденного приказом ГТК России от 30 декабря 1993 г. № 559).

Таможенный режим заявляется таможенному органу при дек­ларировании посредством проставления в графе I грузовой тамо­женной декларации специального цифрового кода, соответствующего выбранному таможенному режиму.

Декларирование является неотъемлемым этапом таможенного оформления, которое, в свою очередь, представляет собой проце­дуру помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим и завершения действия этого режима в соответствии с положениями ТК РФ. Таким образом, товар счи­тается помещенным под таможенный режим с момента заверше­ния таможенного оформления (проставления на таможенной дек­ларации штампа «выпуск разрешен», скрепленного личной но­мерной печатью сотрудника таможенного органа).

С момента помещения товаров и транспортных средств под та­моженный режим пользование и распоряжение ими осуществляются в соответствии с заявленным таможенным режимом (ст. 28 ТК РФ).

Систему источников права, регулирующих отношения, кото­рые возникают в связи с помещением товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим, составляют:

1.Международные договоры:

· Генеральное соглашение по тарифам и торговле, в частности, статья III. Национальный режим в отношении внут­реннего налогообложения и регулиро­вания, статья V. Свобода транзита, статья VIII. Сборы и формальности, связанные с ввозом и вывозом;

· Конвенция «О гармонизации и упрощении таможенных процедур» (Киотская конвенция), по существу ставшая международными правилами таможенного контроля;

· Стамбульская конвенция и Кон­венция о карнете АТА, определяющие порядок применения тамо­женного режима временного ввоза (вывоза);

· Конвенция МДП (карнет TIR), устанавливающая порядок совершения транзитных операций;

· различные двусторонние межправительственные соглашения и др.

2. ТК РФ, Закон РФ от 21 мая 1993 г. «О таможенном тарифе» и другие федеральные законы (ФЗ от 13 октября 1995 г. «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», ФЗ от 22 января 1996 г. «Об Особой экономической зоне в Калинин­градской области» и др.).

3. Указы Президента РФ (Указ Президента РФ от 14 июня 1992 г. № 629 «О частичном изменении порядка обязательной про­дажи части валютной выручки и взимания таможенных пошлин», Указ Президента РФ от 18 августа 1996 г. № 1209 «О государствен­ном регулировании внешнеторговых бартерных сделок» и др.).

4. Постановления Правительства РФ (постановления Прави­тельства РФ от 22 февраля 1997 г. № 198 «О временном ввозе (вы­возе) научных приборов и оборудования», от 13 августа 1997г. № 1002 «О дополнительных мерах по обеспечению полноты посту­плений таможенных платежей в федеральный бюджет», от 8 мая 1998 г. № 430 «О применении таможенных режимов обработки товаров в алюминиевой промышленности» и от 24 июля 1998 г. № 830 «Об установлении на 1998-2000 годы количественных огра­ничений на отдельные виды товаров, ввозимых из других стран в таможенном режиме свободной таможенной зоны на территорию Особой экономической зоны в Калининградской области» и др.).

5. Нормативные правовые акты ГТК России и иных федераль­ных органов исполнительной власти (приказы, указания и т.д.).

Заметим, что как бы детально и подробно ни была регламен­тирована практика применения таможенных режимов, всегда ос­таются отдельные аспекты отношений между пользователем та­моженного режима и таможенным органом, не урегулированные правом. В таких случаях должностные лица таможенных органов действуют на основе дискреционных полномочий, т.е. по собст­венному усмотрению, при этом пользователь таможенного режи­ма имеет право обжаловать решение таможенного органа в суде или по каналам административной юстиции. Порядок применения одних таможенных режимов (реимпорт, таможенный склад, мага­зин беспошлинной торговли, отказ в пользу государства и др.) регламентируется специальными положениями, утвержденными приказами ГТК России. Положение о конкретном таможенном режиме разрабатывается на основе соответствующих статей ТК РФ и охватывает, как правило, все основные вопросы, возникаю­щие на практике в связи с помещением товаров и транспортных средств под конкретный таможенный режим.

Остальные же таможенные режимы (и таких большинство) до сих пор ждут принятия своих положений, а пока в отношении них продолжает действовать большое количество различного рода несистематизированных правовых актов - указания, разъяснения, письма ГТК России.

Отсутствие систематизированного законодательства по от­дельным таможенным режимам не содействует укреплению за­конности в таможенном деле, отрицательно сказывается на разви­тии внешнеэкономических связей Российской Федерации и дина­мике внешнеторгового оборота.

2. Содержание таможенного режима

Таможенный режим имеет свою внутреннюю структуру, кото­рая раскрывает его содержание и представляет собой условия, требов



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.81.240 (0.228 с.)