Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Распределение дохода. Межстрановые уровни дохода.

Поиск

Доходы — одна из основных характеристик экономического положения населения. Стремление к максимизации своего дохо­да диктует экономическую логику поведения любому рыночному субъекту. Доходы являются конечной целью и мощным стиму­лом трудовой и предпринимательской деятельности каждого ак­тивного участника рыночной экономики, объективным и мощ­ным стимулом его повседневной деятельности. Доходы есть де­нежная оценка результатов деятельности физических или юридических лиц, как субъектов рыночной экономики. Дохо­ды - денежная сумма, регулярно поступающая в не посредственное распоряжение рыночного субъекта. Доходы домашних хо­зяйств - все виды денежных и натуральных доходов, полученных в виде вознаграждения за работу по найму, от личного подсобного хозяйства, индивидуальной трудовой деятельности, денежные поступления из финансово-кредитной системы и про­чее. Располагаемые доходы домашних хозяйств — сумма текущих доходов, которая может быть использована домашними хозяйст­вами для финансирования конечного потребления товаров и ус­луг или сбережений. Располагаемый доход домашних хозяйств определяется как первичные доходы, за вычетом налогов и обя­зательных платежей, плюс сальдо текущих трансфертов. Транс­фертные платежи (трансферты) — передвижение средств от од­ного собственника к другому без получения в обмен товаров и услуг. Применительно к рассматриваемой проблеме трансферты представляют собой обязательные выплаты населению: пенсии, пособия, компенсации, другие социальные платежи, установлен­ные законодательством. Все перечисленное представляет собой трансфертные выплаты из государственного бюджета. Однако имеют место и частные трансфертные платежи (ежемесячные субсидии, получаемые студентами из дома, дары богатых родст­венников и др.).

При изучении благосостояния в отечественной литературе выделяют показатели мобильных и иммобильных доходов. Мобильные доходы — доходы, расходуемые по усмотрению домаш­него хозяйства.Иммобильные доходы — средства, предоставляе­мые из социальных фондов и потребляемые строго по назначе­нию (например, средства, выделяемые на лечение, образование, услуги культурно-бытового назначения).

Свой денежный доход потребители рассматривают как сред­ство приобретения товаров и услуг. Изменение дохода, которое происходит одновременно с изменением цены, может быть бла­гоприятно или неблагоприятно для потребителя. В этой связи необходимо отличать номинальные (денежные) и реальные до­ходы. Номинальный (денежный) доход населения — все поступле­ния денег населению от предприятий и организаций всех форм собственности, безналичные перечисления и пр. Иными слова­ми, это количество денег, полученное отдельными лицами в те­чение определенного периода. Реальные доходы населения — ве­щественное, предметное содержание доходов потребителя. Ре­альный доход можно полно охарактеризовать, лишь перечислив все товары и услуги, которые потребитель мог бы приобрести в соответствии со своими предпочтениями, с указанием количест­ва каждого приобретаемого товара или услуги. Иными словами, реальный доход представляет собой количество товаров и услуг, которое можно купить на располагаемый доход в течение опре­деленного периода. В отличие от номинальных, реальные денеж­ные доходы населения характеризуют количество приобретаемых материальных благ и услуг с учетом изменения розничных цен и расходов на выплату налогов, а также других обязательных пла­тежей. Реальные доходы Населения определяются посредством деления обшей суммы денежных доходов на индекс потребительских цен:

Реальный доход = Номинальный доход/Индекс потребительских цен

Отме­тим, что индекс цен — измеритель соотношения между стоимо­стью определенного набора товаров и услуг для данного периода времени и стоимостью идентичного набора товаров и услуг в ба­зовом периоде (период, принимаемый за основу для сравнения). Основное значение индекса потребительских цен состоит в уста­новлении величины изменения во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением.

Таким образом, реальный располагаемый доход ломавших хозяйств отражает максимальную стоимость товаров и услуг, ко­торые могли бы приобрести домашние хозяйства на свои теку­щие доходы исходя из цен базисного периода.

Существует два взаимосвязанных подхода к изучению про­блемы распределения доходов. Различают функциональное рас­пределение доходов между факторами производства и личное распределение с точки зрения их величины. Если все доходы, получаемые в обществе, рассмотреть под углом зрения оплаты услуг различных факторов производства, то мы получим функ­циональное распределение общественного дохода.Функциональ­ное распределение общественного дохода показывает, какая доля совокупного дохода страны направляется соответствующему фактору производства. Домохозяйства, предоставляя в распоря­жение фирм экономические ресурсы, получают вознаграждение в виде заработной платы, прибыли, процента и ренты. Эти четы­ре составляющие образуют в сумме личный доход домохозяйств. Общие доходы населения определяются как личные доходы с добавлением стоимости бесплатных или на льготных условиях предоставленных населению услуг за счет социальных фондов.

 

Развитие человека.

Развитие экономики любой страны и мировой экономики в целом, особенно в современную эпоху постиндустриализации, определяется ее человеческим потенциалом, т.е. трудовыми ресурсами и их качеством, проявляющимся, прежде всего, в виде квалификации и трудовой морали.

На формирование человеческого потенциала все большее влияние оказывает возрастающая интернационализация жизни человечества. Знания, вкусы и эстетические представления благодаря современным средствам связи и транспорта распространяются с огромной быстротой. Они образуют новый сложный, часто противоречивый сплав с традициями и ценностями, существующими в национальном обществе, порождают материальные и культурные основы явления, которое называют «современным образом жизни», «современной цивили- зацией».

Изменяющиеся условия труда предъявляют в настоящее время повышенные требования и к физическим качествам человека, которые в значительной мере определяют его способность к труду. На процессы воспроизводства человеческого потенциала большое влияние оказывают такие факторы, как сбалансированное полноценное питание, жилищные условия, состояние окружающей среды, экономическая, политическая и военная стабильность, состояние здравоохранения и массовые заболевания и т.п.

Ключевыми элементами человеческого потенциала выступают уровни общего и профессионального образования. Признание их значения, увеличение продолжительности обучения привели к осознанию того, что рентабельность ассигнований в человека превосходит прибыльность вложений в физический капитал. В связи с этим затраты на образование и профессиональную подготовку, а также здравоохранение, получившие название инвестиций в человека, рассматриваются в настоящее время не как непроизводительное потребление, а как один из наиболее эффективных видов капиталовложений. Со второй половине 90-х гг. затраты на образование составляли в США более 5% их ВВП, в Японии

и в России - около 4%.

Одним из показателей квалификационного уровня служит среднее общее количество лет обучения в начальной, средней и высшей школе. В США оно составляет в настоящее время 16 лет, в Германии — 14,5 лет. Однако продолжают сохраняться страны и регионы с очень низким уровнем образования. По оценке Международного банка реконструкции и развития, в Западной Африке этот показатель составляет около двух лет, в странах Тропической Африки — менее трех лет, в Восточной Африке — около четырех лет, т.е. не превышает продолжительности обучения в начальной школе. Отдельная задача в области образования — это ликвидация неграмотности. В последние десятилетия уровень неграмотности в мире снизился, но число неграмотных возросло. Подав-ляющая часть неграмотных приходится на развивающиеся страны. Так, в Африке и Южной Азии неграмотные составляют более 40% взрослого населения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 313; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.224.165 (0.01 с.)