Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 5. Государственные финансы
1 Структура государственных финансов 2 Государственные доходы 3 Государственные расходы
Государственные финансы – это совокупность распределительно-перераспределительных отношений, которые возникают в процессе формирования и использования централизованных фондов денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения исполнения государством своих функций. Государственные финансы подразделяются на уровни и звенья (рис.6). Звенья государственных финансов: - бюджет государства; - фонды целевого назначения; - государственный кредит; - финансы предприятий государственного сектора. По уровням государственные финансы делятся на общегосударственные и местные. Рисунок 6 – Структура государственных финансов
Общегосударственные финансы предназначены для обеспечения тех потребностей общества, которые носят общенациональный характер и отражают интересы государства в целом. Они, с одной стороны, формируют финансовую базу высших органов власти и управления, а с другой – выступают в их руках инструментом воздействия на социально-экономическое развитие страны. Местные финансы выступают финансовой базой местных органов власти и управления. Они обеспечивают региональные потребности в финансовых ресурсах. Основное предназначение местных финансов – обеспечение относительной финансовой независимости и автономности областей, районов, городов и т.д. Основная проблема структурного построения системы государственных финансов – установление оптимального соотношения между их уровнями. С одной стороны, уровень общегосударственной централизации должен обеспечивать общенациональные интересы, а с другой – не должен подрывать финансовую базу регионов.
Государственные доходы – это сумма средств, которые мобилизуются государством для обеспечения своей деятельности. Доходы служат финансовой базой деятельности государства. Необходимо различать понятия «государственные доходы» и «доходы государственного бюджета», которые не идентичны друг другу. В первом случае речь идет о более широкой группе финансовых отношений, ибо в состав государственных дохода помимо доходов госбюджета включаются доходы государственных предприятия и ресурсы государственных внебюджетных фондов.
Государственные доходы подразделяются на централизованные и децентрализованные. Централизованные доходы концентрируются в государственном бюджете и фондах целевого назначения и формируются за счет налоговых поступлений и неналоговых доходов, например доходов от внешнеэкономической деятельности, государственного имущества, таможенных сборов и др., а также платежи населения. Децентрализованные государственные доходы размещаются на государственных предприятиях и образуются из денежных фондов и накоплений самих предприятий. Во всех странах независимо от их общественно-экономического устройства и политической ориентации основным источником формирования государственных доходов является национальный доход. Когда вновь созданной стоимости не хватает для покрытия финансовых нужд, например в период экономического кризиса, затяжных войн и пр., государство обращается к другому источнику – национальному богатству. Это означает реализацию отдельных видов государственной собственности: золотого запаса, государственных предприятий, других видов имущества, что приводит к сокращению материальных ценностей, принадлежащих государству – уменьшению золотовалютных резервов, капиталовложений за границей и пр. Все источники доходов делятся на две группы – внутренние и внешние. К внутренним относятся национальный доход и национальное богатство, создаваемые внутри страны и используемые государством для осуществления своих функций; к внешним – национальный доход другой страны, заимствованный в форме внешних займов, а в исключительных случаях – национальное богатство. Во всех цивилизованных государствах основными источниками государственных доходов являются: - налоги; - займы; - эмиссии (бумажно-денежные и кредитные). Более подробно классификация государственных доходов приведена на рисунке 7. Рисунок 7 – Государственные доходы
Государственные расходы – это сумма средств, которые используются государством в процессе осуществления его финансовой деятельности.
Специфика общественного назначения государственных расходов состоит в обеспечении финансирования государственной деятельности: экономической, социальной, управленческой, военной и других функций государства. Если в рабовладельческом и феодальном обществах расходы государства состояли в основном из затрат на содержание дружины и военных походов, а также частных расходов государя, то с развитием производительных сил в современных условиях значительны государственные расходы в обеспечении финансирования таких функций, как экономическая, социальная, управленческая, военная, а также экологическая, обслуживания государственного долга и многих других. Государственные расходы осуществляются из различных фондов: как централизованных (бюджеты разных уровней, а также государственные внебюджетные фонды), так и децентрализованных (фонды государственных предприятий). Государственные расходы включают: - расходы госбюджета – представляют собой финансирование затрат, необходимых для осуществления государством своих конституционных функций; - расходы местных бюджетов – представляют собой финансирование социальных мероприятий и управления местным хозяйством: муниципальное строительство, дорожное хозяйство, бытовые учреждения, общественный транспорт, здравоохранение и т.д.; - расходы государственных внебюджетных фондов – представляют собой финансирование расходов, связанных с назначением этих фондов: социальное обеспечение и социальное страхование граждан страны, обязательное медицинское страхование, занятость населения и др.; - расходы госпредприятий – охватывают два вида затрат – текущие, которые связаны с обеспечением функционирования этих предприятий, и капитальные, т.е. инвестиции, идущие на обновление и расширение основного капитала. По роли в общественном производстве государственные расходы подразделяются на текущие расходы и расходы на развитие. Текущие расходы связаны с обеспечением функционирования бюджетных организаций и включают: текущие затраты на содержание органов государственной власти и управления, правоохранительных органов, на оборону, науку, предоставление социальных и коммунальных услуг, услуг народному хозяйству, выплату процентов по государственному долгу, бюджетные ссуды на текущие потребности и т.д. Капитальные расходы связаны с затратами на новое строительство и развитие действующих объектов государственной и муниципальной собственности в плане их расширения, реконструкции, технического перевооружения, т.е. с финансовыми вложениями в основной капитал и прирост материальных оборотных средств. В отношении экономических результатов государственные расходы делятся на производительные и непроизводительные. Производительные – это те расходы, которые или увеличивают преимущественное достояние государства, или укрепляют экономические основы частного хозяйства. Непроизводительные расходы – те, которые не дают ни одного из результатов, но не являются бесполезными. По характеру потребностей расходы подразделяются на обыкновенные и чрезвычайные. Обыкновенные расходы – отвечают постоянным потребностям государства и возобновляются с каждым финансовым годом. Обыкновенные расходы покрываются обыкновенными доходами (налогами, пошлинами и др.).
Чрезвычайные расходы – расходы, которые обуславливаются случайными и изменчивыми потребностями. Чрезвычайные расходы покрываются из чрезвычайных источников (продажа государственного имущества, заключение займа и др.). Расходы государства осуществляются разными способами: финансированием и путем предоставления ссуд и кредитов. Основной способ осуществления государственных расходов – это финансирование, т.е. безвозмездное и безвозвратное предоставление средств в разных формах для осуществления соответствующей деятельности. Составной частью финансирования является бюджетное финансирование, т.е. выделение денежных средств из бюджета соответствующего уровня. Безвозмездность и безвозвратность финансирования отличает его от кредитования. Система государственных расходов предназначена обеспечить рациональное размещение и эффективное использование государственных средств. Структура государственных расходов представлена на рисунке 8.
|
|||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.162.247 (0.012 с.) |