ТОП 10:

Проблема личности в истории философии



Философия рассматривает человека как своеобразную Вселенную. Так, в античной философии человек понимался как «малый космос» – микрокосмос. Малый космос, т.е. человек, рассматривался в качестве аналога большого космоса – макрокосмоса, те. всей Вселенной. Этим подчеркивалось, что человеческая душа может быть столь же богатой и разнообразной, как и Вселенная, которую мы наблюдаем. «Душа, – отмечал Аристотель, – есть в известном смысле всей. С этим изречением согласились бы многие направления и современной философской мысли. Пристальное внимание философов к теме о человеке ведет свой отсчет от античности, от древнегреческой философии. Особая заслуга в постановке философской проблемы человека принадлежит Сократу (470/469-399 гг. до н.э.). Именно Сократ был первым философом, поставившим в центр своих размышлений человека, смысл его существования, особенности человеческой природы. Согласно Сократу, человек есть существо, которое постоянно ищет самого себя, осмысливает, испытывает себя и условия своего существования. Критическая, испытывающая установка по отношению к жизни и определяет ценность жизни: «А без испытания.., жизнь не в жизнь для человека», – говорит Сократ. Главной частью души является разум, которому противостоят страсти или аффекты. Последние суть нечто иное, как вожделения и желания, влекущие человека к неумеренности, чрезмерности и тем самым разрушающие равновесие души. Разум же есть источник того, что Сократ называет «самообладанием». Самообладание – это власть разума над стихийно-жизненными порывами. По Сократу, свободен тот, кто умеет управлять страстями, ум ест их ограничивать. Развивая свои мысли о человеке, Сократ создал стройное этическое учение. поэтому его принято считать одним из основоположников этики – науки о морали и нравственности.

Человек в понимании Макиавелли (1469-1527 гг.) – это не статичный созерцательный человек средневековья и не идиллически спокойный человек Возрождения; это современный человек, который действует и добивается своей цели. Каждому человеку назначено выполнить спою миссию на земле в соответствии с его возможностями. Жизнь не игра воображения и не созерцание, не теология и не искусство. Жизни на земле имеет свой серьезный смысл, свою цель, свои средства. Реабилитировать земную жизнь, дать ей цель, пробудить в людях сознание, внутренние силы, возродить серьезном деятельного человека – вот идея, пронизывающая все произведения Макиавелли. Отбросив все сверхчеловеческое, все сверхъестественное, Макиавелли кладет в основу жизни родину. Назначение человека на земле, его первейший долг – это патриотизм‚ забота о славе, величии, свободе родины. Согласно Макиавелли, люди «не умеют быть ни совсем хорошими, ни вовсе дурными», а посему лишены логики, лишены добродетели. Им дано желать, но они не имеют воли. Воображение, страхи, надежды, напрасные мечты, предрассудки мешают им быть решительными. Потому-то они так «склонны колебаться», предпочитают золотую середину и «судят по внешности». Человеческому духу свойствен стимул, или ненасытный «аппетит», который беспрерывно побуждает его к действию и движет историческим прогрессом. Вот почему люди никогда не успокаиваются на достигнутом, переходят от одного честолюбивого желания к другому, сначала защищаются, потом нападают, и чем больше у человека есть, тем больше ему хочется. Таким образом, желаниям людей нет предела, как их осуществить они не знают, проявляют замешательство и нерешительность.

Марксистская традиция исследования человека получила в целом достаточно стройный концептуальный характер. К. Маркс (1818-1882 гг.) продолжал давнюю философскую традицию понимания человека прежде всего как общественного существа. Далее он подчеркивал роль трудовой деятельности как основы общественных отношений. Социальность человека, подкрепленная его предметной трудовой деятельностью, оказывает все более значимое воздействие на создание материального производства и социальной среды, как необходимых сфер жизнедеятельности человека. К. Марксу принадлежит заслуга в философском анализе проблемы отчуждения («Экономическо-философские рукописи 1844 года», «Капитал»). В «Капитале» он детально исследовал экономическую сферу, где зарождается отчуждение человека, которое в эпоху капитализма становится почти всеобщим. Оно пронизывает отношение человека к его труду и к собственности, к пред. метам, которыми он пользуется. Оно распространяется на государство, на окружающих людей, на его самого.

Исходным пунктом философии Н.А. Бердяева (1874-1948 гг.) является понятие личности. Однако, упрекая марксизм в том, что он подчинил человеческую индивидуальность надличностным структурам и закономерностям, Бердяев сам берет человека отнюдьне как конкретную индивидуальность. Личность у Бердяева – это не определенный человек, а некая метафизическая конструкция. Поэтому и характеризуется она достаточно абстрактно, вне каких-либо условий, вне обстоятельств времени и места. Обыденные дела человека, его повседневные нужды, радости и страдания по существу не интересуют философа. Его занимают предметы более возвышенные и отвлеченные – «мое предназначение в универсуме». Выдвинуть реальную альтернативу многократно раскритикованному философом социалистическому идеалу при таком подходе было, конечно, невозможно. Согласно Бердяеву, главная задача, которая стала перед современным ему человечеством, пораженным тяжкими моральными недугами и скептицизмом, доходящим до отрицания реальности бытия) состоит в восстановлении религиозного смысла жизни. Это восстановление неотделимо от познания источника мирового зла и призвано вернуть человеку его истинное призвание в мире, делающее его достойным вечной жизни. Недостаточно освободить человека от внешнего насилия. На самом деле это было бы освобождением не человека, а зверя. Необходимо вернуть человеку внутреннюю свободу, условием которой является восстановление его связи с универсальным строем божественной мировой гармонии. Осознание связей индивидуальных судеб с судьбами мироздания позволяет, по Бердяеву, преодолеть трагизм бессмысленного существования, угнетающий современного человека.

Учение З. Фрейда (1856-1939 гг.) весьма сложно и имеет множество аспектов. Толкованию и критике фрейдизма посвящена обширнейшая литература. Для нас важно обратить внимание на то, что З. Фрейд обнаружил, сколь значительную роль играет в жизни человека бессознательное. Согласно З. Фрейду, бессознательные импульсы и влечения лежат в основе всех проявлений человеческого духа, в том числе самых возвышенных и благородных. Человек, по сути, постоянно переживает конфликт между сознанием и бессознательными влечениями. Особое место среди последних занимает сексуальное влечение, которое З. Фрейд обозначил особым термином «либидо». Именно либидо обусловливает собой творческую активность человека во всех сферах деятельности: искусстве, научном познании, в конечном итоге – во всех проявлениях жизни, действие либидо не осознается непосредственным путем, но может быть выявлено специальными психологическими методами через анализ снов и других неконтролируемых проявлений психики (отсюда и название теории – «психоанализ»). Бессознательное влечение, дающее человеку главный заряд психической энергии, может функционировать двумя различными способами. Во-первых, оно может сублимироваться. «Сублимация» буквально означает «возвышение». Иначе говоря, человек смутно чувствует импульсы влечения, но это толкает его к развитию активности в какой-либо из сфер культуры и творчества; человек неосознанно возвышает (сублимирует) влечение. Благодаря этому он может Достичь успехов в избранной сфере деятельности, в том числе значительных, – в зависимости от силы влечения и правильности процесса сублимации. Сублимация это нормальный способ функционирования бессознательных влечений. другой способ называется «вытеснением». Вытеснение по своей направленности противоположно сублимации. Человек неосознанно загоняет свои влечения в самые дальние уголки психики, накладывает на них жесткий запрет. Но от этого они не исчезают. Они становятся источником отрицательной энергии, рождают агрессивность. Вытеснение приводит к различным психическим расстройствам и неврозам. З. Фрейд разработал специальные методы восстановления нормальной психической жизни посредством выявления скрытых влечений. Будучи выявленными и поставленными на свет сознания, они утрачивают свою разрушительную силу. В последующее время усовершенствованный психоанализ стал во многих странах чрезвычайно популярным средством психологической терапии. Учение З. Фрейда о бессознательном показывает, сколь сложен человек и сколь ошибочно рассматривать его только лишь как сознательное и исключительно разумное существо. Более того, человек склонен к самообману; он неосознанно обманывает сам себя. Фрейдизм стал одним из тех факторов, которые нанесли сокрушительный удар по плоско-рационалистическим представлениям о человеке. Вместе с тем в изображении З. Фрейда человек предстал как существо, руководимое исключительно низменными устремлениями. Это произошло потому, что его теория производит низведение (редукцию) всех высших проявлений человеческого духа до низших.

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.214.184.124 (0.004 с.)