ТОП 10:

Специфика инвестиционного климата в странах с переходной экономикой.



Инвестиционный климат — это вся совокупность факторов (политических, экономических, правовых, социальных и др.) в стране, которые определяют возможности и перспективы прибыльности (эффективности) вложения капитала и степень риска для инвестора.

 

Приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в страны с переходной экономикой сократился в 2012 году на 9%, составив 87 млрд долл. США, (2011 – 96 млрд) − сообщается в Докладе ЮНКТАД о мировых инвестициях за 2013 год. По данным доклада, их приток в Юго-Восточную Европу уменьшился практически вдвое, при том что приток ПИИ в страны СНГ остался относительно стабильным.

Препятствия для инвестиций:

  1. административные барьеры
  2. коррупция
  3. различие культур

НО! Стремление к открытости, вступление в международные организации

 

Влияние трудовой миграции на страны реципиенты и доноры

Преимущества для стран-экспортеров:

  1. сокращение уровня безработицы и расходов по ее соц. обслуживанию
  2. часто эмигранты переводят часть своего дохода на родину, вкладывают деньги в отечественную экономику путем покупки недвижимости, земли, средств производства и.т.д.
  3. некоторые эмигранты привозят сумму, достаточную для начала бизнеса, поэтому в относительно развитых странах возникают малые и средние фирмы, следовательно оживляется предпринимательская деятельность.
  4. страны-экспортеры получают валютные поступления от стран-импортеров р/с
  5. странам-экспортерам р/с поступают средства от налога с прибыли фирм-посредников, работающих в данной сфере деятельности
  6. в некоторых странах эмигранты платят налог в гос. бюджет своей страны (Турция)

Преимущества для стран-импортеров:

  1. возможность привлечения дешевой р/с
  2. обеспечение занятости в не требующих высококвалифицированной р/с отраслях
  3. снижение расходов на обучение работников и их социальную защиту

Негативные последствия международной трудовой миграции для стран-доноров:

1. рабочая сила, на производство которой были затрачены национальные ресурсы, создает ВВП не у себя дома, а за рубежом

2. за границу уходит наиболее конкурентоспособная и предприимчивая часть населения, ослабляя тем самым национальную экономику. Отток научно-технической интеллигенции (утечка мозгов) отрицательно влияет на научный и образовательный потенциал страны

3. массовый отъезд молодых людей, преимущественно мужчин, отрицательным образом отражается на демографической ситуации

Для стран-импортеров («реципиентов») рабочей силы трудовая миграция также имеет положительные стороны (привлечение дешевой рабочей силы, снижение собственных расходов на обучение работников и их социальную защиту, обеспечение занятости в отраслях, нуждающихся в рабочей силе низкой квалификации), так и отрицательные (повышение социальной напряженности, частые правонарушения- нередко на почве межнациональных конфликтов, и др)

Что такое ГАТТ?

Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) — международное соглашение, заключенное в 1947 году с целью восстановления экономики после Второй мировой войны, которое на протяжении почти 50 лет фактически выполняло функции международной организации (ныне — Всемирная торговая организация). Соглашение вступило в силу 1 января 1948 г.

Основная цель ГАТТ— снижение барьеров в международной торговле. Она была достигнута за счет снижения тарифных барьеров, количественных ограничений (импортная квота) и субсидий торговли через различные дополнительные соглашения.

Дополнительные цели:

1. повышение жизненного уровня,

2. обеспечение полной занятости и непрерывного увеличения реального дохода

3. создание эффективного спроса,

4. полное использование мировых ресурсов

5. расширение производства и обмена товаров.

Соглашение представляет собой многосторонний торговый договор, заключающий в себя четыре фундаментальных принципа:

1) недискриминационный подход к мировой торговле (страны-участницы связаны оговоркой о наиболее благоприятствуемой нации, требующей недискриминационного подхода к любому импорту, вне зависимости от его происхождения);

2) защита национального производства исключительно при помощи таможенных тарифов, а не других мер, таких, как введение квот на импорт;

3) упор на проведение консультаций с тем, чтобы не нанести ущерб коммерческим интересам стран-участниц;

4) создание системы переговорного процесса с целью снижения тарифов и устранения других барьеров на пути развития торговли, а также оформление результатов переговоров в форме юридического документа.

Первоначально, в конце 1940 – начале 1960-х, торговые переговоры под эгидой ГАТТ касались почти исключительно вопросов дальнейшего снижения таможенных тарифов. Затем, в ходе так называемого «раунда Кеннеди» в середине 1960-х, начали обсуждать применяемые фирмами методы конкурентной борьбы, в результате чего было подписано Антидемпинговое соглашение ГАТТ. В ходе «Токийского раунда» переговоров, проходившего в 1970-х, руководители ГАТТ впервые предприняли серьезную попытку снизить торговые барьеры, не связанные с тарифами. В 1970–1980-е в развитии международной торговли наметился кризис – обострившееся соперничество между тремя центрами экономического соперничества (Северная Америка, Западная Европа, Дальний Восток) привело к усилению протекционизма и временному снижению эффективности переговоров в рамках ГАТТ. Но этот кризис удалось преодолеть, на смену «торговым войнам» вновь пришло сотрудничество. Восьмой раунд, который проходил в Уругвае с 1986 по 1994, оказался последним и самым продолжительным. В результате «Уругвайского раунда» было принято решение о создании вместо «временного» ГАТТ постоянно функционирующей ВТО. Был заключен ряд новых соглашений, расширяющих коллективно регулируемые условия международной торговли.

Торговые раунды ГАТТ

  1. Женевский раунд (1947): 23 страны. ГАТТ вступил в силу.
  2. Аннесинский раунд (1949): 13 стран.
  3. Торквейский раунд (1950): 34 стран.
  4. Женевский раунд (1956): 22 стран. Снижение тарифов. Выработка стратегии по отношению к развивающимся странам, улучшение их позиций, как членов соглашения.
  5. Раунд Диллона (1960—1961): 45 стран. Дальнейшее снижение тарифов.
  6. Раунд Кеннеди (1962—1967): 48 стран. Дальнейшее снижение тарифов, впервые на повсеместной основе, а не по конкретным товарам. Анти-демпинговое соглашение (в США отвергнуто Конгрессом)
  7. Токийский раунд (1973—1979): 99 стран. Снижение нетарифных торговых барьеров. Снижение тарифов на промышленные товары. Расширение системы ГАТТ.
  8. Уругвайский раунд (1986-94): 125 стран. Создание ВТО как замену ГАТТ
  9. Дохийский раунд (2001-еще не завершился)

В развитии ГАТТ заметен прогресс по нескольким направлениям.

  1. удалось достичь внушительных успехов по снижению таможенных тарифов: если в 1950-е их средний уровень составлял 25–30%, то уже к началу 1980-х – только 5%.
  2. произошло расширение круга обсуждаемых условий международной торговли.
  3. резко выросло число стран, участвующих в этом процессе. Повышение авторитета ГАТТ стало одновременно и условием, и следствием стремительно развивающейся во второй половине 20 века глобализации хозяйственной жизни.

В середине 1960-х СССР получил приглашение присоединиться к ГАТТ, а в 1973– принять участие в «Токийском раунде». Тогда, однако, советское правительство не откликнулось на эти призывы. Лишь в 1979 Политбюро ЦК КПСС приняло официальное решение о сближении с этой организацией. В 1986 СССР обратился в ГАТТ с официальным заявлением о намерении участвовать в качестве наблюдателя в «Уругвайском раунде» торговых переговоров, но теперь уже ГАТТ оставил эту просьбу без ответа. Только в мае 1990 СССР получил статус наблюдателя ГАТТ.

В 1993 уже Россия подала заявку о вступлении в ГАТТ, получила подтверждение статуса наблюдателя и согласие на переговоры о ее присоединении к этой организации. Однако в 1995 году появилось ВТО вместо ГАТТ, и Россия в течение 18 лет уже пыталась вступить в нее.

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.38.214 (0.004 с.)