ТОП 10:

Основные религиозно-философские системы Южной Азии



Около 3500 гг. до н.э. на северо-западе Южной Азии в долине реки Инд возникает Хараппская цивилизация – одна из древнейших мировых цивилизаций городского типа. Их религия, вероятно, отложила отпечаток на религию древних индийцев. Жителям древних городов долины Инд были культы, сохранившиеся и получившие более широкое развитие в поздних религиозных системах Южной Азии: мировое дерево, культ Богини-Матери, культ быка, буйвола и тигра.

 

Индоарийские племена пришли в Индию после упадка и гибели Хараппской цивилизации примерно в XII веке до н.э. Проникновение Ариев (выходцы из Причерноморья или из Центральной Азии) продолжалось в течение нескольких веков.

Как показывают гимны Ригведы, для арийских племён главным объектом почитания оставались персонифицированные явления природы, разделённые на три «яруса»: Небо, Воздух и Земля. В гимнах Ригведы восхваляются Сурья – бог солнца, Агни – богиня огня, Ушас – богиня утренней зари, братья-близнецы Ашвины – утренние и вечерние звёзды. Главными божествами ведической мифологии считаются владыка неба Варуна и бог-громовержец Индра. Существовал и некий единый вселенский закон – рита, который регулировал движение планет, поступки богов и жизнь людей.

Ригведа (веда гимнов) была создана примерно в X – V вв. до н.э. Гимны передавались из поколения в поколение мудрецами риши. Существуют самостоятельные сборники гимнов для различных ритуалов:

- Самаведу – веду песнопений

- Яджурведу – веду жертвенных формул

- Атхарваведу - веду магических формул

К ведам привыкают другие сборники и ритуальные тексты, объясняющие смысл ведийских гимнов.

В эпоху арийских миграций создаются основные институты социальной организации, характерных для Древней и Средневековой Индии. В середине I тыс. до н.э. оформляются 4 главных сословия (варны):

1) жрецы-брахманы – духовная власть

2) воины-кшатрии – политическая власть

3) Вайшьи – земледельцы и горожане

4) Шудры – коренное неарийское население, занимавшее самые низкие ступени социальной иерархии.

К середине I тыс. до н.э. индоарийская цивилизация продвинулась далеко на юг и восток субконтинента. В долине Ганга возникли самостоятельные государства – джанапады. В этот период происходит становление индийской цивилизации: формирование системы представлений о времени и пространстве, общих принципах поведения человека (дхарма), о цепи перерождений и воздаянии за добрые и злые поступки (карма) и о космогоническом процессе. Определяются концепции социальной иерархии.

Традиция определяла поведение людей в зависимости от возраста и положения в обществе. Представления о «ритуальной чистоте» и «нечистоте» стали важнейшей частью индийской системы цивилизационных понятий.

В долине Ганга религия Вед трансформировалась в связи с изменением общественного уклада. Появились странствующие мудрецы муни, проповедовавшие учение об Абсолюте, едином Духовном начале как основы Вселенной. Так возникли два новых вероучения: буддизм и джайнизм.

Буддизм возник в середине I тыс. до н.э. Сиддхарта Гаутама, прозванный Шакьямуни, а позднее известный как Будда проповедовал «четыре благородные истины»:

1) жизнь полна страданий

2) причина страданий – желание

3) страдания могут быть прекращены

4) Восьмеричный путь ведёт к избавлению от страдания: правильное воззрение, устремление, речь, действие, образ жизни, усердие, внимание и сосредоточение.

Учение Будды близко к проповедям Вардхаманы Махавиры, прозванного Джиной, т.е. победителем. Он был современником Будды. Главным в джайнизме является наличие двух субстанций: живой (джива) и неживой (аджива). Живую – душу – нужно совершенствовать, избавляя от кармы, которая налипла на неё, как пыль на вещи. Цель – нирвана, т.е. вечное блаженство. Её можно достичь с помощью триратна (три сокровища):

1) совершенное воззрение

2) совершенное знание

3) совершенное поведение

И с помощью выполнения 5 великих заветов:

- ахимса (ненасилие)

- сатья (справедливость)

- астея (неприсвоение чужого)

- брахмачарья (целомудрие)

- апариграха (нестяжательство).

Помимо буддизма и джайнизма в Древней Индии получило распространение движение адживиков (основатель – Госала), которое затем переродилось в индуизм. В индуистском пантеоне ведущую роль начинает играть «тройственный культ» ипостасей Творца Мира - тримурти:

1) Создатель Брахма

2) Хранитель Вишну

3) Разрушитель Шива

Индуизм окончательно распространился к первым векам н.э. Сохраняя основную концепцию ведийской религии: учение о Мировом Законе-дхарме, космогоническую концепцию, учение о 4 сословиях - индуизм включил в себя многие местные культы, распространённые среди неарийских народов и низших слоёв общества.

В VI – VII вв. формируются 6 даршан (философских систем):

1) веданта

2) миманса

3) санкхья

4) йога

5) ньяя

6) вайшешика

В это же время начинается вторжение арабов и вовлечение Индии в сферу влияния мусульманской цивилизации. В Индии мусульманская культура очень сильно подверглась местному влиянию, поэтому можно говорить об индомусульманстве.

В первой половине II тыс. возникают мистические и сектантские учения, испытывавшие влияние ислама. Создатели доктрин этого типа утверждали, что богопознание есть внутренний контакт между верующим и Богом, а следовательно существование брахмана-посредника и сложные ритуалы излишни. Признание равенства всех перед Богом приводило в отрицанию кастовой системы и социальной иерархии. Однако такие последователи почитали святого наставника – гуру. Самые известные конфессии такого толка:

- киберпантхины (последователи Кабира)

- валлабхиты (последователи Валлабхачарьи)

- госвамины (ученики Чайтаньи)

Впоследствии на основе этих религий возник сикхизм.

Начиная с конца XVIII века, Индия испытала мощное влияние европейской культуры через английскую колониальную систему. Так возник Индийский Ренессанс, опиравшийся в равной степени на постулаты древней культуры (единобожие, Мировая Душа, почитание старших) при категорическом осуждении таких обычаев, как дискриминация вдов, кастовые барьеры, самосожжения женщин, потерявших мужа. Стали признаваться «новые идеи», пришедшие с Запада.

Сейчас в мировоззрение художников, философов, политических деятелей можно встретить и «почвенников-традиционалистов», и откровенных «западников». Вместе с тем, такой дуализм определяет весь культурно-цивилизационный процесс в странах Южной Азии с середины XIX века по настоящее время.

28. Географическая и историческая характеристика термина «Центральная Азия»

В современной науке существует несколько подходов к определению географического и политического термина «Центральная Азия».

Западные ученые понимают под Центральной Азией территории Афганистана, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Монголии, некоторые районы Китайской Народной Республики: Синцзяно-Уйгурский Автономный Район, Внутреннюю Монголию, Тибет.

Бытует (в политических контекстах) и понимание термина «Центральная Азия», относящееся лишь к бывшим пяти республикам Советского Союза: Казахстану, Кыргызстану, Таджикистану, Туркменистану, Узбекистану.

В российской и советской научной традиции долгое время господствовал термин «Средняя Азия» (заимствованный из работ немецких ориенталистов). Под Средней Азией понимались территории, расположенные между Казахской степью и Афганистаном, после возникновения Туркестанского генерал-губер-наторства (1867 г.) — земли доминионов российской империи: Хивинского и Бухар-

ского ханств. В советский период этот термин обозначал территории четырех республик: Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Кыргызстан; Казахстан в это понятие—необоснованно — не входил.

Туркестан (тюрк.-перс.),что означает «страна тюрков». Впервые этот термин появляется в 639 г. в документах на согдийском языке. Первоначально данный термин не подразумевал четких границ, обозначая территории, занятые тюркскими племенами. В XIX в. вошли в оборот термины «Западный (Русский)» и «Восточный Туркестан»; первый обозначал владения Российской империи в регионе, а второй — территории, подконтрольные Китаю.

В III–IIвв. до н. э. Центральная Азия представляла собой территорию, занятую преимущественно кочевыми и полукочевыми племенами, говорившими на различных диалектах и говорах индоевропейских языков. Активные процессы этнолингвистического взаимодействия на рубеже I тыс. до н. э – I н. э. привели к формированию и последующему проникновению в Центральную Азию тюрко-монгольскихобществ, что вызвало изменение антропологических и лингвистических характеристик населения. В настоящее время в

четырех из пяти государств Центральной Азии население говорит преимущественно на тюркских языках (Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан, Узбекистан), в то время как в Таджикистане преобладают иранские языки. Таким образом, на обширных территориях Центральной Азии сложились два этнолингвистических типа: индоиранский и тюрко-монгольский.

Религии: местный пантеон богов, потом зороастризм, потом ислам.

В 13 веке Центральная Азия была завоевана монголами.

Важнейшим этапом формирования регионального идеологического и культурного пространства явилось присоединение Центральной Азии к Российской империи, начавшееся в первой трети XVIII в. и завершившееся в 90-егг. XIX в., в результате которого Россия стала поистине Евразийской империей. Русская колонизация оказала большое влияние на формирование региональной этнолингвистической ситуации, русский язык стал связующим элементом между различными этническими группами. Присоединив Центральную Азию и выйдя к рубежам Афганистана, Россия вошла в соприкосновение с Британской империей. Глобальное противостояние двух империй в Азии вошло в историю под названием «Большая игра» (The Great Game).

Крупномасштабные изменения в жизнь центральноазиатских народов принесло установление в регионе советской власти. Мероприятия советской власти, связанные с секуляризацией общества, которые проводились в 20–30-егг. XX в., нанесли серьезный удар по традиционному укладу и представлениям народов Центральной Азии. Отрицательные последствия, которые вылились в конце80-х– начале90-хгг. прошлого века в серию этнических конфликтов, имело и волюнтаристское националь-но-территориальноеразмежевание1922–1924гг.; конфликтам не смогло помешать и то обстоятельство, что принадлежность к исламу для местного населением традиционно имела большее значение, чем принадлежность к определенной этнической группе

После распада СССР в 1991 г. в регионе начался быстрый процесс реисламизации. Так, за период с 1991 по 1993 г. количество действующих мечетей увеличилось более чем в 10 раз (в некоторых районах более чем в 100 раз).

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.15.215 (0.006 с.)