Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные религиозно-философские системы южной Азии
Около 3500 гг. до н.э. на северо-западе Южной Азии в долине реки Инд возникает Хараппская цивилизация – одна из древнейших мировых цивилизаций городского типа. Их религия, вероятно, отложила отпечаток на религию древних индийцев. Жителям древних городов долины Инд были культы, сохранившиеся и получившие более широкое развитие в поздних религиозных системах Южной Азии: мировое дерево, культ Богини-Матери, культ быка, буйвола и тигра.
Индоарийские племена пришли в Индию после упадка и гибели Хараппской цивилизации примерно в XII веке до н.э. Проникновение Ариев (выходцы из Причерноморья или из Центральной Азии) продолжалось в течение нескольких веков. Как показывают гимны Ригведы, для арийских племён главным объектом почитания оставались персонифицированные явления природы, разделённые на три «яруса»: Небо, Воздух и Земля. В гимнах Ригведы восхваляются Сурья – бог солнца, Агни – богиня огня, Ушас – богиня утренней зари, братья-близнецы Ашвины – утренние и вечерние звёзды. Главными божествами ведической мифологии считаются владыка неба Варуна и бог-громовержец Индра. Существовал и некий единый вселенский закон – рита, который регулировал движение планет, поступки богов и жизнь людей. Ригведа (веда гимнов) была создана примерно в X – V вв. до н.э. Гимны передавались из поколения в поколение мудрецами риши. Существуют самостоятельные сборники гимнов для различных ритуалов: - Самаведу – веду песнопений - Яджурведу – веду жертвенных формул - Атхарваведу - веду магических формул К ведам привыкают другие сборники и ритуальные тексты, объясняющие смысл ведийских гимнов. В эпоху арийских миграций создаются основные институты социальной организации, характерных для Древней и Средневековой Индии. В середине I тыс. до н.э. оформляются 4 главных сословия (варны): 1) жрецы- брахманы – духовная власть 2) воины- кшатрии – политическая власть 3) Вайшьи – земледельцы и горожане 4) Шудры – коренное неарийское население, занимавшее самые низкие ступени социальной иерархии. К середине I тыс. до н.э. индоарийская цивилизация продвинулась далеко на юг и восток субконтинента. В долине Ганга возникли самостоятельные государства – джанапады. В этот период происходит становление индийской цивилизации: формирование системы представлений о времени и пространстве, общих принципах поведения человека (дхарма), о цепи перерождений и воздаянии за добрые и злые поступки (карма) и о космогоническом процессе. Определяются концепции социальной иерархии.
Традиция определяла поведение людей в зависимости от возраста и положения в обществе. Представления о «ритуальной чистоте» и «нечистоте» стали важнейшей частью индийской системы цивилизационных понятий. В долине Ганга религия Вед трансформировалась в связи с изменением общественного уклада. Появились странствующие мудрецы муни, проповедовавшие учение об Абсолюте, едином Духовном начале как основы Вселенной. Так возникли два новых вероучения: буддизм и джайнизм. Буддизм возник в середине I тыс. до н.э. Сиддхарта Гаутама, прозванный Шакьямуни, а позднее известный как Будда проповедовал «четыре благородные истины»: 1) жизнь полна страданий 2) причина страданий – желание 3) страдания могут быть прекращены 4) Восьмеричный путь ведёт к избавлению от страдания: правильное воззрение, устремление, речь, действие, образ жизни, усердие, внимание и сосредоточение. Учение Будды близко к проповедям Вардхаманы Махавиры, прозванного Джиной, т.е. победителем. Он был современником Будды. Главным в джайнизме является наличие двух субстанций: живой (джива) и неживой (аджива). Живую – душу – нужно совершенствовать, избавляя от кармы, которая налипла на неё, как пыль на вещи. Цель – нирвана, т.е. вечное блаженство. Её можно достичь с помощью триратна (три сокровища): 1) совершенное воззрение 2) совершенное знание 3) совершенное поведение И с помощью выполнения 5 великих заветов: - ахимса (ненасилие) - сатья (справедливость) - астея (неприсвоение чужого) - брахмачарья (целомудрие) - апариграха (нестяжательство). Помимо буддизма и джайнизма в Древней Индии получило распространение движение адживиков (основатель – Госала), которое затем переродилось в индуизм. В индуистском пантеоне ведущую роль начинает играть «тройственный культ» ипостасей Творца Мира - тримурти: 1) Создатель Брахма 2) Хранитель Вишну
3) Разрушитель Шива Индуизм окончательно распространился к первым векам н.э. Сохраняя основную концепцию ведийской религии: учение о Мировом Законе-дхарме, космогоническую концепцию, учение о 4 сословиях - индуизм включил в себя многие местные культы, распространённые среди неарийских народов и низших слоёв общества. В VI – VII вв. формируются 6 даршан (философских систем): 1) веданта 2) миманса 3) санкхья 4) йога 5) ньяя 6) вайшешика В это же время начинается вторжение арабов и вовлечение Индии в сферу влияния мусульманской цивилизации. В Индии мусульманская культура очень сильно подверглась местному влиянию, поэтому можно говорить об индомусульманстве. В первой половине II тыс. возникают мистические и сектантские учения, испытывавшие влияние ислама. Создатели доктрин этого типа утверждали, что богопознание есть внутренний контакт между верующим и Богом, а следовательно существование брахмана-посредника и сложные ритуалы излишни. Признание равенства всех перед Богом приводило в отрицанию кастовой системы и социальной иерархии. Однако такие последователи почитали святого наставника – гуру. Самые известные конфессии такого толка: - киберпантхины (последователи Кабира) - валлабхиты (последователи Валлабхачарьи) - госвамины (ученики Чайтаньи) Впоследствии на основе этих религий возник сикхизм. Начиная с конца XVIII века, Индия испытала мощное влияние европейской культуры через английскую колониальную систему. Так возник Индийский Ренессанс, опиравшийся в равной степени на постулаты древней культуры (единобожие, Мировая Душа, почитание старших) при категорическом осуждении таких обычаев, как дискриминация вдов, кастовые барьеры, самосожжения женщин, потерявших мужа. Стали признаваться «новые идеи», пришедшие с Запада. Сейчас в мировоззрение художников, философов, политических деятелей можно встретить и «почвенников-традиционалистов», и откровенных «западников». Вместе с тем, такой дуализм определяет весь культурно-цивилизационный процесс в странах Южной Азии с середины XIX века по настоящее время. 28. Географическая и историческая характеристика термина «Центральная Азия» В современной науке существует несколько подходов к определению географического и политического термина «Центральная Азия». Западные ученые понимают под Центральной Азией территории Афганистана, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Монголии, некоторые районы Китайской Народной Республики: Синцзяно-Уйгурский Автономный Район, Внутреннюю Монголию, Тибет. Бытует (в политических контекстах) и понимание термина «Центральная Азия», относящееся лишь к бывшим пяти республикам Советского Союза: Казахстану, Кыргызстану, Таджикистану, Туркменистану, Узбекистану. В российской и советской научной традиции долгое время господствовал термин «Средняя Азия» (заимствованный из работ немецких ориенталистов). Под Средней Азией понимались территории, расположенные между Казахской степью и Афганистаном, после возникновения Туркестанского генерал-губер-наторства (1867 г.) — земли доминионов российской империи: Хивинского и Бухар- ского ханств. В советский период этот термин обозначал территории четырех республик: Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Кыргызстан; Казахстан в это понятие—необоснованно — не входил.
Туркестан (тюрк.-перс.),что означает «страна тюрков». Впервые этот термин появляется в 639 г. в документах на согдийском языке. Первоначально данный термин не подразумевал четких границ, обозначая территории, занятые тюркскими племенами. В XIX в. вошли в оборот термины «Западный (Русский)» и «Восточный Туркестан»; первый обозначал владения Российской империи в регионе, а второй — территории, подконтрольные Китаю. В III–IIвв. до н. э. Центральная Азия представляла собой территорию, занятую преимущественно кочевыми и полукочевыми племенами, говорившими на различных диалектах и говорах индоевропейских языков. Активные процессы этнолингвистического взаимодействия на рубеже I тыс. до н. э – I н. э. привели к формированию и последующему проникновению в Центральную Азию тюрко-монгольскихобществ, что вызвало изменение антропологических и лингвистических характеристик населения. В настоящее время в четырех из пяти государств Центральной Азии население говорит преимущественно на тюркских языках (Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан, Узбекистан), в то время как в Таджикистане преобладают иранские языки. Таким образом, на обширных территориях Центральной Азии сложились два этнолингвистических типа: индоиранский и тюрко-монгольский. Религии: местный пантеон богов, потом зороастризм, потом ислам. В 13 веке Центральная Азия была завоевана монголами. Важнейшим этапом формирования регионального идеологического и культурного пространства явилось присоединение Центральной Азии к Российской империи, начавшееся в первой трети XVIII в. и завершившееся в 90-егг. XIX в., в результате которого Россия стала поистине Евразийской империей. Русская колонизация оказала большое влияние на формирование региональной этнолингвистической ситуации, русский язык стал связующим элементом между различными этническими группами. Присоединив Центральную Азию и выйдя к рубежам Афганистана, Россия вошла в соприкосновение с Британской империей. Глобальное противостояние двух империй в Азии вошло в историю под названием «Большая игра» (The Great Game). Крупномасштабные изменения в жизнь центральноазиатских народов принесло установление в регионе советской власти. Мероприятия советской власти, связанные с секуляризацией общества, которые проводились в 20–30-егг. XX в., нанесли серьезный удар по традиционному укладу и представлениям народов Центральной Азии. Отрицательные последствия, которые вылились в конце80-х– начале90-хгг. прошлого века в серию этнических конфликтов, имело и волюнтаристское националь-но-территориальноеразмежевание1922–1924гг.; конфликтам не смогло помешать и то обстоятельство, что принадлежность к исламу для местного населением традиционно имела большее значение, чем принадлежность к определенной этнической группе После распада СССР в 1991 г. в регионе начался быстрый процесс реисламизации. Так, за период с 1991 по 1993 г. количество действующих мечетей увеличилось более чем в 10 раз (в некоторых районах более чем в 100 раз).
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 951; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.254.94 (0.011 с.) |