Государственное управление в советский период 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственное управление в советский период



Февральская революция 1917 г. открыла историческую перспективу свободного демократического развития. Однако летом 1917 г. Россия оказалась перед выбором одного из путей власти: через учредительное собрание, которое готовило Временное правительство или через Советы.

25 октября (7 ноября) 1917 г. после вооруженного захвата резиденции Временного правительства – Зимнего дворца - и ареста министров этого правительства, власть окончательно переходит в руки Советов рабочих и солдатских депутатов.

5 января 1918 г. по требованию большинства наиболее влиятельных политических партий состоялось Учредительное собрание, избранное в ноябре 1917 г. Собрание должно было определить характер и пути дальнейшего развития России. Но в ночь на 7 января 1918 г. декретом Всероссийского центрального исполнительного комитета оно было распущено за отказ признать Советы в качестве единственных органов власти.

Основные контуры советской государственности были закреплены в первой конституции Российской Советской Федеративной социалистической республики (РСФСР), принятой 10 июля 1918 г. В этом документе было закреплено установление диктатуры пролетариата и переход всей власти в руки Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, а также утверждены все проведенные ранее меры, в том числе отмена частной собственности на землю, установление рабочего контроля. Здесь же законодательно закреплены принципы советской федерации.

В годы гражданской войны (1918 – 1922 гг.) государственное строительство характеризуется резким ограничением демократических начал, распространением принуждения и революционного насилия.

Иностранная интервенция, задачей которой было расчленение страны и недопущение возрождения независимой России, подтолкнула, образовавшиеся в результате крушения империи, самостоятельные республики к созданию военно-политического, а затем и военно-хозяйственного союза. 30 декабря 1922 г. было провозглашено новое государство – Союз Советских социалистических республик (СССР).

В самой правящей партии, не говоря уже о ее национальных отрядах, не было единых взглядов на образование нового государства. Развернулась острая борьба по вопросу о будущем советском государстве. В этих условиях все республики вошли в состав союза на равных условиях. Важным этапом в развитии советской государственности и национально-территориального устройства стало принятие в 1936 г. Конституции СССР, которая закрепила федеральную систему, состоящую из разных субъектов.

Конституция преобразовала Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов в Советы депутатов трудящихся; закрепила дальнейшую демократизацию избирательной системы, отменив все ограничения избирательных прав, установив всеобщее избирательное право; выборы стали равными, открытыми, прямыми. Вместо съезда советов высшим органом власти стал Верховный Совет – двухпалатный парламент советского типа.

Событием мировой исторической значимости стала победа советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. централизованное управление всеми сферами общественной жизни страны позволило сконцентрировать природные, экономические и людские ресурсы на самых важных участках борьбы с врагом. После войны существенно изменилось и международное положение страны, социализм превратился в мировую систему. Неизмеримо выросли международный авторитет и влияние СССР.

После смерти Сталина в 1953 г., его наследник Н.С.Хрущев пытался реформировать государственное устройство СССР. Но его противоречивые и двойственные реформы (1956 – 1964 гг.) носили порой разрушительный характер и таили в себе опасность для самой системы управления страной. В результате он был отстранен от управления страной своими же соратниками.

На смену ему пришел Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев. С середины 60-х до середины 80-х годов никаких принципиальных изменений государственное устройство и система государственного управления в СССР не претерпела.

К маю 1977 г. был подготовлен проект новой Конституции СССР. Провозглашалось, что вся власть в СССР принадлежит народу. Народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющих политическую основу страны. Правда, в статье 6 Конституции закреплялось, что «руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы является Коммунистическая партия Советского Союза».

Социалистическая собственность на средства производства в форме государственной общенародной и колхозно-кооперативной собственности составляли основу экономической системы страны.

Прошло не более 10 лет после принятия Конституции и на повестку дня были поставлены вопросы реформирования, а затем и капитальной перестройки политической системы общества.

Реформирование началось с выработки новой структуры высшей государственной власти в стране и изменения избирательной системы. Был принят новый закон о выборах и внесены изменения в Конституцию. Высшим органом государственной власти становится съезд народных депутатов с широкими полномочиями. Съезд народных депутатов формировал Верховный Совет. Исполнительные органы власти формировались под контролем съезда и Верховного совета.

Выборы проводились на альтернативной основе.

Созданная система оказалась плохо управляемой. На повестку дня встал вопрос о ее дальнейшем реформировании. Был введен институт президента. Первым Президентом Советского Союза стал М.С.Горбачев.

В конце 80-х годов в ходе реформирования советской государственности, остро встали вопросы национально-государственного устройства страны. Были выдвинуты идеи демократизации общественной жизни, развития гласности, обновления государства, расширения прав союзных республик. Начало реформирования политической системы привело к ослаблению руководящей роли КПСС и ослаблению государства как такового. Быстро стали набирать силу центробежные силы.

1989 –1991 гг. стали годами трагедии для многих народов страны. Обагрились кровью межнациональных конфликтов Средняя Азия, Закавказье, Прибалтика. Самыми популярными лозунгами стали «Независимость» и «суверенитет». В середине 1991 г. всеобщий кризис охватил Советский Союз.

19–21 августа 1991 г. часть союзного руководства во главе с вице-президентом Г.И. Янаевым путем объявления чрезвычайных мер попытались остановить распад страны, но эта попытка потерпела неудачу. 8 декабря 1991 г. главы Республики Беларусь, РСФСР и Украины заявили о создании содружества Независимых Государств. В заявлении говорилось, что «Союз ССР, как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование».

 

5. Государственное управление в России в 1991-1993 годы

Начало современного российского государства положил 1 - й Съезд народных депутатов РСФСР, приняв декларацию о государственном суверенитете России. Ровно через год, 12 июня 1991 г. Россия, путем демократических выборов, обрела своего первого президента - Б. Ельцина.

В 1991 г. наиболее острой проблемой государственного управления в СССР было обострение межнациональных отношений. Тяга союзных республик к независимости привела к необходимости пересмотра союзного договора. Каждая республика стремилась сохранить у себя максимум денежных средств, чтобы самостоятельно решать экономические проблемы. Новый союзный договор планировалось подписать 20 августа 1991 г.

Но 19 августа произошел государственный переворот. Группа высших государственных деятелей СССР основала Государственный комитет по чрезвычайному положению, объявила о недееспособности Горбачева и в соответствии с Конституцией провозгласила Президентом вице-президента Янаева. Выступление ГКЧП не было поддержано, Горбачева освободили из-под домашнего ареста.

После поражения ГКЧП в большинстве союзных республик была провозглашена независимость. Первой получила независимость Украина.

Осенью 1991 г. разрабатывались проекты нового союзного договора, идеологом которых был Горбачев. В республиках вводились собственные денежные единицы, образовывались собственные вооруженные силы. Кроме того, Президент России Б.Н.Ельцин подписал Указ о запрещении деятельности КПСС на территории России, региональные комитеты партии были занятии милицией и закрыты.

8 декабря 1991 г. в Беловежской Пуще был подписан договор о создании Содружества Независимых Государств. Это была новая форма союзного договора, которая подразумевала полную независимость бывших союзных республик. Договор об образовании СНГ подписали: от России – Ельцин, от Украины – Кравчук, от Белоруссии – Шушкевич. В течение декабря 1991 г. в СНГ вошли и другие бывшие союзные республики, кроме Прибалтики. 21 декабря в Алма-Ате заключено соглашение о распаде СССР, и Горбачев добровольно сложил с себя обязанности Президента СССР. В конце 1991 г. был созван Съезд народных депутатов СССР, который принял Декларацию о роспуске СССР.

2 января 1992 г. было объявлено о либерализации цен; означающее проведение экономической реформы («шоковая терапия» под руководством Е. Гайдара) Цены подскочили в 10 - 12 раз, а заработная плата и пенсии увеличились всего на 70%. Большинство населения оказалось за чертой бедности. Чтобы нейтрализовать негативные аспекты радикальной реформы и привлечь большую часть населения на свою сторону, правительство проводит ваучерную приватизацию, (14 августа 1992 г.) Однако большинство населения было не в состоянии приобрести акции с высокими дивидендами, поскольку либерализация цен фактически уничтожила сберегательные вклады, и поэтому вместо среднего класса образовалась узкая группа, воспринимаемая большинством как высший класс.

Конфликт между исполнительной и законодательной властью, определявший развитие российской политики в 1992—1993 гг., завершился кровавой схваткой осенью 1993 г. Он отразил углублявшиеся разногласия в лагере реформаторов по вопросам социально-экономического и политического развития страны. 21 сентября Б. Ельцин выступил по телевидению и объявил о роспуске Верховного Совета РФ и Съезда народных депутатов. Одновременно был издан указ «О поэтапной конституционной реформе РФ». На референдум 12 декабря 1993 г. был вынесен президентский проект новой Конституции. За него проголосовала большая часть пришедших на выборы россиян.

Конституция, принятая 12 декабря 1993 г., не только закрепила экономические и политические изменения, произошедшие в стране и обществе, но и поставила заслон на пути нарастающей суверенизации регионов. Она провозгласила РФ федеративным демократическим государством с республиканской формой правления, определила права входящих в нее субъектов федерации, зафиксировала разграничение предметов ведения и полномочий между ними и центром, а также определила круг вопросов, находящийся в совместном ведении.

 

 

Раздел 2. Теория управления

Научные школы управления

Основателем школы научного управления является Фредерик Тейлор. Изначально Тейлор называл свою систему «управлением посредством заданий». Понятие «научное управление» впервые в 1910 г. применил Луис Брандвйс.

Ф.Тейлор полагал, что управление как особая функция состоит из принципов, которые могут применяться к видам социальной деятельности.

Основные принципы Ф.Тейлора:

1. Научное изучение каждого отдельного вида трудовой деятельности.

2. Отбор, тренировка и обучение рабочих и менеджеров на основе научных критериев.

3. Равномерное и справедливое распределение обязанностей.

4. Взаимодействие администрации с рабочими. Тейлор считал, что в обязанности руководителя входит отбор людей, способных удовлетворить рабочие требования, а затем подготовить и обучить этих людей для работы в конкретном направлении.

Он разработал систему дифференциальной оплаты, согласно которой рабочие получали заработную плату в соответствии с их выработкой. Система дифференцированных сдельных ставок должна стимулировать большую производительность рабочих, так как от этого повышается сдельная ставка заработной платы.

Основная идея Тейлора состояла в том, что управление должно стать системой, базирующейся на определенных научных принципах, должно осуществляться специально разработанными методами и мероприятиями.

Основателем административной школы управления является Анри Файоль.

Представители административной школы рассмотрели управление как универсальный процесс, состоящий из таких функций управления, как планирование, организация, мотивация, контроль и координация, предложили систематизированную теорию управления всей организацией (с помощью деления организации на подразделения, выполняющие основные функции – финансы, производство, маркетинг). Основная задача административной школы – создание универсальных принципов управления, соблюдая которые организация будет успешно функционировать.

Принципы управления, сформулированные Анри Файолем: единоначалие (обеспечивает единство точки зрения, единство действия и единство распорядительства), разделение труда (специализация), дисциплина, единство руководства (виды деятельности, преследующие одну и ту же цель, должны иметь одного руководителя и руководствоваться общим планом), справедливость, власть и ответственность, вознаграждение, инициатива (обдумывание и выполнение плана), порядок, централизация, корпоративный дух и т. п.

 

7. Сущность, содержание и характеристика управления. Взаимосвязь понятий «управление», «руководство» и «менеджмент»

С позиции менеджмента управление - процесс проектирования социальных систем мотивации людей по достижению целей. С экономической точки зрения управление – это способ получения экономического результата при наименьших издержках. Правоведение трактует управление как государственное регулирование с помощью законов. Политология и иные общественные науки представляют управление как воздействие на общество со стороны государства политическими методами.

Существует несколько подходов к рассмотрению сущности управления:

1. Управление как искусство – это способность эффективно применять накопленные знания и опыт на практике сложилось еще в древности. Искусство управления базируется на том, что организация это сложная социально-техническая система, на которую воздействуют факторы внутренней и внешней среды. Главным фактором при этом является умение руководителя предвидеть их воздействие и принимать управленческие решения (на основе имеющихся знаний, опыта, логики, интуиции).

2. Управление как наука имеет предмет изучения, специфические проблемы и подходы к их решению. Она развивается с конца XIX века. Суть этой науки в объяснении природы управленческого труда, установление причинно-следственных связей и выявлении факторов и условий, при которых совместный труд людей оказывается более полезным и эффективным. Главный вопрос в этой сфере управления – это эффективность производства.

3. Управление как функция– развитие менеджмента предопределило выделение деятельности по управлению в отдельную функцию, которая по назначению и содержанию принципиально отличается от производственной функции. Это произошло в XVII – XVIII вв. и связано с зарождением капитализма. Главным революционным преобразованием в это время стало отделение управленческого труда от собственности и зарождение профессионального менеджмента. Управление как функция реализуется через непрерывный процесс выполнения ряда управленческих действий, который состоит из совокупности 6 взаимосвязанных управленческих функции: 1) планирование, 2) организация, 3) мотивация, 4) контроль, 5) принятие управленческих решений и 6) коммуникации.

4. Управление - это люди, управляющие организацией. Процесс управления обеспечивается профессионально подготовленными специалистами, формирующими организации и управляющие ими путем постановки целей и разработки способов их достижения.

5. Управление - это аппарат. Управление нередко идентифицируется с органами или аппаратом управления. Без него организация как целостное образование не может существовать и работать эффективно.

В настоящее время понятия «управление», «руководство» и «менеджмент» чаще всего используются как идентичные, взаимозаменяемые, но это не всегда верно. Управление является более широким понятием, чем менеджмент. Термин «управление» справедлив по отношению к любым объектам. Осуществлять менеджмент можно только по отношению к чему-то социальному, обладающему разумом и волей: отдельному человеку, коллективу, социуму. Менеджмент предполагает выполнение определенных повторяющихся функций для достижения социальным объектом некоторой цели или состояния. Кроме того, менеджер осуществляет руководство, т.е. оказывает влияние на людей для достижения сформулированной им цели. Руководство основано на возможностях и способностях менеджера влиять на людей. Разница между руководством и менеджментом заключается в том, что менеджмент включает не только действия по оказанию влияния на людей, но и некоторые другие действия: планирование, организацию, контроль и регулирование. Таким образом, руководство является более узким понятием, чем менеджмент.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 385; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.33.87 (0.032 с.)