Проблема морали как специфического способа освоения действительности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема морали как специфического способа освоения действительности



 

Свойства морали определяют и ее функции, поскольку функции есть конкретное проявление свойств. Мораль относится к числу наиболее значимых общечеловеческих ценностей. Представляя собой уникальное собрание и обобщение человеческой мудрости, она определяет наиболее гуманные и перспективные пути жизнедеятельности и духовного совершенствования человека. Ее роль можно сравнить с компасом, который помогает человеку ориентироваться в житейских бурях, решениях различных социальных проблем, духовных исканиях.

Основными функциями морали являются:

регулятивная, регламентирующая содержание отношений между людьми. Она является ведущей функцией, поскольку позволяет морали выступать в качестве особого способа воздействия на поведение людей, обеспечивать управление общественными отношениями. Активность и широта проявления этой функции морали определяются ее содержанием и социально-экономическими условиями в обществе. Кризисные ситуации ослабляют влияние морали, ведут к деформации понимания ее основных норм: долга, чести, блага, счастья и др. Моральное единство общества подрывается его социальным расслоением и это приводит к тому, что в социально-неоднородном обществе возникают и существуют несколько типов морали. В таком обществе реализация регулятивной функции морали носит ограниченный и стихийный характер. Реализация данной функции в полном объеме может быть обеспечена на путях формирования общества социальной справедливости. Выступая как средство коммуникативно-информационного взаимодействия людей в различных сферах общественной жизни, мораль объединяет отдельных личностей и общество в целом на основе позитивных нравственных целей и идеалов;

воспитательная (гуманистическая) функция морали осуществляется в формировании человеческой личности, развитии ее самосознания. Моральные взгляды на цель и смысл жизни, понимание человеком своего долга и ответственности перед другими людьми, обладание чувством достоинства, культурой общения и другими нравственными качествами утверждаются в процессе воспитания, обучения, просвещения, практической моральной деятельности индивида. Через воспитательную функцию осуществляется передача нравственного опыта от поколения к поколению, формирование определенного типа личности. Эта функция морали может быть реализована только через целостную систему воспитания (нельзя, например, воспитать чувство стыда у человека, который является тунеядцами т.д. В процессе воспитания также необходимо учитывать чувственный и теоретический уровни морального сознания и выбирать в связи с этим соответствующие средства воспитания. Отрицательную роль в нравственном воспитании молодежи играют современные передачи в СМИ, которые развращают и угнетают неокрепшую психику детей и подростков показом различного рода жестокостей, неоправданно привлекают их внимание к сексуальным проблемам, сознательно отвлекают от сложных социальных проблем, с которыми сталкивается молодежь. В защиту морали от насаждения распущенности, жестокости, лицемерия и других негативных установок личности должны активно выступать общество и государство;

познавательная функция морали позволяет создавать и реализовывать позитивный духовный потенциал личности в процессе общения с другими людьми. Приобретая знания в вопросах нравственной деятельности и культуры, человек расширяет и укрепляет свои связи в обществе, совершенствует себя как личность, духовно овладевает тем, что является социально значимым, в том числе и в других сферах общественного сознания: политике, науке, искусстве и т.д. В процессе познавательной деятельности субъекта формируются представления о содержании моральных отношений как на уровне чувственного, так и теоретического сознания, позволяющие не только понимать нравственную сущность происходящего, но и прогнозировать развитие событий.

Вместе с тем, основное назначение морали заключается не только в том, чтобы познавать мир нравственных отношений, но и реально их регулировать, используя присущие ей средства. Но не имея необходимых знаний в этой сфере, человек не может в полном объеме выполнять и регулирующую функцию. Это подтверждается и ситуацией, сложившейся в настоящее время в нашем обществе, которое крайне слабо использует познавательную функцию морали. Утратив старые идеалы и социальные ориентиры и ничего не сумев предложить пока взамен, оно лишает себя важного источника стабильности и уверенности в своем будущем;

– мировоззренческая функция определяет мораль как составную часть обобщенных и определенным образом субординированных взглядов личности, социальной общности, общества в целом на содержание и характер нравственных отношений. Мораль всегда существует не в качестве отдельных положений, принципов и предписаний, а как определенная и целостная система нравственности, обладающая теоретическим фундаментом и собственными способами воздействия на общественные процессы. Реализуя свои основные свойства императивности, нормативности и оценочности, мораль помогает в решении задач общественной жизни, формировании общественного идеала, понимании значимости происходящих процессов. Через мировоззренческую функцию морали обеспечивается становление личности с твердыми нравственными установками и убеждениями, В реализации этой функции морали важное значение принадлежит таким ее понятиям, как гуманизм, патриотизм, требовательность к себе и другим, сознательность, ответственность, долг и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.222.116.199 (0.04 с.)