Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Природные ресурсы мировой экономики.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Национальные экономики, объединенные сегодня в планетарных рамках глобализацией, (в основе которой лежат международное разделение труда, интеграция, интернационализация) в разной степени обеспечены природными,трудовыми, финансовыми, технологическими, научными и прочими ресурсами. Обеспеченность и использование ресурсов обусловливают экономический статус страны и ее позиционирование в мировой экономике, что выражается в количественных (объемы производства, его структура и т. д.) и качественных (качество технологии, производства, уровень жизни населения) показателях развития страны. Современный этап развития мирового хозяйства отличается - возрастающими масштабами потребления природных ресурсов, - резким усложнением процесса взаимодействия природы и общества, - интенсификацией и расширением сферы проявления специфических природно-антропогенных -процессов, возникающих вследствие техногенного воздействия на природу. В этой связи большое значение приобретают изучение природно-ресурсного потенциала мира в целом, отдельных материков и стран, анализ систем их хозяйственного использования, сложившихся в различных социально-экономических структурах современного мирового сообщества, разработка представлений о рациональном и оптимальном освоении природных богатств. В мировой практике при определении природно-ресурсных запасов принято выделять несколько категорий по степени их технической и экономической доступности и изученности. Доступные, доказанные, или реальные запасы, — это объемы природного ресурса, выявленные современными методами разведки или обследования, технически доступные и экономически рентабельные для освоения. Потенциальные, или общие ресурсы — это ресурсы, установленные на основе теоретических расчетов, рекогносцировочных обследований и включающие, помимо точно установленных технически извлекаемых запасов природного сырья или резервов, еще и ту их часть, которую в настоящее время освоить нельзя по техническим или экономическим соображениям Например, залежи бурого угля на больших глубинах или пресные воды, законсервированные в ледниках или глубинных слоях земной коры. Потенциальные ресурсы называют ресурсами будущего, так как их хозяйственное освоение станет возможным только в условиях качественно нового уровня развития науки и техники. Природные богатства могут выступать в качестве определенного ресурса (например, стать фактором производства) в том случае, если в них возникает потребность. Потребности, в свою очередь, появляются и расширяются по мере развития технических возможностей освоения природных богатств. Территориальное расширение сферы хозяйственной деятельности человеческого общества и вовлечение в материальное производство новых видов природных ресурсов вызывали в природе разнообразные изменения, своего рода ответные реакции в виде различных природно-антропогенных процессов. Отправной базой, первоисточником развития экономики всех стран выступают природные ресурсы, которые бывают двух видов: восстанавливаемые и невосстанавливаемые. Восстанавливаемые ресурсы могут использоваться в объеме, не истощающем их наличия для будущего потребления (солнечная энергия и т. п.). К невосстанавливаемым ресурсам относят те, которые не воспроизводятся самой природой (уголь, нефть, газ и др.). В абсолютном большинстве природные ресурсы ограничены, а некоторые приобретают характер дефицитных. Потенциал мировой экономики имеет следующую структуру: Природные ресурсы (минеральное сырье и топливо, земельные, водные, лесные ресурсы); трудовые ресурсы (территориальное распределение населения мира, возрастная структура населения, профессиональная структура, уровень образования); ресурсы, имеющиеся у отраслей (агропромышленный, топливно-энергетический, химико-лесной, металлургический, военно-промышленный комплексы, машиностроение, транспорт, связь и др.); финансовые ресурсы (финансовые рынки, золотовалютные резервы) предпринимательские ресурсы; научные, интеллектуальные ресурсы мира. Трудовые ресурсы мира. Под трудовыми ресурсами мира понимают долю экономически активного населения, которая варьируется по странам. В развитых странах мира экономически активно около 70% всех трудовых ресурсов. Эта ситуация связана прежде всего с безработицей, которая иногда достигает 10% от общего числа трудовых ресурсов. В развивающихся же странах эта доля еще меньше. Она составляет лишь 45-55%, что связано с экономической отсталостью стран, неучастием женщин в производстве из-за наличия многодетных семей, большой численностью молодежи, вступающей в трудоспособный возраст, широкой эксплуатацией дешевого и малоквалифицированного детского труда. В среднем в мире к экономически активному населению можно отнести 45% всего населения, или около 2 миллиардов человек. Сегодня одним из показателей трудовых ресурсов страны является уровень их образования. В экономически развитых странах неграмотность практически ликвидирована, а в развивающихся странах образовательный уровень еще весьма низок. По данным специалистов, на Земле в настоящее время неграмотными являются около 900 миллионов человек, причем число неграмотных не сокращается, а увеличивается. Наибольшее их количество находится в Африке. В экономически развитых странах мира сокращается численность рабочих преимущественно физического труда. Их место занимают более образованные работники, высококвалифицированные специалисты, создающие и обслуживающие автоматизированную и электронно-вычислительную технику. Уникальной страной высокой культуры и сплошной грамотности является Япония. Здесь обучению и воспитанию детей уделяется большое внимание с самого раннего возраста. Страна имеет больше университетов, готовящих квалифицированные кадры, чем вся Западная Европа. Большое влияние на трудовые ресурсы оказывает возрастной состав населения. К экономически активному относится взрослая часть населения, доля которого в разных типах стран различна. «Постарение» населения Западной Европы привело к тому, что люди от 15 до 59 лет здесь составляют 61%, а старше 60 лет — 17%. Примерно такие же доли взрослого и пожилого населения и в США, Австралии, Канаде. Доля детского населения не превышает 30%, а в ФРГ и Швеции еще ниже. В развивающихся же странах основная доля населения приходится на детей и взрослых. Пожилая часть населения занимает в общем количестве менее 7%. Доля детей колеблется от 36% (Азия) до 45% (Африка), а иногда достигает и 50% (Кения, Ботсвана).
Группировка стран мира. Развитые страны Развитые страны (англ. Developed countries) характеризуются высоким уровнем жизни населения. Развитые страны имеют, как правило, большой запас произведённого капитала и население, которое по большей части занято высокоспециализированными видами деятельности. В этой группе стран проживает около 15% населения мира. Развитые страны называют также индустриальными странами или индустриально развитыми. Страны с переходной экономикой К странам с переходной экономикой обычно относят 28 государств Центральной и Восточной Европы и бывшего СССР, переходящие от централизованно – планируемой к рыночной экономике, а также, в ряде случаев, Монголию, Китай и Вьетнам. В числе стран с переходной экономикой в силу своей политической значимости обычно отдельно, вне связи с другими группами, рассматривается Россия (2% мирового ВВП и 1% экспорта). Отдельной группой выделяются некогда входившие в социалистический лагерь страны Центральной и Восточной Европы, а также страны бывшего СССР, которые называют странами бывшей «рублевой зоны». Развивающиеся страны Развивающиеся страны – 132 государства Азии, Африки, Латинской Америки, характеризующиеся низким и средним уровнем доходов. В силу большого разнообразия развивающихся стран международной экономике их принято классифицировать как по географическим признакам, так и по различным аналитическим критериям.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.73.21 (0.008 с.) |