Финансовые ресурсы некоммерческих организаций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Финансовые ресурсы некоммерческих организаций



 

Рассмотрим источники финансовых ресурсов некоммерческих организаций.

Бюджетные учреждения и организации. Они финансируются или полностью за счет средств государственного или местных бюджетов, или на смешанной основе – посредством бюджетного финансирования, предоставления платных услуг, арендной платы, безвозвратной финансовой помощи, пассивных доходов (процентов, дивидендов, страховых выплат).

Если раньше почти все расходы бюджетных учреждений финансировались из бюджета, то сейчас в условиях сокращения бюджетных ассигнований эти учреждения имеют возможность за счет предоставления платных услуг – социально-культурных, управленческих, информационных, по охране общественного порядка – получать дополнительные финансовые ресурсы. Перечень платных услуг, которые могут предоставлять учреждения образования, здравоохранения, архивы, библиотеки и другие бюджетные учреждения, устанавливает Кабинет министров Украины. Дополнительным источником финансирования для некоторых учреждений стала арендная плата за сдачу в аренду помещений, оборудования, другого имущества.

Бюджетные учреждения и организации составляют свой финансовый план на календарный год – единую смету доходов и расходов. Превышение доходов над расходами внебюджетных средств необходимо направлять прежде всего на покрытие дефицита бюджетных ассигнований на заработную плату работников учреждения с начислениями на социальное страхование, оплату расходов на содержание учреждения. Только после финансирования этих неотложных расходов средства можно использовать на приобретение оборудования, капитальный ремонт помещений и другие расходы второстепенного порядка.

Общественные объединения. Основным источником финансовых ресурсов при создании этих организаций являются членские взносы учредителей. Направления использования поступлений определяются целью и задачами организации и закреплены в ее уставе.

В процессе функционирования общественные объединения также могут получать доходы от платных мероприятий, деятельности основанных ими предприятий, добровольных пожертвований.

Все поступления включаются в доходную часть финансового плана, а в расходной части отражаются расходы, связанные с основной деятельностью организации, содержанием сотрудников, помещений, другие административно-хозяйственные расходы.

Прибыль предприятий, созданных гражданскими объединениями, не освобождается от налогообложения, за исключением предприятий, созданных всеукраинскими организациями инвалидов, на которых количество работающих инвалидов не менее 50% от общей численности работающих, а фонд оплаты их труда – не менее 25% общих расходов на оплату труда.

Благотворительные организации и другие общественные фонды. Финансовые ресурсы при создании благотворительных организаций и общественных фондов формируются исключительно за счет добровольных взносов предприятий, организаций, учреждений, отдельных граждан. В процессе функционирования фонды могут получать средства за счет прибыли от производственно-хозяйственной деятельности созданных ими предприятий, доходов от депозитных вкладов, мероприятий, которые осуществляются в пользу фондов (лотереи, концерты, аукционы, выставки-продажи), платных услуг, издательской и другой деятельности.

Направления расходов зависят от цели создания фонда, указанной в его уставе. Расходы осуществляются в соответствии со сметой. По закону, размер выплат на содержание благотворительной организации не должен превышать 20% ее сметы в текущем году.

Особенностью использования собственности общественных объединений, благотворительных и других фондов является то, что их доходы или имущество (за исключением кредитных союзов и пенсионных фондов) не подлежат разделению между их учредителями или участниками и не должны использоваться для выгоды какого бы ни было отдельного учредителя, участника, должностного лица (кроме оплаты их труда).

 

 

 

Прибыль является одним из основных финансовых показателей производства. В условиях рыночной экономики она является основой экономического и социального развития предприятия. Постоянное увеличение прибыли – источник финансирования развития предприятия (реинвестирование прибыли), выплаты дивидендов, создания резервных фондов, удовлетворения социальных и материальных потребностей работников предприятия, благотворительной деятельности.

Основные функции прибыли:

1) это экономический показатель, характеризующий результаты хозяйственной деятельности;

2) прибыль выполняет функцию стимулирования, которая проявляется в процессе её распределения и использования;

3) прибыль является одним из источников формирования ресурсов предприятия, а также источником формирования доходной части бюджетов всех уровней.

На величину прибыли оказывают влияние различные факторы. Эти факторы носят как объективный, так и субъективный характер.

К субъективным относятся:

1) организационно-технический уровень предприятия;

2) конкурентоспособность продукции;

3) уровень производительности труда;

4) уровень затрат на производство продукции.

К объективным относятся:

1) уровень цен на потребляемые материалы, энергоресурсы и нормы амортизационных отчислений;

2) конъюнктура рынка.

Различают следующие виды прибыли:

- валовая прибыль (убыток);

- прибыль (убыток) от операционной деятельности;

- финансовые результаты от обычной деятельности до налогообложения;

- финансовые результаты от обычной деятельности;

- чрезвычайная прибыль (убыток);

- чистая прибыль (убыток).

Процесс расчета чистой прибыли (убытка) включает следующие этапы:

1) определение чистого дохода (выручки) от реализации продукции (товаров, услуг);

2) расчет валовой прибыли (убытка);

3) определение финансового результата от операционной деятельности (прибыль или убыток);

4) расчет прибыли (убытка) от обычной деятельности до налогообложения;

5) расчет прибыли (убытка) от обычной деятельности после налогообложения;

6) определение чрезвычайной прибыли (убытка);

7) определение чистой прибыли (убытка) отчетного периода.

Последовательность формирования чистой прибыли (убытка) предприятия представлена на рисунке 5.

Чистый доход (выручка) от реализации товаров (работ, услуг) предприятия определяется вычитанием из дохода (выручки) от реализации налогов, сборов, скидок:

 

ЧД = Вр – НС,

 

где НС – налоги, сборы, скидки.

Валовая прибыль (убыток) предприятия рассчитывается как разница между чистым доходом и себестоимостью реализованной продукции (товаров, работ, услуг):

 

ВП = ЧД – С.

 

Себестоимость реализованной продукции (товаров, работ, услуг) – это производственная себестоимость реализованной продукции или себестоимость реализованных товаров.

Производственная себестоимость реализованной продукции состоит из:

- прямых материальных затрат;

- прямых затрат на оплату труда;

- прочих прямых затрат;

- производственных накладных расходов.

Финансовый результат от операционной деятельности определяется по формуле

 

ФРоп = ВП + ОДпр – АР – СР – ОРпр,

 

где ОДпр – прочие операционные доходы;

АР – административные расходы;

СР – расходы на сбыт;

ОРпр – прочие операционные расходы.

Прочие операционные доходы предприятия состоят из доходов от операционной аренды активов, операционных курсовых разниц, возмещения ранее списанных активов и от реализации оборотных активов (кроме финансовых инвестиций).

 
 

Рисунок 5 – Последовательность формирования чистой прибыли

К административным расходам предприятия относят расходы на содержание административно-управленческого персонала, эксплуатацию основных средств административного назначения, на гонорары за профессиональные услуги, расходы на исследования и разработки, расходы на связь, амортизацию нематериальных активов, расходы на создание резерва сомнительных долгов, организационные расходы, расходы на регистрацию акций, расходы на проведение годовых собраний, вознаграждение директорам, представительские расходы, непроизводительные расходы, прочие административные расходы.

Расходы на сбыт состоят из расходов на упаковочные материалы, ремонт тары, на рекламу, исследование рынка; на оплату труда и комиссионные продавцам, торговым агентам, работникам отдела сбыта и складов, водителям; на оплату услуг сбытовых и посреднических организаций, предоставление скидок (дисконта) покупателям; расходов на командировки, на арендную плату, налоги, страхование, расходов на ремонт и эксплуатацию основных средств отдела сбыта, складов, транспортных средств; на фрахт; гарантийное обслуживание покупателей и т.д.

К прочим операционным расходам относят себестоимость реализованных производственных запасов; сомнительные (безнадежные) долги; потери от обесценивания запасов; потери от операционных курсовых разниц; признанные экологические санкции; отчисления для обеспечения предстоящих операционных расходов, а также все другие расходы, возникающие в процессе операционной деятельности предприятия (кроме расходов, входящих в состав себестоимости продукции, товаров, работ, услуг).

Финансовый результат от обычной деятельности до налогообложения рассчитывается по формуле

 

ФРд.о.= ФРо.д. + Дк + ФДпр + Дпр – ФР – Пк – Рпр,

 

где Дк – доход от участия в капитале, т.е. доход, полученный от инвестиций в ассоциативные дочерние или совместные предприятия, учет которых осуществляется методом участия в капитале;

ФДпр – прочие финансовые доходы, т.е. доходы по депозитным сертификатам, полученные дивиденды, полученные проценты, прочие доходы, полученные от финансовых операций;

Дпр – прочие доходы, т.е. доходы от реализации финансовых инвестиций, необоротных активов и имущественных комплексов, неоперационных курсовых разниц и прочие доходы, возникающие в процессе обычной деятельности;

ФР – финансовые расходы, расходы на проценты и прочие расходы, связанные с привлечением заемного капитала;

Пк – потери от участия в капитале, т.е. убыток, причиненный инвестициями в ассоциативные, дочерние или совместные предприятия;

Рпр – прочие расходы, к которым относят потери от неоперационных курсовых разниц и от уценки необоротных активов, себестоимость реализации финансовых инвестиций, необоротных активов, имущественных комплексов; прочие расходы, возникающие в процессе обычной деятельности.

Прибыль от обычной деятельности определяется как разница между прибылью от обычной деятельности до налогообложения и суммой налога на прибыль.

Чистая прибыль рассчитывается как сумма прибыли от обычной деятельности и чрезвычайного дохода за вычетом чрезвычайных расходов и налогов с чрезвычайной прибыли.

К чрезвычайным доходам и чрезвычайным расходам относят соответственно: невозмещенные убытки от чрезвычайных событий (стихийных бедствий, пожаров, техногенных аварий), включая расходы на предотвращение потерь от стихийных бедствий и техногенных аварий, определяемых за счет сумм страхового возмещения и покрытия потерь от чрезвычайных событий за счет других источников; прибыли или убытки от прочих операций и событий, соответствующих определению чрезвычайных событий в П(С)БУ.

Чистая прибыль предприятия распределяется между:

- государством;

- собственниками предприятия;

- самим предприятием.

Прибыль, отчисляемая государству, определяется на основе закона «О налогообложении прибыли». Оставшаяся часть распределяется между собственниками (акционерами – акционерное общество, учредителями – ООО) и самим предприятием. Часть прибыли, получаемая собственниками, составляет фонд оплаты дивидендов. На предприятии распределению принадлежит оставшаяся часть прибыли. Из этой прибыли выплачиваются некоторые местные налоги (налог на землю и имущество) и взыскиваются экономические санкции. Распределение прибыли внутри предприятия регламентируется документами предприятия, и только некоторые аспекты этого процесса фиксируются в уставе предприятия.

 

 

 

1 Финансовое планирование на коммерческих и государственных производственных предприятиях.

Основной документ – финансовый план, который состоит из четырёх разделов:

1) Доходы и поступления средств

Включает финансовые ресурсы предприятий, кроме полученных от банков и государства:

- прибыль от основной деятельности;

- прибыль от инвестиционной деятельности;

- проценты и дивиденды по ценным бумагам;

- доходы по договорам за НИР;

- амортизационные отчисления;

- выручка от реализации выбывшего имущества;

- прирост устойчивых пассивов.

2) Расходы и отчисления средств:

- расходы на расширение производства (инвестиции);

- расходы на создание фондов экономического стимулирования;

- расходы на приобретение ценных бумаг;

- отчисления в резерв;

- расходы на благотворительные цели.

3) Кредитные взаимоотношения с банками.

Этот раздел состоит из доходной и расходной частей. С одной стороны отражаются кредиты банков, с другой стороны отражаются погашение кредитов и оплата % по ним.

4) Взаимоотношения с бюджетом и внебюджетными фондами.

Этот раздел также состоит из доходной и расходной частей: с одной стороны – налоговые платежи в бюджет и отчисления во внебюджетные фонды, с другой – получаемые ассигнования

2 Финансовое планирование на государственных бюджетных предприятиях и организациях

Поскольку бюджеты предприятия не имеют доходов, то для финансового планирования используется сметная система.

Сущность этой системы состоит в том, что после составления предприятием плановой сметы затрат оно контролируется государством (вышестоящим органам), а затем под эту смету государство выделяет деньги.

Принципы сметного планирования:

1) плановость;

2) целевой характер выделенных средств;

3) выделение денег в зависимости от фактических затрат (но не > плановых);

4) подотчётность выделенных средств.

В процессе планирования составляются различные финансовые планы. Все они самостоятельны, но в то же время тесно взаимосвязаны. Финансовые планы обобщают разные стороны создания, использования и распределения совокупного общественного продукта (СОП). Планы составляются как в ведомственном, так и в территориальном разрезах.

Выделяют два наиболее распространенных подхода к планированию финансов: стратегическое планирование и система долгосрочного планирования. В системе долгосрочного планирования предполагается, что будущее может быть предсказано путем экстраполяции ретро перспективы на перспективу. Высшее руководство, на базе изучения прошлого развития, ставит завышенные цели, которые, как правило, не достигаются.

В системе стратегического планирования не считается, что будущее можно изучить только методом экстраполяции. В этой системе сначала осуществляют анализ перспектив развития предприятия, определяют тенденции, которые способны изменить существующие направления развития, поэтому результаты такого планирования не выходят за пределы обозримости. Вторым шагом является анализ позиций предприятия и его конкурентоспособности. Определяются возможности увеличения доли предприятия в различных зонах стратегического хозяйствования. Заключительный этап – выбор стратегии: сравнение перспектив развития в разных сферах деятельности, определение приоритетов и распределение между зонами стратегического хозяйствования.

Основными задачами планирования финансов на предприятии являются:

- обеспечение производственной и инвестиционной деятельности необходимыми финансовыми ресурсами;

- установление рациональных финансовых отношений с хозяйствующими субъектами, банками, бюджетом;

- выявление путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования;

- выявление и мобилизация резервов увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств;

- осуществление контроля за образованием и расходованием денежных средств.

Бизнес-план является основным методом финансового планирования на предприятии. В нем определяются цели деятельности предприятия и пути их достижения. Бизнес-план – это категория рыночного хозяйствования, он является проверенным инструментом повышения доходности предприятий в условиях конкуренции и свободного предпринимательства. Хорошо составленный, научно обоснованный бизнес-план необходим многим участникам коммерческого дела: учредителям, собственникам, партнерам, банкам и другим структурам.

Бизнес-план текущей деятельности состоит из трех частей:

- описание бизнеса;

- финансовая информация (баланс, финансовый план, стратегия инвестиций, товарно-материальное обеспечение кредитов, расчеты рентабельности);

- сопроводительные документы.

Главным инструментом разработки бизнес-плана является системное планирование. Смета – это форма планового расчета, которая определяет подробную программу действий предприятия на предстоящий период.

При составлении смет используются различные методы.

- Нормативный метод – расчет объемов затрат и потребностей в ресурсах ведется путем применения норм расхода ресурсов и планируемого объема экономического показателя.

- Расчетно-аналитический метод – расчет объемов затрат и потребности в ресурсах ведется путем использования средних затрат и индекса их изменения в плановом периоде.

- Балансовый метод – основой его является увязка объемов затрат и источников расширения ресурсов (доходов).

- Метод оптимизации – сущность его заключается в многовариантности. Из нескольких смет выбирается наилучшая с точки зрения минимума затрат и максимума получаемого эффекта.

- Метод моделирования смет – сущностью его является факторный анализ функциональных связей между различными элементами процесса производства.

При разработке бизнес-плана составляются следующие сметы:

- смета продаж;

- смета производства;

- смета прямых материальных затрат;

- смета расходов на оплату труда;

- смета себестоимости реализованной продукции;

- смета прибылей и убытков;

- смета движения денежных средств.

Как показывает практика, предприятия, на которых используются методы финансового планирования, имеют возможность более эффективно организовать свою производственно-хозяйственную и финансово-экономическую деятельность. Например, с помощью финансового планирования достаточно большие компании, которые имеют дочерние предприятия, могут не только определить плановые объемы производства продукции, выручки от реализации, объемы затрат на производство этой продукции, но и корректировать направления производственно-финансовой деятельности дочерних предприятий в зависимости от их потребностей и возможностей финансовой отдачи.

В современных условиях при использовании методов финансового планирования следует обращать большее внимание на краткосрочное планирование и текущее. Это связано с тем, что современный этап развития экономики в Украине характеризуется непредвиденными изменениями конъюнктуры.

Также при планировании финансово-хозяйственной деятельности на предприятии следует одновременно делать расчеты, связанные с прогнозированием возможной вероятности его банкротства. Это необходимо для того, чтобы определить целесообразность использования тех или других методов, связанных с финансовым планированием на предприятии.

С целью усовершенствования механизма финансового планирования на отечественных предприятиях следует обратить внимание на такие основные положения:

- Для удачного осуществления финансового планирования, прогнозирования и контроля финансовому руководителю предприятия рекомендуется использовать достаточную информационную базу, которая описывает индивидуальные особенности финансовой структуры предприятия и его положения на рынке.

- В период перехода к рыночной экономике большое значение приобретает принцип научной обоснованности финансового планирования, который предусматривает экономическое обоснование финансовых показателей.

- Предоставление самостоятельности предприятиям в финансовом планировании дает им возможность при разработке финансового плана и в процессе его исполнения регулировать размеры доходов и затрат, самостоятельно определять источники финансирования.

- Следует уделять внимание проблеме гибкости и надежности финансового планирования. Гибкое финансовое планирование необходимо рассматривать как процесс определения финансовых потребностей предприятия на плановый период, который дает возможность проводить структурную, организационную, финансовую адаптацию к внутренним и внешним, постоянно изменяющимся условиям.

В практике финансового планирования применяются следующие методы: экономического анализа, нормативный, балансовых расчетов, денежных потоков, метод многовариантности, экономико-математическое моделирование.

Метод экономического анализа позволяет определить основные закономерности, тенденции в движении натуральных и стоимостных показателей, внутренние резервы предприятия.

Сущность нормативного метода заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и их источниках. Такими нормативами являются ставки налогов и сборов, нормы амортизационных отчислений и др.

Использование метода балансовых расчетов для определения будущей потребности в финансовых средствах основывается на прогнозе поступления средств и затрат по основным статьям баланса на определенную дату в перспективе, которая должна соответствовать периоду нормальной эксплуатации предприятия.

Метод денежных потоков носит универсальный характер при составлении финансовых планов и служит инструментом для прогнозирования размеров и сроков поступления необходимых финансовых ресурсов. Теория прогноза денежных потоков основывается на ожидаемых поступлениях средств на определенную дату и бюджетировании всех издержек и расходов. Этот метод дает более объемную информацию, чем метод балансовой сметы.

Метод многовариантных расчетов состоит в разработке альтернативных вариантов плановых расчетов, с тем, чтобы выбрать из них оптимальный, при этом критерии выбора могут задаваться различные. Так, например, в одном варианте может быть заложен продолжающийся спад производства, инфляция и слабость национальной валюты, а в другом – рост процентных ставок и, как следствие, замедление темпов роста мировой экономики и снижение цен на продукцию.

Метод экономико-математического моделирования позволяет количественно выразить тесноту взаимосвязи между финансовыми показателями и основными факторами, их определяющими.

Таким образом, управление финансами предприятия возможно лишь при планировании всех финансовых потоков, процессов и отношений хозяйствующего субъекта.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 23.22.236.90 (0.072 с.)