Тема 9. Государственные целевые фонды 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 9. Государственные целевые фонды



1 Фонды целевого назначения

2 Фонд пенсионного страхования

3 Фонд социального страхования по временной утрате трудоспособности

4 Фонд социального страхования на случай безработицы

5 Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

 

 

 

Государственные целевые фонды – один из методов перераспределения национального дохода страны.

Классификация фондов целевого назначения приведена на рисунке 22.

 

Рисунок 22 – Классификация целевых фондов

 

Главными методами мобилизации национального дохода в процессе перераспределения при формировании фондов выступают:

- специальные налоги и сборы;

- средства из бюджета;

- займы.

Каждый фонд имеет закрепленные доходы и расходы и соответствующую систему управления. Средства фондов имеют строго целевое назначение и на другие цели не расходуются.

По срокам действия целевые фонды подразделяются на постоянные и временные.

Постоянные фонды – это фонды, создание которых связано с выполнением отдельных функций государства. В Украине к постоянным фондам относятся: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования по временной утрате трудоспособности, Фонд страхования на случай безработицы, Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Временные фонды – это фонды, которые формируются с целью ускоренного разрешения актуальных проблем. В Украине к временным фондам относятся: Фонд социальной защиты инвалидов, Фонд охраны окружающей среды.

По правовому положению специальные фонды делятся на государственные, местные и межгосударственные.

Государственные целевые фонды находятся в распоряжении центрального правительства.

У местных органов власти имеется большое количество местных фондов, среди которых наиболее крупными являются заемные фонды.

Одной из форм многостороннего сотрудничества между государствами являются международные организации и фонды. Они объединяют государства, национальные институты, общества, ассоциации неправительственного характера для достижения общей цели в области политики, экономики, социальной, научно-технической сфер, а также культуры и т.д. Создаются межгосударственные целевые фонды денежных средств на основе межгосударственных соглашений для осуществления единой валютно-финансовой и кредитной политики стран-участниц. Среди межгосударственных фондов наибольшее значение имеют Международный валютный фонд, задачей которого является урегулирование международной ликвидности в целях равновесия платежного баланса, и Международный банк реконструкции и развития (МБРР), предоставляющий долгосрочные кредиты для расширения производственных мощностей. Все валютные операции проводятся через уполномоченные банки.

В зависимости от целей использования специальные фонды подразделяются на военно-политические, социальные, научно-исследовательские и экономические.

Социальные фонды — ресурсы, которые предназначены для оказания социальных услуг населению. В Украине к социальным фондам относятся:

- Пенсионный фонд;

- Фонд социального страхования по временной утрате трудоспособности;

- Фонд страхования на случай безработицы;

- Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Научно - исследовательские фонды используются для финансирования поддержки научных исследований в промышленности, строительстве, а также содержания государственных научных центров, осуществляющих разработку фундаментальных исследований.

Экономические фонды предназначены для регулирования хозяйственной жизни. К экономическим фондам относятся следующие фонды:

- инвестиционные;

- кредитные;

- резервные;

- конъюнктурные и др.

В Украине к экономическим фондам относятся: Украинский фонд поддержки предпринимательства, Украинский государственный фонд поддержки сельских и фермерских хозяйств, Государственный дорожный фонд Украины, Государственный фонд охраны окружающей среды

Остановимся более подробно на бюджетных и внебюджетных фондах. Бюджет является основным централизованным фондом финансовых ресурсов государства. Однако у государства могут быть определенные потребности, которые имеют особое значение и поэтому должны иметь соответствующее финансовое обеспечение. Это и есть причина создания внебюджетных целевых фондов.

Внебюджетные фонды появились задолго до возникновения единого центрального денежного фонда государства – бюджета, в виде специальных фондов и особых счетов. Государство с расширением деятельности нуждалось во все более новых расходах. Средства для их покрытия централизовались в особых фондах, которые были предназначены для специальных целей. Такие фонды носили, как правило, временный характер. С выполнением государством намеченных мероприятий и прекращением их финансирования они заканчивали свое существование. В связи с этим количество специальных фондов постоянно менялось: одни возникали, другие аннулировались. В целом наблюдалась тенденция к увеличению количества и объема фондов.

Множественность специальных фондов создавала определенные финансовые неудобства (в одних фондах наблюдалась нехватка средств, а в других — избыток) и требовала дополнительных расходов на управление ими. С укреплением централизованного государства начинается период унификации фондов. На базе объединения различных фондов был создан государственный бюджет, который после рассмотрения и утверждения его парламентом стал законом, обязательным к исполнению.

В современных условиях наряду с бюджетом вновь повышается значение внебюджетных фондов. Увеличение количества и объема этих фондов объясняется рядом причин. Во-первых, у органов государственной власти появляются дополнительные средства для вмешательства в хозяйственную жизнь и финансовой поддержки предпринимательства, особенно в условиях нестабильной экономики. Во-вторых, эти фонды, будучи автономными от бюджета, предназначены для решения новых важных задач, которые требуют особого внимания со стороны государства. Именно появление внебюджетных фондов со строго целевым использованием средств обеспечивает более эффективный государственный контроль. В-третьих, внебюджетные фонды могут при определенных условиях, то есть при наличии активного сальдо, использоваться для покрытия бюджетного дефицита.

Состав целевых бюджетных и внебюджетных фондов Украины приведен на рисунке 23.

 

Рисунок 23 – Состав целевых бюджетных и внебюджетных фондов Украины

 

Внебюджетные фонды создаются двумя путями:

- выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение;

- формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов.

 

 

Пенсионный фонд был создан для исполнения Закона Украины «О пенсионном обеспечении». Средства фонда не входят в Государственный бюджет и не могут быть использованы на другие цели, кроме выплаты пенсий и помощи.

Главными направлениями деятельности Пенсионного фонда являются:

1) целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов, связанных с социальной защитой населения;

2) организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

3) капитализация средств фонда, а также привлечение в него добровольных взносов граждан и юридических лиц;

4) контроль за своевременным и полным поступлением в фонд страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;

5) проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;

6) разъяснительная работа среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции фонда.

Фонд может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан и т.д.

Бюджет фонда формируется за счет:

- сборов на обязательное государственное пенсионное страхование;

- сумм финансовых санкций, взысканных за нарушение оплаты сборов на обязательное государственное пенсионное страхование;

- средств Государственного бюджета на выплату отдельных видов пенсий;

- отчислений органами местного бюджета процентов от суммы фиксированного налога (10%), от суммы средств, полученных от продажи специальных торговых патентов (17%);

- перечислений отделениями Государственного казначейства Украины 42% от суммы единого налога, 68% от суммы фиксированного сельскохозяйственного налога;

- сумм процентов за пользование временно свободными средствами Пенсионного фонда;

- дополнительных и специальных сборов;

- добровольных взносов предприятий, организаций, населения;

- других поступлений.

Источники доходов фонда:

1) взносы предприятий различных форм собственности, их объединений, бюджетных, общественных и других учреждений и организаций, их филиалов, объединений граждан и других юридических лиц в размере 32% от фонда заработной платы;

2) взносы физических лиц-субъектов предпринимательской деятельности, которые используют труд наемных работников – 32% от суммы налогооблагаемого дохода (прибыли);

3) страховые платежи физических лиц, работающих на условиях трудового договора (контракта), и физических лиц, выполняющих работы (услуги) согласно гражданско-правовым договорам в размере 1% от совокупного налогооблагаемого дохода, если такой доход не превышает 150 грн., и в размере 2% – если такой доход превышает 150 грн.;

4) сборы с юридических и физических лиц, осуществляющих операции по покупке-продаже валюты, в размере 1% от суммы операций по купле-продаже валюты;

5) сбор с субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих торговлю ювелирными изделиями из золота (кроме обручальных колец, гладкошлифованных и с алмазной обработкой), платины и драгоценных камней – в размере 5% от стоимости реализованных ювелирных изделий;

6) сборы с юридических и физических лиц, отчуждающих легковые автомобили (кроме тех, которыми обеспечиваются инвалиды, и переходящих в собственность по наследству) – в размере 3% от стоимости легкового автомобиля;

7) целевые поступления из бюджета на выплату пенсий военнослужащим, работникам органов МВД, инвалидам детства;

8) доходы от размещения временно свободных денежных средств фонда;

9) добровольные взносы и пожертвования, прочие доходы.

 

Концентрируемые в Пенсионном фонде средства направляются на:

1) выплату в соответствии с действующим законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий:

- по возрасту (в том числе работающим пенсионерам);

- по инвалидности;

- в случае потери кормильца;

- социальных и других пенсий в соответствии с законодательством;

2) выплату пособий по уходу за ребенком старше полутора лет;

3) повышение пенсий в связи с изменением индекса потребительских цен и ростом заработной платы;

4) реализация государственных, региональных и областных программ социальной поддержки пенсионеров, инвалидов, детей и других категорий населения;

5) обеспечение текущей деятельности и содержание органов управления Фонда;

6) организацию разъяснительной работы среди населения и осуществление других мероприятий в соответствии с заданиями Пенсионного фонда.

Особенность расходования средств Пенсионного фонда состоит в том, что средства сохраняются в учреждениях банка на расчётных счетах и изъятию не подлежат. Органы управления Пенсионного фонда содержатся за счет Государственного бюджета.

В соответствии с законодательством запрещается использовать средства Пенсионного фонда не по целевому назначению, в том числе на кредитные операции, предоставление займов.

В случае отсутствия задолженности по выплатам пенсий временно свободные средства могут быть использованы на приобретение государственных ценных бумаг.

Сбор на обязательное государственное пенсионное страхование оплачивается одновременно с получением средств на оплату труда в учреждениях банков.

В случае нехватки у плательщиков сбора средств на оплату труда и оплату сбора в полном объеме, выдача средств на оплату труда и оплата сбора осуществляется в пропорциональных размерах.

 

 

Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности осуществляет управление общегосударственным социальным страхованием в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, связанными с рождением и погребением.

Общеобязательное государственное социальное страхование в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, связанными с рождением и погребением, предусматривает:

- материальное обеспечение граждан в связи с потерей заработной платы (дохода) вследствие временной потери трудоспособности (включая присмотр за больным ребенком, ребенком-инвалидом, больным членом семьи), беременностью и родами, присмотром за малолетним ребенком;

- частичную компенсацию расходов, связанных с рождением ребенка, смертью застрахованного лица или членов его семьи;

- предоставление социальных услуг за счет бюджета Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности, который формируется путем уплаты страховых взносов собственником или уполномоченным им органом, гражданами, а также за счет других источников, предусмотренных законодательством.

Правовые отношения в сфере общеобязательного государственного страхования в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, связанными с рождением и погребением, базируются на Конституции Украины и регулируются:

- Основами законодательства Украины об общеобязательном государственном социальном страховании (16/98-ВР);

- Кодексом законов о труде Украины;

- Законом Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, связанными с рождением и погребением» от 18.01.2001 г. № 2240-III;

- Законом Украины «О размере взносов на некоторые виды общеобязательного государственного социального страхования» от 11.02.2001 г. № 2213-III.

Цель создания фонда – обеспечение поступления и аккумуляция сбора на обязательное социальное страхование в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, связанными с рождением и погребением, и других средств, предназначенных для финансирования материального обеспечения и социальных услуг, виды которых предусмотрены законом, осуществление их предоставления и контроль за целевым использованием средств.

Средства Фонда направляются на выплату застрахованным лицам помощи в связи с временной потерей трудоспособности, беременностью и родами, рождением ребенка и уходом за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, а также на погребение.

Фонд относится к целевым внебюджетным фондам.

К источникам поступлений в Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности относятся:

- страховые взносы страхователей-работодателей и застрахованных лиц;

- благотворительные взносы предприятий, учреждений, организаций и физических лиц;

- ассигнования из Государственного бюджета Украины;

- начисления пени в случаях неуплаты страховых взносов в установленные сроки, штрафов и других финансовых санкций, применяемых к страхователям и должностным лицам.

Средства общеобязательного государственного социального страхования в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, связанными с рождением и погребением, зачисляются на единый счет фонда в учреждениях банков, определенных Кабинетом министров Украины для обслуживания средств Государственного бюджета Украины или специализированного банка, который обслуживает фонды по отдельным видам страхования.

Для обеспечения финансовой стабильности фонда создается резерв страховых средств в сумме, необходимой для финансирования всех видов материального обеспечения из расчета на месяц. В случае неиспользования средств фонда в текущем году они переходят на следующий финансовый год.

Все юридические и физические лица, которые вносят отчисления в этот фонд, обязаны зарегистрироваться как страхователи по месту своего нахождения в органах Фонда.

Страховые взносы на общеобязательное государственное социальное страхование платятся по тарифам, установленным Законом Украины «О размере взносов на некоторые виды общеобязательного государственного социального страхования» от 11.01.2001 г. № 2213-III. Субъекты, объекты и ставки сбора на обязательное социальное страхование в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, связанными с рождением и погребением, представлены в таблице 3.

 

 

Таблица 3 – Субъекты, объекты и ставки сбора на обязательное социальное страхование в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, связанными с рождением и погребением

Категории субъектов налогообложения Объект налогообложения Ставки сбора
     
Субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, их объединения, бюджетные, общественные и другие учреждения и организации, объединения граждан и др. юридические лица, а также физические лица – субъекты предпринимательской деятельности, которые используют труд наемных рабочих Фактические расходы на оплату труда работников, которые включают расходы на выплату основной и дополнительной заработной платы и других видов поощрений и выплат, исходя из тарифных ставок, в виде премий, поощрений, в том числе в натуральной форме, которые подлежат обложению налогом на доходы физических лиц (подоходным налогом с граждан). К этим расходам не относятся расходы на оплату выполненных работ (услуг) в соответствии с гражданско-правовыми договорами, выплату доходов в виде дивидендов, процентов и т.д., а также другие расходы, которые не учитываются при начислении среднемесячной заработной платы для назначения пенсий, перечень которых утверждается Кабинетом Министров Украины 2,9 % от объекта налогообложения

 

 

Продолжение табл.3

 

     
Предприятия Всеукраинских общественных организаций инвалидов, где количество инвалидов составляет не менее 50 процентов общей численности работающих и при условии, что фонд оплаты труда таких инвалидов составляет не менее 25 % суммы затрат на оплату труда Сумма фактических затрат на оплату труда наемных инвалидов   Сумма оплаты труда, которая включает основную и дополнительную заработную плату, а также другие поощрительные и компенсационные выплаты, в том числе в натуральной форме, которые подлежат обложению подоходным налогом с граждан 0,7 % от объекта налогообложения для работников инвалидов 2,9 % от объекта налогообложения для других работников
Предприятия и организации товариществ УТОУ и УТОС Сумма фактических расходов на оплату труда наемных работников, которая включает расходы на выплату основной и дополнительной заработной платы, другие поощрительные и компенсационные выплаты, в том числе в натуральной форме, которые определяются в соответствии с нормативно-правовыми актами, принятыми в соответствии с Законом Украины «Об оплате труда» (108/95-ВР) и подлежат обложению подоходным налогом с граждан 0,5 % от объекта налогообложения
Наемные работники Сумма оплаты труда, которая включает основную и дополнительную заработную плату, а также другие поощрительные и компенсационные выплаты, в том числе в натуральной форме, которые подлежат обложению подоходным налогом с граждан 0,25% для наемных работников, которые имеют заработную плату до 150 грн.; 0,5 % для наемных работников, которые имеют заработную плату свыше 150 грн.  

 

 

Продолжение табл.3

 

     
Физические лица, которые работают на условиях трудового договора (контракта), и физические лица, которые выполняют работы (услуги) в соответствии с гражданско-правовыми договорами, в том числе члены творческих объединений, творческие работники, которые не являются членами творческих объединений, а также граждане Украины, которые работают за ее пределами и не застрахованы в системе обязательного социального страхования страны, где они находятся Совокупный налогооблагаемый доход, рассчитанный в соответствии с законодательством Украины 3,4 % от объекта налогообложения

 

Страхователь – работодатель несет ответственность за уклонение от регистрации как плательщика страховых взносов, несвоевременность уплаты и неполную уплату страховых взносов, которые уплачивают застрахованные лица через счета работодателей, а также за порядок использования средств. В случае выявления нарушений страхователь уплачивает сумму доначисленных контролирующим органом страховых взносов (недоимки), штраф и пеню.

За нарушение срока регистрации страхователя как плательщика страховых взносов или несвоевременность их уплаты штраф налагается в размере 50 % суммы подлежащих уплате страховых взносов за весь период, который прошел со дня, когда страхователь должен был зарегистрироваться.

За неполную уплату страховых взносов на страхователя налагается штраф в размере 100 % заниженной суммы заработной платы, на которую в соответствии с законом начисляются страховые взносы, а в случае повторного нарушения – в трехкратном размере указанной суммы.

За нарушение порядка расходования страховых средств налагается штраф в размере 50 % подлежащей к уплате суммы страховых взносов.

Пеня начисляется исходя из 120 % учетной ставки НБУ, которая действовала на момент уплаты начисленной на полную сумму недоимки (без учета штрафов) за весь ее срок. Не уплаченные в срок страховые взносы, штраф и пеня взыскиваются в доход Фонда в бесспорном порядке.

Срок давности в случае взыскания страховых взносов, штрафов и пени, предусмотренных законом, не применяется.

Основными направлениями использования средств Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности являются:

1) выплата застрахованным лицам:

- помощи по временной нетрудоспособности (включая уход за больным ребенком);

- помощи в связи с беременностью и родами;

- помощи в связи с рождением ребенка;

- помощи по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста;

- помощи на погребение (кроме погребения пенсионеров, безработных и лиц, которые погибли в результате несчастного случая на производстве);

2) финансирование санаторно-курортного лечения и отдыха трудящихся, их детей и членов семьи, содержание санаториев-профилакториев, предоставление услуг по внешкольной работе;

3) создание резерва страховых средств в расчете на месяц для финансирования материального обеспечения застрахованных лиц.

Средства фонда могут использоваться страхователями только в соответствии с их целевым назначением в установленном порядке.

Страхователи не имеют права приостанавливать выплату помощи даже в тех случаях, когда суммы начисленных взносов и других платежей в Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности не покрывают фактических расходов на выплату помощи.

Контроль за правильностью начисления, своевременностью и полнотой перечисления и поступления сбора, других платежей в Фонд, а также за целевым назначением средств осуществляют страхователи, профсоюзные организации и органы Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности.

 

 

Фонд общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы создан для управления страхованием на случай безработицы, проведения сборов и аккумуляции страховых взносов, контроля за использованием средств для предоставления социальных услуг.

Фонд является централизованным страховым фондом, некоммерческой самоуправляемой организацией.

Деятельность Фонда регулируется:

- основами законодательства Украины об общеобязательном государственном социальном страховании (16/98-ВР);

- Законом Украины «О занятости населения» (№ 803-12);

- Законом Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы» (от 2.03.2000 г. № 1533-III);

- Законом Украины «О размере взносов на некоторые виды общеобязательного государственного социального страхования» (от 11.01.2001 г. № 2213-III).

Общеобязательное государственное страхование на случай безработицы – система прав, обязательств и гарантий, которая предусматривает материальное обеспечение на случай безработицы по не зависящим от застрахованных лиц обстоятельствам и предоставление социальных услуг за счет Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы.

Страхованию на случай безработицы подлежат лица, которые работают на условиях трудового договора (контракта), включая тех, кто проходит альтернативную (невойсковую) службу, работает неполный рабочий день или неполную рабочую неделю, и на других основаниях, предусмотренных законодательством о труде.

Объектом страхования на случай безработицы является страховой случай, при наступлении которого у застрахованного лица (члена его семьи, другого лица) возникает право на получение материального обеспечения на случай безработицы и предоставление социальных услуг.

Материальное обеспечение осуществляется в следующих формах:

- помощь по безработице, в том числе одноразовая ее выплата для организации безработным предпринимательской деятельности;

- помощь по частичной безработице;

- материальная помощь в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации безработного;

- материальная помощь по безработице, одноразовая материальная помощь безработному и нетрудоспособным лицам, которые находятся на его содержании;

- помощь на погребение в случае смерти безработного или лица, которое находится на его содержании.

Социальные услуги, которые осуществляются в соответствии с Законом «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы», имеют такие виды:

- профессиональная подготовка или переподготовка, повышение квалификации и профориентация;

- поиск подходящей работы и содействие в трудоустройстве, в том числе путем предоставления работодателю дотации на создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных и финансирования организации оплачиваемых общественных работ для безработных;

- информационные и консультационные услуги, связанные с трудоустройством.

Государство является гарантом обеспечения застрахованных лиц и предоставления им соответствующих социальных услуг Фондом общеобязательного государственного страхования Украины на случай безработицы. Все застрахованные лица являются членами Фонда.

Цель создания фонда – содействие обеспечению эффективной занятости, предотвращению безработицы, создание новых рабочих мест и др.

Источниками формирования фонда являются:

- ассигнования из Государственного бюджета, размер которых устанавливается Верховной Радой Украины;

- страховые взносы страхователей – работодателей, застрахованных лиц, которые уплачиваются на условиях и в порядке, предусмотренном законодательством;

- суммы финансовых санкций, примененных к предприятиям, учреждениям, организациям и физическим лицам за нарушение установленного порядка уплаты страховых взносов и использование средств Фонда, несоблюдение законодательства о занятости населения, а также суммы административных штрафов, наложенных в соответствии с законодательством на должностных лиц и граждан за такие нарушения;

- прибыль, полученная от временно свободных средств, в том числе резервов Фонда, на депозитном счете;

- благотворительные взносы общественных объединений, предприятий, организаций граждан, зарубежных фирм;

- средства службы занятости за оказанные услуги предпринимательским структурам;

- другие средства.

Нормативы обязательных отчислений в фонд определяет ежегодно Верховная Рада Украины при утверждении бюджета.

Фонд общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы создается на государственном и местном уровнях.

На государственном уровне основными направлениями использования фонда являются:

- развитие центров подготовки, обучения и профессиональной ориентации увольняемых трудящихся;

- проведение научных исследований по проблемам равновесия рынка труда и занятости населения;

- предоставление помощи государственным и местным органам занятости;

- возмещение Пенсионному фонду Украины расходов, связанных с досрочным выходом на пенсию лиц в соответствии с Законом Украины «О занятости населения»;

- финансирование расходов на содержание и обеспечение деятельности исполнительной дирекции Фонда и ее рабочих органов, управление Фондом;

- создание резерва средств Фонда;

- содержание информационно-вычислительных центров, полиграфической базы Фонда;

- создание общежитий и временного жилья для лиц без определенного места жительства;

- и другое.

На местном уровне основными направлениями использования фонда являются:

- профессиональная ориентация населения, профессиональное обучение увольняемых трудящихся и безработных, содействие их трудоустройству;

- выплата помощи по безработице, материальной помощи по безработице;

- предоставление беспроцентных займов безработных для занятия предпринимательской деятельностью;

- выплата помощи на погребение в случае смерти безработного или лица, которое находилось на его содержании;

- дотацию работодателю на создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных;

- организация дополнительных рабочих мест в отраслях народного хозяйства;

- другие расходы, связанные с социальной защитой прав граждан государства на труд.

Расходы бюджета Фонда по обеспечению выплаты помощи по безработице являются защищенными. Финансирование этих расходов осуществляется в первоочередном порядке.

В целях обеспечения стабильности Фонда создается резерв средств Фонда, который не может превышать сумму, необходимую для выплаты помощи по безработице из расчета на месяц.

Резерв средств Фонда хранится на специальном счете в уполномоченном банке Украины.

Работодатели и застрахованные лица платят страховые взносы один раз в месяц в день получения работодателями в учреждениях банков средств на оплату труда. В случае недостачи у работодателей средств на выплату заработной платы и уплату страховых взносов в полном объеме начисление их на заработную плату и перечисление страховых взносов в Фонд проводится в пропорциональных суммах.

Размеры страховых взносов устанавливаются на календарный год.

Структура субъектов, объектов и размеры страховых взносов в Фонд общеобязательного государственного страхования Украины на случай безработицы представлены в таблице 4.

 

Таблица 4 – Субъекты, объекты и ставки сбора на

общеобязательное государственное социальное

страхование на случай безработицы

 

Субъект налогообложения Объект налогообложения Ставки сбора
     
Работодатели Суммы фактических расходов на оплату труда наемных работников, которые включают расходы на выплату основной и дополнительной заработной платы, другие поощрительные и компенсационные выплаты, в том числе в натуральной форме, которые определяются согласно с нормативно-правовыми актами, принятыми в соответствии с Законом Украины «Про оплату труда» (108/95-ВР) и подлежат обложению подоходным налогом с граждан 2,1 % от объекта налогообложения  
Наемные работники Суммы оплаты труда, которые включают основную и дополнительную заработную плату, а также другие поощрительные и компенсационные выплаты, в том числе в натуральной форме, которые подлежат обложению подоходным налогом с граждан 0,5 % объекта налогообложения  
Физические лица, которые принимают участие в общеобязательном государственном социальном страховании на добровольных основах, обеспечивают себя работой самостоятельно (члены творческих союзов, творческие работники, которые не являются членами творческих союзов); лица, которые выполняют работы (услуги) в соответствии с гражданско-правовыми договорами, а также граждане Украины, которые работают за ее пределами и не застрахованы в системе обязательного государственного социального страхования страны, в которой они находятся Сумма налогооблагаемого дохода (прибыли), которая рассчитана в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины согласно законодательству Украины 2,6 %

Работодатель несет ответственность за несвоевременную регистрацию как плательщик страховых взносов в исполнительной дирекции Фонда по месту нахождения, несвоевременность уплаты и неполную уплату страховых взносов, в том числе тех, которые уплачивают застрахованные лица через счета работодателей в объеме доначисленных сумм взносов (недоимки), штрафов и пени.

Штраф налагается в размере скрытой суммы выплат, на которые начисляются страховые взносы, а в случае повторного нарушения – в трехкратном размере указанной суммы.

Пеня начисляется исходя из 120 % учетной ставки НБУ, которая действовала на момент уплаты, начисленной на полную сумму недоимки.

Не уплаченные в срок страховые взносы, пеня и штраф взыскиваются в доход Фонда со страхователя в бесспорном порядке.

Нормативы обязательных отчислений в фонд ежегодно определяет Верховная Рада Украины при утверждении бюджета. Фонд содействия занятости населения создается на государственном и местном уровнях.

 

 

 

Страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний является самостоятельным видом обязательного государственного страхования, при помощи которого производится социальная защита по охране жизни и здоровья граждан в процессе их трудовой деятельности.

Задачами страхования от несчастного случая являются:

- проведение профилактических мероприятий, направленных на устранение вредных и опасных производственных факторов, предотвращение несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний и других случаев угрозы здоровью застрахованных, вызванных условиями работы;

- восстановление здоровья и трудоспособности пострадавших на производстве от несчастных случаев или профессиональных заболеваний;

- возмещение материального и морального вреда застрахованным и членам их семей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.153.106.141 (0.109 с.)