Проблема научности и многообразия философского видения мира 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема научности и многообразия философского видения мира



Философия

ПРОБЛЕМНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС

 

 


 

Оглавление

 

 

1.Проблема научности и многообразия философского видения мира…….. 3

 

2.Проблема метода в философии. Диалектика или метафизика?………… 6

 

3.Проблема соотношения философии и частных наук (конкретных) наук 9

 

4.Проблема пространства и времени…………………………………………. 10

 

5.Проблема происхождения жизни на Земле………………………………… 12

 

6.Проблема происхождения и сущности сознания………………………….. 13

 

7.Проблема источников знания, способов и границ познания. Разум или

чувства?……………………………………………………………………… 16

 

8.Проблема сущности научного познания. Что знать?…………………….. 18

 

9.Проблема истины в философии и науке. Что есть истина?……………… 20

 

10.Проблема смысла жизни……………………………………………………. 21

 

11. Проблема жизни и смерти в осмыслении бытия человека и его

сущности…………………………………………………………………… 22

 

12.Проблема личности в истории философии……………………………….. 23

 

13.Проблема общественного прогресса и его критериев…………………… 26

 

14.Проблема роли личности в обществе и истории…………………………. 28

 

15.Проблема эстетического освоения человеком мира. Что такое

искусство?…………………………………………………………………… 30

 

16.Проблема происхождения, сущности и функций религии……………… 33

 

17.Проблема морали как специфического способа освоения

действительности…………………………………………………………… 35

 

18.Проблема морального выбора личности…………………………………. 37

 

19.Проблема добра и зла, целей и средств в деятельности………………… 39

 

20.Глобальные проблемы современности…………………………………… 40

 

Список использованной литературы…………………………………………. 41


Проблема источников знания, способов и границ познания. Разум или

Чувства?

Сознание является объектом внимания многих наук, как естественных, так и гуманитарных, каждая из которых исследует сознание с точки зрения предмета своей науки. Так, представителей медико-биологических наук в первую очередь интересует мозг как орган сознания: его строение, специфика функционирования. Однако особенности мыслительной деятельности человека могут быть приняты только на основе наиболее общих, универсальных представлений о сознании. Такое общее значение дает философия. На протяжении тысячелетий своего существования философия постоянно ставила и решала на основе знаний своего времени проблемы происхождения сознания, старалась ответить на вопросы о содержании и сущности сознания, о его особенностях, о значении сознания в жизни общества и каждого отдельного человека. Эти вопросы были неразрывно связаны и с проблемой существования мира, и с проблемами его познания человеком самого себя. Поэтому вопросы сознания справедливо относят к основной проблеме философии. Уже в античной философии выделились две линии исследования сознания. Одна из них восходит к Сократу, другая связана с именем его ученика – Платона. С точки зрения Сократа сознание человека не тождественно материальному бытию вещей, более того, сознание может на основе присущей ему диалектики дать противоречивое представление о изучаемых вещах. Отсюда знаменитый вывод Сократа «Я знаю, что ничего не знаю». Платон считал, что помимо мира вещей существует особый мир идей, которым движет бестелесный разум, а в душе каждого человека ум созерцает самого себя и этим активно воздействует на жизнь человека. душа бессмертна и имеет способность, по возвращении на землю в человеческом теле, вспоминать то, что она видела «там». Таким образом уже античность поставила вопрос о том, откуда взялось сознание, – принадлежит ли оно конкретному человеку, являясь именно его достоянием, или же сознание человека является частью мирового разума. На протяжении всего Средневековья в Европе была распространена именно эта вторая точка зрения, поскольку она совпадала с основными догматами христианства. Христианство считало, что сознание представляет собой Бога, то надмировое начало, которое существует до всего и затем творит весь мир и самого человека. С точки зрения Блаженного Августина все знания о мире заложены в душе. Однако главное в жизни человека – его единение с богом, чистая вера, которая по его мнению выше любого знания. На протяжении столетий в христианстве существовало представление о том, что бессмертная душа человека обременена нe только телесной оболочкой, которую называли «сосудом мерзости и греха», но и разумом, подарком дьявола, который в своей гордыне пытался противостоять бессмертной душе, несущей дыхание самого бога. Именно поэтому на протяжении многих столетий все попытки «умствования» оценивались церковниками резко отрицательно, а авторы таких «умствований» приговаривались к церковным покаяниям и другим, более устрашающим наказаниям.

Эпоха Возрождения возродила интерес к человеку и к его сознанию, а философия Нового времени в лице Р. Декарта, Ф. Бэкона, Д. Локка поставила ряд фундаментальных вопросов, связанных с общими проблемами сознания и познания. Р. Декарт – яркий представитель рационализма (от лат. – разумный) обращает внимание на потенциальные возможности человека, подчеркивая. что главным в сознании является внутренний анализ собственного «Я», именно самосознание Человека. По мнению Декарта душа человека только мыслит и это составляет основу всей жизни. «Мыслю, следовательно существую», – так определяет Декарт главный смысл своей философии. Философия Декарта дает основание для рационалистической традиции рассмотрения сознания, той традиции, которая продуктивно разрабатывается философами до настоящего времени.

Однако, не меньшее значение в анализе проблем сознания играет и точка зрения сенсуализма (от фр. «сенсус» – чувства), подчеркивающая первостепенное значение чувств в формировании сознании человека и его познавательных возможностей. Эти позиции обосновывались в трудах Дж. Локка, одного из наиболее ярких представителей сенсуализма и эмпирической тенденции в познании. Дж. Локк считал, что «в интеллекте нет ничего, чего не было бы в чувствах» что знания, эмпирически данные имеют характер всеобщности, и они являются источником всех идей, а возможность общего знания достигается с помощью языка. Локк стоял на той точке зрения, что познание неразрывно связано с практической жизнью человека, а следовательно познавательные задачи, стоящие перед человеком всегда соответствуют способностям личности.

Третьей традицией исследования сознания в философии можно считать мистическую, и иррационалистическую точки зрения.

Первая из них (мистическая) связана с верой в сверхъестественные силы, воздействующие на человека него сознание. Она берет свое начало еще в глубокой древности. Мистическая концепция сознания и познания имеет множество различий в восточной и западной философских традициях. Однако их объединяет я нечто общее, а именно убежденность в том, что познание мира человеком всегда есть озарение, экстаз, откровение и оно всегда предполагает общение человека с богом (или другими сверхъестественными силами), поскольку именно Бог является духовной первоосновой мира. Иррационалистическая (от лат. – неразумный) концепции сознания и познания оформившаяся к концу ХIХ века, предполагает, что разум и чувства человека ограничены, в то время как его интуиция, инстинкт и другие логически не определяемые стороны сознания, помогают человеку понять поток жизни, хаотичный и случайный в своей основе. Точка зрения иррационализма на сознание, в дальнейшем получила свое развитие в философии экзистенциализма. Экзистенциализм считает ложным рациональное познание и вместо него предлагает познание мира с помощью непосредственного, интуитивного проникновения в реальность бытия человека. Именно постижение своего бытия дает возможность человеку преодолеть недостатки старого философствования, его излишней рационалистичности и непонимания того, что каждый человек – конкретная, неповторимая личность, чье существование (экзистенция) невозможно понять ни средствами теоретического, ни практического осмысления жизни. Такое отношение к своему существованию, по мнению философов – экзистенциалистов, позволяет глубже понять каждому Человеку смысл свободы выбора им своего существования и проникнуться ответственностью за свой выбор перед самим собой и перед лицом всей истории.

 


Проблема смысла жизни

Альтруизм – идущая от Конта характеристика мыслей и действий, лишенных себялюбия; нравственный принцип, заключающийся в бескорыстном служении другим людям, в готовности жертвовать для их блага личными интересами. Эгоизм – себялюбие; поведение, которое целиком определяется мыслью о собственном Я, собственнойпользе, выгоде, предпочтении своих интересов интересам др. людей. Эгоизм является прежде всего порожденном природного инстинкта самосохранения; с точки зрения этики необходимость эгоизма обусловливается ценностью жизни. Он необходим для осознания и реализации ценностей, заложенных в личности необходим для исполнения морального долга, состоящего в доведения до наибольшего совершенства собственных задатков и способностей. Эгоизм становится недопустимым с этической точки зрения, когда чужой жизни и чужой личности придается меньше значения, чем собственной, когда попираются права других. Приверженцы философии гедонизма и эвдемонизма, сегодня, как и много веков назад, утверждают в качестве смысла жизни и ее высшей цели: первое – достижение максимальных наслаждений и удовольствий, второе – достижение счастья и блаженства.

 


Сущности

Человек – единственное существо, которое осознает свою смертность. И это осознание неизбежности смерти ставит перед каждым человеком ряд важных мировоззренческих вопросов. Первый из них: может быть смерть не неизбежны? Может быть существует иной пласт существования? Может быть существует возможность воскрешения из мертвых? Возможность перерождения в иные формы существования? и т.д. Религии мира дают положительный ответ на эти вопросы ин силу этого пользуются большой популярностью у людей. Марксистская философия, последовательно проводя установки философского материализма, отрицает какую бы то ни было возможность личного физического бессмертия, не оставляет ему надежды на «загробную жизнь». Но не смотря на противоположные исходные установки, религиозное и материалистическое мировоззрение признает неизбежность прекращения земной формы существования человека. Реальная ограниченность человеческого существования во времени, осознание своей смертности способны претвориться в позицию ответственности за свою жизнь, осмысленное отношение к своему времени. На этой основе формируется ценностная позиция человека. А это означает, что из признания смертности человека органично вытекает проблема смысла и цели жизни. Если каждый индивид смертен, ради чего он живет? Ради чего вообще стоит жить? Есть ли какой-нибудь смысл человеческой жизни? Религиозные учения утверждают‚ что жизнь на Земле – очень важный этап бытия индивида. Она для индивида имеет собственную жизнь, ценность и значение. Но главный смысл земного бытия индивида состоит в том, чтобы подготовить его к жизни вечной. Поэтому каждый человек должен прожить эту жизнь так, чтобы обеспечить себе достойное место в «иной жизни». В христианстве, например, земная жизнь истолковывается как время «спасения души», преодоление наследственного греха, способ соединения человека с Богом.

Особое внимание в последние годы привлекает эвтаназия (дословно «счастливая смерть») как новое явление в жизни общества, требующее глубокого философского размышления. Сам термин появился еще со времен Ф. Бэкона, который предложил так называть легкую смерть с целью прекращения страданий при неизлечимых болезнях. Очевидно, что в основе этого явления лежит понятие права человека не только на жизнь, но и на смерть, что относится к феномену самоубийства. Различают следующие виды эвтаназии: активная, добровольная; активная, недобровольная; пассивная, добровольная; пассивная, недобровольная. Решая вопрос о законности и моральной обоснованности эвтаназии, медикам приходится решать дилемму, известную еще со времен Гиппократа: с одной стороны, врач не должен быть убийцей, даже по просьбе пациента, а с другой стороны, он должен облегчить участь страдающего. В современном мире эвтаназия законодательно разрешена в Нидерландах, а в других странах, в том числе и в России, она запрещена. Однако проблема существует и в ряде стран (США и др.), изобретены даже устройства для безболезненной смерти, которые сам больной может привести в действие. В истории и философской мысли было немало высказываний относительно права человека принять такое решение. Так, Монтень считал, что когда в жизни человека больше зла, чем блага, значит, настал час, когда он может уйти. В ряде стран Запада становятся традицией «поминки при жизни», когда неизлечимо больной человек, чувствуя приближение смерти, просит собрать родных и друзей. Уже несколько десятилетий функционируют «хосписы» – больницы для безнадежно больных, где можно умереть по-человечески. Этот опыт описан в книге Р. и В. Зорза «Жить до конца», где обосновывается философия умирания в счастливом состоянии.


Искусство?

Что же представляет собой искусство как высший вид эстетической деятельности, заключающееся в творчестве и его восприятии? Эстетическое отношение к действительности, содержащееся во всех видах человеческой деятельности, не могло не стать предметом самостоятельного культивирования. Таким особым видом человеческой деятельности, в котором эстетическое, воплотившись в художественное, есть содержание, и способ, и цель, является искусство. Искусство зародилось и приобрело свои основные черты еще в античности, но там оно не сразу начало мыслить как особый вид деятельности. Вплоть до Платона (включая и его самого) «искусством» называлось и умение строить дома, и навыки кораблевождения, и врачевание, и управление государством, и поэзия, и философия, и риторика. Сначала этот процесс обособления собственно эстетической деятельности, то есть искусства в нашем понимании, начался в конкретных ремеслах (где он и привел к созданию, например, орнаментов), а затем был перенесен и в область духовной деятельности, где эстетическое также не было сначала обособленно от утилитарного, этического и познавательного. Если для нас поэмы Гомера представляют собой главным образом произведения искусства, то для самой античности они были настолько энциклопедически емкими, что рассматривались и как философское обобщение, и как этический эталон, и как изложение религиозной системы, и как творения искусства. Малой выявленностью в античной культуре того, что мы сейчас называем искусством, объясняется и тот факт, что тогда не был, например, развит такой столь распространенный в новое время жанр литературы, как роман. Литература как собственно искусство была представлена большей частью поэтическими произведениями, проза же при всей ее эстетической оформленности была по своим целям, как правило, философской или исторической. Искусство, как таковое, в отличие от философии, науки, религии и этики начинается там, где целью эстетической деятельности становится не познание или преобразование мира, не изложение системы этических норм или религиозных убеждений, а сама художественная деятельность, обеспечивающая создание особого (второго, наряду с предметным), вымышленного мира, в котором все является эстетическим создание человека. Для чего человеку необходим этот второй мир, который, казалось бы просто дублирует первый? Дело в том, что искусство в отличие от всех других видов деятельности есть выражение внутренней сущности человека в ее цельности. которая исчезает в частных науках и в либо другой конкретной деятельности. где человек реализует только какую-нибудь одну свою сторону, а не всего себя. В искусстве человек свободно творит особый мир, так же как творит свой мир природа, то есть полновластно. Если и в своей практической деятельности, и в науке человек противопоставлен миру как субъект объекту и тем ограничен в своей свободе, то в искусстве человек превращает свое субъективное содержание в общезначимое и целостное объективное бытие. Эстетическое переживание произведения искусства, так же как и его создание, требует всего человека, так как оно включает в себя и высшие познавательные ценности и этическое напряжение, и эмоциональное восприятие. Это внутреннее единство всех духовных сил человека при создании и восприятии произведений искусства обеспечивается описанной выше синкретичной силой эстетического сознания. Если, читая научные публицистические, популярные издания, мы сразу же внутренне настраиваемся на как бы «фрагментарное» мышление о мире, «забывая» все, что нам не пригодится для восприятия данного текста, то, настраиваясь на чтение художественного произведения. мы активизируем в себе все свои духовные силы: и ум, и интуицию, и чувства, и этические понятия. Нет ни одного момента в нашей внутренней духовной жизни, который не мог бы вызван и активизирован искусством.

Мир человека включает красоту, интуитивно это ясно каждому. Всякий человек способен на любовь, а любят во большей части красивое, прекрасное, возвышенное. И соответственно многим, мягко говоря, не нравится безобразное и низменное. Однако наивно-интуитивное понимание мира красоты недостаточно для уверенного ориентирования в нем. Здесь, как обычно в проблемных ситуациях, ощущается потребность в хорошей философии. Интересно, что вплоть до середины ХVIII в. философы не придавали должного значения сфере красоты. Философы античности, средневековья, Возрождения считали самостоятельными разделами философии, например, логику и этику, но не эстетику. Почему? Греческое «эстетикос» означает «относящееся к чувству». Но чувство считали всего лишь моментом познавательной или же практической деятельности. Когда же было выяснено, что мир чувственно-эмоционального имеет не только подчиненное, но и самостоятельное значение, то и наступило время эстетики, в рамках которой получают свое осмысление такие ценности, как красота и прекрасное. Основатель эстетики Баумгартен определял красоту как совершенство чувственного, а искусство – как воплощение красоты. Категория прекрасного конкретизирует категорию красоты, ибо она более конкретна, включает в явном виде элементы сопоставления: нечто не просто красиво, а очень красиво, прекрасно и максимально далеко отстоит от безобразного, антипода прекрасного. Подчеркивая своеобразие эстетического восприятия, Кант характеризовал его как «без цели». Эстетическое суждение не заинтересовано в чем-то другом, оно обладает самостоятельной ценностью. В жизни человека эстетическое начало имеет свою особую нишу. Где и как существует эстетическое? Самый простой ответ на этот вопрос таков: эстетическое, а сюда входит и красота, это свойство предмета. Такой ответ с позиций понимания знакового, символического характера эстетического является довольно наивным. Будучи включенным в процесс символизации, эстетическое объединяет, связывает субъект с объектом, духовное с телесным. Ошибаются как «природники», считающие эстетические свойства принадлежащими объектам, так и те, кто сводит эстетическое к восприятиям индивида. Тайна эстетического состоит в удивительной согласованности «лица» предмета с внутренней эмоционально-образной жизнью человека. В своем эстетическом отношении к природе, к другим и к себе человек постоянно проверяет все на человечность, ищет пропорции, которые бы органично связывали его с внешним окружением. Если мы обратимся к субъективной стороне эстетического начала, то первое, что хочется сделать, это отнести его к одному из ведомств психической жизни человека. Что есть эстетическое? Чувство, эмоция, наслаждение, мысль, эйдос, ценность? Оказывается, ничто из перечисленного нельзя исключить из феномена эстетического, можно лишь выделить доминирующие моменты. В субъективно-эстетическом доминирует чувственно-эмоциональное, а не мыслительное, которое в данном случае имеет подчиненное значение. Вместе с тем эстетическое не имеет места внецелостного и живого единства, полноты переживания, а это означает, что оно есть эйдос. Эстетическое в форме красоты, прекрасном есть обещание счастья. Ценностный характер эстетического особенно ярко проявляется в соотношении в нем прекрасного с безобразным, причем они далеко не равнозначны. Человек стремимся не к безобразному и низменному, а к прекрасному и возвышенному. Лишите мир эстетически положительного, и вы потеряете значительно больше, чем половину чувственного восприятия. В стремлении преумножить и развить мир прежде всего прекрасного, красивого человек обращается к искусству. Искусство, как уже отмечалось, есть воплощение красоты, что, разумеется, предполагает сотворение последней. Выражением красоты могут быть звук, свет, вещество, движение, ритм, тело человека, слово, мысль, чувство. Видов искусства, как известно, много: архитектура, скульптура, литература, театр, музыка, хореография, кино, цирк, прикладное и декоративное искусство. Всякий раз носителем красоты является нечто, например, в случае музыки – звуки, которые извлекаются музыкантами посредством музыкальных инструментов. Известная строка русского романса гласит: «О если б мог выразить в звуке всю силу страданий моих…» Искусство есть умение выразить себя по признакам красоты. Датский философ ХIХ в. С. Кьеркегор дал образную характеристику поэту: его губы устроены так, что даже стон превращается в прекрасную музыку. Красоту, прекрасное можно выразить не только в чем-то сугубо материальном, но и, например, в мысли. Так, в науке высоко ценят доказательства, т.е. красоту мышления, мыслей. Красивыми являются и чувства, если они ведут к положительно ценностным переживаниям. Примеров тому не счесть, от любви Ромео и Джульетты до мужества воина, защищающего Родину. Для конструктора, инженера, техника весьма существенно видеть сходство и различие между, с одной стороны, произведением искусства и, с другой стороны, техническим артефактом, т.е. техническим изделием или устройством. Греческое «технэ» означает искусство, мастерство. Как художник, так и техник являются искусными мастерами, хотя цели их работы и творчества не совпадают. Предназначение произведения искусства состоит в функционировании в качестве символа красоты, прекрасного; предназначение технического артефакта состоит в его полезности для человека. Нельзя исключить того, что в некоторых случаях техническое изделие является и произведением искусства, но это имеет место далеко не всегда. Вместе с тем всякий технических артефакт не выпадает из мира эстетического. Более того, как выяснилось, полезность технического изделия не противостоит его эстетическим достоинствам, а образует с ним своеобразное, но желательное для человека единство. Осознание этого факта привело к развитию дизайна, художественного конструирования предметов, в том числе техники. Слово «дизайн» английского происхождения и весьма удачно отражает суть технической эстетики. Оно состоит из корневой основы «зайн» (= знак, символ) и префикса «ди» (= отделение). Дизайнер осуществляет разнообразную символическую деятельность. Он переводят свой духовный мир в технические знаки, актуальные для пользователей техникой. Для дизайнера техника – это непросто железки, а символ красоты, прекрасного. Он, надо полагать, глубоко понимает, что, хотя выразительные возможности техники не всегда позволяют достичь совершенства произведений искусства, в эстетическом смысле именно последние являются идеалом техники. Философия открывает доступ к пониманию эстетических достоинств мира, техники в том числе.

 


Список использованной литературы

 

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М., 1997

 

2. Большаков А.В., Грехнев В.С., Добрынина В.И. Основы философских знаний. – М., 1994

 

3. Гараджа В.И. Религиевидение. – М., 1995

 

4. Канке В.А. Философия. – М., 1996

 

5. Концепции современного естествознания. – Ростов-на-Дону, 1997

 

6. Лекторский В.А. Субъект. Объект. Познание. – М., 1980

 

7. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М., 1975

 

8. Основы религиоведения // Под ред. И.Н. Яблокова. – М., 1994

 

9. Основы философии в вопросах и ответах. – М., 1997

 

10. Основы этических знаний. – СПб., 1998

 

11. Платон. Апология Сократа // Собр. соч. – М., 1990

 

12. Радугин А.А. Философия. – М., 1997

 

13. Спиркин А.Г. Основы философии. – М., 1988

 

14. Философия // Под ред. В.П. Кохановского – Ростов-на-Дону, 1996

 

15. Философия. Курс лекций // Под ред. Е.Ф. Солопова. – М., 1997

 

16. Шердаков В.Н. Добро и зло. – М., 1992

Философия

ПРОБЛЕМНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС

 

 


 

Оглавление

 

 

1.Проблема научности и многообразия философского видения мира…….. 3

 

2.Проблема метода в философии. Диалектика или метафизика?………… 6

 

3.Проблема соотношения философии и частных наук (конкретных) наук 9

 

4.Проблема пространства и времени…………………………………………. 10

 

5.Проблема происхождения жизни на Земле………………………………… 12

 

6.Проблема происхождения и сущности сознания………………………….. 13

 

7.Проблема источников знания, способов и границ познания. Разум или

чувства?……………………………………………………………………… 16

 

8.Проблема сущности научного познания. Что знать?…………………….. 18

 

9.Проблема истины в философии и науке. Что есть истина?……………… 20

 

10.Проблема смысла жизни……………………………………………………. 21

 

11. Проблема жизни и смерти в осмыслении бытия человека и его

сущности…………………………………………………………………… 22

 

12.Проблема личности в истории философии……………………………….. 23

 

13.Проблема общественного прогресса и его критериев…………………… 26

 

14.Проблема роли личности в обществе и истории…………………………. 28

 

15.Проблема эстетического освоения человеком мира. Что такое

искусство?…………………………………………………………………… 30

 

16.Проблема происхождения, сущности и функций религии……………… 33

 

17.Проблема морали как специфического способа освоения

действительности…………………………………………………………… 35

 

18.Проблема морального выбора личности…………………………………. 37

 

19.Проблема добра и зла, целей и средств в деятельности………………… 39

 

20.Глобальные проблемы современности…………………………………… 40

 

Список использованной литературы…………………………………………. 41


Проблема научности и многообразия философского видения мира

Наука – это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности. Наука – это система знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления, а также отдельная отрасль таких знаний. Наука – это общественное явление, важнейшей характеристикой является развитие собственного познания исследуемых областей. Наука – это особый рациональный способ познания мира, основанный на эмпирической проверке или математическом доказательстве. Граница между донаучной, вненаучной и научной формами знаний заключается в том, что в последнем случае человек переходил от эмпирического уровня научного познания (наблюдение, эксперимент, измерение) к теоретическому уровню научного исследования на рациональной (логической) ступени познания, когда происходит раскрытие наиболее глубоких, существенных сторон, связей, закономерностей, присущих изучаемым объектам, явлениям. Различия между экономическими и юридическими науками по сравнению с естествознанием заключаются в том, что первые имеют отношение прежде всего к субъекту (человеку), а вторые основаны на разделении субъекта (человека) и объекта (природы, которую познает субъект), при преимущественном внимании, уделяемом объекту.

Философия как способ и форма духовной деятельности людей является одной из наиболее древних частей общей духовной культуры человечества. Философствование, т.е. осмысление основополагающих, коренных, принципиально важных проблем природы, общества и мышления, вопросов существования человека и смысла его жизни, предназначения и цели развития общества и каждого отдельного человека во все времена было присуще людям. Ответы на эти вопросы, полученные за тысячи лет существования философии можно оценивать по-разному. Объясняется это тем, что в истории человечества неоднократно изменялись приоритеты этих вопросов. Одни из них становились центральными и их исследование привлекало большинство философов, другие вопросы уходили на задний план или совсем переставали интересовать философию. Наконец, в философии всегда возникали новые проблемы, ставились новые вопросы.

Как только радикально менялась жизнь общества, в нем возникали проблемы, требующие своего философского осмысления. Изменения в материальной и духовной культуре каждого народа и каждого человека заставляют людей заново переосмысливать бытие, вносить коррективы в представления обо всем существующем. Философия неоднократно ставила также вопросы, которые затем становились предметом исследования естествознания или искусства, морали или политики, права или религии. Это бесконечное, существующее в течение тысячелетий рождение основных и новых проблем в ходе философского отражения мира, вызвано к жизни особенностями самой философии, которую всегда интересуют центральные, коренные проблемы бытия. Кроме того, во все времена философия стремится использовать наиболее общие методы и способы познания, те методы, которые философия самостоятельно разрабатывает или берет их из других областей духовного производства, в первую очередь и главным образом, из естествознания. Поэтому достаточно давно возникла традиция рассматривать философию как одну из наук, которыми располагает человечество. Эта традиция особенно усилилась в ХVIII – ХIХ в., когда для многих людей понятия философия и наука стали казаться тождественными. В действительности связь между философией и наукой существует, но философское знание может выступать как в научной, так и в донаучной и заведомо ненаучной форме, не переставая в то же время быть философией. Более того, исследования философских школ показывают, что граница между научностью и ненаучностью в философии не проходит по традиционному делению философов на материалистов и идеалистов и определяется не ответом на тот основной, по словам Ф. Энгельса, об отношении сознания к бытию, а его вторую сторону – как вопрос о тождестве мышления и бытия в процессе познания объективного мира.

Понятие мировоззрения охватывает более широкий круг явлений, чем понятие философии. Мировоззрение – это сложное синтетическое, интегральное образование общественного и индивидуального сознания. Соотношение мировоззрения и философии схематично можно представить в виде двух концентрических кругов, где больший круг – мировоззрение, а входящий в него меньший – философия. В отличие от всех других форм и типов мировоззрения, философские системы взглядов претендуют на теоретическую мировоззрение обоснованность как содержания, так и способов достижения обобщенных знаний о действительности, а также принципов философия и идеалов, определяющих цели, средства и характер деятельности людей. Философ в высоком смысле этого слова не только сам является носителем, творцом, реформатором определенного мировоззрения, но и видит свою задачу в том, чтобы сделать мировоззрение вообще предметом своего теоретического анализа, специального изучения, обязательно подвергнуть его критическому суду разума, воссоздать систему миропонимания и наиболее зрелой интеллектуальной форме.

Вокруг вопроса о том, является ли философия наукой, ведутся споры. Ряд философов отрицают ее принадлежность к миру науки, выдвигая следующие аргументы: философские воззрения не нуждаются в подтверждении фактами, наблюдениями, экспериментами, т.е. не удовлетворяют критерию научного знания; утверждения философии эмпирически (т.е. в опыте, эксперименте) неопровержимы (как, например, опровергнуть утверждение, что в основе развития природы лежит саморазвитие духа); в философии никогда не было положений, признаваемых всеми философами, для нее характерен плюрализм взглядов, и каждый самостоятельный мыслитель создает свою собственную философскую систему. Выдвигаются и аргументы, провозглашающие ненаучность методов, проблем, языка философии.

Распространена и противоположная позиция, согласно которой философия является наукой. При этом указывается на такие общие с другими науками черты философии, как рационально-понятийная форма познания, логическая доказательность, аксиоматические построения и др. Отвергаются утверждения об эмпирической недоказуемости и неопровержимости философских воззрений, одни из которых опровергаются ходом мировой истории или открытиями естественных наук (например, утверждения ряда философов древности об атоме как первооснове бытия), другие развиваются и обогащаются.

Философы, считающие философию наукой, по-разному определяют ее предмет. Так, в отечественной литературе распространены определения онтологического типа:

§ философия – это наука о всеобщих законах движения и развития природы, общества, мышления;

§ философия – наука о всеобщем в отношении человека и мира;

§ философия – это наука о всеобщих началах сущего.

Другой тип определений – антропологического типа. Так, русский философ-экзистенциалист Н. А. Бердяев определил философию как науку о духе, считая, что наука о духе есть прежде всего наука о человеческом существовании. Непосредственной целью науки является описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов. Философия всегда в той или иной степени выполняла по отношению к науке функции методологии познания и мировоззренческой интерпретации ее результатов. Философию объединяет с наукой также и стремление к теоретической форме построения знания, к логической доказательности своих выводов.

Европейская традиция, восходящая к античности, высоко ценившая единство разума и нравственности, вместе с тем прочно связывала философию с наукой. Еще греческие мыслители придавали большое значение подлинному знанию и компетентности в отличии от менее научного, а порой и просто легковесного мнения. Такое различие имеет принципиальный характер для многих форм человеческой деятельности, в том числе и для философии. Так чем же являются результаты интеллектуальных усилий философов: надежным знанием или только мнением, пробой сил, своего рода игрой ума? Каковы гарантии истинности философских обобщений, обоснований, прогнозов? Вправе ли философия притязать на статус науки или же такие притязания беспочвенны? Попробуем ответить на эти вопросы обратившись к истории.

Первую попытку обрисовать круг задач философии, перед лицом существующих и только начинающих формироваться конкретных наук, в свое время предпринял Аристотель. В отличии от частных наук, каждая из которых занята исследованием своей области явлений, он определил философию как учение о первопричинах, первопринципах, самых общих началах



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.200.66 (0.092 с.)