Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Где бы ни присутствовали могущество, красота, известность, процветание, скромность, жертвенность, согласие, удача, сила, стойкость или Знание – Я проявлен там.
Содержание книги
- Глава II. Авадхута и его восемь учителей
- О кришна, наслаждаясь подобными нектару для слуха рассказами о твоих божественных играх, несущих наивысшее благо человечеству, люди отказываются от Всех остальных желаний.
- О внук нахуши, сейчас Я расскажу тебе, каким образом, от кого и какой урок Я выучил; слушай.
- Через некоторое время голубка отложила яйца в том гнезде, и пара начала высиживать их.
- Когда же Из-за этого ожидания денег она потеряла самообладание, полностью упав духом, То в результате этих раздумий она ощутила сильнейшее отвращение, Которое сделало её счастливой.
- Таким образом Я научился разным вещам у Всех этих учителей. Теперь, по мере продолжения моего рассказа, послушай, о царь, чему Я научился у своего собственного тела.
- Душа описывается как связанная или свободная с точки зрения моих гун, Но на самом деле Это не так. И поскольку гуны – порождение майи, То, по моему мнению, не Существует ни неволи, ни освобождения.
- Солнце, огонь, брамин, коровы, преданный, небеса, воздух, вода, земля, тело и все существа – Это, о друг, те объекты, через которые поклоняются мне.
- О кришна, смертные, как правило, знают о том, что объекты чувственных ощущений – Это источники опасности. Так почему же Они бегают За ними, подобно собаке, ослу или козлу.
- И когда их сомнения были таким образом устранены мной, То мудрецы – Санака и остальные – совершили поклонение мне с великой преданностью и воспели мою славу.
- Подобно огню, разрастающемуся в бушующее пламя и сжигающему хворост, превращая его в пепел, так и, о уддхава, преданность мне полностью уничтожает все грехи.
- Силы, получаемые Благодаря йоге
- Соединяя глаз с солнцем и солнце с глазом, и в уме созерцая Меня в их точке соединения, человек обретает способность видеть Всё (на расстоянии, ясновидение).
- Я – движение движущегося; среди завоевателей Я – время. Из добродетелей Я – уравновешенность, а в вещах, обладающих признаками, Я – их первичный и важнейший признак.
- Где бы ни присутствовали могущество, красота, известность, процветание, скромность, жертвенность, согласие, удача, сила, стойкость или Знание – Я проявлен там.
- Нечистоплотность, лживость, воровство, атеизм, бесплодный спор, вожделение, гнев и жадность – таковы наклонности пятого класса (парии, изгои), находящегося За пределами четырёх остальных.
- Выполнение жертвоприношений, изучение и дарение другим – обязанности дважды-рождённого. Принятие даров, изучение и помощь другим в выполнении жертвоприношений – занятия брахманов.
- Он должен жить, питаясь очищенными дикими клубнями, корнями и плодами, и носить одеяние из коры, ткани, соломы, листьев или оленьей кожи.
- Укрывшись в уединённом и благоприятном месте, с умом, очищенным глубокой преданностью мне, мудрец должен медитировать на единую сущность, как на тождественную мне.
- Аскетизм, паломничество, повторение мантры, благотворительность и любая другая священная деятельность не могут развить того совершенства, Которое приходит даже от минимального осознания.
- Странствование ради служения мне и совершение действий, направленных на служение мне, перечисление моих признаков посредством речи, предание мне своего ума и изгнание из него Всех желаний.
- Глупец – тот, кто отождествляет себя с телом и Т. Д. Правильный Путь тот, который ведёт ко мне. Неправильный Путь тот, который порождает волнения ума. Небеса – Это увеличение саттвы в уме.
- Непоколебимость в исполнении собственных обязанностей описана как достоинство, а обратное – как недостаток. Таково То мерило, с помощью которого различаются действия.
- О благородная душа, когда человек лишен этого сознания, Он становится почти нулём. Подобно находящемуся в оцепенении человеку, или полумёртвому, Он тогда упускает цель своей жизни.
- Ибо Это от тебя люди получают просветление, и Твоей властью (майей) Они лишаются его. Ты один знаешь ход этой Твоей непостижимой силы (майи), и больше никто.
- Зачатие, эмбриональное состояние, рождение, детство, отрочество, молодость, средний возраст, старение и смерть – таковы девять состояний тела.
- И поскольку Он вёл такую нечестивую и презренную жизнь, его сыновья и родственники не любили его; его жена, дочери и слуги были печальны, и Они спустя рукава относились к его указаниям.
- Обуздав Ум, органы и праны, Он одиноко странствовал по земле, заходя в города и деревни только для того, чтобы просить пищу, и никто не знал, кем Он был раньше.
- Что бы ни возникало в мире, будь Оно крошечное или громадное, разрежённое или плотное, – Всё Это обусловлено двумя принципами – пурушей и пракрити.
- Пища, которая благотворна, чиста и легко доступна, рассматривается как саттвическая; та, которая просто приятна на вкус – раджасична; а та, которая вредна для здоровья и нечистая – тамасическая.
- Какая польза от изучения, преданности своим обязанностям, отречённости, сведущности в священных писаниях, уединённой жизни и практике молчания человеку, чей ум был пленён женщинами?
- О Господь, которому поклоняются преданные, пожалуйста, опиши мне способ поклонения тебе посредством обрядов – как и с помощью чего преданные поклоняются тебе.
- Наполненный любовью, мой преданный должен надлежащим образом украсить Меня одеждой, священной нитью, украшениями, узорами, гирляндами, духами и сандаловой пастой.
- Тот, кто грабит имущество – как предоставленное им самим, так и Другими – божества или брамина (священнослужителя), будет рождаться как грязный червь в течение миллионов лет.
- Но Всё же необходимо избегать контакта с объектами чувств, порождаемого невежеством, до тех пор, пока привязанность, пятнающая Ум, не будет удалена сильной и систематической преданностью мне.
- Хорошо, Я поведаю тебе некоторые непревзойдённые формы религии, относящиеся ко мне, исповедуя которые с верой, человек может победить неукротимую смерть.
- Ты не должен сообщать Это послание тому, кто надменен, атеистичен, обманчив, не желает слушать его, кому недостаёт преданности и кто нечестив.
41. Все эти проявления Меня Я описал тебе кратко. Они – всего лишь видоизменения ума [378], так или иначе выраженные с помощью речи.
42. Обуздай речь, обуздай ум, обуздай праны и органы чувств [379]; также обуздай нечистый разум с помощью очищенного разума. Тогда ты больше не вернёшься в этот мир.
43. Плоды обетов, аскетизма и милосердия вытекают из монаха, который не обуздал полностью свою речь, ум и разум [380], подобно тому, как вода не удерживается в необожжённом кувшине.
44. Поэтому, будучи целиком привязанным ко Мне [381], необходимо обуздывать речь, ум и праны посредством разума, наделённого преданностью Мне. Тогда достигается цель.
ГЛАВА XII
КАСТЫ И ПРЕДПИСАННОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Уддхава сказал:
1-2. Ты уже говорил [382] о религии, которая порождает преданность к Тебе и предназначена для всех людей, независимо от касты и стадии жизни; пожалуйста, скажи мне, о Лотосоокий, как практикой такой религии человек может обрести преданность к Тебе.
3-4. Та высшая и блаженная религия, которую Ты, о могучерукий Господь, о Мадхава, однажды поведал Брахме, приняв форму лебедя [383], сейчас уже, о сокрушитель врагов, почти исчезла в этом смертном мире вследствие огромного периода времени, прошедшего с тех пор, даже при том, что когда-то она была распространённой.
5. О Ачьюта, помимо Тебя нет никакого другого учителя, творца или защитника религии на земле, да и не только на земле, но даже и в небесных мирах Брахмы, где науки [384] присутствуют в видимых формах.
О убивший демона Мадху, когда Ты, её творец, защитник и толкователь, покинешь землю, то религия также умрёт. Кто же, о Господь, тогда будет разъяснять её?
Поэтому, о Господь, знающий все религии, пожалуйста, опиши мне, кто из нас подобает той религии, которая порождает преданность к Тебе, и как он должен практиковать её.
Шука сказал:
Спрошенный таким образом Его собственным наипервейшим слугой, Господь Хари был доволен и, ради блага людей, описал освящённые веками религии.
Благословенный Господь сказал:
Справедлив этот твой вопрос, о Уддхава, ибо он способствует наивысшему благу людей, соблюдающих обязанности касты и стадии жизни. Выучи эту религию от Меня.
10. Поначалу, в крита, или сатья, югу, все люди принадлежали только к одной касте, которая была известна под названием хамса. Люди достигали осуществления своих желаний с момента рождения, и поэтому эпоха называлась крита ("достигнутая").
11. В ту изначальную эпоху Ведой был Ом, и Я был религией в форме быка [385]. Люди той эпохи, будучи чистыми и склонными к созерцанию, имели обыкновение созерцать Меня, Чистого [386].
12. В начале трета юги [387], о благородная душа, наука Веды вышла из Моего сердца [388] посредством праны. И поэтому Я стал жертвоприношением с его тройственным сопровождением [389].
Из вират возникли четыре касты – брахманы, кшатрии, вайшью и шудры – из уст, рук, бёдер и ног соответственно. Они отличаются в соответствии с их различными обязанностями.
14. Стадия жизни домовладельца (грихастха) возникла из Моих бёдер, стадия ученичества (брахмачарьи) – из Моего сердца, стадия наставничества и жизни в лесу (ванапрастха) – из Моей груди, а монашество (санньяса) – из Моей головы.
15. Склонности различных каст и стадий жизни среди людей соответствовали месту их происхождения [390]: низшие положения порождали низшие наклонности, а высшие положения – более высокие.
Обуздание ума и чувств, созерцание, чистота, удовлетворённость, выдержка, прямота, преданность Мне, сострадание и правдивость – таковы наклонности брахманов.
Упрямый дух, сила, терпение, доблесть, стойкость, великодушие, предприимчивость, непоколебимость, преданность брахманам и господствование – таковы наклонности кшатриев.
Вера в Бога, милосердие, смирение, служение брахманам и жадное стремление к накоплению богатства – таковы наклонности вайшьев.
19. Искренняя забота и внимание по отношению к брахманам, коровам [391] и богам, и удовлетворённость тем, что обретается благодаря этому – таковы наклонности шудр.
|