Проблема сущности научного познания. Что значит знать? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема сущности научного познания. Что значит знать?



 

Познание – усвоение чувственного содержания переживаемого, или испытываемого, положения вещей, состояний, процессов с целью нахождения истины. Научное знание характеризуется такими признаками, как непротиворечивость, доказательность, проверяемость, системность и др. Для отличения научного знания от других его видов важно учитывать именно совокупность существенных признаков, так как по отдельным признакам научное знание может быть сходным с другими видами знания. Кроме того, значение имеет тот смысл, который вкладывается в название тех или иных отличительных признаков: их можно по-разному толковать, что затрудняет различение научного и других видов знания. Так, например, признак непротиворечивости означает, что в научном знании не допускаются формально-логические противоречия между суждениями (что не является строго обязательным, например, для обыденного или религиозного знания). Когда в науке возникают противоречия между двумя различными теориями, она либо отказывается от одной из них, либо вырабатывает специальные средства для их согласования.

Познание, начинаясь с ощущений, восприятий, продолжаясь в виде представлении, воображения и поднимаясь на высшие этажи теоретического мышления, представляет собой единый процесс, тесно связанный с волей и чувствами. Научное исследование требует и острого, ясного, глубокого ума. и полета фантазии. и большой страсти: мысли живут в тесном союзе с чувствами. Порой под влиянием эмоций человек может ошибочно принять за результат страстно желаемое, но далекое от действительности. Вместе с тем мысль, заостренная и вдохновленная чувством. может глубже проникать в свои предмет, чем мысль равнодушная. Диалектика чувственного и рационального в познании преодолевает метафизическую ограниченность сенсуализма и эмпиризма, преувеличивающих роль чувственной формы познания и принижающих значение логического мышления с одной стороны и рационализма, умаляющего роль ощущений и восприятий и рассматривающего мышление как единственный источник познания, – с другой. Представители сенсуализма полагают, что лишь чувственный опыт обладает подлинной достоверностью; абстрактное же мышление, отрываясь от опыта, ведет к длинной череде заблуждений. Представители рационализма, напротив, преисполнены недоверия к показаниям органов чувств, считая решающим или даже единственно надежным средством постижения истины лишь разум. Обычно они ссылаются на ошибки показании наших органов чувств. Так, мы воспринимаем Луну как диск, имеющий примерно 30 см в поперечнике и удаленный примерно на км. Мышление же доказало, что восприятие ошибается в миллион раз! Оно открыло за видимыми пределами целые миры невидимых явлении. Рационализм, сильно гипертрофирующий рациональное начало в ущерб реальной значимости чувственного, может служить дорогой к идеализму, что и имело место в истории философии (вспомним объективный идеализм). Но уже Кант высказал принципиально иной взгляд на этот вопрос, подчеркнув, что ни одну из этих способностей нельзя предпочесть другой: без чувственности ни один предмет не был бы нам дан, а без рассудка ни один нельзя было бы мыслить; мысли без созерцания пусты, созерцания без понятий слепы. Логическое мышление невозможно в отрыве от чувственного; из него оно исходит и на любом уровне абстрагирования заключает внутри себя его компоненты н виде наглядных схем, символов, моделей. Вместе с тем чувственная форма познания вбирает в себя опыт мыслительной деятельности. Единство чувственного и рационального предстает в процессе познания в виде бесконечной спирали: за каждым удалением отвлеченной мысли от исходной позиции (ощущений и восприятий) происходит все новый и новый возврат к ним и их обогащение. С каждым понятием если не актуально, то потенциально связаны наглядные представления, которые выступают нe только начальным, но и конечным пунктом абстрактного мышления, когда оно воплощается в конкретное дело. Подчеркивая единство чувственной и рациональной ступеней познания‚ мы должны иметь в виду, что они обладают и относительной самостоятельностью: мышление есть качественно самостоятельное целое со своей специфической структурой, отличной от структуры чувственного познания.

Различают два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. К эмпирическим методам относятся: 1) наблюдение – целенаправленное восприятие явлений объективной действительности; 2) описание – фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах; 3) измерение – сравнение объектов по каким-либо сходным свойствам или сторонам; 4) эксперимент – наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, что позволяет восстановить ход явления при повторении условий. К научным методам теоретического уровня исследований следует отнести: 1) формализацию – построение абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов действительности; 2) аксиоматизацию – построение теорий на основе аксиом – утверждений; доказательства истинности которых не требуется; 3) гипотетико-дедуктивный метод – создание системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах.

Эмпирический уровень научного познания характеризуется непосредственным исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов. На этом уровне осуществляется процесс накопления информации об исследуемых объектах, явлениях путем проведения наблюдений, выполнения разнообразных измерений, постановки экспериментов. Здесь производится также первичная систематизация получаемых фактических данных в виде таблиц, схем, графиков и т.п. Кроме того, уже на втором уровне научного познания – как следствие обобщения научных фактов – возможно формулирование некоторых эмпирических закономерностей.

Теоретический уровень научного исследования осуществляется на рациональной (логической) ступени познания. На данном уровне происходит раскрытие наиболее глубоких, существенных сторон, связей закономерностей, присущих изучаемым объектам, явлениям. Теоретический уровень – более высокая ступень в научном познании. Результатами теоретического познания становятся гипотезы, теории, законы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.220.43.170 (0.004 с.)