ТОП 10:

Прикладное востоковедение в СССР и современной России



Важной вехой для востоковедения стал 1917 год. Новой власти было трудно смириться с существованием востоковедения как такового (в нём видели инструмент колониальной политики, который следовало уничтожить или реформировать.) Осознание того, что востоковедение – инструмент любой политики, пришло позже. Но в начальный период существования советской власти восточные факультеты были расформированы. Изучение Востока – на исторических, экономических и фил.фак-тетах. Деятельность православных миссия свёрнута. Перенос столицы в Москву -> ВУЗы и специалисты в Москву. Многие из них уничтожены (процессы 30х). – Результаты такой политики не замедлили сказаться: во второй половине 30х – ведомства: «где же кадры?» (нужны для практической работы в странах Востока). 30-60 гг. большинство востоковедов были дистанцированы от принятия полит. решений. (секретность!). Прерогатива за кадрами ведомств.

Новый этап начался с окончанием WW2. Востоковедение становится необходимым. Важную роль сыграл дипломатический и развед.опыт отечественных востоковедов, работавших в годы войны на Востоке.

1944 – восстановление ВФ ЛГУ.

1956 – открытие ИСАА МГУ

Востоковедение вновь комплексная наука! Возникает система «аналитических записок» (полит.рекомендации от востоковедов руководству).

Более свободным стал выезд за рубеж практиков-ввостоковедов не только особых ствуктур. Молодёжь получила возможность работать переводчиками на возводимых с советской помощью пром.объектах в странах Востока. Послевоенное отеч.востоковедение было глобальным по охвату. В крупнейших центрах действовали и готовились спец. практически по всем странам афро-азиатского региона. (ВФ – 47 языков!).

На сегодняшний день, контакты с изучаемыми странами резко возросли. Практически любой студент может отправиться на стажировку в изучаемую страну. Появилось множество людей, владеющих самыми трудными восточными языками благодаря расширению поездок за рубеж. Соответственно, увеличивается и количество компетентных практических специалистов, что позволяет говорить уже о профессиональной конкуренции. Также изменилась система подготовки востоковедов. На сегодня, преподавание восточных языков осуществляется в десятках учебных заведениях, в которых также преподаются «популярные» восточные языки. К сожалению, такая ситуация вызывает серьезные опасения в профессиональной пригодности выпускников. Ведь кадров, способных обучить не просто языку, но и дать комплексную страноведческую подготовку, в России не та уж много. Поэтому «традиционные» центры востоковедения, включая восточный университет СПБГУ, являются надежным «гарантом» профессионализма будущего выпускника.

Еще одной особенностью современного практического востоковедения является следование рыночной конъюнктуре. Раньше правительство стремилось соблюдать некий баланс в подготовке специалистов по тем или иным странам и регионам, не слишком заботилось о том, какое направление экономически важнее. Сегодня ситуация иная. Возможность найти какой-либо дополнительный заработок или работу в новых структурах прямо зависит от того, какой страной и каким регионом занимается специалист.

Дальше говорится, что японисты, китаисты и корейцы типа круче всех. Промышленное развитие этих стран и их активное проникновение на российский рынок создают нехватку качественных специалистов, что ведет к росту стоимости услуг. И эти страны тратят огромные средства на дотирование тех специалистов, которые занимаются их проблематикой.

Спонсором и заказчиком востоковедческих исследований и главным работодателем востоковедов все чаще выступают частные компании. Государственные структуры привлекают специалистов по инерции, обещая престиж, но не очень высокую зарплату. Все эти веяния последнего времени ведут к тому, что специалистов в области классического востоковедения катастрофически не хватает. Скорее всего, наше научное и практическое востоковедение будет сокращено и дальше – как за счет «нерыночных» тем, так и за счет «неактуальных» стран. Переломить эту ситуацию можно только с помощью улучшения экономического положения страны, ее внешнеполитического влияния и государственной поддержки востоковедения.

Значительную заинтересованность в привлечении востоковедных кадров на работу проявляют различные экономические структуры, в том числе зарубежные. Современный бизнес невозможен без контактов с иностранными партнерами, а деловые переговоры – без переводчиков. Поэтому переводчики крайне востребованы. Большой плюс профессии – возможность самореализации в любых сферах. Не нравится письменный перевод – можно заняться последовательным или синхронным устным переводом. От профессионализма переводчика зависит многое. Сумеет он донести до собеседника мысль, смысл переговоров в целом – позитивные последствия в политике, экономике и т.д. могут сказываться в течение многих лет и десятилетий, не сумеет – переговоры постигнет фиаско.

Также занимаются переводом классической и современной литературы.

Сложность перевода текстов художественных произведений объясняется и необычайно высокой смысловой «нагруженностью» каждого слова – ведь переводчику приходится не только переводить, но и создавать его «по смыслу» заново. Перевод – искусство, никак не сводящееся к буквальной передаче текста, поэтому переводчик должен быть наделен не только писательским даром, но и быть профессионалом-востоковедом, способным четко улавливать те или иные сюжетные нюансы, характерные для восточной литературы.

Лучших из специалистов-востоковедов охотно принимают на работу в востоковедные центры страны и институты РАН, в МИД России и СНГ, администрацию Президента РФ, в «Росвооружение», «Газпром», другие госорганы, в СМИ, в различные банки и частные фирмы, а также в Службу Внешней Разведки.

Еще одно направление, где выпускники востоковедных учебных заведений находят все большее и большее применение – это международный туризм.

Таким образом, история и современное положение практического востоковедения свидетельствуют о его постоянной востребованности, независимо от того, какие политические, социальные и экономические прерогативы выбирает Россия.

 

 


[1] Отличие концепции Хартленда и Римленда!

Хартленд – внутриконтинентальные пространства

Римленд – береговые территории

[2] Вокруг России 3 таких пространства: Северо-Атлантический сектор, Китай, Азиатско-Тихоокеанский регион.

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.80.32.33 (0.004 с.)