Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Религиозный синкретизм в странах Восточной Азии
Особенность Восточноазиатского историко-культурного региона — веротерпимость и достаточно низкий уровень религиозности значительной части населения. Для Китая и Восточной Азии в целом характерно такое уникальное явление, как религиозный синкретизм. Синкретизм (от греческого слова synkretismos «соединение») представляет собой соединение вместе различных систем и учений (религиозных, философских) без формализованного их объединения. Процесс становления и формирования системы религиозного синкретизма в Восточноазиатском историко-культурном регионе достаточно сложен и длителен. В эпоху Восточного Чжоу, в период Чуньцю–Чжаньго(VIII–IIIвв. до н. э.), в Китае сформировались основные философские школы. Среди них выделились учение Конфуция(551–479гг. до н. э.) и его последователей и учение даосов, приписывающих создание этой философско-религиозной системы легендарному мудрецу Лао-цзы. В I в. н. э. в Китай из Индии через Центральную Азию начал проникать буддизм, который оказался единственным иноземным учением, не просто закрепившимся в Китае, но и ставшим неотъемлемой частью его духовной традиции Конфуцианство, даосизм и буддизм, хотя и соперничали, но все-таки достаточно мирно сосуществовали на протяжении всей истории. Каждое из учений занимало свою особую нишу в системе религиозного синкретизма. Отношение населения к указанным учениям порой характеризовалось крайним прагматизмом. Конфуцианство абсолютно доминировало в области государственного управления и в системе регулирования взаимоотношений в обществе, в сфере этики, морали и семейных отношений. Именно оно санкционировало господствовавшие в Китае и других странах Восточной Азии модели социальных отношений, иерархию общества и систему управления государством. Даосизм с его магическими ритуалами и обрядами, верой в сверхъестественное и обширным пантеоном божеств, заимствованным из народных верований и представлений, давал людям возможность компенсировать отсутствие всего этого в рациональном конфуцианстве. Буддизм активно распространялся в годы междоусобных войн, нашествий иноземных захватчиков и массовых катаклизмов, когда проповедь основополагающей буддийской идеи о том, что бренная человеческая жизнь «всегда есть страдание», находила подтверждение в повседневной жизни. Таким образом, в периоды социальной стабильности китайцы чаще обращались к конфуцианству, а в годы хаоса и нестабильности — к буддизму. В то же время обычный китаец, стараясь быть в общественной жизни конфуцианцем, в душе всегда оставался хотя бы немного даосом, не забывая при этом совершать буддийские обряды и ритуалы.
Религиозный синкретизм безоговорочно господствовал на «нижнем уровне» — в среде простого народа. Рядовые китайцы (крестьяне и горожане) практически не видели разницы между тремя учениями, по мере необходимости обращая свои взоры и чаяния к каждому из них, а порой и ко всем сразу. На «верхнем уровне», т. е. в сознании государственной и интеллектуальной элит, «три учения» сблизились, но все-такипродолжали существовать и развиваться в значительной степени обособленно, сохраняя отличия в догматике и структуре. Ни в одной из стран Восточной Азии государство не соединилось и даже не сблизилось с церковью, как это было в Европе, Византии, Юго-Восточной Азии, странах ислама, да и Церкви в каноническом понимании этого слова в восточноазиатском ис-торико-культурномрегионе не возникло. В этой части мира государства были сакральны уже сами по себе и не нуждались в легитимации со стороны Церкви. Буддизм в Восточной Азии ни в одной из стран не сумел подчинить себе государство и в дальнейшем не стал претендовать на это, заполнив определенную духовную и идеологическую нишу. Большую роль стало играть разделение на школы. Сосуществование даосизма и буддизма в параллели с конфуцианством создавало как в массовом сознании, так и в политической мысли своеобразную биполярную структуру: с одной стороны, рациональное начало, приземленность и стремление к решению насущных общественных задач, присущие конфуцианству, а с другой — мистика и внешняя аполитичность даосов и отрешенность от суетного мира буддистов. В Корее конфуцианство появилось вместе с распространением китайской иероглифической письменности в первых веках нашей эры и на протяжении многих столетий выполняло функции государственной идеологии. Даосизм попал на Корейский полуостров позднее — в VII в. Его распространение в значительной мере было обусловлено тем, что в этом учении многое перекликалось с древнейшими космогоническими представлениями корейцев. Буддизм пришел в Корею из Китая во второй половине IV в.
В Японии религиозный синкретизм приобрел несколько отличные от других стран Восточной Азии формы. Хотя в эту страну, так же, как в Корею и Вьетнам, проникли из Китая конфуцианство, буддизм и даосизм, но в состав «триады учений» даосизм включен не был, уступив место синто. Веротерпимость и религиозный синкретизм характеризуют религиозную ситуацию в Восточной Азии и сегодня. Так, например, опросы населения в Японии дают странные на первый взгляд результаты. Согласно получаемым данным, верующих в Японии почти в два раза больше общего числа ее населения. Это объясняется тем, что почти все японцы считают себя синтоистами, воспринимая синто как образ существования японца, но при этом могут причислять себя к адептам еще какой-нибудь религии.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 1204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.61.223 (0.004 с.) |