Тема 3. Финансовая политика и Финансовый механизм 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Финансовая политика и Финансовый механизм



 

1 Финансовая политика и ее составляющие

2 Типы финансовой политики

3 Виды финансовой политики

4 Финансовый механизм

5 Финансовый контроль

 

 

Функционирование финансовой системы направлено на решение определенных задач, стоящих перед обществом. Эти задачи разрешаются посредством финансовой политики.

Финансовая политика – это комплекс мероприятий, которые осуществляются государством в сфере деятельности субъектов хозяйствования и финансовых институтов, граждан и государства с целью решения определённых задач и достижения поставленных целей.

Потребность в разработке и систематическом проведении финансовой политики возникла с развитием капитализма. Непосредственный толчок к составлению и осуществлению программ финансовой политики дал экономический кризис 1929-1933, поставивший под сомнение способность рыночной системы к саморегулированию без активного вмешательства государства в экономическую жизнь. Свое теоретическое обоснование принципы финансовой политики получили в работах Джона Мейнарда Кейнса и его последователей. В 30-40-е годы задачи финансовой политики преимущественно сводились к ослаблению влияния кризисов перепроизводства на экономику, поддержанию высокой хозяйственной активности и расширению платежного спроса. К 60-м годам акцент сместился, и основной ее задачей становится достижение высокой занятости и стимулирование увеличения темпов экономического роста. С 70-х же годов, включая также современную финансовой политику, приоритетным направлением стала борьба с инфляцией в совокупности с прежними задачами: обеспечением высокой занятости, стимулированием экономического роста, выравниванием платежного баланса и другими.

Основная цель финансовой политики – оптимальное распределение средств между отраслями народного хозяйства, территориями, слоями населения.

Задачи финансовой политики:

1) обеспечение условий для формирования максимально возможного объёма финансовых ресурсов;

2) рациональное распределение и использование финансовых ресурсов;

3) регулирование и стимулирование экономических и социальных процессов финансовыми методами;

4) выработка финансового механизма;

5) создание эффективной системы управления финансами.

Внутренние факторы, влияющие на финансовую политику:

- форма собственности на основные средства;

- структура экономики и уровень её развития;

- состав населения и уровень его благосостояния;

- организация денежного обращения и стабильность национальной денежной единицы;

- уровень развития кредитных отношений.

Внешние факторы, влияющие на финансовую политику:

- зависимость государства от отношений с другими государствами;

- экспортные возможности государства;

- степень интеграции национальной экономики в мировую экономическую систему.

Субъектом разработки финансовой политики является государство в лице органов власти и управления и основных финансовых органов – Министерства финансов и НБУ, а субъектом реализации – финансовые органы и институты.

Финансовая политика включает:

1 Монетарную политику – комплекс мероприятий в сфере денежного обращения. Ее механизм основывается на предложении денег и их стоимости как финансовых ресурсов.

2 Фискальную политику – характеризует действия государства в отношении централизации части произведенного ВВП и его общественного использования. Она осуществляется путем внедрения разнообразных методов мобилизации государственных доходов и распределения этих средств по отдельным направлениям государственных расходов.

Фискальная политика подразделяется на:

- налоговую политику – характеризует действия государства в сфере налогообложения: установление видов и соотношения налогов, определение плательщиков, ставок налогообложения, предоставления налоговых льгот и т.д. Она отражает как потребности государства в денежных ресурсах, так и влияние налогов на деятельность предприятий и граждан;

- бюджетную политику – деятельность государства в отношении формирования бюджета государства, его сбалансированности, распределения бюджетных средств. В зависимости от структуры бюджетных расходов политика может иметь социальную, экономическую или военную направленность.

3 Инвестиционная политика связана с созданием условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций прежде всего в реальный сектор экономики. Инвестиционная политика как часть финансовой политики реализуется на разных уровнях государственного управления и управления финансами хозяйствующих субъектов. Главная задача этой политики заключается в том, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать денежные средства в экономику государства, чтобы происходил приток иностранного капитала.

4 Социальная политика связана, прежде всего, с решением задач финансового обеспечения граждан, установленных Конституцией, и охватывает следующие сферы: пенсионную, миграционную, финансовой помощи отдельным слоям населения и т.д.

5 Таможенная политика представляет собой сочетание налоговой и ценовой политики, ограничивая или поощряя доступ на внутренний рынок товаров и услуг и поощряя или сдерживая экспорт или импорт товаров и услуг из страны. Таким образом, таможенная политика во многом предопределяет распределительные процессы не только между хозяйствующими субъектами и государством, но и между хозяйствующими субъектами, а также отраслями и регионами.

В зависимости от длительности периода, на который рассчитана финансовая политика, она включает в себя финансовую стратегию и финансовую тактику. Стратегия определяет сущность и направления тактики.

Финансовая стратегия – это политика, которая рассчитана на долгосрочную перспективу и решение глобальных заданий социально-экономического развития.

Финансовая тактика представляет собой текущую политику, направленную на решение конкретных заданий соответствующего периода, которые вытекают из разработанной финансовой стратегии.

Финансовая политика реализуется по двум направлениям:

1) регламентация финансовых отношений в обществе;

2) осуществление текущей финансовой деятельности.

Регламентация финансовых отношений характеризует стратегию финансовой политики, а текущая финансовая деятельность – ее тактику. Базовым элементом является регламентация финансовых отношений, которая может осуществляться государством в законодательной или административной формах.

Законодательная регламентация заключается в принятии соответствующих законодательных актов, которые устанавливают субъектов финансовых отношений, их права и обязанности, порядок и методы осуществления финансовой деятельности и т.д. Административная регламентация предусматривает предоставление прав регулирования финансовых отношений органам государственного управления. Главной формой выработки финансовой политики является законодательная регламентация финансовых отношений, поскольку она ставит финансовую деятельность на стабильную правовую основу, что делает устойчивой и финансовую политику.

Текущая финансовая деятельность государства отражает тактику реализации финансовой политики. Ее основным инструментом является бюджет. Его структуризация по источникам формирования доходов и направлениям финансирования расходов, по уровням административно-территориального деления характеризует ту или иную финансовую политику.

 

 

В зависимости от уровня вмешательства государства в экономику страны, различают следующие типы финансовой политики:

1) классическая – базируется на трудах А. Смита и Д. Риккардо. Основная идея – невмешательство государства в экономику, поддержка свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Как результат – ограничение государственных налогов и расходов, обеспечение условий для формирования и исполнения сбалансированного бюджета. Система налогообложения строилась в основном на косвенных и имущественных налогах, которые были достаточно просты и понятны. Управление финансами осуществлялось Министерством финансов;

2) регулирующая – базируется на трудах Дж. Кейнса. Основная идея – необходимость вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. Основными инструментами такого вмешательства становятся государственные расходы, направленные на создание новых рабочих мест, за счёт чего формируется дополнительный спрос на продукцию. В результате обеспечивается рост предпринимательской деятельности, увеличение национального дохода, ликвидация безработицы и т.п. Резко меняется система налогов, основным становится подоходный налог, при исчислении которого использовались прогрессивные ставки. Это позволяет при высоком уровне расходов иметь сбалансированный бюджет. Изменяется и система управления финансами. Вместо единого органа, возникает несколько самостоятельных, специализированных органов, занимающихся планированием, контролем и управлением государственным долгом.

По существу, различие между двумя этими теоретическими концепциями в финансовом аспекте сводилось к различной оценке бюджетного дефицита. Если первая концепция исходила из необходимости формирования и исполнения бездефицитного бюджета, то вторая концепция допускала возможность дефицитного бюджета и, более того, отводила бюджетному дефициту активную роль в стимулировании экономического роста.

В конце 70-х годов XX ст. финансовая политика несколько изменилась, выделилось неоклассическое направление. Сущность изменений состояла в следующем: финансовая политика не отказывалась от регулирования, но ограничивалась степень вмешательства государства в экономику и социальную сферу;

3) планово-директивная – как правило, используется в государствах с командно-административной системой управления экономикой. Цель данного типа финансовой политики – обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов в руках государства для дальнейшего их перераспределения в соответствии с основными направлениями Госплана. Для нее характерна государственная собственность на средства производства, прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни. Такая финансовая политика предполагала максимально полное изъятие финансовых ресурсов у населения, у предприятий, у органов местного самоуправления. Положительной чертой этой системы был её всеохватывающий характер, а отрицательной – отсутствие гибкости, невозможность чуткого реагирования на экономические изменения и погрешности в самом механизме.

Средства у предприятий изымались двумя способами:

- при помощи налога с оборота (использовался в сферах экономики, в которой рентабельность была выше нормы);

- при помощи индивидуальных отчислений от прибыли.

В отдельные годы изымалось до 80% прибыли. Таким образом, государство регулировало весь финансовый механизм предприятия. Изъятие средств у населения производилось при помощи подоходного налога. Кроме того, проводились принудительные государственные займы. Свободные средства населения, хранящиеся в сберегательных кассах, направлялись в бюджет государства в виде без облигационного займа. У местных органов власти изъятие средств проводилось при помощи ограничения источников дохода. Их удельный вес в бюджете составлял не более 10…15%. Расходы местных бюджетов покрывали за счёт средств, поступающих из вышестоящих бюджетов. Главный регулирующий орган в такой системе – Министерство финансов.

В зависимости от степени государственной или административной регламентации финансовых отношений, выделяют следующие три типа финансовой политики.

1 Жесткая регламентация состоит в том, что большая часть финансовых отношений регламентируется государством. Права предприятий и граждан в осуществлении финансовых операций определяются не столько их интересами, сколько правилами, установленными законами или административными решениями. Такая политика проводится либо в условиях административной экономики (и называется планово-директивной), либо в условиях ограниченности финансовых ресурсов. Такая политика, как правило, малоэффективна, поскольку подрывает стимулы к эффективному труду, так как доходами больше распоряжается государство, чем сами юридические и физические лица.

2 Умеренная регламентация осуществляется в законодательной форме и охватывает ограниченную часть финансовых отношений – взаимоотношения с государством, отдельные элементы взаимоотношений на кредитном, фондовом, валютном и страховом рынках. Умеренная регламентация должна уравновесить интересы государства и общества в целом и интересы юридических и физических лиц. Она обеспечивает юридическим и физическим лицам достаточные стимулы для производительной деятельности и одновременно дает возможность государству оказывать влияние на социально-экономическое развитие общества.

3 Политика минимальных ограничений направлена на формирование максимальной заинтересованности субъектов предпринимательской деятельности и населения в эффективном функционировании. В данном случае, в основном, регламентируются только взаимоотношения с государством, которые также сводятся к минимуму.

 

 

 

Виды финансовой политики:

1 В зависимости от задач, на решение которых направлена финансовая политика:

- политика стабилизации – направлена на поддержку макроэкономического равновесия на основании устойчивых объемов производства и стабильных цен. Различают две разновидности – политика стабилизации после экономического спада (носит стимулирующий характер), политика стабилизации в период экономического роста (ограничивающий характер);

- политика экономического роста – направлена на достижение необходимого уровня ежегодного увеличения объемов ВВП. Нацелена на расширение объема финансовых ресурсов и обеспечения их доступности как по цене, так и по условиям привлечения. Осуществляется тремя способами – рост государственных расходов (направлены на финансирование экономических потребностей), снижение налогообложения (позволяет предприятию большую часть средств оставлять у себя и направлять на расширенное воспроизводство) и проведение политики «дешевых денег» (низкие процентные ставки позволяют предприятиям шире привлекать кредиты);

- политика стимулирования деловой активности используется для регулирования экономического цикла с целью предотвращения кризиса перепроизводства. Осуществляется также как и политика экономического роста, но в обратном направлении.

2 По характеру реализации:

- дискреционная – предусматривает осуществление государством определённых мероприятий, направленных на реализацию финансовой стратегии и тактики. Конкретные мероприятия, стимулирующие или сдерживающие, применяются государством в зависимости от ситуации, сложившейся на данный момент в экономике или финансах. Без осуществления этих мероприятий ситуация улучшиться не может;

- недискреционная – состоит в использовании определенных финансовых инструментов («встроенных стабилизаторов»), которые автоматически регулируют ситуацию. Функции таких инструментов выполняют налоги, субсидии, социальные государственные выплаты.


 

 

Реализация финансовой политики осуществляется с помощью финансового механизма, который представляет собой сложную систему воздействия на различные стороны финансовой деятельности отдельных субъектов. Структура финансового механизма представлена на рис.3.

Рыночная экономика базируется на использовании как собственного регулирующего воздействия, представляющего саму его основу, так и системы государственного регулирования рыночных отношений. Рынок на основе баланса спроса и предложения через механизм свободного ценообразования самостоятельно регулирует развитие отдельных отраслей, регионов и предприятий, производство определенных товаров и сферу услуг. Вместе с тем необходима и система государственного регулирования, но не полного регулирования, а корректирования и направления рыночных механизмов на достижение определенных целей и реализацию определенных задач. Государственное регулирование не заменяет рыночного саморегулирования, а только его дополняет.

Государственное регулирование экономики может осуществляться двумя способами.

1 Создание системы планового руководства, в основе которого лежат административно-командные методы. Задача сбалансирования экономического и социального развития решается на основе единого директивного централизованного планирования. Данному типу государственного регулирования соответствует директивный финансовый механизм.

2 Применение экономических методов управления, среди которых ведущая роль принадлежит финансам. Действие финансового механизма на разные стороны социально-экономического развития имеет количественную и качественную определенность. Количественная проявляется в сумме средств, которые выделяются для достижения тех или иных целей. Без соответствующих ассигнований и кредитов невозможно разрешение ни одной задачи общественного развития. Но само по себе выделение средств еще не гарантирует разрешения той или иной задачи. Чрезвычайно важно, каким образом осуществляется формирование ресурсов, по каким каналам и в каких формах они движутся, на каких условиях выделяются и используются. Все это характеризует качественную определенность действия финансового механизма. Данному типу государственного регулирования соответствует регулирующий финансовый механизм.

Вышеуказанным двум сторонам функционирования финансового механизма на основе движения денежных средств соответствуют два метода воздействия на социально-экономическое развитие: финансовое обеспечение и финансовое регулирование, которые принято считать подсистемами финансового механизма.

Установление приоритетности той или иной подсистемы лежит в основе определения направлений финансовой политики государства. Чем выше уровень развитие общества и экономики, тем большая роль отводится финансовому регулированию.

Финансовое обеспечение преобладает в условиях административно-командной системы управления. Ресурсы, которые выделяются на основе решений административных органов, являются их материальным обеспечением. Финансовое регулирование в этих условиях подчиненно задачам создания соответствующих денежных фондов, прежде всего централизованного фонда – госбюджета. Напротив, в условиях рыночных отношений на первый план выступает подсистема финансового регулирования, так как именно она делает рынок регулируемым, а не стихийным.

Подсистемы финансового обеспечения и финансового регулирования тесно взаимосвязаны. Установленная в тот или иной период система финансового обеспечения требует соответствующего финансового регулирования.

Финансовое обеспечение реализуется на основе соответствующей системы финансирования, которое может осуществляется в трех формах: самофинансирование, кредитование, внешнее финансирование. Разные формы финансового обеспечения используются на практике одновременно путем установления оптимального для данного этапа развития общества соотношения между ними.

Самофинансирование представляет собой обеспечение потребностей простого и расширенного воспроизводства за счет собственных средств юридических и физических лиц. Это исходная форма финансового обеспечения. Без наличия определенных собственных средств начать какую-либо деятельность невозможно. Однако самофинансирование вовсе не означает создание финансовой автаркии, поскольку тесно связано с привлечением кредитов. Ведь заемные средства необходимо вернуть за счет собственных средств. В связи с этим необходимо четко разграничивать самофинансирование как принцип организации и как форму финансового обеспечения.

Принцип самофинансирования предусматривает, что регулирование финансовой обеспеченности осуществляется за счет кредита. Этот принцип требует четкого определения соотношения между собственными и заемными ресурсами (т.е. самофинансирование как форма финансового обеспечения предназначено для покрытия на минимально допустимом уровне). Остаток ресурсов формируется на основе использования кредита. Недаром центром финансовой системы являются банки. Главное преимущество такой системы финансового обеспечения состоит в том, что она способствует максимально эффективному использованию имеющихся в обществе ресурсов на основе ускорения их кругооборота. Увеличение удельного веса собственных средств, наоборот, замедляет кругооборот ресурсов, а потому и замедляет темпы социально-экономического развития.

Основой самофинансирования как формы финансового обеспечения является собственный капитал. В зависимости от формы собственности он может быть индивидуальным – частный, или коллективным – паевой или акционерный. Наиболее распространенным является акционерный капитал. В то же время особенности его формирования и использования приводят к тому, что в нем проявляются как признаки самофинансирования, так и определенные признаки кредитования. Поскольку акционеры являются совладельцами предприятий, то очевидным является признак самофинансирования. Однако из-за того, что реальные права управления собственностью находятся в руках владельца контрольного пакета акций, то остальные акционеры в определенной степени являются кредиторами по отношению к нему.

Каждая из форм собственности имеет свои преимущества и недостатки в формировании финансовых ресурсов и их использовании. Частный сособственник сам определяет свои потребности и исходит из своих возможностей. Паевой капитал имеет преимущества более высокого уровня концентрации ресурсов по сравнению с частным, однако он менее мобильный, поскольку предполагает согласование действий совладельцев. Акционерный капитал является чрезвычайно мобильной и рациональной формой концентрации и перераспределения финансовых ресурсов. Эта форма обеспечивает общественный контроль за эффективностью использования средств через вторичный рынок ценных бумаг. Котирование акций на фондовой бирже является индикатором состояния того или иного акционерного общества. Чем лучше показатели деятельности предприятия, тем выше уровень котировки его акций и тем выше спрос на них, что расширяет возможности привлечения финансовых ресурсов. Таким образом, только при условии высокой эффективности производства возможно функционирование акционерных обществ.

Кредитование как форма финансового обеспечения состоит во временном пользовании заемными средствами. Если самофинансирование – это исходная форма финансового обеспечения, то кредитование, особенно в условиях рыночной экономки, является главной формой. Оно базируется на принципах возвратности, срочности, платности и материальной обеспеченности кредитов.

Кредитование – чрезвычайно действенная форма финансового обеспечения. Во-первых, достигается значительная экономия общественного капитала за счет использования одних и тех же ресурсов разными субъектами предпринимательской деятельности. Во-вторых, установленные принципы кредитования требуют эффективного хозяйствования.

Третья форма финансового обеспечения – внешнее финансирование. Оно состоит в выделении средств определенным субъектам на безвозвратной и бесплатной основе. Это может быть государственное финансирование из бюджета или государственных фондов целевого назначения, поступления средств от общественных или добровольных фондов и организаций данной страны и из-за рубежа, гранды от международных организаций и т.д. В условиях рыночной экономики эта форма является подчиненной относительно самофинансирования и кредитования. Основным ее видом являются бюджетные ассигнования. Необходимо отметить, что всегда были и будут такие сферы, которые являются непривлекательными для финансирования. Прежде всего, это те сферы, которые являются непривлекательными для частного бизнеса или имеют высокое общественное значение. Однако при определенных условиях бюджетные ассигнования могут быть главным источником ассигнований в экономику на основе кейнсианской теории бюджетного мультипликатора. Такие условия возникают, когда практически невозможно использовать другие формы финансового обеспечения, прежде всего в период финансового кризиса.

Финансовое регулирование состоит в регламентировании распределительных отношений в обществе и на отдельных предприятиях. Поскольку финансы представляют собой распределительные и перераспределительные отношения, то финансовые методы регулирования, по сути, являются методами распределения. Различают два метода распределения доходов: сальдовый и нормативный.

Сальдовый метод предполагает выделение итогового (сальдового) элемента в распределении дохода. Как правило, именно этот сальдовый элемент несет в себе основную стимулирующую нагрузку. Так, прибыль предприятия является разницей между валовыми доходами и валовыми расходами. Как раз это стимулирует рост доходов и снижение расходов. Промежуточные элементы распределения по сальдовому методу определяются на основании отдельных расчетов. Эти расчеты могут носить нормативный характер, но нормативы устанавливаются не для объекта распределения (выручки, дохода, прибыли), а для других показателей.

Нормативный метод распределения состоит в том, что все элементы распределения определяются по нормативам, которые устанавливаются относительно объекта распределения. Нормативным является распределение прибыли при ее налогообложении. Ставка налога на прибыль делит его на две части: первая вносится в бюджет государства, а вторая – чистая прибыль, которой распоряжается предприятие.

Выбор метода распределительных отношений является очень важным этапом построения системы финансового регулирования. Однако нельзя противопоставлять один метод другому, поскольку суть не только и не столько в методе, а в том, чем он наполняется, т.е. какие элементы распределительных отношений включает.

При сальдовом методе главное – выделение итогового элемента. В нем должны быть заложены стимулирующие функции, и они должны реализовываться на практике. Если этого нет, то такая модификация сальдового метода не соответствует задачам финансового регулирования.

При нормативном методе распределения очень важно установить оптимальное соотношение между нормативным регламентированием и самостоятельностью юридических и физических лиц в использовании средств.

Видами таких инструментов являются налоги, взносы и отчисления, субсидии и дотации. Конкретный состав финансовых инструментов постоянно изменяется в зависимости от задач финансовой политики. Чем шире вмешательство государства в финансовую деятельность предприятий и населения, тем больше ему необходимо инструментов. Расширение самостоятельности предприятий в условиях перехода к рыночным отношениям привело к сокращению круга финансовых инструментов. В настоящее время к ним относятся платежи в бюджет и фонды целевого назначения, государственные дотации, а также амортизационные отчисления.

Эффективность финансового механизма зависит от целенаправленного выбора финансовых инструментов и действенности их влияния на отдельные стороны социально-экономического развития.

Финансовый механизм – совокупность финансовых методов и форм, инструментов и рычагов воздействия на социально-экономическое развитие общества.

К составным элементам финансового механизма относятся финансовое планирование и прогнозирование, финансовые показатели, нормы, нормативы, лимиты, резервы, стимулы и санкции, управление финансами и финансовый контроль, финансовое законодательство.

Рассмотрим подробнее некоторые виды финансовых планов.

Баланс доходов и расходов предприятия – это индивидуальный текущий финансовый план, рассчитывается на год с разбивкой по кварталам.

Платежный календарь – это оперативный финансовый план. Главная цель составления – спрогнозировать финансовое состояние предприятия на определенную дату, в отличие от баланса доходов и расходов, который составляется на определенный период.

Бизнес-план – план реализации определенного проекта или соглашения. Это не только финансовый план, он содержит разделы, в которых приводится расчет финансовых показателей, таких как затраты, прибыль, рентабельность, срок окупаемости затрат. Бизнес-планы обязательно составляются в случаях приватизации предприятия, продажи контрольного пакета акций на неконкурсной основе иностранному инвестору, при создании совместных предприятий с участием государства. Кроме того, кредитные учреждения, предоставляя долгосрочные кредиты, требуют предоставления предприятиями бизнес-планов для обоснования возвратности кредитов.

Сметы доходов и расходов составляют учреждения непроизводственной сферы, прежде всего бюджетные организации.

Бюджеты, как финансовые планы на уровне государства или его отдельных территориальных подразделений, всегда имеют две части: доходную и расходную. Доходная часть включает поступления и обязательные сборы, неналоговые платежи. В расходной части указываются направления расходования бюджетных средств, определяемые налоговой политикой, а также действующим порядком разграничения расходов между отдельными бюджетами.

Особенностью Государственного бюджета является то, что он имеет силу закона.

Баланс финансовых доходов и расходов государства составляется с целью определения объемов финансовых ресурсов, создаваемых во всех секторах экономики, направлений их использования, сбалансирования доходов и расходов государства. Отличие баланса финансовых ресурсов и расходов предприятия от сводного бюджета состоит в том, что, кроме централизованных финансовых ресурсов, мобилизуемых через бюджетную систему, в нем отражаются и децентрализованные собственные финансовые ресурсы, сосредоточенные в распоряжении предприятий, организаций, учреждений, прирост долгосрочных вложений населения, ресурсы централизованных фондов целевого назначения (кроме включенных в госбюджет).

В процессе финансового планирования и прогнозирования рассчитываются соответствующие финансовые показатели.

Финансовые показатели – это абсолютные или относительные величины, характеризующие создание и использование финансовых ресурсов в экономике государства, его финансовое состояние, результаты хозяйственной деятельности предпринимательских структур, уровень доходов населения, распределение и перераспределение ВВП посредством финансов.

Важными элементами финансового механизма являются финансовые нормы, нормативы, лимиты, резервы, стимулы – их еще называют финансовыми рычагами. Финансовые нормы условно подразделяют на четыре группы. К первой относятся нормы, которые централизованно утверждаются органами законодательной и исполнительной власти – ставки заработной платы, размер стипендий. Ставки налогов, некоторые виды сборов и отчислений.

Ко второй группе относятся нормы, базирующиеся на материальных потребностях. Это нормы расходов на питание в дошкольных и других учреждениях образования и охраны здоровья, нормы расходов на медикаменты, освещение, отопление и т.д.

Третью группу составляют нормы, устанавливаемые министерствами и другими центральными органами исполнительной власти. В частности, это нормы значительной части расходов бюджетных учреждений.

Четвертая группа – это нормы и нормативы, характеризующие пропорции экономического и социального развития.

Среди финансовых рычагов особое место занимают налоги и сборы, с помощью которых государство мобилизует средства для выполнения возложенных на него функций, а также оказывает воздействие на предпринимательскую деятельность, способствует инвестиционной активности, определяет пропорции накопления и потребления, обеспечивает рациональное использование ограниченных природных ресурсов.

Одним из направлений воздействия государства на темпы общественного воспроизводства является установление нормы амортизационных отчислений, определение методов амортизации, применение ускоренной амортизации с целью содействия научно-техническому прогрессу. При этом нормы амортизации должны быть научно обоснованы, потому что и их увеличение, и их сокращение приводит к негативным последствиям.

Лимиты являются определенным ограничением на расходы в интересах государства, предпринимателя или гражданина.

Резервы призваны нейтрализовать влияние непредусмотренных факторов, которые могут возникнуть в будущем.

Финансовые стимулы предполагают применение как материального поощрения, так и экономических санкций.

К стимулам относятся: бюджетное финансирование (в том числе дотации предприятиям, деятельность которых имеет высокое значение для экономики), финансирование подготовки и переподготовки кадров, специальные финансовые льготы (льготы по налогам и возможность проведения ускоренной амортизации).

Среди финансовых рычагов немаловажное значение имеют и финансовые санкции как особые формы организации финансовых отношений, призванные усилить материальную ответственность субъектов хозяйствования в отношении выполнения взятых на себя обязательств (условий договоров, уплаты налогов и сборов и т.д.). В условиях рынка роль финансовых санкций значительно возрастает. Наиболее распространенными среди них являются штраф и пеня.

Штраф – это средство материального воздействия на виновных в нарушении законодательства, соглашений или действующих правил. Налагается, как правило, в твердой денежной сумме.

Пеня – применяется в случае несвоевременного выполнения денежных обязательств и начисляется за каждый день просрочки. Размер пени устанавливается в процентах от суммы просроченного платежа.

Важной составляющей финансового механизма является управление финансами. Это процесс управления формированием и использованием фондов финансовых ресурсов на уровне государства, предпринимательских структур, других гражданских объединений и граждан, если они осуществляют финансовые операции, посредством специфических методов и приемов. Объектом управления являются централизованные и децентрализованные фонды финансовых ресурсов, которые создаются и используются во всех звеньях финансовой системы. Субъектами управления выступает государство (в лице законодательных и исполнительных органов), финансовые службы предприятий, организаций, учреждений, министерств и ведомств.

Для нормального функционирования финансового механизма необходимо соответствующее нормативно-правовое обеспечение, реализуемое через нормы финансового права.

 

Добавить ссылку на рис.3


 
 

Рисунок 3 – Структура финансового механизма



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.190.144 (0.072 с.)