ТОП 10:

Причины и тенденции международного движения капитала.



Сущность – изъятие из национального обращения части финансовых и материальных ресурсов в одной стране и включение в производственный процесс в другой стране.

Причины:

1. Получение прибыли,

2. Несовпадение спроса на капитал и его предложения в разных странах,

3. Появление возможности освоения новых ниш на международных рынках,

4. Преодоление таможенных и нетарифных барьеров,

5. Стабильная политическая обстановка и в целом благоприятный инвестиционный климат в принимающей стране, льготный инвестиционный режим в СЭЗ, более дешевое сырьё и рабочая сила, приобщение к научно-техн. и управленческому опыт, конкуренция как условие ведения бизнеса.

Особенностью движения капитала на современном этапе является включение все большего числа стран в процесс ввоза и вывоза прямых, портфельных и ссудных капиталовложений. Если раньше отдельные страны являлись либо импортерами капитала, либо экспортерами капитала, то в настоящее время большинство стран одновременно ввозят и вывозят капитал.

Тенденции:

  1. Сокращение мирового притока иностранных инвестиций (сократился в 2012 г. на 18% до 1,35 трлн дол );
  2. Увеличение притока инвестиций в развивающиеся страны (2010-637 млрд дол, 2011-735 млрд, 2012-703 млрд (52% от всех инвестиций в 2012 г – больше чем развитые страны)
  3. Продолжающаяся зарубежная экспансия ТНК-ми из развивающихся стран => продолжающееся увеличение оттока капитала из развив. стран (2010-413, 2011-422, 2012-426 млрд дол – 31% от всего мирового оттока капитала)

МВФ. Образование, цели и задачи организации. Необходимость реформы.

МВФ — межправительственная валютно-кредитная организация по содействию международному валютному сотрудничеству на основе консультаций его членов и представления им кредитов.

Международный валютный фонд был создан по решению Бреттон-Вудской конференции в 1944 г. при участии делегатов из 44 стран. Функционировать МВФ начал в мае 1946 г. Сегодня в составе МВФ выступает 188 стран.

Международный валютный фонд занимается сбором и обработкой статистических данных по вопросам международных платежей, инфляции, валютных ресурсов, величины валютных резервов, денежного обращения, государственных финансов и др. Устав МВФ обязывает страны при получении кредитов давать информацию о состоянии экономики страны, золотовалютных резервов и т.п. Кроме того, страна, взявшая кредит, должна выполнять рекомендации МВФ по оздоровлению своей экономики.

 

Главная задача МВФ — поддержание стабильности мировой финансовой системы. Кроме того, в задачи МВФ входит информирование всех членов МВФ об изменениях финансовой и монетарной политики других стран-членов.

 

Цели международного Валютного Фонда:

1. Способствовать развитию международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере в рамках постоянного учреждения, обеспечивающего механизм для консультаций и совместной работы над международными валютно-финансовыми проблемами.

2. Способствовать процессу расширения и сбалансированного роста международной торговли и за счет этого добиваться достижения и поддержания высокого уровня занятости и реальных доходов, а также развития производственных ресурсов всех государств-членов.

3. Содействовать стабильности валют, поддерживать упорядоченный валютный режим среди государств-членов и избегать использования девальвации валют в целях получения преимущества в конкуренции.

4. Оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов по текущим операциям между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений, препятствующих росту мировой торговли.

5. За счет временного предоставления общих ресурсов Фонда государствам-членам при соблюдении адекватных гарантий создавать у них состояние уверенности, обеспечивая тем самым возможность исправления диспропорций в их платежных балансах без использования мер, которые могут нанести ущерб благосостоянию на национальном или международном уровне.

Необходимость реформ:

Основополагающим принципом управления Фондом является использование системы квот. Каждое государство-член МВФ обладает определенным количеством голосов – сначала голоса всем распределяются поровну. У каждой страны существует 250 "базовых" голосов (250 голосов – это примерно 0,01%; этими голосами обладает каждая из 188 стран-участников МВФ). Дальше каждое государство имеет право в рамках имеющейся у него квоты "выкупить" голоса, сделав взнос в капитал Международного валютного фонда.

На сегодняшний день США - 16,75% голосов, Япония – 6,23%, Германия – 5,81% голосов, Великобритания - 4,29%, Франция – 4,29%, Китай - 3,8 % Индия – 2,34%, Бразилия – 1,72%. Российская Федерация - 2,39% голосов в Международном валютном фонде.

Текущая ситуация с распределением квот и голосов не устраивает в первую очередь стран с развивающейся экономикой. Страны G7 фактически могут принять в МВФ любое устраивающее их решение – как по процессу выдачи кредитов, так и по требованиям, эти кредиты обуславливающим. Это крайне важно при определении направлений развития государств.

Сегодняшняя формула расчета квот существенно "перекошена" в сторону учета вовлеченности государств-участников МВФ в глобальную мировую торговлю в ущерб реальным экономическим показателям страновых экономик. Такой подход уже показал свою опасность в условиях глобальных кризисов – для увеличения возможности получения финансирования от МВФ (а объемы финансирования напрямую связаны с размером квот) государствам становится выгодно развивать внешнюю торговлю в ущерб внутреннему развитию производства.

В глобальном масштабе это ведет к еще большему расслоению экономик и превращению беднейших стран в потребительские придатки ведущих мировых государств. Это неизбежно провоцирует далее внутренние конфликты, потоки беженцев, неконтролируемую миграцию и рост коррупции – распределение внешней финансовой помощи вместо развития собственной экономики неизбежно ведет к злоупотреблениям.

74.Специализированные учреждения ООН

Специализированные учреждения ООН — самостоятельные международные организации, связанные с ООН специальным соглашением о сотрудничестве. Специализированные учреждения создаются на основе межправительственных соглашений.

Уставом ООН, ЭКОСОС учреждён в качестве главного органа, отвечающего за координацию деятельности Специализированных учреждений ООН.

  1. Всемирная метеорологическая организация (ВМО)

Поощряет научные исследования, связанные с изучением атмосферы Земли и климатических изменений, и содействует всемирному обмену метеорологическими данными.

  1. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ)

Координирует осуществление программ, нацеленных на решение проблем охраны здоровья и достижение всеми людьми максимально возможного уровня здоровья. Ведет работу по таким направлениям, как иммунизация, санитарное просвещение и снабжение основными лекарственными средствами.

  1. Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС)

Поощряет международную охрану интеллектуальной собственности и содействует развитию сотрудничества в вопросах, касающихся авторских прав, товарных знаков, промышленных образцов и патентов.

  1. Всемирный почтовый союз (ВПС)

Устанавливает международные нормы почтового обслуживания, предоставляет техническую помощь и содействует развитию сотрудничества в области почтовых услуг.

  1. Всемирная туристская организация (ВТО)

Служит глобальным форумом для решения программных вопросов, связанных с туризмом, и источником практического опыта в области туризма.

  1. Группа Всемирного банка

Предоставляет займы и техническую помощь развивающимся странам в целях сокращения масштабов нищеты и содействия устойчивому экономическому росту.

  1. Международная организация гражданской авиации (ИКАО)

Устанавливает международные нормы, необходимые для обеспечения безопасности, надежности и эффективности воздушного сообщения, и выступает в роли координатора международного сотрудничества во всех областях, связанных с гражданской авиацией.

  1. Международная морская организация (ИМО)

Способствует совершенствованию процедур международного морского судоходства, содействует повышению уровня безопасности морского судоходства и прилагает усилия в целях предотвращения загрязнения моря с судов.

  1. Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ)

Самостоятельная межправительственная организация, действующая под эгидой Организации Объединенных Наций, занимается обеспечением безопасного использования атомной энергии в мирных целях.

  1. Международный валютный фонд (МВФ)

Способствует развитию международного сотрудничества в кредитно-денежной сфере и обеспечению финансовой стабильности и служит постоянным форумом для проведения консультаций, предоставления рекомендаций и оказания помощи по финансовым вопросам.

  1. Международная организация труда (МОТ)

Разрабатывает политику и программы, направленные на улучшение условий труда и повышение уровня занятости, и устанавливает международные трудовые стандарты, используемые странами всего мира.

  1. Международный союз электросвязи (МСЭ)

Способствует развитию международного сотрудничества в целях совершенствования всех видов электросвязи, координирует использование радио- и телевизионных частот, содействует принятию мер по обеспечению безопасности и проводит исследования.

 

 

  1. Международный фонд сельскохозяйственного развития (МФСР)

Занимается мобилизацией финансовых ресурсов в целях увеличения производства продовольствия и улучшения положения с питанием бедных групп населения в развивающихся странах.

  1. Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО)

Направляет усилия на повышение продуктивности сельского хозяйства и укрепление продовольственной безопасности, а также на улучшение условий жизни сельского населения.

  1. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО)

Содействует осуществлению целей всеобщего образования, развитию культуры, сохранению всемирного природного и культурного наследия, международному научному сотрудничеству, обеспечению свободы прессы и коммуникации.

  1. Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО)

Способствует промышленному развитию развивающихся стран путем оказания технической помощи и консультативных услуг, и подготовки кадров.

 

Основные формы МЭО

Международные экономические отношения (МЭО) — экономические отношения между государствами, региональными группировками, транснациональными корпорациями и другими субъектами мирового хозяйства.

Основными формами международных экономических отношений являются:

  1. Международная торговля товарами и услугами

По современной классификации внешнеторговую деятельность подразделяют на торговлю готовой продукцией, машинами и оборудованием; сырьем; услугами.

  1. Международная миграция капитала и международный кредит

Заключаются в предоставлении займов и кредитов, в экспорте и импорте капитала. Главными экспортерами капитала являются США, Япония, Великобритания, Германия.

  1. Международные научно-технические связи

Выражаются в международном обмене научно-техническими знаниями, а также в осуществлении совместных научных разработок и проектов, охраны окружающей среды.

  1. Международная специализация производства и кооперация производства

Специализация отдельных стран на производстве определенных видов продукции.

  1. Деятельность международных экономических организаций, хозяйственное сотрудничество в решении глобальных проблем.

Деятельность Всемирного Банка, МВФ по стабилизации экономики и улучшения экономического уровня в развивающихся странах.

  1. Международная миграция рабочей силы

Перемещение между странами трудоспособного населения преимущественно по экономическим причинам.

  1. Международные валютные отношения

Валютные отношения представляют собой общественные отношения, связанные с функционированием валюты при осуществлении внешней торговли, оказании экономического и технического содействия, предоставлении и получении за границей различного рода кредитов и займов, совершении сделок по покупке или продаже валюты и т.д.

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.4.24 (0.01 с.)