Бедность как проблема социального прогресса. Преодоление бедности и отсталости. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бедность как проблема социального прогресса. Преодоление бедности и отсталости.



Глобализация хозяйственной деятельности привела к тому, что на механизм мирового хозяйства все более заметное воздействие стали оказывать проблемы, которые получили название глобальных. Они обладают общей спецификой, выделяющей их на фоне других проблем мировой экономики, включая:

общемировой характер, т.е. затрагивают интересы и судьбы всего человечества;

угрожают человечеству серьезным регрессом в условиях жизни и дальнейшем развитии производительных сил или даже гибелью человеческой цивилизации как таковой;

нуждаются в срочном и неотложном решении;

требуют для своего решения совместных действий всего мирового сообщества.

Проблема преодоления бедности и отсталости относится к числу наиболее значимых глобальных проблем. В современном мире бедность и отсталость характерны, прежде всего, для развивающихся стран, где проживает почти ⅔ населения Земли. Поэтому данную глобальную проблему часто называют проблемой преодоления отсталости развивающихся стран.

Для большинства этих стран, особенно наименее развитых, типична сильная отсталость, если судить по уровню их социально-экономического развития. В результате для многих из этих стран характерны ужасающие масштабы нищеты. Так, ¼населения Бразилии, ⅓ жителей Нигерии, ½ населения Индии потребляют товаров и услуг менее чем на 1 долл. в день (по паритету покупательной способности).

В результате от недоедания в мире страдает около 800 млн человек. К тому же значительная часть нищих людей неграмотна. Так, доля неграмотных среди населения старше 15 лет составляет в Бразилии ок.15%, в Нигерии и в Индии - ок.40%.

Огромные масштабы бедности и отсталости вызывают сомнение в том, возможно ли вообще говорить о нормальном развитии и прогрессе человеческого общества, когда большая часть жителей планеты оказывается за чертой достойного человеческого существования. Проблема усугубляется тем, что достижения мирового научно-технического прогресса обходят стороной многие развивающиеся страны, их колоссальные по численности трудовые ресурсы мало используются, а сами эти страны в своем большинстве недостаточно активно участвуют в мировой хозяйственной жизни.

Сохранение такого положения во многих развивающихся странах порождает серьезные опасности для развития мирового хозяйства. Так, оно формирует в широком общественном сознании в этих странах негативное отношение к существующему в мире порядку. Это выражается в различных идеях об ответственности развитых стран за положение в развивающихся странах, а также в требованиях перераспределения доходов в мировой экономике, некоей «уравниловки» в мировом масштабе (например, движение развивающихся стран за установление нового международного экономического порядка).

Нарастание социальной напряженности из-за обострения проблемы отсталости подталкивает различные группы населения и правящие круги развивающихся стран к поиску внутренних и внешних виновников такой бедственной ситуации, что проявляется в увеличении числа и глубины конфликтов в развивающемся мире, в том числе этнических, религиозных, территориальных. Учитывая тенденцию к расширению «клуба» ядерных держав за счет развивающихся стран, невозможно предугадать всю возможную катастрофичность подобного развития событий.

Большинство экономистов сходится в том, что определяющее значение в решении проблемы бедности и отсталости имеет разработка в развивающихся странах эффективных национальных стратегий развития, опирающихся на

внутренние экономические ресурсы на основе комплексного подхода. При таком подходе в качестве предпосылок для создания современной экономики и достижения устойчивого экономического роста рассматриваются не только индустриализация и постиндустриализация, либерализация хозяйственной жизнии преобразование аграрных отношений, но и реформа образования, улучшение системы здравоохранения, смягчение неравенства, проведение рациональной

демографической политики, стимулирование решения проблем занятости.

Однако многие развивающиеся страны (особенно наименее развитые), не могут, полностью изменить свое положение без международного содействия решению проблемы отсталости. Оно осуществляется прежде всего по линии

так называемой официальной помощи развитию со стороны развитых стран в виде предоставления финансовых ресурсов. Для самых бедных стран (а именно они являются главными получателями этой помощи) официальная помощь развитию составляет более 3% по отношению к их ВВП, в том числе для стран Тропической Африки — даже более 5%, хотя в расчете на каждого жителя этого региона это всего несколько десятков долларов в год.

Еще большие возможности для преодоления отсталости обеспечивают привлекаемые иностранные частные инвестиции - прямые и портфельные, а также банковские займы. Приток этих финансовых ресурсов в развивающиеся

страны растет особенно быстро и является в настоящее время основой внешнего финансирования стран третьего мира. Однако эффективность всех этих финансовых потоков зачастую сводится на нет коррумпированностью чиновничьего

аппарата, достаточно широко распространенной в развивающихся странах, а также неэффективностью использования получаемых средств.

 

Качество жизни населения.

Основной особенностью наступившего века становится не борьба идеологий, и даже не соревнование стран за темпы экономического роста, а усиливающаяся конкуренция за качество жизни, национальное богатство, измеряемое качеством человеческого капитала, и научный прогресс. Все большее число аналитиков, ученых, мыслителей, да и политиков говорят об исчерпанности прежней модели развития и о том, что мир стоит перед необходимостью формулирования новых целей общественного бытия. Причем эта задача стоит и перед современными государствами, и перед бизнесом, и перед каждым отдельным человеком. Фокусом, центральным звеном этой новой модели жизни и мироустройства будет, по всей видимости, качество жизни во всем многообразии этого понятия.

Однако констатация ситуации, при всей своей очевидности, ставит перед исследователями массу вопросов. Прежде всего, они связаны с определением набора показателей, характеризующих такое понятие, как «качество жизни», а также позволяющих осуществлять его измерение. В современной науке и политике предлагается множество показателей, характеризующих качество жизни. В данной работе мы представим некоторые подходы, рассмотрим историографию понятия. В связи с необходимостью смены вектора и целей общественного развития о таких вещах, как хорошая высокооплачиваемая работа, доступное качественное образование, эффективное медицинское обслуживание, долгая здоровая жизнь принято говорить не в контексте «социальных завоеваний» или «социального благодеяния» государства, но в контексте «неотъемлемых социальных прав» любого человека. Именно с этих позиций выступают не только ученые и публицисты, но и политики всех уровней. Однако проблема состоит в том, что между риторикой и самыми благими пожеланиями с одной стороны и реальной жизнью с другой –дистанция огромного размера.

Поэтому помимо теоретического анализа этих сложных вопросов, нам также представляется важным понять, каков разрыв между нормативными показателями, характеризующими те или иные аспекты качества жизни, и реальной ситуацией, которая складывается в различных странах. На наш взгляд, в настоящее время достигнуто относительное единство мирового сообщества в понимании необходимости реализации новой парадигмы общественного развития, связанного с прогрессом человека в самом широком смысле этого слова, но реальные пути пока не определены. Более того, именно в плане выработки и осуществления конкретных практик наблюдаются серьезные проблемы даже у наиболее развитых в экономическом плане стран. Не случайно речь в интеллектуальном сообществе ведется о кризисе социального государства, да и ту ситуацию, которая складывается в значительном числе стран после кризиса, никак нельзя назвать благополучной. Не менее важно попытаться проанализировать основные тенденции, институты развития и особенности их функционирования в отдельных странах и регионах мира.Во всяком случае, уже сейчас понятно, что простых и легких решений обозначенной задачи ждать не приходится. Современный мир все больше упирается в объективные ресурсные ограничители дальнейшего экономического роста, основанного на прежней парадигме развития. В то же время, даже имеющиеся результаты этого роста все менее справедливо разделяются между людьми – растет неравенство и между странами и внутри стран между отдельными социальными группами. Возникает некий парадокс – при понимании и признаниисоциальных прав и выработке определенных глобальных социальных стандартов, мировое сообщество не может не то что наметить «дорожную карту» того, как добиться «социального прогресса для всех», но даже выработать некие общие рецепты того, как добиться искомого результата. Пока можно лишь констатировать, что среди членов мирового сообщества есть страны, добившиеся определенных успехов в плане развития человека. Эти примеры есть и в Азии, и в Африке, и в Европе. Однако проблема состоит в том, что до сих пор не выявлен универсальный и эффективный «алгоритм успеха» этих стран. Выясняется, что учесть весь спектр факторов, определяющих успех или неуспех предпринимаемых усилий, чрезвычайно сложно. Но даже если удается сделать это в одном случае, то, это может не

сработать в других.

При этом современные общества в рамках всего человечества стали более зависимы друг от друга. Процесс глобализации усиливает их технологическую и экономическую взаимосвязь. Создаются международные экономические и политические организации, развивается международное право, что ведет к более тесному объединению человечества в рамках мирового сообщества. Но в этом объединяющемся сообществе существуют не только отношения сотрудничества и

общие интересы, но и конфликты, и разногласия. Воспользоваться плодами глобализации могут только те, кто стал неотъемлемой частью нового разделения труда, и прочно удерживает завоеванные позиции. Это, несомненно, обостряет

конкуренцию между странами за «место под солнцем», которого пока очевидно не хватает на всех.

Соотношение сил в мире резко меняется и под воздействием новых высоких технологий, которые предоставляют транснациональным корпорациям невиданные прежде мощные средства концентрации капитала, эффективного контроля над мировым рынком труда и знания. Все это, в свою очередь, порождает целый ряд проблем, в решении которых заинтересованы все страны и все сообщество людей в целом. Большинство этих проблем связано с необходимостью охраны окружающей среды, здоровья населения, обеспечением качества и безопасности труда и высокого образования, что напрямую связано с понятием качества жизни.

Именно поэтому современная эпоха, особенно период последнего глобального экономического кризиса, сфокусировала внимание исследователей на проблемах активизации экономического роста и придания ему более справедливого и социального характера, а, говоря шире, на проблемах поиска адекватных целей общественного развития. Причем вопросы эти из плоскости теоретической очень быстро перешли в плоскость необходимости принятия срочных, можно сказать «пожарных» мер экономической и социальной политики. Речь уже идет не просто о корректировке прежней политики, но о кардинальной смене вектора социально-экономической политики для многих ранее благополучных стран и о необходимости стабилизации политической ситуации.

Такая постановка вопроса предполагает построение моделей развития, которые предоставляли бы человеку больше возможностей для достойной жизни. В первую очередь это означает широкий доступ к обеспечению здоровья и получению хорошего образования, представляющего сегодня ценность само по себе, а не только как механизм адаптации человека к условиям меняющегося мира. Несомненно, в основе этих моделей может быть только эффективное экономическое развитие. Однако оно является необходимым, но далеко недостаточным условием. Отнюдь не всегда экономический рост конвертируется в качество жизни людей, определяемое хотя бы самым минимальным набором соответствующих параметров - здоровье и образование.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 444; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.216.163 (0.012 с.)